Главный ворчун - бюрократ в кино

Главный ворчун - бюрократ кино.

Посвящено замечательному артисту, не игравшего
главных ролей, но будучи КОРОЛЁМ эпизодов –
Николаю Парфёнову.

Первая часть.

Актёр сей, Николай Парфёнов,
Никогда не играл в кино,
Любовников – героев, также,
Романтиков различных там.

Но тем не менее Парфёнов,
Администраторов играл,
И бюрократов разных типов,
Управдомов, бухгалтеров.

И председателей месткома,
Начальника поезда там,
И замдиректора какого –
Такие роли он играл.

Его персонаж, трусоват был,
Упрям и ограничен тот,
Без чувства юмора… Но в жизни,
Противоположностью был.

(Своим героям. Может, поэтому у актёра была
Непростая судьба)

1912 год

Парфёнов Николай родился,
В деревне, называлась та:
«Сергиевы Горки», это –
Во Владимирской области.

В дружной, большой семье рос Коля,
Когда ему было 7 лет,
Его отец ушёл из жизни,
Осталось семеро детей.

Опорой матери те стали,
Ей помогали те во всём
Актёр вспоминал со смущеньем:
«Что воровал скот, чтоб прожить».

И трудолюбие с поддержкой,
Друг друга, помогло семье,
Встать на ноги. Развить хозяйство.
Но тут в семью пришла беда.
1930 год

Среди односельчан нашлись всё ж,
Завистники. Пошлют донос…
И в этот год там раскулачат,
Парфёновых. Всё отберут.

А мать отправили на Север,
Работать на торфяники…
Трудилась там до самой смерти,
К родственникам – младших детей.

Старших и средних детей взяли,
Бабушка с дедушкой в Перми.
С малых лет дети те привыкли
К самостоятельности там.

Поэтому сами решили,
Судьбу устроить же сою.
Отправились в Москву. Поступят,
Успешно они в МГУ.

А Николай другой путь выбрал,
Решил актёром тогда ж стать.
Но, чтоб прожить, он для начала,
Работать на завод пошёл.

(Завод «Серп и молот» - арматурщиком)

А подкопив денег, он подал -
В театральную студию,
При Моссовете – документы,
Экзамены ж он провалил.

Но в студию его всё ж взяли.
Годы учёбы вспоминал,
Парфёнов нехотя. И видно,
Мало хорошего с того.

Москвичи – однокурсники же,
Пренебрежительно к нему,
Там относились: «Мол, с деревни,
Деревенский мол чудик был»

Первую роль в фильме сыграл он,
«Родные поля». Правда роль,
Была маленькой тогда очень,
В титрах нету фамилии.

После же фильма «Сын полка» он,
Василия Пронина – стал,
На фильмы уже приглашаться,
Работать начал он в кино.

Одновременно же там были,
Работы и в театре. Но,
Второго плана доставались,
Парфёнову все роли там.

Вторая часть.

Спрашивали ж друзья, коллеги,
А не обидно ли ему.
Всё время играть в эпизодах?
На что Парфёнов отвечал:

«А мне такие роли нравятся!»

Единственная главная же
Его роль там была тогда,
В комедии Фонвизина, то –
«Недоросль» - Митрофанушки.

(Да и то сыграл не в кино, а в театре , будучи
Совсем юным актёром)

Парфёнов Николай студию кончив,
На службу поступил туда ж,
В театр «Моссовета» также,
В котором студия была.

(Имени Моссовета)

Работа же в театре – это,
Как отношения в семье,
Большой. И Николай был,
Заботливым и добрым там.

Товарищем он был хорошим.
Некоторые ж за глаза,
Рождественским дедушкой звали,
Действительно ж он был таким.

Доброжелательным, с хорошим,
И чувством юмора. Помочь,
И поддержать он мог коллегу,
В минуту трудную его.

В кино же был другим Парфёнов,
Правдоподобно, искренне,
Играл завистливых, ворчливых,
Обиженных на жизнь людей.

Мелких начальников, которым,
Нравится портить нервы всем,
И настроение тем людям,
Что окружают там его.

И у Парфёнова те роли,
Блестяще получались там!
Он часто вспоминал же случай,
Как зритель реагировал.

(Набросилась одна старушка, после премьеры
На встрече со зрителями на Парфёнова с кулаками и
Начала ругать его, что так нельзя вести себя
Советскому человеку, творя мелкие подлости.
Видно она поняла, что он играет самого себя. Артист
Растерялся и с юмором вышел из положения.
Он пообещал, что больше так не будет делать)
   
Парфёнов говорил: «Героев,
Своих, по жизни я встречал».
Рос наблюдательным он с детства,
Многих там пародировал.

Односельчан своих. Став взрослым,
За типажами наблюдал,
Он на Черемушкинском рынке,
В Москве, где он часто гулял.

А роли свои бюрократов,
В юмористических играл,
Журналах он – «Фитиль» и также,
В детском журнале «Ералаш».

(Его фильмография насчитывает свыше 130 ролей!
Парфёнов считается одним из самых плодотворных
Советских артистов. Он также занимался озвучиванием
Радио - спектаклей)

За долгую свою карьеру,
Николай Иванович создал,
Всю галерею персонажей,
Вскрывающих общества зло.

(Социальные перекосы и пороки)

Несмотря на второстепенность,
Герои в исполнении,
Парфёнова – запоминаются,
Много фраз – как цитаты уж.

Третья часть.

Личная жизнь сего артиста,
В общем – то яркой не была.
Два раза был женат Парфёнов,
От первого брака есть дочь.

(Первая жена актриса – Ольга Васильева. Дочь – Ирина)

Но быт сломал их отношенья,
Шли неурядицы кругом…
Развод. Переживал он очень,
В депрессию сильную впал.

Он не хотел смотреть на женщин.
Друзья ж, коллеги помогли,
Заботу проявили. Даже,
Помогли закрутить роман.

(С организатором туров Театра имени Моссовета)

Ту женщину звали Ларисой.
И молодые люди те,
Всё ж поженились. И прожили,
Счастливейших 47 лет.

Совместных детей не имели.
У них тогда ж была мечта,
На пенсию, когда те выйдут,
То –путешествовать начнут.

На отдых свой копили деньги.
В лихие ж «90 – е»,
Грянул дефолт. Что уничтожил,
Их накопления тогда.

А следом и инсульт случился,
С женой… Парализует ту.
Счастливая жизнь в одночасье,
Рухнула  у Парфёнова.

Артист ухаживать там начал,
Там за больной своей женой.
Облегчить ей тогда старался,
Её страдания, беду.

Спасала его лишь работа,
В театре. Он там прослужил,
До своей старости глубокой,
После ж «80 – и» – спад.

Тут стала подводить и память.
А после уж смерти жены,
Следить за собой перестанет,
И даже бриться перестал.

Родная дочь, и сын Ларисы,
Воспитывал которого,
Там как родного, тот Парфёнов,
Плохо же отнеслись к нему.

(Отплатят чёрной неблагодарностью)

Причиной же того конфликта,
Вопрос квартирный, ясно был.
Родные к нему приходили,
Чтоб не помочь, а что - то взять.

(Из его ценных вещей)

Вынесли всё. Кроме дивана,
Парфёнов, на котором спал.
Коллеги, тоже его, напрочь,
Забыли «деда доброго».

(«Рождественского дедушку»)

И на звонки не отвечали,
Его, а если слышали
Его голос – то прерывали ж,
С ним разговор… А почему?

Под конец жизни ж - одинокий,
И живший в нищете артист,
Был забыт всеми…  Будто б - не был,
Он в этой жизни. Как же так?

Даже в пансионат для старых,
Тех ветеранов сцены, он –
Не мог попасть. Ведь нужно было,
Квартиру же в залог отдать.

Не мог того тогда он сделать,
При жизни же жена его,
Вторая –прописать успела,
Племянницу свою туда ж.

(Причём тайно от мужа)

7 января 1999 года

Под Рождество остановилось,
Сердце Парфёнова… Ему,
86 лет уж было,
Причина ж – неизвестна всем.

Скорей всего – депрессия там,
Сгубит его, что впал тогда…
Серьёзно ж не болел ни разу,
Не пил, и также не курил.

Даже в своих годах преклонных,
Физически, он крепким был.
Сестра младшая схоронила,
На Химкинском же кладбище

(Рядом с его мамой и сёстрами)

И на прощанье с Николаем,
Никто с друзей, и из коллег,
Там не пришёл? Сестра же долго,
Урну с прахом хранила там.

Хранила у себя, в надежде,
Что вспомнят об артисте всё ж,
Не дождалась. Земле предала,
«Короля эпизодов» прах.


Рецензии