Подвальный Пушкин
Даже в СССР так не делали, не скатывались до обесценивания культуры врага. Наоборот, украинцы могли бы использовать Пушкина как свободолюбивого мыслителя: ведь сколько стихов написано поэтом против самодержавия! А тут сами себе же вредят такими горячечными действиями, поднимая еще одну волну взаимной ненависти.
Можно возразить: "Им в подвалах не до Пушкина!"
Но получается, что до Пушкина, раз переименовывают. Тем, кто стремится обострить и накалить обстановку, внести еще большее ожесточение в сердца людей.
Или вот то, что в польских учреждениях культуры решили запретить произведения российских композиторов и писателей и теперь в местных филармониях не будут звучать произведения Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича, в театрах перестанут ставить спектакли по пьесам Антона Чехова. А сам запретный список будет дополнен и расширен.
Вот это каким боком-то? Шаш ал десе, бас алады деген сол! Это по-казахски. В переводе: "Рубят голову, когда сказано было состричь волосы".
Михаила Булгакова не запретили еще? Хоть и украинец, но писал на русском языке и считается вроде как русским писателем, даже, боже упаси! — советским! Им надо из всех библиотек все книги русских писателей сжечь! Чехова, Толстого, Достоевского, Бунина, Шолохова, Пушкина, Лермонтова... А чего мелочиться-то! Раз такая пляска пошла. Мочить всех в культурном европейском сортире: глаз за глаз! око за око!
К сожалению, это обыкновенный европейский... нет, человеческий фашизм, ничто иное. Фашизм и там, и здесь, и везде. Никуда не исчезал. Просто вскрылся как консервная банка ментальной гнили общечеловеческой, которая пронизывает обычного и культурного, безмозглого и интеллектуального, бабу Дусю и апашку с аула, президентов и солдат, наемников и беженцев... У всех сидит в той или иной пропорции эта истина фашизма. У кого больше, у кого поменьше...
Еще новость: "Эрмитаж Амстердама разорвал отношения с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге в связи со спецоперацией на Украине".
Black Lives Matter продолжается! Одна форма насилия превращается в другую, еще более уродливую.
Ведь тот полицейский США, который превысил свои полномочия и коленом прижал голову наркомана к асфальту... Он вроде как да, виновен. Ну, а потом, что началось? Психоз, истерия, даже фильмы о викторианской эпохе стали снимать с чернокожими в ролях аристократов английских! Изымать чернокожих персонажей из романа "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер Стоу, из "Приключений Тома Сойера" Марка Твена, из "Десяти негритят" Агаты Кристи...
Разве это правильно? Разве это не ментальное, не культурное насилие над произведениями умерших классиков, над историей и историческим, культурным контекстом?
Разве сейчас не то же самое, только в еще большем масштабе?
Опять могут возразить: "Это уже истерика от безысходности...."
Всё так. Но всё же тут ещё наличествует и самая настоящая диктатура толпы, охлократия, а не демократия.
Есть диктатура одного как тирания, а есть диктатура толпы — та же самая тирания, ничем не лучше, та же самая тюрьма народов, только может еще изощреннее.
Планета заигралась в игры потребительства. Только хлеба и зрелищ подавай! Культ наслаждений, эстетика гедонизма, культ собственничества и свободы от всего, от чего можно откупиться! И этика так, для того чтобы в круг "цивильных" приняли, для приличия, правильно? Ведь это условности, без этого пропадешь, не будет успеха, потеряется репутация, вы что! Культ фикции, условностей и жеманностей, культ цинизма вселенского, когда важен собственный пупок. А вот какие-то пространные и абстрактные материи — пусть придурки интеллектуалы и интеллигентишки-неудачники чешут свои затылки — нам-то это совершенно пофигу.
Традиции и ценности? Тьфу на них, поскольку гроша ломаного не стоят! Тоже мне, понапридумывали разного, политиканы всех мастей, страсти свои тратили, фанатели от дурости и тупости, верно? Мы же все умные, мы твердо знаем свои цели и идем к ним точным рациональным курсом. Вон, богатеньким украинцам, многим из них — плевать на своих же собственных соотечественников, которые вроде бы тоже с ними оказались в статусе беженцев — так помоги им! Так нет ведь, простым украинцам помогают такие же простые молдаване, перевозя их до границы с Румынией бескорыстно, не беря ни копейки — на своих стареньких авто! А вот богатенькие беженцы, которые переехали границу на мерсах, БМВ и джипах — они в отелях молдавских шикуют, пользуясь случаем и всеми льготами, даже и не думая двинуть попой, чтобы помочь в перевозках своим же собственным соотечественникам, но пониже социальным статусом. Они разве не фашисты, эти богатенькие буратино?
А если глянуть на казахстанских спасенных граждан, которым организовали "зеленый коридор", и вывезли из полыхающей Украины сначала в Польшу, а затем уже их самолетами отправили в Алматы. Но тут не это хотел бы отметить. А вот то, о чем неофициально стало известно: некоторые (далеко не все!) пассажиры требовали от казахстанских же дипработников чуть ли не люкс-условий: размещений в отелях, прочих VIP-удобств! И это в той ситуации, когда они могли вообще сгинуть под автоматной очередью или разрывом снаряда. До какой степени всё же жива эта неискоренимая спесивость человеческая, чванство фашистское, неважно какой национальности?
Житель четвертой планеты из бессмертного "Маленького принца" — деловой человек — так занят делами и столь серьезный, что ему нет дела ни до чего вокруг, что не относилось бы к его делу, верно? Главное успех, амбиции стать первым во что бы то ни стало.
Там еще много персонажей в этой маленькой, но такой глобальной книжке, которую написал французский военный летчик, погибший при исполнении боевого задания. Пронзительная печаль захватывает при ее чтении в эти дни.
Что остается делать обычному человеку в эти дни эскалации насилия? Выдавливать по каплям из себя вирус фашизма, который не имеет национального окраса.
Быть человеком, а не зверем. Не тонуть в болоте ненависти.
Как никогда актуальна фраза, высказанная в свое время Григорием Померанцем...
В свое время агрессивной риторике писателя Александра Солженицына мягко, но цепко и настойчиво возражал российский культуролог Григорий Померанц, отмечая, что на тернистом собственном опыте пришел к важному выводу о том, что "стиль важнее предмета полемики". Потому что "дьявол начинается с пены на губах ангела". Но до душевной глухоты увлеченного своими умопостроениями Александра Исаевича, который в свое время без обиняков в 1990 году назвал Казахстан "среднеазиатским подбрюшьем России", это "не проняло" да и не могло уже. Старики редко апгрейдят свое сложившееся мироощущение, тем более нобелевские лауреаты.
Моего деда-фронтовика Кали Саханова дважды исключали из партии (слишком часто заместитель председателя райисполкома Зерендинского района Кокчетавской области, а затем председатель овцеводческого колхоза, был не по-восточному прямолинеен в общении с высоким начальством). И дважды он сам добился восстановления в рядах КПСС. Второй раз — путем личного приема у руководства страны в Кремле. Правда, в итоге, в знак очередного протеста ушел с руководящей должности в рядовые чабаны, образцово пас овец до своей пенсии, пользовался большим уважением как среди коммунистов, так и среди простого народа.
Так вот, дед мой не отличался толерантностью к двум вещам: некомпетентности и несправедливости. И я до сих пор помню его непередаваемую реакцию при слове "Солженицын", которое было произнесено в разговоре с его аксакалами-друзьями (я застал эти разговоры, будучи 7-летним пацаном, также любил смотреть по вечерам вместе с дедушкой телепередачу "Международная панорама" или играть с ним в шахматы).
Тёртые жизнью фронтовики-коммунисты не любили, а точнее, презирали Солженицына не только за предательство, но и за малодушие. За что Александра Исаевича невзлюбил мой дед, кстати, весьма подкованный в политэкономии (в свое время окончил Высшую партийную школу в Алматы), я лично понял, когда уже в 1990 году прочитал статью вермонтского затворника под мессианским названием "Как обустроить Россию", вышедшую в виде приложения к "Комсомолке". В ней, да ряде других произведениях, его конъюнктурная субъективная полуправда (а местами и откровенная историческая дезинформация) безапелляционно и по-хамски плюёт на любые иные мнения, не говоря уж "о каких-то там казахах". Дело просто в ловкачестве и затачивании всего подручного материала на одну цель, и тут Солженицын и небезызвестный Макиавелли ("цель оправдывает средства"), к сожалению — два сапога пара.
И как после этого он может называться великим и призывать к жизни "не по лжи"? Талантливый, дюже одаренный писатель — да. Но явно не дотягивает до универсального, подлинно русского духа Толстого (тот порой в делах домашних хоть и проявлял крутой нрав, но в своем публичном творчестве он себе такого не позволял, творческая совесть у человека была). Ведь идея непротивления злу насилием не на пустом месте появилась. Толстого нужно обязательно рассматривать в паре с Достоевским (они органично дополняют друг друга). Оба дали русской литературе, а также всему миру две основные максимы-заповеди: один говорил о приоритете культа человечности в человеке, а другой восславил красоту и ее поиск как смысл жизни — красоту нравственности, поступков, прежде всего — и в жизни, и в творчестве.
Совесть, к сожалению или счастью, совершенно недемократична. Если она и существует, то только в форме диктатуры, когда просто приходят к банально ясной формуле: "Не могу иначе!" Причем, это та диктатура, которая появляется после апофеоза демократии, когда выслушан каждый голос, а сам вопрос изучен глубоко и всесторонне. Именно диктатура совести двигала и Солженицыным, но похоже, по мере полета на гребень славы, мощный поток этой диктатуры сменился на тоненький ручеёк. Такая вот, вышла, техническая промашка, недолёт, так сказать. И вот эта великоимперская нервная промашка до сих пор поит корни русского фашизма.
Бытие, по сути, нейтрально и беспристрастно. И безжалостно садит на место тех, кто начинает считать себя самым правильным и истинным. Природными катаклизмами, войнами, санкциями. Реальность ни за кого. Потому что она во всех и вся. Истина во всех и вся. Поэтому и говорится: "не судите, да не судимы будете!" Осуждая другого, оголтело осуждая другую страну, другую нацию — ты осуждаешь себя, прежде всего.
Начинается всё с себя, с самого себя. Иначе говоря, с процесса поиска смысла жизни, с вопроса "кто я?". Вот вопрос, на который каждый должен найти свой ответ. Именно свой, не заимствованный. Выстраданный, рожденный в огне размышлений, горниле испытаний и поступков.
Вопрос рождается из сути войны. Ответ всегда приходит из сути мира.
Мы сейчас все в подвале живем. Самое время вспомнить Пушкина, Гоголя, Абая, Сковороду, Волошина. И вздрогнуть сердцем.
г.Нур-Султан, 04.03.2022 г.
Свидетельство о публикации №122030403970