Настоящая Святость по притче о двух должниках

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайла

Критерий настоящей Святости на примере
притчи о двух должниках.

Беседа-чаепитие после Воскресной Божественной Литургии
в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии, после службы, после причащения. Сейчас мы устроили с вами беседу-чаепитие, и на этой беседе мы поговорим о том, как вы поняли сегодняшнюю проповедь: как вы поняли сегодняшнюю притчу Господа нашего Иисуса Христа о двух должниках.
«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что’ должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Мы называем Бога нашим Господом, потому что мы считаем себя рабами Божьими. Рабами Божьими считать себя не стыдно. Почему? Потому что мы, когда грешим, мы рабы греха. Лучше уж быть рабом Божьим и делать добро, чем быть рабом греха. Но на рабском состоянии даже к Богу нельзя останавливаться, потому что есть ещё другие степени любви. Есть три любви к Богу: рабская; состояние наёмника (человека наняли творить добро); а также есть любовь сына, любовь дочери. Мы должны быть как сын и дочь, которые отдают всего себя, раб не будет отдавать себя, и даже наёмник полностью не отдаёт самого себя, только в момент совершения какого-то подвига он уже готов отдаться, он уже вырос из состояния наёмника.
Мы говорим, что государь стал подсчитывать тех, кто ему должен. С чем мы сравнили те суммы?
Молитва «Отче наш» учит нас, что прежде, чем просить прощение у Бога, нам нужно просить прощение у других, своих близких, потому что наше сердце не откроется для Бога, если оно закрыто для ближнего.
На проповеди мы говорили, что наш ближний, по словам Антония Великого, он является для нас и смертью и жизнью. Как это понять? Люди одевают на себя маски: в православной среде люди одевают православную маску, а как только выходят из Храма, снимают её, могут даже не подойти к священнику за благословением, стыдятся. Одевать маски – это совершенно неправильно, унижать себя и говорить: «Мы немощные, не достойные». Это всё на словах, это никому не нужно: ни Богу, ни нам самим. Богу известно всё. Мы должны приучаться сбросить все эти маски.
Есть хорошая картина: Господь Иисус Христос находится, и стоит толпа людей, и все находятся в масках, и все они стоят в очереди в Царствие Божие. Бог снимает с каждого человека маску, и только на ребёнке маски нет. То есть мы должны стать как дети.
Можно ли что-то от Бога требовать? На самом деле вы не видели или не слышали, или не читали, как молятся Святые? Как молился Иоанн Кронштадтский, как молился Пророк Моисей, как Святые молились? Они не просто молились – они от Бога требовали, потому что они знали, что Бог этого хочет. Почему получает Святой, а не святой не получает? Если мы скажем, что мы грешные, никчёмные, то никому это не нужно. Получается вы этими словами себя умоляете, не даёте себе возможность с Богом соединиться и быть вдохновенными. Разве Бог хочет, чтобы мы были никчёмными, грешными, разве Он этого хочет? Богу нужны сыновья и дочери, мы такие и должны быть.
В православной среде люди хвастаются своими грехами, говоря: «Я грешнее», а стоит выйти такому человеку из среды церковной, он начинает хвалиться другими вещами. Какая разница, чем хвалиться?
Святые у Бога вытребовали помощь для своих ближних, а для себя ничего не просили, и поэтому Бог их слышал. Представьте себе: они так любили людей, значит они также любили и Бога, и поэтому Бог и открывал уши для их молитв – вот в чём суть. Когда мы с вами исполним Евангелие, если это будет, то мы тоже сможем Бога просить и молить дерзновенно. Требовать не в смысле, как требуют дети у своих родителей что-то – это совсем другое. Святые люди имели дерзновение, т.е., когда они требовали от Бога что-то, то говорили: «Господи, Ты обещал, вот Евангелие: в Евангелие написано, если мы простили долги, значит Бог нам простил». Поэтому мы также, когда приходим в Храм Божий, мы можем к Богу прийти и просить: «Господи, просим тебя, я не держу ни на кого зла, прости и Ты меня, грешного. Да, я человек недостойный, но прошу Тебя, не оставь меня». Надо, чтобы молитва имела силу, нужно себя настраивать на молитву. Для этого и строится Храм, чтобы человек настраивался на молитву, чтобы он получал от этого пользу. Это очень важно.
Как вы думаете. Святые имели каких-то врагов? Святые имели недоброжелателей. Вы помните мы с вами говорили, что, если охотник идёт охотиться, то, если он выстрелил в уток, то он ещё будет в их стрелять в них из другого ствола, пока не убьёт всех уток поблизости. Поэтому также и дьявол охотиться за христианами, т.е. никогда не будет пощады христианам. Борьба, которая происходит у христиан – это есть свидетельство, что мы на стороне Божьей, что за нами идёт охота. Когда человек живёт в миру, за ним нет никакой охоты, у него нет никаких врагов. У христианина, у доброго человека появляются враги в том случае, когда он начинает делать добро, когда он идет на Небеса по пути Божьему, он начинает встречать сопротивление, потому что он поднимается к верху. Когда человек идёт в гору и несёт большие тяжести, то у него становится много ненужных вещей, он может их выбросить. Также и мы, когда идём в Царствие Божье, многое ненужное берём. И Бог помогает нам с вами избавляться от этих ненужных вещей, потому что тяжело идти в Царствие Божие – это тернистый тяжёлый путь.
Каждый человек, который живёт на Земле, он задолжал Богу в Святости. Бог призвал нас к Святости, и мы обязаны стать Святыми, у нас нет выбора. Некоторые говорят: «У нас есть выбор». Если мы хотим жить с Богом в Царствии Божьем, у нас нет выбора. Там есть не святые не смогут жить. Мы должны идти в Царствие Божие. Когда человек отвергает Бога, он автоматически оказывается в аду. Как только человек пошёл по пути Божьему, Бог сразу же к нему делает сотни шагов.
Бог для нас сделал огромное счастье в том, что Он основал Царствие Божье, где приготовлен для каждого из нас дом, для каждого из нас есть место, где можно жить, славить Господа, радоваться. И, когда мы с вами это не выбираем, мы оказываемся в смерти, т.е. день от Бога – это уже смерть, это уже жизнь без Бога, это уже жизнью назвать нельзя.
Из проповеди о двух должниках видно, что нужно уметь прощать долго, чтобы жить с Богом. Если должны нам большую сумму, как быть? Легко говорить, когда этого испытания не было. Сейчас есть очень много людей, которых обманули мошенники. На самом деле нужно просто себя привести ко Христу, только Христос поможет простить. Одному человеку невозможно это сделать. Невозможно забыть огромную сумму средств, которую тебе не возвратили, невозможно забыть, что тебя предали друзья. Человеку это невозможно, возможно только Богу. Только с помощью Божьей это и возможно простить. Если человек придёт ко Христу в Церковь, причастится Христовых Тайн, на исповеди поисповедуется в том, что он не может простить, вот тогда Господь даст ему сил, и тогда у него появится это прощение. Без Бога невозможно простить.
Господь Иисус Христос находиться вне времени, и поэтому Бог может изменять не только настоящее, не только будущее, а Бог может изменить и прошлое во время исповеди, потому что Он прощает грехи из прошлого. Бог даёт нам великое чудо: если тот человек, которому задолжали огромную сумму денег или которого очень сильно обидели, что тоже самое, эти люди простить сами не могут, у них такая боль в душе, что сами они от этой боли избавиться не могут. Само по себе это прощение может быть только с помощью нашего Бога, другого пути нету. Иногда говорят: «Какие хорошие дети!» Но детей не за что хвалить, надо хвалить их родителей, которые их воспитали. Даже для этих детей – это не добродетель. Для детей, живущих в интернате, которые взяты из плохих семей, которые пьют, курят и дебоширят, вот этим детям быть хорошими – это добродетель.
Поэтому мы говорим: «Прощать по-настоящему не 100 рублей, а прощать какую-то большую сумму, или прощать обиду, что равнозначно, нужно с помощью Бога».
Какой есть критерий Святости? Милосердие, любовь, милость, послушание, смирение, прощение грехов, вера. Самый главный критерий – это прощение врагов. Простить пять рублей – это легко, а простить огромную сумму денег – это очень тяжело. Если ребёнок воспитан в хорошей семье, но он может попасть в ад. Самый добрый ребёнок, который вырос у хороших родителей может попасть в ад за какое-то небольшое греховное преступление, потому что он это не исповедовал и остался с этим до своей смерти – какой-то тайный грех, об этом никто не знает, кроме Бога.
Бывает хорошая семья, обеспечена, а он ворует, например. Человек ворует ради удовольствия, не ради того, чтобы прокормиться. Такой человек не попадёт в Царствие Божье. Бог смотрит на каждого из нас и взвешивает не на одних и тех же весах. Те дети, которые воспитаны в хороших семьях, для них не просто надо быть добрыми, для них нужно быть другими – нужно превысить вот эту планку, которую дали им родители. А, если ребёнок плохо воспитывается в семье, для него добродетелью уже является просто не пить, не курить, что он вырвался из той среды. Поэтому легко простить что-то маленькое, а простить своих врагов – это и есть самая главная добродетель и самое главное свидетельство о Святости.
«Молитесь за обижающих вас», - сказал Господь. Это самое, самое сложное. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Если человек даже в самой святой жизни, если он не молится за своих врагов, если он их не простил, то к святости он не имеет никакого отношения».
Почему, когда человек молится за своих врагов, хотя ему тяжело и больно, Бог видит эту борьбу и Господь благословляет, и этот человек идёт в Царствие Божье. Это и есть критерий Святости.
Кем являются для нас враги? Это наши лекари, наши спасители, наши врачи. Человек, когда грешит, например, у него сгнивает рука, когда он ворует, у него сгнивают уши, когда он слушает что-то плохое, притупляется зрение, он перестаёт духовно видеть, слышать, т.е. его душа умирает. Когда человек попадает в зону действия своих врагов, то на него, как бы, «ушат воды выливают», его как бы чистят. Нас поругали, но при этом нас очистили, т.е. мы должны благодарить Бога за наших врагов. Есть удивительная молитва Святителя Николая Сербского о врагах. Николай Сербский поистине был Святым человеком. По свидетельству Преподобного Силуана Афонского, он молился за врагов.
Некоторые люди одевают маски и корчат из себя святых, но это неправильно. Бог на Святость имеет Своё отношение. Если Бог послал нам врагов, значит они необходимы для нашего спасения, только и они могут нас очистить, потому что мы с вами что-то забываем, какие-то у нас есть старые грехи, и как раз кто-то нам и напоминает.
Вот человек под старость выглядит богообразно, но у него могут быть не исповеданы старые грехи. И вот Господь, посылая какие-то испытания для таких людей в старости (их могут, например, предать дети, ещё какие-то случаи быть), но эти испытания и появившиеся враги помогают им спастись.
Был очень удивительный случай: в пустыне жил один старец, и вот этот старец имел ученика. Ученик пошёл закупить необходимые продукты в город. Когда он вернулся, то увидел, что на пещеру напали дикие звери и его старца, которому было около 90 лет, растерзали. Он упал на колени, молился и плакал несколько дней, не вставая. Он говорил: «Господи, как ты мог поступить с моим старцем? Это же Святой в жизни человек, который не обидел ни единого человека, который сделал столько добра для этого города! Как мы будем жить без нашего старца?» И так он молился, и к нему предстал Ангел и сказал: «Бог послал меня сказать тебе: успокойся, потому что старец сейчас на Небе». Ученик говорит: «А как же мы здесь? Вот посмотрите, я сейчас ходил в город. И там в этом городе хоронят самого главного правителя, который был жесточайшим человеком, он не сделал ни одного доброго дела, он сделал столько зла, и почему-то этого человека хоронят с такими почестями? А мой старец умер такой лютой смертью». На это Ангел ему ответил: «Вот этот человек, которого похоронили с почестями, у него не было добрых дел, и мы хотели поместить его в ад. Но мы увидели у него на Небесах одно лишь маленькое дело: однажды к этому правителю пришла вдова и стала упрашивать его о помощи. Он отказывал, потому что он никому не помогал. Но она не уходила от него несколько дней, стояла у порога. И он сказал: «Отступлюсь от своих правил и помогу ей». И он помог этой вдове. Из-за этого доброго дела невозможно было поместить его в ад, потому что это доброе дело ходатайствовало об этом человеке». И на Небесах решили: «Отблагодарим этого человека здесь на Земле, устроим для него хорошие пышные похороны». На этих похоронах даже люди плакали.
Ангел сказал: «А этот старец в молодости согрешил и забыл об этом. Но, когда на него напали дикие звери, в эти самые мгновения, перед самой смертью, он со слезами просил у Бога прощение». И только нападение этих диких зверей и лютая смерть помогла старцу попасть в Царствие Божье, потому что, если бы он умер обычной смертью, он бы не вспомнил о своих тайных прегрешениях в молодости.
Нам, дорогие братья и сестры, нужно понимать, что наши враги – это наши ходатаи перед Царствием Божьем, это наши лекари, которые отрезают от нас вот эти гнилые вещи, чтобы нам втиснуться в Узкие Врата. Мы должны избавиться от своей духовной полноты греховной. Мы становимся, как слоны, которые не могут втиснуться в узкие Врата Царствия Божьего. Мы должны превратиться в маленьких слоников, которые спокойно смогут протиснуться в Царствие Божье. Нам нужно избавиться от этого греховного тука. Для этого нам надо постараться все свои обстоятельства жизни применять для своего спасения.
Если человек знает путь, то он может настроиться на этот путь и идти. Если мы с вами знаем какой должен быть Святой: он должен прощать своих врагов, молиться за врагов, то мы будем к этому готовы.
А иначе, сегодня мы с вами поисповедовались, т.е. Бог простил нам всё, а потом мы выйдем за пределы Церкви, и Бог обязательно будет нас проверять: к нам придёт вот такой должник и попросит средств. А мы скажем: «Я не могу тебе помочь, потому что ты и так мне должен». Это значит, что мы не простили этому человеку.
Мы с вами должны настроиться на добро, мы должны настроиться на святость, и только тогда мы будем к этой святости стремиться.
Очень много нас окружает рекламы. Человек стремиться приобрести вещь, берёт в долг, в кредит, чтобы её купить, потому что она ему нужна. А, если человек будет использовать духовную рекламу о Царствии Божьем из Евангелия, то он будет это Священное Писание любить, он будет стремиться к Царствию Божьему. Чем мы заинтересовались, к тому мы и стремимся.
Какой есть критерий уверенности, что мы войдём в Царствие Божье и нам Господь простит? Надо простить врагов и молиться за них.
Христос заповедовал защищать друг друга. Мы должны защищать свои семьи. Поэтому христиане служат в армии. Каждый человек должен прожить столько, сколько Бог дал ему времени.
Враги есть разные. Есть враги личные, которых мы должны прощать, а есть враги общественные, от которых мы должны защищаться. Бог установил на земле и начальство, и правительство для тех людей, которые уже Бога не бояться и людей не стыдятся. Поэтому, когда мы говорим о прощении врагов, мы имеем ввиду прощение личных врагов.
Помолимся Богу, чтобы Господь прежде всего помог нам избавиться от врагов, которые находятся внутри нас – это наши страсти. Если мы победим наши страсти, то сможем потом победить и наших внешних врагов, мы сможем считать их уже друзьями, которые излечили на. Помогай нам, Господь, в этом. Всем Божьего благословения и научиться прощать, чтобы быть прощенным. Аминь.


05.09.2021 г.


Рецензии