Эссе Библия. Ответы на частные вопросы - 4

Вездесущ ли Бог?

Библейский ответ
 
Бог видит всё и может действовать где бы то ни было по своему усмотрению: «Глаза Бога видят всё, Они наблюдают за злыми и добрыми», «И нет творения, скрытого от Бога, но всё обнажено и открыто перед глазами того, кому мы должны дать отчёт» (Притчи 15:3; Евреям 4:13). Однако Библия не учит тому, что Бог вездесущ, то есть присутствует везде и во всём. Согласно ей, Бог — личность и он пребывает в определённом месте.

  Форма существования. Бог — духовная личность. «Бог — это дух, и те, кто поклоняется ему, должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:24). Он невидим для человеческих глаз. «Ни один человек никогда не видел Бога» (Иоанна 1:18). В библейских видениях Бог неизменно предстаёт в каком-то конкретном месте. Он нигде не изображается вездесущим (Исаия 6:1, 2; Откровение 4:2, 3, 8).

  Место пребывания Бога. Бог живёт не там, где действуют физические законы, а в духовной сфере. В этой сфере, на небесах, у Бога есть место. «Услышь с неба, места своего обитания, услышь и прости» (1 Царей 8:30). В Библии описывается, как однажды духовные создания «пришли предстать перед Богом». Из этого видно, что Бог пребывает в каком-то определённом месте (Иов 1:6).

Если Бог не вездесущий, то может ли он помогать?
 
  Да. Люди Богу далеко не безразличны. Хотя Бог живёт в духовной сфере, он обращает внимание на тех жителей земли, которые искренне хотят ему угождать, и помогает им. «Ты услышь с неба, места своего обитания, прости, ответь и воздай каждому по его делам, потому что ты знаешь сердце каждого (ведь только ты знаешь сердце каждого человека)» (1 Царей 8:39;2 Летопись 16:9). Рассмотрим, как Бог проявляет свою заботу о тех, кто предан ему всем сердцем.

  Когда мы молимся. Бог слышит наши молитвы в тот момент, когда мы к нему обращаемся. «Когда Иосафа;т стал звать на помощь, Бог помог ему и отвлёк их от него» (2 Летопись 18:31).

  Когда мы подавлены. «Бог близок к удручённым сердцем, и сокрушённых духом он спасает» (Псалом 34:18).

  Когда мы не знаем, как быть. Бог готов наделить нас пониманием и наставить нас на путь с помощью своего Слова, Библии. «Я наделю тебя проницательностью и наставлю на правильный путь, Дам тебе совет и буду наблюдать за тобой» (Псалом 32:8).

Неверные утверждения о вездесущности Бога
 
  Утверждение. Бог присутствует во всём, что он сотворил.
 
  Факт. Бог не живет ни на земле, ни где бы то ни было в материальной Вселенной.  «Будет ли Бог жить на земле? Небо, даже небеса небес, не вмещают тебя, тем более этот дом, который я построил!» (1 Царей 8:27). Это правда, что звёзды и другие творения «возвещают славу Бога» (Псалом 19:1). Однако Бог не живёт в своём творении, как и художник не живёт в своей картине. Тем не менее, рассматривая картину, мы можем кое-что узнать о её авторе. Подобным образом видимый мир рассказывает нам о «невидимых качествах» Творца, таких как сила, мудрость и любовь (Римлянам 1:20).
 
  Утверждение. Только вездесущий Бог может быть всеведущим и всемогущим.
 
  Факт. У Бога есть святой дух, или действующая сила. Посредством своего святого духа Бог без личного присутствия может делать всё, что захочет, где и когда захочет; его взору всё открыто. «Куда мне убежать от твоего духа? И где скрыться от твоих глаз?» (Псалом 139:7).
 
  Утверждение. О том, что Бог вездесущий, говорится в Псалме 139:8: «Если бы я поднялся на небо, ты был бы там, Если бы я устроил себе постель в могиле, ты был бы и там.»

  Факт. В этом стихе речь не идёт о месте нахождения Бога. В псалме поэтически описывается, что нет мест недосягаемых для Бога и что он может помочь нам, где бы мы ни находились.


Живёт ли Бог в каком-то определённом месте?

Библейский ответ
 
  Да, Бог живет на небесах, в духовной сфере. Обратите внимание на следующие библейские стихи:
 
  Царь Соломон молился: «Ты услышь с неба, места своего обитания» (1 Царей 8:43).
 
  Иисус Христос учил, что его последователи должны обращать свои молитвы к «Отцу на небесах» (Матфея 6:9).
 
  Иисус, после того как был воскрешён, вошёл «в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога» (Евреям 9:24).
 
  Эти стихи ясно показывают, что Бог — реальная личность и что он живёт не везде, а только на небе.


Что такое святой дух?

Библейский ответ
 
  Святой дух — это действующая сила Бога, то есть его сила в действии. «Дух Бога наполняет меня силой» (Михей 3:8; Луки 1:35). Бог может послать святой дух в любое место, направив туда свою энергию, чтобы исполнить свою волю. «Посылаешь свой дух — и они созданы. Ты обновляешь лицо земли.» (Псалом 104:30; 139:7).
 
  В Библии словом «дух» переводится еврейское слово руах и греческое слово пнеума. Чаще всего эти слова указывают на действующую силу Бога, или святой дух (Бытие 1:2). Однако в Библии эти слова используются и в других значениях, например:
 
 дыхание (Аввакум 2:19; Откровение 13:15);
 ветер (Бытие 8:1; Иоанна 3:8);
 жизненная сила, которой обладают живые существа (Иов 34:14, 15);
 настрой, или склад ума, человека (Числа 14:24);
 духовная личность, например Бог или ангел (1 Царей 22:21;Иоанна 4:24).
 
  У всех этих значений есть что-то общее: в каждом случае подразумевается нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Так и дух Бога, согласно «Толковому словарю слов Нового Завета» У. Е. Вайна, «подобно ветру, невидим, бесплотен и обладает силой» (An Expository Dictionary of New Testament Words).
 
  О святом духе Бога в Библии также говорится как о его «руках» или «пальцах» (Псалом 8:3, сноска; 19:1; Луки 11:20, сноска; сравните Матфея 12:28). Подобно тому как ремесленник, трудясь над чем-либо, использует руки и пальцы, Бог использовал свой дух, например, для того, чтобы:
 
 появилась Вселенная (Псалом 33:6; Исаия 66:1, 2);
 была написана Библия (2 Петра 1:20, 21);
 древние служители Бога могли совершать чудеса и ревностно проповедовать (Луки 4:18; Деяния 1:8; 1 Коринфянам 12:4—11); послушные Богу люди могли проявлять прекрасные качества (Галатам 5:22, 23).

Святой дух не личность
 
  Из того, что в Библии о духе Бога говорится как о его «руках», «пальцах» или «дыхании», видно, что святой дух не является личностью (Исход 15:8, 10). Руки ремесленника не могут действовать независимо от его разума и тела; подобным образом святой дух действует только так, как того хочет Бог (Луки 11:13). Также Божий дух сравнивается в Библии с водой и связывается, например, с верой и знанием. Всё это показывает, что святой дух не личность (Исаия 44:3; Деяния 6:5; 2 Коринфянам 6:6).
 
  Когда христианскому мученику Стефану чудом было дано видение, он увидел на небе две личности, а не три. В Библии сказано: «Стефа;н, исполненный святого духа, посмотрел в небо и увидел Божью славу и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога» (Деяния 7:55). А святой дух — сила Бога в действии — помог Стефану увидеть это видение.

Неверные утверждения о святом духе
 
  Утверждение. Святой дух — это личность, являющаяся частью Троицы, как это видно из 1 Иоанна 5:7, 8 в Синодальном переводе.
 
  Факт. В Синодальном переводе в 1 Иоанна 5:7, 8 содержатся слова: «На небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле». Однако исследователи обнаружили, что апостол Иоанн не писал этих слов, и поэтому их не следует считать частью библейского текста. Профессор Брюс Мецгер написал: «Этот отрывок определённо поддельный и не имеет права находиться в Новом Завете» (A Textual Commentary on the Greek New Testament).
 
  Утверждение. Библия олицетворяет святой дух, и это доказывает то, что он личность.
 
  Факт. Святой дух иногда олицетворяется в Писании, но это не означает, что он личность. В Библии также олицетворяются мудрость, смерть и грех (Притчи 1:20; Римлянам 5:17, 21). Например, в ней сказано, что у мудрости есть «дела» и «дети» и что грех увлекает, губит людей и вызывает в них желания (Матфея 11:19; Луки 7:35; Римлянам 7:8, 11).
 
  Подобным образом, когда апостол Иоанн привёл слова Иисуса, он олицетворил святой дух, назвав его «помощником» (параклитом), который будет давать свидетельство, направлять, говорить, слышать, возвещать, прославлять и что-либо принимать. Говоря об этом «помощнике», он использовал личные местоимения мужского рода, такие как «он» и «его» (Иоанна 16:7—15). Однако он сделал это, поскольку греческое слово пара;клетос, переведённое как «помощник», мужского рода и по правилам греческой грамматики требует использования местоимения мужского рода. Когда же Иоанн, говоря о святом духе, использовал существительное среднего рода пне;ума, то при его замещении местоимением он использовал местоимение, не имеющее грамматического рода (Иоанна 14:16, 17).
 
  Утверждение. Крещение во имя святого духа доказывает, что он личность.
 
  Факт. В Библии слово «имя» иногда используется для указания на чьё-либо положение или власть (Второзаконие 18:5, 19—22;Эсфирь 8:10). Подобным образом в русском языке используется выражение «во имя закона», которое не означает, что закон — это личность. Человек, который крестится «во имя» святого духа, признаёт силу святого духа и его роль в исполнении воли Бога (Матфея 28:19).
 
  Утверждение. Апостолы Иисуса и другие первые ученики верили, что святой дух является личностью.
 
  Факт. Ни Библия, ни история не поддерживает такого мнения. В «Британской энциклопедии» сказано: «Определение, согласно которому Святой Дух является отдельной божественной Личностью... было принято на Константинопольском соборе в 381 году н. э.». Это было спустя более 250 лет после смерти последнего апостола.


Рецензии
Все предельно ясно и очень доступно читателям с любым образованием, как мне кажется.
Какой Вы молодец, Михаил, что именно на библейскую тему "затеяли" такие интересные и мудрые эссе. Я уверена, что если Вы надумаете затронуть другие темы, они будут также прекрасны и интересны.

Галина Тишкова   28.02.2022 15:55     Заявить о нарушении
Искренне благодарен за ваш отзыв, Галина! Я читаю Библию уже более 50 лет, с раннего детства, лет с шести. А последние 30 лет я серьёзно изучаю всё, что с ней связано. Таня Плешкова подала мне идею писать эссе. И я подумал, а почему не написать про Библию. Тема интересная, неизбитая.

Михаил Моисеев   28.02.2022 16:07   Заявить о нарушении