Москва слезам не верит
Дерево усохнет видно вскоре
Перестал я споры почитать,
В их наигранной веками ссоре.
Свидетельство о публикации №122022300846
Валентина Валек 08.03.2022 20:58 Заявить о нарушении
Дима Пучков 09.03.2022 04:12 Заявить о нарушении
Дима Пучков 09.03.2022 04:16 Заявить о нарушении
Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели)
Описание ценности как ключевого для аксиологии понятия философских учений и теорий имеет своей целью воссоздать логику культурологического представления о ценности: от бытийного по- нимания ценностей как идей до социологического измерения ценно- стей, главным объектом и субъектом которых выступает Человек. Культура как пространство «предметных ценностей» и «субъектных ценностей» формирует ценностное отношение человека к окружаю- щей его действительности. В этом проявляется социальный характер ценности: они не возникают вне человека и не вкладываются в него извне. На ценностное восприятие и процесс формирования ценно- стей оказывают влияние биологические, социальные, психические и другие факторы.
СИМБИРЦЕВА Наталья Алексеевна
Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели)
Культурологическая интерпретация ценностей ориентирована не только на их бытийный характер, но и на их существование в пределах конкретного историко-культурного этап
Авторское видение интерпретатором какого-либо историко- культурного периода высвечивает те ценности, которые актуальны для него в процессе повествования об объективно-субъективной реальности. Каждая эпоха формирует свой тип человека, рефлек- сивно воспринимающего и оценивающего реальность. Позиция философа, который «смотрит» на ценности культуры и актуализи- рует ее смыслы в пределах историко-культурного этапа важна и необходима для нестоящего исследования с тем, чтобы высветить особенное в воспроизведении идей времени − ценность Человека как субъекта и объекта культуры в исторической динамике.
Например, в античной философии категория «ценность» не используется. Однако, в работах Протагора (ок. 485 − ок. 410 до н. э.) речь идет о Человеке, который «есть мера всех вещей − сущих в их бытии и несущих в их небытии». Эта фраза традиционно прочи- тывается как невозможность истины для «всех людей», есть только отдельные «мнения» каждого. Софисты отмечали условность пред- ставлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о достойном и недостойном. Ключевой ценностью является представление об истине относительно: что у одного народа считается прекрасным и достойным, у другого порицается как безобразное и недостойное. Истина постигается человеком и несет частицу субъективного. И мир объективный, мир Космоса упорядочен античным человеком согласно его представлениям о гармонии и порядке. Протагор был изгнан из Афин по обвинению в «нечестии», за содержание первой книги «О богах», которая начиналась фразой: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выгля- дят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни»35. В этой фразе запечатлено не только отношение к богам, всемогущим и бессмертным
В трудах Аристотеля (384-322 до н.э.) появляется понятие этических ценностей и содержится попытка их дифференцировать. Философ, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности» (человек, счастье, справедливость и т.д.). С другой стороны, утверждает относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных»38. Добро и зло, справедли- вость и несправедливость как ценности существуют только в чело- веческом измерении. Высшей ценностью в человеке Аристотель определял добродетель, достижимую в процессе активной деятель- ности, познавательной и теоретической. Определенным смыслом в жизни Аристотеля обладала книга: она имела и материальную цен- ность (покупать книги и даже редкие мог не каждый гражданин), и духовную. Для современника философа книга становится вопло- щением знания о мире, их источником и стимулом получения. Способность к интеллектуальной деятельности отличает человека от животного и есть проявление нравственной позиции.
Универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь ко- торый доступно посвященному. Единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания − это тот путь, который должен пройти человек, постигающий реальность. Идеи мыслителя оказали мощное влияние на развитие художественно-образной сис- темы в период Ренессанса, а также нашли свое продолжение в по- следующие эпохи.
Дима Пучков 09.03.2022 04:38 Заявить о нарушении
43 Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ре- нессанса : антология : в 2 т. − М., 1981. Т. 1. С. 251. 44 Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения : в 6 т. − М., 1966. Т. 5. С. 485.
43
достижению своей цели – обладанию истиной; этика, где воля стремится к своей цели быть доброй; эстетика, где чувство стре- мится к овладению красотой. В контексте философии истории Кант тесно связывает категорию «ценность» с понятием культуры как общественной ценности человека в этическом аспекте
Несколько слов о теориях ценностей
После того, как аксиология оформилась в самостоятельную область философских исследований, обозначилось несколько тео- рий ценностей, раскрывающих взаимосвязь человека и культуры и актуализирующих значимость пространства и времени, которые близки человеку и входят в содержание его жизни. Приведем лишь некоторые из них.
В марксистской теории раскрываются вопросы о познании мира человеком ХХ века в условиях технической цивилизации. Механистичность как основа промышленного производства связа- на с практической деятельностью человека, которая направлена на его отделение от мира природы: субъект активно воздействует на объект, «обрабатывает» его, расширяя границы его объективности.
Мир материальной культуры создан руками человека, преоб- разован в результате его активного действия. В частности, Д. Лукач (1885 − 1971) предлагает рассматривать деятельность человека и его сознание в качестве основного содержания материальной жиз- ни. Диалектическое взаимодействие субъекта и объекта есть про- дукт истории. С одной стороны, все, что создано человеком (от здания, заводов до государства, культуры, искусства и религии), это несет в себе печать человеческого сознания и поэтому не может представлять собой только объект. С другой − сам субъект вклю- чен в огромный мир культуры, зависим от него и является продук- том этого объективного мира. Человек понимается как объект этого «живого» мира цивилизации.
Представители данной теории основную ценность человека видели в возможности сочетать субъектное и объектное начало по отношению к историческому процессу. Например, по мнению М. Лифшица (1905 − 1983),
Человеческое сознание, по мысли фило- софа, не обладает способностью зеркально воспроизводить реаль- ность, для которой свойство зеркальности представляется как есте-
ственное.
В концепции натуралистического психологизма Дж.Дьюи (1859 − 1952) ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы. Основным их ис- точником этих факторов источником являются биологические и психологические потребности человека. С этой точки зрения лю- бой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность человека, является ценностью. Будучи релятивистом, Дж. Дьюи не видел причины в обосновании абсолютных ценностей («Ценности так же неустойчивы, как формы облаков»). Главная задача философа со-
47 Из автобиографии идей : беседы М. А. Лифшица // Контекст, 1987. Ли- тературно-теоретические исследования. − М., 1988. С. 305.
«не человек отражает действительность,
а сама действительность отражается в человеке»47. Формы, которые проявляются в искусстве, в литературных произведениях, уже суще-
ствуют в реальной жизни.
Объективный мир − это не только предмет созерцания. Он
«возбужден» человеческой практикой, что позволяет ему достигать в человеке уровня самоотражения. Человек ценен настолько, насколь- ко в нем отражено активное начало его деятельности по отношению к миру и способность самой объективной реальности находить от-
ражение в субъекте
Дима Пучков 09.03.2022 04:38 Заявить о нарушении
вместе с объектами составляют одну часть мира − действитель- ность. Им противостоит другая часть − ценности. Мировая пробле- ма есть проблема взаимного отношения обеих этих частей и их возможного единства»51.
Сосредоточенность философов на аксиологической основе бытия не исключает возможности постижения историко- культурной реальности через субъективное начало. М. Шелер (1874 − 1928)52, являясь представителем персоналистического он- тологизма, утверждает объективный характер ценностей, которые, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Нахо- дящиеся в предметах ценности не следует отождествлять с их эм- пирической природой: например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Чем выше ценности, тем они долговечнее и тем выше удовлетворение, которое от них полу- чает субъект. Менее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными бла- гами. Ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности яв- ляют собой более высокие.
П. Сорокин (1889 − 1968) рассматривает понятие «ценность» как базовое в социологической теории, а «ценностное качество» как единство норм, знаний и ценностей определяет как основопо- лагающий фактор построения любого типа общества. По его мне- нию, «ценность служит основой и фундаментом всякой культу- ры»56. Любая культура может содержать как ничем не связанные явления, так и единство, все составные части которого выражают одну главную ценность: «всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуаль- ность, все составные части которого пронизаны одним основопола- гающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доми- нирующие черты изящных искусств и науки такой единой культу- ры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм со- циальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (ментали- тета)57. Именно такое единство составляет аксиологическое ядро каждой культуры.
Дима Пучков 09.03.2022 04:38 Заявить о нарушении
Дима Пучков 09.03.2022 05:44 Заявить о нарушении
Дима Пучков 09.03.2022 06:04 Заявить о нарушении
Опыт использования механизма стилизации характерен не только для классических приемов интерпретации текста, каким является критика, но и для сферы медиа. В частности, в рекламе, в дизайне, в арт-практиках, моде. «Говорить» языком конкретного стиля, отражающего свою эпоху, удерживать характерные для нее смыслы, ставшие актуальными «здесь и сейчас», и при этом сде-лать этот язык удобным и понятным для современника есть суть этого механизма.
Дима Пучков 09.03.2022 06:55 Заявить о нарушении
информация к размышлению
Дима Пучков 18.03.2022 20:53 Заявить о нарушении
Дима Пучков 25.03.2022 20:01 Заявить о нарушении
Дима Пучков 25.03.2022 20:04 Заявить о нарушении
Дима Пучков 25.03.2022 20:06 Заявить о нарушении