6. Пальцы пахнут ладаном

Если пальцы пахнут ладаном, то кто, не дай Бох, на этот ладан дышит? Вопрос столь же непрост, сколь и риторическ.

    "Ваши пальцы пахнут ладаном,
    А в ресницах спит печаль.
    Ничего теперь не надо нам,
    Никого теперь не жаль."

Ах, Вертинский, Вертинский. Еще одна из скал, на которых стоит планета. Впервые о Вертинском я узнал, когда услышал сакраментальное, в исполнении Жеглова-Высоцкого, конечно, в фильме "Место встречи изменить нельзя"...

    "Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
    Куда ушел Ваш китайчонок Ли?.."

Вот, казалось бы, дались Александру Николаевичу эти самые пальцы. Однако, его песни - шедевр за шедевром. Монструозно, конечно. А отрывок из песни Высоцкий, как утверждают киноведы (кино Веды?), сыграл спонтанно, а Говорухину, мол, так понравилось, что он захотел такой коротенький эпизод вставить в фильм, с Жегловым за фортепьяно (по другой версии, Высоцкий "настоял" на включении этого фрагмента). Ну и конечно, каверсы Вертинского, записанные мистером БГ. Качественно и одухотворённо, на мой взгляд.

Фильм "Место встречи" для меня – это пласт жизни. Может, в каком-то смысле он – некий наркотик. Я пересмотрел его десятки раз. Запоминал, записывал цитаты и фразы из него; смотрел документалки о нём, интервью Конкина и других, и прочёл "Эру милосердия" Вайнеров.

Мне также всегда были интересны митьки; ведь я браток им, считал я. Я же и сам Митя (да нет, Дима, конечно); "Митя" всегда звучало архаично и старообрядчески. И однако, я всегда обожал тельняшки. Потом зачитывался Тихомировым, Митьки, мол, на ветру и всё такое. И даже говорил "дык". Мне глубоко импонировал характер русского шалопая, который пьёт и рисует картины, особенно потому, что я не делал ни того ни другого. И ещё, митёк достаточно сообразителен. Например, приходит в гости к другу, а жене друга не нравится, если муж с друзьями выпивают (читай, нажираются). Поэтому Митя выпивает бутыль алкоголя перед входом в квартиру друга. Т.е. входит ещё трезвым, закусив, наверное, яблоком, чтобы поотбить запах, а уже зашедши в квартиру, может и расслабиться. Выгнать-то его теперь – чёрта с два!

Так вот, Митьки, конечно, обожают фильм "Место встречи". Мне всегда нравилось, что они тоже знают фильм "до косточек" и много его цитируют. Ведь это культовый фильм. И, безусловно, наибольшее обожание должно и нужно выделять Промокашке. "А вы чего не ложитесь?... Аааа!"  Говорят, Высоцкий прочил своего друга Ивана Бортника на роль Шарапова, а утвердили Конкина. Упс! А Бортнику "достался" Промокашка. Бессмертный!  Что сделал Промокашка, выйдя из фургона перед тeм, как банде пытаться снять Фокса с кичи? Правильно, снежку поел.

А знает ли кто-нибудь, какой "блупер" произошел в эпизоде на квартире у Верки-модистки, когда Пётр Соловьёв (счастливый обладатель выигрыша по довоенной государственной облигации суммой аж в пятьдесят тысяч рупчиков) был Жегловым уволен из рядов МУРа за служебное несоответствие и малодушие?.. Так вот, на квартиру Жеглов входит в картузе и вешает его на крючок, справа от входа. А, наорав на Соловьёва, выходит из квартиры, позабыв картуз на вешалке. А, как вам такое, ядрён-батон???

Это ж, ёлы палы, чорт знаит!

    "Вот чорт! Никак об Гоголя!" (Д. Хармс, «Пушкин и Гоголь»)

На кой же ляд дались вам эти пальцы, Сан Николаич?..

    Как «ваши пальцы пахнут ладаном»,
    На ладан дышит, не начавшись, лето.
    Tак небо тучами заплатано,
    Как будто дымом пистолета.

    Как «вот и лето» утекло,
    Так, с подростковою любовью,
    Уходит вера.

    Чу, Оскар гаркнет и ополоснёт весло,
    Им угостивши по хребту Прасковью.
    «Нишкни, мегера!»

    Как «лето красное пропела» ты,
    О стрекоза, крылами в воздухе дрыг, шмыг.
    Поэт же, как под дулом парабеллума,
    Всенощно по пробелам буквы прыг, прыг.

    Аспушкину так жаль зимы-старухи,
    Об Гоголя споткнувшися опять.
    Изогнутый над телом потаскухи,
    Ей Оскар не позволит оскарб л я д ь.

    От перемены мест, времён, и зим, и лет —
    Дыра от бублика, дымящий пистолет.
    Дым папиросовый, уха из петуха.
    И смеху ради, горстка строк, штиха.

Вот и лето прошло... Тарковский, Тарковский. Плечом к плечу с Хармсом и Вертинским, Арсений Александрович Тарковский подпирает шарик планеты нашей. Аки атланты оне, несущие на плечах своих Дом Веге в Петербурге. Об этом доме стоит поговорить отдельно (и так мы и сделаем, позднее).

Году же в 2003-м я поместил стиш "О борьбе с бандитизмом" на сайте stihi.ru, а стиш сей раскритиковал Серп — семинальная, семимильная фигура в русской словесности и поэзии. Гигант наш, Дедушка, инкарнация Будды. Я, конечно, говорю о Сергее Патрушеве.  Для справки, "Сергей Владимирович Патрушев (18 июня 1954, Москва, СССР — 25 марта 2012, Москва, Россия) — советский, русский поэт, автор песен для таких рок- и поп-исполнителей, как Алла Пугачёва, Андрей Мисин, Кристина Орбакайте, Лайма Вайкуле, Валерия, Наталья Ветлицкая, Александр Маршал, Татьяна Буланова, София Ротару, Валерий Сюткин, групп «Автограф», «Браво» и других." (Википедия, конечно).

И что же? Ну да, стиш был бросовый, и ругал его Серп справедливо. Мол, не работает ни как агитка, ни как стёб. Ему видней. А кургузый стиш так и висит там сиротливо...

    Эра милосердия Михал Михалыча Бомзе
    Ещё не скоро настанет.
    Жеглов, Шарапов, "фердинанд" и Копырин почили в бозе,
    А бандиты всё ещё партизанят.

    Бандит, сволочь, ходит на воле, жирует, гад,
    Людей стреляя почём зря.
    Снимем шапки, разлив по стаканам, друзья.
    За поимку всех оставшихся чёрных котят!

    Увянет Промокашка скукоженной траурной розою.
    Посадим на нары очередных Фокса с Горбатым мы.
    И Москва расцветёт, не затенённая более криминальной угрозою,
    Прудами, бульварами и Арбатами!

Кстати, по фильму водитель милицейского авто – Копытин, а по книге-то он – Копырин!  Я часто думаю об этом факте и даже иногда теряю сон, раздумывая об этой разнице в одну букву :-)

Так же, как и фамилия писателя, якобы из произведения которого Шарапов диктует Фоксу во время подготовки образца почерка для (якобы) графологической экспертизы. По фильму идёт фамилия Сперанский, а по книге-то, Борский! Вот на таких-то разночтениях, как не задуматься о написании какого-нибудь мощного реферата!! Этакий вот Борский, он же без пяти минут фиктический персонаж типа подпоручика Киже, обессмерченного в повести Тынянова!..

Вот тут и "не знаю, что делать! Думай, Шарапов!"


Рецензии