Часть вторая

ПРОРОЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА

Помимо того, что непременное исполнение пророчеств Священного Писания доказывает реальность Бога и истину Его слова, оно указывает нам на основные вехи пророческой истории мира

РОЖДЕНИЕ МЕССИИ
Иудейский царь Ирод Великий умер за 8 дней перед пасхой вскоре после лунного затмения, происшедшего в ночь с 13 на 14 марта 4 г. до н.э. В его дни (Мтф.2;1) в Иерусалим приходили мудрецы с востока, сообщившие Ироду, что два года назад (16) они видели у себя на востоке звезду, свидетельствующую или предвещавшую рождение иудейского Царя. Посещение Иерусалима мудрецами произошло не позже, как месяцев за пять до смерти Ирода, ибо путешествие святого семейства в Египет составляло не менее двух месяцев и  отправились они туда не на один день, то есть не позднее ноября 5 г. до н.э.

Иисус Христос родился во время второй из трёх, проводимых императором Октавианом Августом, переписей (https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/stih-1/). Эта перепись проводилась в 7-6 гг. до н.э., а повеление о ней могло выйти как в 7-м, так и в 8-м г. до н.э.
    
В те дни (Лк.2;1) «священник из Авиевой чреды, именем Захария... в порядке своей чреды служил пред Богом... явился ему Ангел Господень... сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн...  Когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев». В комментарии к Лк.1;5 «Толковая Библии или Комментария на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина разъясняет, что «царь Давид к концу своего правления установил очерёдность служения священников в храме (1Прлп.24)», что «череда, к которой принадлежал Захария, приходилась восьмой в числе... 24 черед. Каждая... отправляла священнослужение в течение восьми дней – от одной субботы до другой включительно...  Храм Иерусалимский был разрушен римлянами в 9-й день пятого месяца (9 ава 3830) – в субботу, 4 августа 70 г. н.э. по григорианскому календарю, в тот день, когда по сообщению Талмуда (Талмуд, Тааним 4) начинала своё служение череда первая (Иегонаривова». Следовательно, в этом году восьмая череда заступала на службу 7 апреля. Так как одноимённые черёды отправляли служение каждые 24 недели, вычислить время их служения не сложно.

Из всех возможных вариантов служения Авиевых черед совпадающих с выходом повеления о переписи оказываются три: первая Авиева чреда 8 г. до н.э. завершившая служение 31 мая, вторая, завершившая служение 15 ноября, и первая Авиева чреда 7 г. до н.э. завершившая служение 25 апреля.

Время служения второй Авиевой чреды 7 г. до н.э., завершающееся 3 октября совпадает уже с самой переписью, а не с временем выхода повеления о ней. Если первая Авиева чреда завершит служение 31 мая, то зачатие Иоанна Крестителя произойдет в июне 8 года. В декабре 8 года произойдёт зачатие Иисуса Христа и Мария вынуждена будет совершить путешествие из Назарета в Нагорную страну, в селение близ Вифлеема, пройдя растояние около 150 км, в декабре месяце, что делает это предположение неприемлемым. По той же причине придётся отвергнуть и предположение о первой Авиевой чреде 7 г. до н.э., так как Мария вынуждена будет совершить путешествие из Назарета в Нагорную страну в ноябре месяце.

Единственно возможным остаётся вариант со второй Авиевой чредой, завершение служения которой 15 ноября. В этом случае мы видим, что зачатие Иоанна Крестителя произошло в декабре 8 года. В июне 7 года произошло зачатие Иисуса Христа. Мария «с поспешностью пошла в нагорную страну» (Лк.1;39). Иоанн Креститель родился в сентябре 7 года. Иисус Христос родился в марте 6 года.
Рождение Иисуса Христа в 6 г. до н.э. «в строку» с годами рождения Сима, Арфаксада, Авраама, Исаака, Иакова, с годом поселения в Египте дома Израилева, с годами исхода евреев из Египта, начала строительства Первого храма в Иерусалиме, с годом разрушения Первого храма – косвенный аргумент в пользу этой версии.
 
Второй косвенный аргументом в пользу этой версии – вольное предположение Иоганна Кеплера о дате рождении Иисуса Христа. Кеплер в 1603-1604 гг. наблюдал соединение планет Юпитера и Сатурна. Совмещённые на небесном своде, они выглядели как одна очень яркая звезда. При помощи вычислений учёный нашёл, что соединение этих планет происходит раз в 804,5 года. Отчислив от 1604 года два раза по 804,5, он получил 5 год до н.э. и предположил, что видимое соединение Юпитера и Сатурна и было Вифлеемской звездой, описанной в Библии. Каким бы великим ни был Иоганн Кеплер, его гипотеза не имела бы никакого смысла, если бы она противоречила Писанию. Не мудро также и подтверждать Писание гипотезой Кеплера. Однако, по Кеплеру, Вифлеемская звезда, кроме как в 5 г. до н.э. появлялась в созвездии Овна в марте-апреле 6 года, и первый раз 20 марта. Персидские маги вышли из Иерусалима в южном направлении и попали в Вифлеем. Это произошло в конце сентября или в октябре 5 г. до н.э., потому что звезда, которую они видели на востоке здесь, в Иудее, восходила в это время после заката солнца, поднимаясь невысоко над горизонтом, и где-то через три часа заходила за горизонт. В ноябре она восходила уже не на юге, а в декабре уже не была видна ночью. Маги максимум в течение двух часов пришли в Вифлеем и (Мтф.2;11) «войдя в дом, увидели младенца с Мариею». Святое семейство уже на протяжении полутора лет проживало в доме в Вифлееме. Маги (Мтф.2;12) «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Также Иосиф, когда они отошли, получил во сне откровение (Мтф. 2;13) бежать в Египет. Ирод Великий умер в 4 г. до н.э. Мтф.2;19,23. Получив откровение во сне, Иосиф возвратился в землю Израилеву и поселился в Назарете.

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ
В 538 г. до н.э., в первый год мидийского царя Дария, пророк Даниил (Дан.9;2,3,20-24) «сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима», и обратился к Господу с молитвой, и когда он ещё говорил и молился, прилетевший Архангел Гавриил, вразумляя его, сказал: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». Семьдесят седьмин (ивр. шабуим). Шабуа буквально «седьмина». Хотя оно может означать семилетие, например в Быт.29;27,28, но в Лев.12;5. Чсл.28;26. Вт.16:9,10,16. Дан.10;2,3 оно определённо означает неделю, и в этом месте Писания вполне может переводиться и как семилетка и как неделя, что и сделано в некоторых переводах. Эти семьдесят седьмин «определены» (ивр. буквально отрезаны) от какого-то срока во-первых для того, чтобы по истечении их было покрыто преступление (ивр. лекалле гаппеша – окончено преступление закона «пеша» - закона Божия для иудеев.
 
Дан.9;25: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Повеление о восстановлении Иерусалима (Ездр.7;7,11-18) вышло в седьмой (457 г. до н.э.) год  персидского царя Артаксеркса I (464-424). С этого времени «до Христа Владыки» (ивр. машиах нагид) должно пройти (69х7) 483 года. Дан.9;26: «По истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». Через 483 года после выхода повеления о восстановлении Иерусалима (– 457 + 483 + 1) в 27 году уже нашей эры «предан будет смерти Христос, и не будет». Какое событие произойдёт в 27 году нашей эры? В полном соответствии с пророчеством, данным через пророка Даниила (Дан.9;26), Иегова Спаситель, Иисус, явился в 27 г. н.э. в возрасте 33,5 лет (Лк.3;1,2,15,21,22). В этот день – в день крещения от Иоанна Крестителя Он был предан и не предан смерти. Рим.6;3,4: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Дан.9;27: «И утвердит завет для многих одна седьмина». В течение семи лет подвигом Иисуса Христа и его учеников на земле Израиля был утверждён завет. «А в половине седмины прекратится жертва и приношение» (27). В половине семилетия, в пятницу, на Пасху, 23 марта 31 г. н.э. Иисус Христос был распят, завеса перед Святая Святых в храме разодралась надвое сверху-донизу (Мтф.27;51), жертва и приношение прекратились. В 34 г. н.э., в год побиения Стефана камнями (Деян.8;1) «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии», и (Дан.9;27) на крыле святилища установилась мерзость запустения.

ЕФЕС
Вследствие возмущений иудеев, производимых каким-то иудейским возмутителем, выдававшим себя за Христа, римский император Клавдий в 50 г. н.э. повелел всем иудеям удалиться из Рима, поэтому Апостол Павел, придя в Коринф, нашёл там пришедших из Рима Акилу и его жену Прискиллу. Пробыв в Коринфе более полутора лет, Павел, побывав в Ефесе, в Иерусалиме, Антиохии, в Галатии, Фригии (Деян.18;1,2,11,18-23), в 54 г. прибыл в Ефес, где проповедовал около двух лет (Деян.19;1,10). В книге Откровения, Иисус Христос повелевает Иоанну к Ефесской церкви, в частности, написать (Отк.2;3,4): «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Охлаждение в Ефесской церкви произошло к концу I в. н.э.

СМИРНА
В послании к Смирнской церкви в Отк.2;9,10 сказано: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету... Не бойся ничего, что тебе надобно будет перетерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Смирнский период отмечен гонениями на Церковь Христову, Христианский ритор Луций Лактанций отмечал гонения на христиан при Домициане в 81 году, при Марке Аврелии в 168 году, при Септимии Севере в 192 году, при Максимине в 235 году, при Деции в 250 году, при Валериане в 257 году, при Аврелиане в 272 году. Зная, что пророческий срок в десять дней определённо означает десять календарных лет, мы обнаруживаем, что самые жестокие гонения на христиан произошли в правление римского императора Диоклетиана с 303 по 311-313 г.

ПАТРИСТИКА
Примыкающими непосредственно к апостолам, апостольскими мужами в патристике – науке, изучающей философию и теологию Отцов Церкви, считают апостола Варнаву, Климента Римского, Дионисия Ареопагита, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского и Ерму. За ними следуют апологеты – раннехристианские писатели II-III вв., защищавшие христианство и критиковавщие греко-римские устои.

ПЕРГАМ
Во дни Апостолов многие пришли под именем Христа и многих прельстили (Мтф.24;5), и восстали многие лжепророки (11), и соблазнились многие, и предали, и вознена.видели друг друга (10), и по причине умножения беззакония во многих охладела любовь (12), «ибо тайна беззакония уже в действии» – говорит Апостол Павел (2Фес.2;7,8) – «только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник... Молим... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов, да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (1-3).

Арамеяне – солнцепоклонники. Суд.10;6,7: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему. И воспылал гнев Господа на Израиля». В древних мифологиях солнечными символами помимо кругов, крестов и свастик были змеи. Символы изображались в частности на различных амулетах, которые в Риме назывались «Садилла Солис»  –  «Печать Солнца». На них располагались цифры от 1 до 36, сумма которых составляет 666. На одном из амулетов, изображение которого находится в Берлинском музее, на одной стороне показано поклонение богу солнца, на другой – слово «Нахиль», означающее «Ум Солнца» и цифры от 1 до 36, расположенные в квадрате так, что по горизонталям, вертикалям и диогоналям получается 111.

8 июня 218 г. н.э. на римский престол вступил четырнадцатилетний Гелиогабал. Его предками по отцовской линии были жрецы финикийского бога Солнца – Эля-ха-Баала. Высшим божеством в Риме был провозглашён бог Соль Инвиктус – Непобедимое Солнце. Юный император построил храм в честь этого бога на холме Палатин, где ежедневно совершал служение и пляски у алтаря. Император был гомосексуалистом. Его короткая жизнь (в восемнадцатилетнем возрасте он был убит мятежными солдатами) была наполнена развратом, пирами и оргиями.

Луций Домиций Аврелиан  правил в Риме с 270 по 275 гг. Победив ютунгов, сарматов, вандалов, готов, алеманов, присоединив Пальмиру и Галлию и значительно укрепив Римскую империю, Аврелиан решил дать ей единую религию и ввёл, давно уже набиравшее силу в Риме, поклонение Непобедимому Солнцу. Это божество было объявлено верховным. Культ был близок к культу Ваала, введённому при Гелиогабале. В 271 г. был построен храм Непобедимому Солнцу в Риме. День рождения Непобедимого Солнца стал праздноваться 25 декабря. Аврелиан замыслил и подготовил масштабное гонение на христиан, которое не было осуществлено вследствие убийства императора в результате заговора.

Пергамский период истории Церкви начался с правления римского императора Константина Великого (306-337), провозгласившего в империи свободу вероисповедания, сделавшего христианство господствующей в Риме религией, поставившего свой престол посреди Церкви. Рождение Солнца в империи традиционно праздновалось 25 декабря, а в 321 г. день Господа – день Солнца официально был признан религиозным праздником и днём отдыха. Наименование «день солнца» осталось за первым днём недели в немецком (Sonntag) и в англо-саксонском (Sanday) календарях. В древнеримской рукописи «Хронограф 354 года», наряду с упоминанием праздника в честь рождения Непобедимого Солнца 25 декабря, «рождение Иисуса Христа в Вифлееме иудейском» впервые упоминалось как праздник, проводимый таже 25 декабря. Вместе с тем в «Хронографе» даётся ссылка на календарь 336 года, так что  идея соединения дня рождения Непобедимого Солнца с Рождеством Христовым, должно быть, появилась во времена Константина. Император был язычником, солнцепоклонником, и милостиво позволил себе перед смертью принять крещение от епископа арианского толка Евсевия Никомедийского, сам уклонившись в арианство. В этот период истории Церкви было положено начало её политизации, когда Церковь подверглась обольщению богатством и властью. Церковь в то время противостала арианству. Действительно, арианство достойно осуждения. Однако борьба с ним на деле оказалась прикрытием других страшных ересей, и Бог упрекает ангела Пергамский Церкви не в арианстве, а в отступничестве и идолопоклонстве (Отк.2;14,15).

Ко времени Константина Великого землевладельцам стало выгодно отдавать землю в аренду крестьянам, ведущим натуральное хозяйство. Константин поработил сельскую общину и открыл двери феодализму с его амбициозными князьями и с феодальной раздробленностью.

МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ
538 год (начало средневекового папства) + 1260 (время средневекового папства) =
1798 (Бертье) – 1290 (Дан.12;11) = 508.

508 год – год прекращения принесения ежедневных духовных жертв, когда будет поставлена мерзость запустения, потому что с этого года католическая церковь стала использовать армию для решения своих политических и идеологических задач. Использование церковью военных, административных и полицейских рычагов воздействия на неугодных и инакомыслящих кладёт конец христианской любви, духовным жертвам и устанавливает мерзость духовного запустения. Продолжительность периода мерзости запустения  –  1+1335 (Дан.12;12) приводит нас к 1844 году – году, в который должно произойти нечто такое, что блажен, кто ожидает и достигнет 1335 лет, так как прекратится опустошительное нечестие, святилище очистится и совершится тайна Божия (Дан.12;11 / 8;13,14. Отк.10;7. Дан.7;13,14. Отк.11;15,19).

ФИАТИРЫ
Возникшая в 538 году монархическая система, о которой пророчествует Писание, – ставленник сатаны (Отк.13;2). Она будет отличной от прежних монархических систем (Дан.7;24), по виду станет больше прочих (20), «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (25). Уста у неё говорящие говорящие богохульно, и власть её сорок два месяца (Отк.13;5). Она отверзнет свои уста «для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (6). И дано будет ей вести войну со святыми и победить их; и дана будет ей власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ей все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (7,8). К Ангелу Фиатирской церкви (Отк.2;13-15) сказано: «Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». Церковь попускает клерикалам, служителям Церкви, называющим себя пророками, учить Церковь любодействовать с миром и поклоняться идолам. В мире всё – алчба, зависть и гордыня (1Ин.2;16). Мир во грехе. Не об этом речь. В Фиатирский период истории Церкви грех поселился в Церкви – в храме Бога живого. 1Кор.3;16,17: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы». Когда грех поселится в Церкви, «тогда откроется беззаконник... человек греха, сын погибели» (2Фес.2;8,3). Он будет преследовать верных Божиих из еврейского народа (Отк.12,13) и вести войну с верными из христиан, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа (Отк.12;17), в течение тысячи двухсот шестидесяти дней (6) или времени, времён и половины времени (14). Мы уже знаем, что пророческие сроки всевластия этой системы: сорок два месяца; время, времена и пол времени, 1260 дней – это один и тот же срок, соответствующий 1260 календарным годам.

Фиатирский период истории Церкви соответствует папскому средневековью. Развращение христианства, проявившееся в правление Константина Великого, стало характерным признаком этого периода. В эпоху Средневековья церковь Европы владела до трети обрабатываемых земель, используя труд крепостных крестьян, методы и приёмы светских феодалов. Папство запятнало себя нарушением принципов первохристианской Церкви, невоздержанными амбициями, преступной роскошью, искажением закона, введением языческих праздников и традиций, продажей индульгенций, жестокой инквизицией. Католическая (Вселенская) церковь, заявляли клерикалы, основана Самим Богом и должна возвышаться над всеми светскими учреждениями и светским государством. Папа римский – наместник Бога на земле. Непослушание папе – непослушание Богу. История средневековой Римско-католической церкви с центом в Риме на Западе  –  история претензий папства на власть и на управление всеми сторонами жизни общества. Отк.11;2: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца». Дан.11;36.32-35: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится... Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока». Отк.2;24-29. Согласно пророчествам, конец Средневековья озарится светом утренней звезды, когда разумные из Божия «народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» (Дан.11;33). Последние дела церкви этого периода стали больше её первых дел. В недрах Средневековья поднялся протест против злоупотреблений папства. Вальденсы во Франции и Италии, Джон Виклиф в Англии, Ян Гус в Чехии и др. стали предшественниками немецкой Реформации. Церковь обрушила на инакомыслящих жестокие гонения: на Чехию двинула армию крестоносцев, против гугенотов во Франции совершила десять военных операций, Голландию залила кровью «еретиков». Инквизиция сожгла Яна Гуса, Иеронима, Тиндаля и др. Отк.2;24-29: «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире... то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам».

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
В июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция) состоялся Первый Никейский собор. На соборе были осуждены арианская ересь, утверждавшая сотворённость Сына; донатизм, классифицированный как изменничество; было окончательно провозглашено отделение Церкви от иудаизма, выходным днём был признан первый день недели вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи таким образом, что, как это сказано в 1-м Послании отцов Собора к Церкви Александрийской, написанном вслед за Первым Никейским собором, «все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать её согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят её по-нашему», то есть при определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением собора  руководствоваться полнолунием, равноденствием и воскресением; принят Никейский символ веры и 20 канонов Никейского собора, среди которых признание превосходства епископов и пресвиторов над диаконами в получении евхаристии. С мая по июль 381 года проходил Пе;рвый Константинопо;льский собо;р. Собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа с Богом Отцом и Богом  Сыном; утвердил Никео-Константинопо;льский символ веры; установил статус епископа Константинопо;льского вторым по чести после Римского епископа. Это правило Второго Вселенского Собора не было признано римскими папами, чем было положена череда разногласий между Восточной и Западной церквами.

В 431 году в городе  Ефесе состоялся Третий Вселенский собор, на котором произошла драматическаяя полемика по поводу несторианства. Характер полемики позволяет заключить, что истинные её причины – борьба за влияние и власть. Собор осудил ересь Пелагия, сформулировал мнение о самовольном изменении Никейского символа веры, утвердил автокефалию Кипрской церкви.
С 8 октября по 1 ноября 451 года состоялся Халкидонский собор с целью обеспечения политической стабильности империи. Собор осудил несторианство и монофизитство.

В 553 году состоялся Второй Константинопо;льский собо;р. Были осуждены платонизм, идеализм, Ориген, Евагрий Понтийский, Дидим Слепой, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуестийский, Несторий и их сочинения. Богородица была признана Приснодевой. Были сделаны уступки цезарепапизму, когда византийский император выступал главой церкви.

В 680-681 гг. прошёл Третий Константинопо;льский собо;р, на котором было осуждёно монофели;тство.

В 787 году состоялся Второ;й Нике;йский собо;р. Созванный против иконоборчества, собор принял догмат, определивший изображать «написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей».

КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
В «Дидахе» – в широко известном в ранней Церкви памятнике христианской письменности конца I — начала II вв. речи о крещении младенцев нет. Апологет Тертуллиан в начале III века, оспаривая имевшую место во II в. практику крещения младенцев, в работе «О крещении» писал: «Зачем спешить с очищением грехов в возрасте невинности? Светские люди поступают с большею осторожностью. Они не смеют управления имением вверять младенцам, между тем как мы спешим вручать им благо небесное». Григорий Богослов (325-389), напротив, рекомендует крещение младенцев. Практика крещения младенцев была принята к V в., а в 418 году Карфагенский собор призвал анафематствовать тех, кто «отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей».

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ
Обмирщённая Католическая (Вселенская) Церковь стремилась к влиянию и власти. Вследствие легализации христианства Константином Великим в 313 году значительно увеличилось число христиан в Римской империи. При этом обнаружились и различия в вероисповелании и в отправлении культа в разных её частях. При Константине произошло возвышение древнегреческого города Византий, который Константин в 330 году объявил своей столицей, назвав её «Новый Рим», получившей неофициальное название «Константинополь». В 379 г. император западной части Римской империи Флавий Грациан назначил военачальника Феодосия императором восточной части Римской империи. В 394-395 гг. Феодосий (Феодосий I Великий) в течение нескольких месяцев был императором единой Римской империи и перед своей смертью, происшедшей 17 января 395 года осуществил раздел империи на Западную со столицей в Риме и на Восточную (получившую название Византия) со столицей в Константинополе. Феодосий Великий сделал христианство государственной религией. В результате нарастания культурных и политических различий между востоком и западом стали усиливаться и религиозные конфликты. С 863 по 867 гг. происходил раскол между константинопольской патриархией и папством, внутренней причиной которого было желание папства распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова. Разногласия между Западной и Восточной церквами в XI веке были связаны с проникновением Запада на территории, прежде находившиеся под контролем Восточной Римской империи. Происшедший в 1053 г. т.н. «спор об опресноках» был связан с борьбой за влияние в Южной Италии. В этом же году произошло закрытие латинских церквей в Константинополе.

Сложилось так, что константинопольский патриарх был важным, но всё-таки звеном в административной системе Византии, в то время как папа римский был монархом. В  Х веке в Киевской Руси было принято христианство византийского образца. Считается, что окончательное разделение Церкви на римско-католичскую церковь на Западе и православную – на Востоке произошло, когда 16 июля 1054 года церкви взаимно предали друг друга анафеме. Возникшие на месте единой Католической, они унаследовали от своей родительницы её пороки.

История противостояния обеих церквей друг другу, привязанность к миру, плотской (1Кор.3;3) характер церквей и их взаимоотношений свидетельствовали о том, что, обольщённые богатством, привелегиями и властью, утратившие чистоту первохристианства, они никогда первохристианством не были и напрасно выдают историю своей матери за свою историю. Они с самого начала были Пергамской церковью, живущей там, где престол сатаны, в которой есть держащиеся учения Валаама, научившего Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (Отк.2;13.14) и церковью Фиатирской, попускающей жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Господних, любодействовать и есть идоложертвенное (Отк.2;20).

В Русском государстве, начиная с правления Иоанна III, стала складываться религиозная и политическая концепция, утверждавшая, что вследствие падения Константинополя и уничтожения Восточной Римской империи в 1453 г. единственным государственным оплотом вселенского православия стала Москва, получившая  достоинство Третьего Рима. Следуя византийской традиции, Русская православная церковь возникла как преданная служанка светской власти. В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» написал, что Русская православная церковь «всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма... поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор». Напоминая о первохристианских истоках католицизма, Белинский пишет Гоголю о православном и католическом духовенстве: «Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти».

БЕРТЬЕ
Время средневекового папства длилось 1260 лет с 538 по 1798 год, когда одна (Отк.13;3) из его голов была как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. 15 февраля 1798 года французские войска под командованием генерала Луи Александра Бертье заняли Рим, свергли римского папу Пия VI с престола. Папа был взят в плен. Имущество церкви было конфисковано. Папству (Отк.13;3) была нанесена как бы смертельная рана. То, что рана была нанесена не кому-то иному, а именно средневековому папству следует из характеристики зверя, которому (5-7) были даны «уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (1260 календарных лет). «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Пленение папы римского Пия VI положило конец этой власти (10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Но эта рана исцелела. В октябре 1799 года Папская область была восстановлена. Прошло каких-то 130 лет и в 1929 году глава итальянских фашистов дуче Бенито Муссолини заключил с папой Латеранские соглашения, по которым Ватикану были возвращены его земли, церкви – её имущество. Папа был возведён в сан монарха. Исцеление смертельной раны зверя повергла в смятение живущих на земле. «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
(3,4).


Рецензии