И. Хруцкий Плоды и свеча1839

(из цикла "Шедевры Национального художественного музея Республики Беларусь")

"ПЛОДЫ И СВЕЧА" Иван Хруцкий (1839)

 
Свеча горит.
Набор для натюрморта
Расположился  справа от окна:
стакан с водой
(стекло его протерто
так, что воды прозрачность
вся видна!),
кувшин зеленый
с барельефом про охоту
(на всех картинах этой серии он есть),
корзина с виноградом
(бликов сколько!-
светимость ягод для художника важна!),
лимон разрезан,
яблоки,
бинокль…
И, если  натюрморт впервые видит кто-то,
то  рассмотрев детали,
увлечен,
воскликнуть искренне :
- Талант! Восторг!Рабо-о-та-а!-
всенепременно
должен восхищенно он.

Да, натюрморт ,
казалось бы,-
что проще.
Но зрителю так важно
знать порой,
что из мазков,-
где тоньше,  где потолще,-
художник  дал почувствовать мир свой,
позволил нам порассмотреть,
полюбоваться,
потрогать взглядом
композицию и суть,
и с мастером как будто пообщаться,
и в  старину
как будто
заглянуть.

21.02.2022
коллаж автора


На иллюстрации:
две картины И.Ф.Хруцкого из серии натюрмортов : «Плоды и свеча» (1839) из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь и «Цветы и плоды» (1840) из Государственной Третьяковской галереи.

Иван (Ян) Трофимович (Фомич) Хру;цкий (1810—1885)[3] — белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств[4]. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами.

В тот самый год, когда Хруцкий получил звание академика, был написан натюрморт «Плоды и свеча». Это самое популярное произведение художника – известно восемь его авторских вариантов.
Фрукты в корзинах, яблоки и лимоны соседствуют здесь с кувшином, стаканом, кульком, колосьями, зажженной свечой, даже с театральным биноклем и окурком в мундштуке. Это специальная постановка из не связанных между собой по сюжету предметов в духе натюрморта как особого жанра, где художник волен свободно определять связь и место предметов по законам, которые не обязательно вытекают из реального взаимодействия предметов в быту. Несмотря на то, что выбор вещей достаточно произвольный, здесь есть намек на живой беспорядок, появляются бытовые предметы, а это обогащает постановку, делает ее более интересной.
При создании своих полотен Хруцкий ориентировался на признаные классическими образцы голландского и фламандского натюрморта XVII века. Оттуда художник позаимствовал подиум, на котором расположен подсвечник и кулек, лимон со срезанной и завитой кольцами цедрой, массивную столешницу, левый край которой виден на первом плане. Как и во многих нидерландских натюрмортах XVII века, свет падает с мнимого окна слева; мы можем увидеть отблески этого света на стакане.
Иван Хруцкий через все свое творчество был очень постоянный в изображении предметного мира. С натюрморта в натюрморт переходят одни и те же предметы: стакан с долькой лимона в нем, плетеные корзины и лубяные коробочки, наполненные ягодами или фруктами, медный подсвечник с огарком. Своеобразной «визиткой» натюрмортов Хруцкого стал керамический кувшин, изготовленный на фаянсовой фабрике Поскочина в Петербурге.
(источник :сайт Национального Художественного Музея РБ и Википедия).


Рецензии
Владимир, Вы уверенными мазками создали не менее восхитительное поэтическое полотно!
Глубокое прочтение деталей и штрихов, где "потолще, где потоньше", позволило Вам проникниуть внутрь, ощутить дух старины, понять самого художника!
Крепкого Вам, здоровья и новых шедевров!

Наталья Бурнашева -Целищева   18.03.2022 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо,Наталья,рад!И Вам-здоровья,доброго настроения,успехов во всем в наше трудное время!

Владимир Нехаев   18.03.2022 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.