Магжан Жумабаев На Едиле
1
По берегам откосы, взгорья,
Точь-в-точь, как спящие ягнята.
Сосновый бор у мелководья,
Реки колеблется громада.
По берегам голыш да галька,
Водой изъедены до глянца.
Кокетливо волна-русалка
Стыдливым вспыхнула румянцем.
На отмелях белеют ивы,
Как бусы в ряд, как ожерелье
Листвы на солнце переливы,
Рай для души, отдохновенье.
2
Волна к полудню горячится,
Шипит и буйствует, играя.
А вечером в сон погрузится,
Устало изредка вздыхая.
Днем прыгали они, резвились,
Как будто малые ягнята.
А к вечеру угомонились,
Покоем сумерек объяты.
Шалят и озоруют в полдень
Их мощь слепая своенравна.
Светило гаснет, гаснут волны,
Призвав задуматься о главном.
3
Как будто низанные бусы,
Бежит волна вслед за волною,
Жемчужные скрепляя узы,
Закатной полыхнув порою.
То вдруг гневятся и бушуют,
О берег с плеском ударяясь.
Склонившись, ива затоскует,
Их озорства не понимая.
Я, молча вглядываюсь в волны,
Тяжелой думой удрученный
Про край родной, на сердце холод,
К разлуке с ним приговорен я.
Свое увидев отражение
В воде, Арку* вновь вспоминаю.
Сверкнула мысль, как озарение:
«Зачем я здесь впустую маюсь?»
4
В былое время вдоль Едиля*
Росли леса, преград не зная.
Здесь гордые ногаи* жили,
Им Орманбет * - скорбь вековая.
Алты алаш*, народ им ближний,
Едины кровью и судьбою.
Они Арку по воле вышней
Назвали отчею землею.
Все в прошлом ясно и понятно,
Хочу вот только разобраться:
Леса, что так же необъятны,
Ногаев стали вдруг чураться?
5
Луч золотой с волной играет,
Гладь вод белеет отчего-то.
То чайки белые летают,
Крылом коснувшись волн в полете.
Луч солнца воду поцелует
И пробежит по легкой ряби.
Прибой шумит и ветер дует,
Его порывы слишком слабы.
Вот Астрахань лежит, сверкая,
Как облаков прилегших стая.
Асан Кайгы* тут жил, я знаю,
Жаль, что его здесь забывают.
6
Был им заложен город этот,
Об этом помнят только камни.
Я посещу тебя, мой предок,
Чтоб о тебе уважить память.
Святую там найду могилу,
Ночь проведу в молитвах кротких.
Благослови и дай мне силы,
Путей просить не стану легких.
Ступлю я на стезю Асана*,
Аз-Жанибека* чтут другие
Пусть… Землю, что обетованна*,
Искать способны лишь живые.
Примечания:
Магжан Жумабаев* (1893—1938) — поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Активный участник создания партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Окончил в Москве Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова. Поэта, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в печально знаменитом СЛОН. В 1936 году по ходатайству М. Горького и Е. Пешковой был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года. Более 20 лет его жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО поэт был посмертно реабилитирован, но его стихи вернулись к народу только после обретения Казахстаном независимости.
Едиль* (Итиль) - древнетюркское название реки Волга.
Арка, Сарыарка* - казахский мелкосопочник, в переводе - «жёлтый хребет») — обширная степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами.
Ногаи* - воинственный тюркский народ, чьи земли располагались на территориях нынешнего Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Дагестана и Северного Причерноморья, в степях между Итилем (Волгой) и Яиком (Уралом), на западе нынешнего Казахстана, на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства, на юго-западе — до Приаралья и севера Каспия). Распространенным синонимом ногаев было тюркское слово сансыз (бесчисленные). Расцвет ногаев пришелся на времена Нога;йской Орды — государственного образования, появившегося в результате распада Золотой Орды, в междуречье Волги и Урала в конце XIV — начале XV веков. Ногайская Орда в свою очередь распалась в результате междоусобиц и внешнего давления в середине XVII в. Народ ногаев по указанию Екатерины II был окончательно вырезан войсками Российской Империи в результате военной компании под руководством А.Суворова. Впоследствии эта война привела к полному уничтожению всех ногаев на территории Кубани. Когда Екатерине II рассказали о результатах экспедиции, она была в восторге от того, что «ногайская проблема» была полностью решена. На «очищенные» от тюрков огромные окраины расселили славян и немцев-колонистов. На сегодняшний день численность ногаев в Российской Федерации (по данным 2010 г.) составляет всего 103, 7 тыс. чел.
Орманбет* - есть печальный кюй, который обычно начинается словами: «Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку казахи и ногаи». Распад единого народа оставил глубокий отпечаток в культуре казахов. Знаменитый в степях плач о разделении набравшей силу Российской Империей ногаев и казахов до сих пор играют степные музыканты. Казахи и ногаи долгое время были вместе в составе Золотой орды и не порывали единства до середины XVII века. История казахов и ногаев в XV–XVI вв. фактически является историей единого народа. Общее происхождение, единый язык, схожая экономика, отсутствие естественных географических границ и культурных барьеров способствовали не изоляции, а тесному взаимодействию и неограниченным связям между степным населением. Орманбет на самом деле не исторический, а мифический персонаж, память о котором уходит в глубокую древность. Смерть Орманбета – это своего рода символический временной знак, показывающий начало глобальной катастрофы, эпоху, разделяющую эпоху «золотого века» героических предков и эпоху смуты и распада в обществе. Смерть хана Орманбета знаменует собой распад ногайского общества, его раскол на казахов и ногаев.
Алты алаш* - (древнетюркское слово - братья, двоюродные братья, родственники) - понятие, зародившееся в глубокой древности, во времена, когда тюркские народы не были разделены. Согласно средневековым и более ранним источникам, это общее название древних казахских племен до образования ханства, как отдельного государства. Имя Алаш - одно из древнейших имен в истории. В старинных летописях упоминается Алаш (Алаша) хан. Название Алаш сохранилось в памяти многих народов до нынешнего времени. Оно используется в туркменском, кыргызском, казахском, ногайском и других языках. Учитывая, что большинство древних племен, составляющих ныне казахский народ, подчинялось огузскому кагану, понятие «Алты Алаш» можно понимать, как страну, последовавшую за шестью сыновьями огузов. С этой точки зрения общетюркское название Алаш, по-видимому, было названием объединения братских тюркских народов, которое возродилось после распада Золотой Орды (кыпчакского государства). Согласно древним родословным, имя Алаш является синонимом казахского народа. В борьбе за национальную независимость казахи вернулись к древнему понятию «Алаш» и приняли его, как девиз свободы и единства. Доказательством этому являются понятия «алашское движение», «Алаш орда», «Алаш». Слово «гражданин Алаша» обозначает единство казахского народа, целостность страны и земли.
Асан Кайгы* - (в пер. "горемычный") жил, как считают исследователи, в XV в. Под этим же именем фигурирует другое лицо, жившее на рубеже XIX-нач. XX вв. Образ жырау Асана М.О.Ауэзов считает "…воплощением протеста казахского народа против всей истории своего тяжкого пути". Имя его Асан Кайгы – переводится, как Асан Печальник. Предания и легенды об Асане Кайгы включены в сборники казахских сказок. В этих текстах (синтез сказок и преданий) главная тема - поиск героем земли обетованной, свободных пастбищ с помощью чудесного помощника - быстрой, как ветер, верблюдицы Желмая.
Аз-Жанибек* - (1428—1480), казахский хан, один из основателей Казахского ханства и его правитель. Сын последнего хана Белой Орды и хана Золотой Орды Барака. Правнук хана Уруса, правителя Золотой Орды.
Свидетельство о публикации №122022009139