Заметки 2003-2022

2022

В эпоху интернета нужно писать или очень коротко или очень хорошо.

Раньше информацию было трудно найти, а теперь - выбрать. Это не я сформулировала.

Добро и зло должно в точности совпадать с нравится - не нравится, а когда этого нет, это означает раздрай в человеке.

Мы почему-то хотим удовлетворить свои желания, а не избавиться от них.

Личность это судья, который постоянно, ни на секунду не останавливаясь, оценивает всё и разделяет на хорошее и плохое.

Зачем нам рассказывают о том, как Христос молился в Гефсиманском саду? Для того, чтобы мы поняли, что то, что Он сделал, было настоящей жертвой. Настоящая жертва это когда отдаёшь то, что тебе самому нужно. А Господь не хотел этих унижений, этой мучительной смерти, просил "пронесите эту чашу мимо".

В церкви называют пожертвованием то, что по сути является стоимостью, и ещё обижаются, когда кто-нибудь спросит "сколько стоит?" Пожертвование добровольно и ничем не вынужденно, и точная сумма не установлена, и ничего взамен не обещано.

Как это, любить себя? Мне кажется, любить себя значит не хотеть, чтобы тебя не было, не хотеть исчезнуть с концами.

Ну вот же, смотрите, в Евангелии написано: "Невозможное человеку возможно Богу". Невозможное возможно.

Общество предъявляет к нравственности женщины более строгие требования. Это значит, оно считает женщину в нравственном отношении более высоким существом.

Пессимистами не рождаются.

Я вот думаю, обрадуются ли человек вечности, в которую он не верил? Если он слушал совесть - эту радиостанцию "Голос Бога" - должен обрадоваться.

Возьми какой-нибудь механизм, так там у каждой детальки есть название. А слов для описания чувств - раз, два и обчёлся. Литературных слов всего десятка два, наверное.

Современный человек, хомо интернетус, не в состоянии сосредоточиться на чём-либо. Огромный объем доступной информации рассеивает его ум. Он пресыщен. Он не способен долго восхищаться чем-нибудь. Картинка с мемом ещё может на несколько секунд привлечь его внимание, но длинный текст это уже непосильная задача.

В церкви называют пожертвованием то, что по сути является стоимостью, и ещё обижаются и поправляют, когда кто-нибудь спросит: "А сколько стоит молебен?" Пожертвование это когда добровольно и ничем не вынуждено, и точная сумма не установлена, и ничего взамен не обещано. С близких людей денег не берут, деньги платят посторонним. Денежные отношения в церкви - это отношения между посторонними людьми.

Хорошее же слово "доброволец", зачем заменили на иностранное "волонтёр".

Есть Евангельская притча: "Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся." Только ведь он не об овце радуется, а о том, что нашел то, что искал.

Однажды к св. Игнатию Брянчанинову приехала знатная дама поговорить. Она сказала, что, видимо, скоро станет любовницей императора, и ей хотелось получить какое-то оправдание своему падению в виду высокого положения её поклонника. А Игнатий Брянчанинов сказал, что, наоборот, высокое положение человека обязывает его к более строгой нравственности. Также и гениальность не оправдывает безнравственное поведение, а наоборот, обязывает к более строгой нравственности.

Взрослый адекватный человек понимает, что ему никто ничего не должен. Никто не должен, например, содержать его, выполнять за него его работу, тратить на него своё время. Но у нас есть ещё подсознательные требования к другим людям: чтобы нас понимали, были внимательны к нам, не заставляли делать то, чего мы не можем, любили в конце концов. И вот должен ли человек понимать другого человека, интересоваться им, не требовать от него того, чего он не может, любить его в конце концов? Не знаю. Мне кажется, что должен. Но ведь эти долги и на нас тоже, и мы тоже не выплачиваем их. И, наверное, это те долги о которых говорится в молитве "Отче наш".

Ай да Пушкин, действительно, сукин сын. Хорошо пишет.

Славы не нужно желать даже в глубине души. Слава это вот это: "После того как в течение двух часов император предоставлял таким образом свое лицо, а императрица свою руку своим верноподданным, они оба удалились в маленькую комнатку рядом с ризницей, чтоб вымыть — император свое лицо, а императрица свою руку, которые были совершенно черные." (из дневника Анны Тютчевой, старшей дочери поэта).

Наверное, всем знакомо такое чувство: вот у других людей такая же сложная жизнь души, как у тебя, и это вызывает какой-то ужас. Я бы сказала, почему это вызывает ужас, но вам это не понравится. И вот, если бы меня спросили, хотела бы я знать всё, что думает хотя бы близкий мне человек, я бы ответила "Боже упаси, нет!" Я бы не хотела ни малейшего насилия по отношению к другому человеку, как не хотела бы ни малейшего насилия по отношению к себе. Т.е. я хотела бы знать только то, что человек сам хочет сообщить. Но ведь это и сейчас возможно.

Репрессированная женщина недоумевала, почему у них выбивали признательные показания вместо того, чтобы подделать подпись? Видимо, людям нужно сознание своей правоты, т.е. если кто-то признался под пытками в преступлениях, то, вполне возможно, он действительно шпион, террорист, враг народа.

В Евангелии есть эпизод, когда Христа спрашивают, позволительно ли разводиться с женой (вопрос развода с мужем не ставится). А Христос, отвечая, дает одинаковую заповедь как мужчинам, так и женщинам.

------
2021

Разве не удивительно, что нравственный закон внутри нас противоположен естественному животному закону всей природы, где сильный господствует над слабым?

Если бы зло наказывалось мгновенно, выбор добра был бы не осознанным выбором человека, а условным рефлексом. Человек должен научиться выбирать добро - даже тогда, когда торжествует зло. Даже тогда, когда зло торжествует в 100% случаев.

Вера в Бога лежит не в плоскости разума и естественно-научного эксперимента, а в плоскости добра и зла. Поэтому и не зависит от уровня интеллекта и образования.

Все видят, что в мире есть насилие, несправедливость, природные катастрофы, войны, болезни, смерть. Но одни люди делают из этого вывод, что Бога нет. А другие - что не может быть, чтобы Бога и вечности, где всё можно исправить, не было.

Cовременное общество атомизировано, потому что у нас городской высокотехнологичный образ жизни. Человек как бы не зависит от других людей и может жить, ни с кем не общаясь.

Замуж из жалости не выходят. Вот так же я не могу из вежливости похвалить плохое стихотворение.

Раньше люди жили, не торопясь, письма шли долго, лошади ездили медленно, и у людей было время подумать. А сейчас письма приходят мгновенно, расстояние преодолевается быстро, и люди стали носиться как сумасшедшие, и у них нет времени подумать.

Есть такие выражения "сила духа", "красота души". Дух - мужского рода, душа - женского. "Сила духа" и "мужество", пожалуй, даже синонимы.

Людям нравятся истории из жизни людей, об этом книги пишут, фильмы снимают. Кажется, особого смысла в таких историях нет. Но на самом деле это язык, на котором Бог разговаривает с человеком, язык событий жизни. А люди понимают этот язык и любят его.

Если человек хочет что-то увидеть, не обязательно он увидит то, чего нет. Он может увидеть и то, что есть.

Не скорби и не унывай: приближается день исхода твоего из этой жизни; приближается с каждым днем; приближается, а не отдаляется. Бодрствуй и готовься, потому что осталось совсем немного, меньше, чем ты думаешь.

Никто не может удовлетворить потребность человека, если этой потребности у него нет.

Родительская любовь всегда безответная. Нет, дети любят родителей, но это другая любовь.

Умом понимаешь, что после окончания жизни должен быть "разбор полетов". Но как этого не хочется. А почему не хочется? Потому что предчувствуешь, что едва ли на какой из своих поступков будешь смотреть с удовлетворением.

Ровная поверхность воды дает идею плоскости. Отвес дает идею прямой линии и прямого угла. А идея точки, как места пересечения двух прямых, чисто умозрительная. В идее точки уже заложено интегральное и дифференциальное исчисление.

Когда люди соединены любовью, они как сообщающиеся сосуды, у них всё поровну.

Евангельская притча о виноградарях это притча о священниках, которые используют веру простого народа в своих нуждах.

У человека есть разные способности, дарования, но всё это можно у него отнять. Если любить человека, то надо любить его не за то, что он умеет, а за то, что он хочет, потому что это у него невозможно отнять.

"Хочется" - самый убедительный аргумент.

Когда человек хочет удовлетворять свое желание и получать удовольствие, он будет говорить, что это в соответствии с природой и естественно. А когда он избегает самых что ни на есть естественных последствий этих естественных радостей, он будет приводить другие аргументы.

То, что нам давали в школе, это ведь всё были гениальные открытия, нам давали самое лучшее, самое ценное. А было ли нам интересно? Наверное, не очень. Потому что давали просто готовые знания. А человеку интересно самому догадаться, открыть, найти, понять.

Интервал звуков в октаву человек воспринимает как один и тот же звук. Разве не чудно?

Наша способность считать вытекает из нашей способности обобщать, потому что двух одинаковых вещей в природе нет.

Если бы человеку поручили делать листья для деревьев, он сделал бы их квадратными.

Изучая чистую математику, люди изучают, как устроен их собственный ум. Круг и квадрат это же наши модели, мы сравниваем одну нашу модель с другой, и вот оно, волшебное число пи! В Средневековье спорили, реальны ли общия понятия или нет? Ну вот ум наш - реальность или нет? По мне так реальность.

Как-то мало в природе троичности. Ну вот в глазе человека три типа цветовых рецепторов, известные всем RGB.

Человек сначала видит, что все люди хорошие. Потом он видит, что все люди плохие. А потом, что все люди плохие, но в глубине души - хорошие.

Нести свой крест значит не просто нести что-то тяжелое, но нести что-то тяжелое, на чём тебя потом ещё и распнут.

В нашем возрасте надо уже заниматься только тем, что интересно, то есть ничем.

Призвание мужчины защищать женщину, а не господствовать над ней, но легко перестать чувствовать разницу.

Любовь по определению - привязанность, и выражение "свободная любовь" вообще-то оксюморон.

Пушкин пишет, что гений и злодейство не совместимы - и своим гениальным художественным произведением укрепляет эту, мягко говоря, легенду, что Сальери кого-то отравил.

Сказать правду значит не сказать то, что думаешь, а сказать с любовью.

Объяснить, чем отличается грех от страсти, легко. Страсть это желание, а грех это когда человек действует по этому желанию. Но человек может сознавать, что его желание греховно, и не совершать греха. Но желание-то остается.

------
2020

Вас не удивляет что мы можем к Богу, Творцу всего, так запросто обращаться?

Мальчики, например, могут бросать в огонь найденные патроны, чтобы посмотреть, что получится, а о девочке такое вряд ли услышишь. Первооткрыватели это мальчики, да.

Есть простой аргумент относительно женского ума: мальчики и девочки учатся вместе, в равных условиях, и какой-то заметной разницы в успеваемости нет. Понятно, что ум не равно способности усваивать и воспроизводить знания, но это по крайне мере что-то, что можно измерить. А какие есть объективные аргументы у тех, кто утверждает, что женскому уму чего-то не хватает?

Есть пословица: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня". А Евангелие говорит: "Не заботься о завтрашнем дне, пусть он сам о себе заботится". Завтрашнего дня может и не быть.

За что страдают невинные дети? Это постоянно спрашивают. А вопрос надо ставить так: почему вообще человечество страдает? Человечество страдает, потому что оно больное. И дети страдают, потому что они тоже человечество. Если от больных родителей рождается больной ребенок, никто же не спрашивает, за что он страдает.

Давно замечено, что в Новом Завете Бог как бы не такой, как Ветхом Завете. В Ветхом Завете Бог гневающийся и наказывающий, а в Новом Завете - милостивый и прощающий. Но вот эпизод с жертвоприношением Исаака. Бог ведь не допустил, чтобы Авраам действительно убил своего сына. А убийство Христа совершилось действительно, хотя Он молился "да минует Меня чаша сия".

В западной традиции при заключении брака хорошо говорится: быть вместе в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии. Но быть вместе в богатстве и здравии легко. А любовь свою можно показать только, когда ты рядом в бедности и болезни - друг познаётся в беде! Может быть, распятие Христа было нужно для того, чтобы показать нам, что Он любит нас, что Он с нами - в бедности и болезни, в мучениях и смерти.

Отстать от осуждения невозможно, потому что осуждение доставляет удовольствие.

Мы воображаем, что прощаем тех, на кого у нас обиды-то и нет, и при этом думаем, что исполняем заповедь. Нет, ты попробуй простить того, кто тебя действительно задел, из-за кого ты зря потратил время, сделал лишнюю работу. Если, прощая, ты не чувствуешь в себе усилия, то ты ничего и не делаешь.

Стихи это или пословица, или песня, а всё остальное надо говорить обычным языком.

Лирические стихотворения надо проверять так: посчитать количество "я" и "ты/Вы". Если "я" сильно преобладает - так себе стишок. Вот прекрасное стихотворение поэта нашего Пушкина "я Вас любил". Поначалу всё поровну идет - "явас", "явас", и только в конце "как дай Вам Бог" перевешивает.

Посмотрите отношение Бога к человеку: Бог вочеловечился, сделал всё, чтобы возвысить человека до Себя, насколько это возможно. Если бы женщина была чем-то ниже мужчины (чего нет), и если бы мужчина-христианин хотел бы брать пример с Бога, он сделал бы всё возможное, чтобы возвысить женщину до себя.

Иногда недоумевают, почему праведники отказываются признавать себя праведниками. Что же, они в самом деле не видят свою праведность? Представьте, что вы дали проверить свою контрольную работу однокласснику, и он говорит: "Всё правильно! Пятёрка!" Много для вас будет значить оценка одноклассника? Нужно, чтобы работу оценил учитель. И разве не бывает, что человек уверен, что решил задачу, а решение оказывается неверное? Так и праведники не могут сами себе поставить пятёрку, потому что оценку должен поставить Бог.

Когда люди не говорят о чем-то, для этого нет и слов. А почему люди не говорят о чем-то? Я не говорю об этом, потому что хочу, чтобы этого не было.

Когда, например, ученик сапожника учится делать обувь, ему ведь не дают сразу хороший дорогой материал. Ему дают материал, который не жалко испортить. Вот и вся наша эта жизнь такая, она - временная. Не то чтобы нужно портить свою жизнь, но можно портить - если ты научишься, как правильно. А если не испортил свою жизнь, но и не научился ничему - это самое худшее. Это как в притче раб возвращает господину талант, который он просто хранил и не употребил в дело.

Когда приснится что-нибудь страшненькое, забираешься под одеяло, чтобы ни голова, ни ноги не торчали. Как будто одеяло может тебя от чего-нибудь защитить.

Есть "объективная" правда и правда любящего человека. Например, для матери её ребенок самый красивый на свете, хотя объективно это не так. Когда святые пишут, что в случае конфликта нужно считать виноватым себя, нам это кажется странным, потому что мы смотрим с точки зрения "объективной" правды. Но это правда любящего человека.

В поучениях аввы Дорофея описывается случай, как монах спокойно переносил оскорбления, считая оскорблявших его за псов. Смирение не оскорбляется, когда его поносят, потому что считает себя за ничто. Гордость тоже не оскорбляется, потому что считает, тех, кто его поносит, за ничто.

У святых действительно есть сравнение ума и сердца с мужчиной и женщиной. Авва Исайя из Добротолюбия пишет, что сердце подчиняется уму как женщина подчиняется мужчине.А Алексей Ильич из этого делает обратное утверждение. Святой просто берет пример из действительности, чтобы проиллюстрировать свою мысль. Женщина действительно всегда находилась в подчиненном положении. Но из того, что так есть, не следует, что так и должно быть.

У человека, который видит себя праведником, должны быть очень грубые понятия о Боге.

Когда кто-то на улице обратился к тебе, чтобы спросить дорогу, а ты не знаешь, всегда нужно говорить "простите". Остановить и спросить о чем-то постороннего незнакомого человеку всегда несколько неловко, и человек сделал это усилие, надеясь получить от тебя помощь, но это усилие было напрасным.

Святые говорят, что настоящая милостыня это простить, и это так и есть. Когда отдаешь деньги, то отдаешь не своё, а когда прощаешь - отдаешь своё.

Хотела бы спросить тех, кто разговаривает матом: вы понимаете смысл слов, которые вы произносите? Он доходит до вас? Разумный человек вообще-то должен осознавать, что он говорит.

Когда человек говорит, что у него не хватает на что-то времени, он говорит, что это дело для него не важно. Для того, что человеку действительно важно, он всегда найдет время.

По-моему юность это самое несносное время жизни. Время неосознанных потребностей и неудовлетворенных желаний.

Пока мне не сказали, сама не сообразила: Рождество Христово через 9 месяцев после Благовещения.

Во всех молитвах предлагается просить у Бога прощения. Когда другого человека обидишь, понятно, за что нужно просить прощения. А за что просить прощения у Бога, как-то не понятно. Вот представьте благочестивую девушку, которая находится в обществе сантехников, и не может уйти. А сантехники разговаривают между собой матами вместо знаков препинания. И если сантехникам скажешь, что они согрешают по отношению к девушке, они даже не поймут - "мы ведь её и пальцем не тронули, а разговаривать, как хотим, имеем право". Вот и мы по своей грубости не понимаем, чем мы можем Бога оскорбить. Но если человек решит, что Бог для него никто, то да, ему трудно понять, за что у Него просить прощения.

Думаешь иногда, вот тебя сотворили, и всё ты получил, вообще всё, а что же тогда моё? И кажется, что Бог мог бы ответить словами отца из притчи о блудном сыне: "сын мой! ты всегда со мною, и всё моё - твоё".

В большинстве случаев люди мучают других людей не потому что им это нравится, а потому что ищут покоя, не хотят делать лишних усилий.

Есть известный парадокс лжеца: человек говорит "я лгу", это ложное или истинное высказывание? По-моему какой-то надуманный парадокс. У лжи есть контекст - то, о чем человек лжет, так вот то, о чем человек лжет, - ложное высказывание, а сам факт лжи - истинное. Если же имеется в виду высказывание "я лгу, что я лгу", то это не парадокс, а клиника.

Как работают все системы своего организма мы не знаем, и если что-то заболит, не знаем, что и почему болит. Т.е. человек по отношению к телу летчик, а не авиатехник.

Мне кажется, после Благовещения Мария была в каком-то возбужденном состоянии, так что на месте не усидишь. Взяла и пошла одна пешком к тетке своей Елизавете. В нагорную страну.

Все перфекционисты должны быть копушами.

В Евангелии Господь говорит, что надо молиться за врагов, но не говорит, что это рецепт от ненависти. Потому что если ты будешь по-настоящему молиться за кого-то, ты не сможешь его ненавидеть.

Язык это сфера настоящей демократии. Очень трудно заставить людей говорить так, как они не хотят, или не говорить так, как они хотят.

Когда люди пишут учебник, они стараются структурировать информацию, разложить всё по полочкам. А память наша устроена совершенно по-другому, она ассоциативна, и информация там навалена как попало. И вот мы берем эту упорядоченную, структурированную информацию и запихиваем ее в память, и она там будет валяться как носки в шкафу.

Бескорыстных дел не бывает. Когда человек что-то делает, он всегда ожидает какой-то результат, бессмысленная деятельность разумному человеку не свойственна. И если человек что-то делает для другого человека, он как минимум ожидает, что это будет другому человеку нужно, будет приносить ему пользу.

Долг у нас ассоциируется с решением разума, а между тем мы говорим "_чувство_ долга".

Тип дон-жуана это тип дилетанта - человека, имеющего поверхностные знания о многом, но основательно не изучившего ничего.

На все Богородичные праздники в церкви читают одно и то же Евангелие - 2 кусочка. Оба эти кусочка говорят об одном: дух преобладает над телом.

Язык это абстрактная модель существующего.

Язык это средство мышления.

Боль это сигнальная система, показывающая, что с организмом что-то не в порядке. Стыд это тоже сигнальная система, показывающая, что мы не такие, какими должны быть.

У слова "метафизика" забавная этимология.

Бывает, человек занимается чем-то, к чему у него нет особых способностей. А бывает, способности есть, а заниматься этим человеку не хочется. А бывает что-то, что человек не может не делать. И это его предназначение.

Иоанн Златоуст всё ругает женщин за наряды. Вот у него этого нет, и он не понимает. А это базовая потребность женщин: "чтобы было красиво".

Если человек будет искать смысл своей жизни в себе самом, он его не найдет. Наша жизнь заключена в тех, кто нас любит. У Антония Сурожского есть фраза: "сказать 'я люблю тебя' значит сказать 'ты никогда не умрешь'". В пределе - Бог любит нас, и наша жизнь заключена в Нём.

Бывает, люди переживают: человек, понятно, воскреснет, а что будет с их любимой собачкой? Не переживайте, если Богу не составляет труда воскресить человека, то собачку и подавно.

Хранение чистоты до брака это тренировка верности в браке.

Влюбленность как состояние опьянения - самому человеку весело, а со стороны он дурак дураком. Влюбленность происходит сама собою, как некий физиологический процесс, и человек не может полностью контролировать себя. Этого-то он и стыдится потом.

Апостол Павел говорит: "учить жене не позволяю". Нет, я понимаю, если бы сказал "дуре учить не позволяю".

На эти вопросы "кто я?", "зачем я?" человек не может сам ответить. Ответить должен Бог. Как в Апокалипсисе: "и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает".

Не всё женский род принижают. Вот есть словечко "умница" и словечко "умник".

Многодетность это не христианская ценность, скорее языческая; здоровье, плодовитость, долголетие.

Чем более высокорганизованное животное, тем у него малочисленнее потомство. Самка слона приносит потомство раз в 3-4 года, в течение жизни в среднем 4 помёта.

Чаще всего мы делаем человеку то добро, которое нам хочется ему сделать, а не то, которое сам человек хочет, чтобы ему сделали.

Cлышала про случай: мальчик в школе кинул книгу или что-то такое и попал девочке в висок. А потом говорил: "Я не нарочно, но я всё равно виноват, потому что ей больно". Мне кажется, покаяние должно быть таким.

Свойство первопроходца - не бояться испачкаться ни в чём, это мужское свойство. Женщины другие, им нужно чтобы было чисто, сухо и тепло. Поэтому женщины всегда стараются идти следом за кем-нибудь.

Богатый, могущественный человек скрывает свое положение, чтобы узнать любят ли его самого или его статус. Так и Бог как бы скрывается, чтобы люди полюбили красоту истины, а не власть и могущество.

Объективно ни у какого пола нет преимущества над другим. Когда же человек превозносит противоположный пол, это говорит о благородстве его души. Обратное тоже верно. Когда благородства души не хватает.

Распространенная ошибка: если текст написан на моем родном языке, все слова я знаю, значит, как я его понимаю, так и надо его понимать. Это ошибка тех, кто победно размахивает цитатами из Библии. Во-первых, человек воспринимает текст в соответствии со своим возрастом, опытом, мировоззрением. Как говорит апостол Павел, душевный человек не понимает духовного. Во-вторых, значение всех слов расплывчато и неточно, и меняется со временем.  В-третьих, даже если допустить, что читающий получил из текста именно то, что автор положил в него, этот текст может быть верен только для определенного времени, определенных людей, определенных обстоятельств. Вообще, возможностей неправильно понять написанное очень много, поэтому говорят, что Священное Писание нужно читать только через призму толкования святых отцов. Святых отцов можно тоже неправильно понять, просто вероятность меньше.

Смеются над "вдушеверами", теми, кто говорит, что они верят в душе, а ведь Господь сказал: "Царство Божие внутрь вас есть".

Это не моя мысль. Благородный, культурный человек со всеми вежлив, с уважением относится ко всем людям. А христианин отличается тем, что он такой не только внешне, но и в душе.

Бог это Вещь-в-Себе, принципиально непознаваемая со стороны человека. Но Бог может сказать о Себе Сам. И таким откровением стал Христос, и люди увидели, какой Бог на самом деле. "Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть". Без Христа нет религии - истина интолерантна.

В Ветхом Завете есть такой рассказ. Во время осады Вифлеема царь Давид захотел пить. Три воина из его войска пробились к колодцу в Вифлееме и принесли воды. "Но он не захотел пить её и вылил её во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?" Христос на Тайной вечере говорит: "пейте, это Кровь Моя". Господь всё время говорит иносказательно, образами, а Его понимают буквально, даже ближайшие ученики. И когда говорил о закваске фарисейской, об уснувшем Лазаре, о храме разрушенном и в три дня воздвигнутом. Это поэты так разговаривают, никогда прямо не скажут.

Когда погибают дети, всё время возникают претензии к Господу Богу. А когда старики долго, мучительно и унизительно болеют и умирают "своей смертью", претензий почему-то нет.

Сожительство без намерения жениться унижает обоих, потому что ты как бы говоришь другому человеку: "ты не стоишь всего меня".

Самоубийц жалко, они ведь не получают того, чего хотели. Если бы они знали, что получат, они никогда бы так не сделали. Поэтому о каждом из них можно сказать: "прости им, ибо не ведали что творят".

Исповедоваться надо так: нужно говорить не вот какой я плохой или плохая, а что ты можешь и хочешь в себе исправить.

Жить в семье весело, не скучно, "общежитие противно унынию" говорит Иоанн Лествичник, но поэзии в семейной жизни почти нет. Не знаю, почему, может быть, нет достаточной дистанции между людьми. Дело не в том, что люди живут в одном помещении, можно находиться в одной тюремной камере с человеком, но сохранять внутреннюю дистанцию. Чтобы относиться к человеку с уважением, должна быть дистанция. Большое видится на расстоянии, отойди немного от человека, чтобы увидеть его.

У нас в языке не хватает понятий. Есть понятие "закономерность" - когда что-то происходит строго по какому-то закону. Есть понятие "случайность" - когда что-то происходит хаотически и непредсказуемо. А вот воля человека, например, это что? Случайность - нет, закономерность - нет, что это?

Я не думаю, что есть такое, что два человека идеально подходят друг другу, предназначены друг для друга. Когда люди вступают с брак, работа над тем чтобы подходить друг другу только начинается. Люди влияют друг на друга, меняются, притираются друг к другу.

Господь говорит: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Не о собрании же людей в одном помещении говорится здесь. Собраны значит единодушны.

Не надо завидовать, когда кто-то делает что-то супер-хорошо. Надо радоваться хорошо сделанному: вот как хорошо человек сказал или вот какая прекрасная вещь получилось.

Алексей Ильич в лекциях всё время так отвечает: мужчина это ум, женщина это сердце, а сердце должно подчиняться уму. Фактически он каждый раз говорит, что женщинам не хватает ума. Почему бы не сказать прямо: женщинам не хватает ума, поэтому главой семьи должен быть мужчина.

Кто хочет понять что-то, тот поймет, потому что ищущий находит, а стучащему отворят.

В Библии есть заповедь, чтобы дети любили родителей, а заповеди, чтобы родители любили детей нет, потому что это и так естественно.

Когда человек увлечён каким-то делом, ему не хочется есть, он забывает о еде. Знаете, почему у нас еда такое мероприятие? Скучно мы живём.

Умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих. Умные люди умерли в младенчестве (ибо и они смогут научиться на наших ошибках).

Спрашивают: почему нужно молиться готовыми молитвами, а не своими словами? Можно молиться своими словами. Но вы попробуйте молиться своими словами 15 минут. Вы не сможете. Что-нибудь скажете, а потом и не знаете, что и сказать.

У православных есть рефлекс: ничего нельзя говорить от ветра своей головы. Но зато они натаскают цитат из святых отцов и буду долбать этими цитатами ближнего: это не я, не я тебя учу, это, видишь, святой отец говорит. И всё это обычное для всех дурацкое желание учить, которое происходит от уверенности в ценности своего мнения. Неужели вы думаете, что святые сами лезли бы к кому-нибудь со своими непрошенными советами?

В том, что люди понимают друг друга, есть что-то иррациональное. Тютчев подметил: "И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать". Вот у людей общая природа, и не удивительно, когда человек понимает другого человека в том, что у них есть общего. Например, ты чувствуешь боль, и понимаешь, что другому человеку примерно так же больно. Но в каждом человеке есть ещё что-то уникальное, то, чего нет в других людях. И другой человек способен это понять. Человек способен понять в другом человеке то, чего в нём самом нет.

Кант говорит, что вещь-в-себе в принципе непознаваема. А оно вам надо? чтобы вещь была познаваема до конца? Когда человек узнает что-то до самого конца, он сразу же теряет к этому интерес. Да и как можно узнать до конца вещь, которая меняется.

Когда говорят "все женщины / мужчины / ...", обычно после этого следует какая-то глупость, но сама эта потребность обобщать, систематизировать, создавать модель - естественное и неистребимое свойство нашего ума.

Когда человек говорит много слов, скорее всего, он не видит главного.

Все крылатые фразы безымянны. Прежде чем стать крылатой, она становится безымянной.

Надо стараться думать о людях так, чтобы не стыдно было повторить это им в лицо.

Комментарии в интернете ужасны, в интернете анонимно мы говорим то, что думаем, не стесняясь. Вот и полюбуйтесь, какие мы красавчики.

В Евангелии Господь удивляется только вере или неверию людей.

"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;" Третий закон Ньютона.

Люди иногда говорят "я ему (никому) не желаю зла" и думают что это некая добродетель. Не желать зла - это очень, очень мало, совсем ничего. Нужно желать человеку добра. Когда говоришь "я не желаю ему зла", ты говоришь "мне пофиг, есть он на свете или нет".

У человека не больше права убить себя, чем убить кого-то другого. Не он давал себе жизнь. Это мысль Сократа.

Апостол Павел пишет: "И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается." Вы понимаете эту логику? Кажется, апостол сам не совсем уверен в убедительности своего аргумента, потому что потом добавляет: "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии." А ведь как надо было сказать: женщины красивые, если женщина стоит в церкви с непокрытой головой, на неё смотрят, и она сама сознает, что на неё смотрят. Какая тут молитва? Поэтому женщине нужно покрываться, чтобы и самой спокойно молиться, и другим не мешать.

Мы все грешные больные люди, и всё же мы способны - грешным, больным образом - любить. И если бы этого не было, это был бы ад.

Ахиллес и черепаха - предлагается как бы бесконечно замедляющаяся съемка, при таком подходе не только Ахиллес не догонит черепаху, но и Ахиллес и черепаха не смогут закончить шага, нога так и повиснет в воздухе.

Справшивают: зачем ходить в церковь? Я как бы и сам могу с Богом общаться. Мы ходим в церковь, чтобы участвовать в общей, соборной молитве. Потому что, как говорится в Символе Веры, Церковь у нас - Единая, Святая, Соборная, Апостольская.

------
2019

Общественное мнение требует, чтобы мужчина не плакал, а на распущенность закрывает глаза. А между тем распущенность это вопиющее проявление слабости.

Читать про то, что было на самом деле, интереснее, чем выдумки, потому что соавтором здесь выступает Господь Бог.

Действие Причащения зависит исключительно от того, насколько человек способен это действие принять, потому что узкое место здесь человек, а не Бог.

Возможно и есть родители, которые не травмируют своих детей, но они должны быть равноангельными, а равноангельные обычно не женятся.

Общественная деятельность, как и общественные места, не отличается чистотой, и поэтому она не совсем прилична для женщины.

Родительская любовь естественна, она возникает сама по себе, это не добродетель. Добродетель это то, что вызывает уважение, то, за что можно похвалить.

Если благочестиво, но невыносимо скучно, то на самом деле никакого благочестия и нет. Бог не про то, чтобы было скучно.

Христианский идеал семьи - единодушие, а не единоначалие.

Слово "подлинный" происходит от пыточного права - длинник это палка, которой выбивались показания. "Узнать всю подноготную" о том же.

Дарование это не что-то присущее человеку. Это инструмент, который дается человеку: работай. Когда это поймешь, то и своими дарованиями гордиться не будешь, и другим перестанешь завидовать.

Притча о талантах. Зарывающий талант этот тот, кто боится жить, боится своей свободы.

Советские песни о Царстве Небесном: "Прекрасное далёко", "Пусть всегда будет солнце", "Не надо печалиться - вся жизнь впереди".

Мне кажется, происходит следующее: мужчина может жениться на женщине глупее себя, а женщина никогда не выйдет замуж за мужчину глупее себя. Поэтому получается, что в большинстве семей мужчина несколько умнее женщины, но это не потому что мужчины умнее, а потому что женщины не выходят замуж за глупых мужчин.

Многие улицы названы именами революционеров, убийц и безбожников. Это записки для поминовения. "Авель, Авель, где брат твой Каин?"

Ум это не сущность души (Антоний Великий говорит "Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу.") Гордиться умом всё равно что гордиться острым зрением.

Говорить о себе лишний раз неприлично, а хвалить себя вобще нельзя.

Женщина не лишена священства, она от него освобождена как от службы в армии.

"Что штамп в паспорте изменит в наших отношениях?" Когда воины сжигают за собой мост, они показывают свою решимость сражаться, готовность победить или умереть. Отсутствие штампа в паспорте это легкий путь к отступлению.

Два человека шли к некоторой цели. Внезапно поднялся сильный ветер и сбил их с ног. Один человек так и остался лежать. Другой попытался подняться и идти дальше, но ветер отбросил его назад и снова сбил с ног. Человек снова и снова пытался встать и идти, но ветер каждый раз отбрасывал его всё дальше назад. Который из этих двоих путников оказался ближе к цели?

------
2018

Мы привыкли к изображению креста, а ведь это орудие позорной казни. Это как если бы везде в церкви было изображение, например, виселицы. Воистину это "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие".

"Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;" (1 Тим 2, 13-14) Что за странная логика? Видно же, что Бог творит мир от простого к сложному. Когда Бог спрашивал Адама после грехопадения, Он ведь и так знал, что случилось, но хотел услышать это от Адама. А что Адам ответил? "Это Ева виновата" (а я как бы не виноват). И апостол Павел повторяет то же самое.

А святых можно не бояться: у них есть смирение, можно не бояться, что они будут тебя _обличать_. Но и нам нужно стараться быть такими же, чтобы другие люди не боялись, что мы будем их _обличать_.

Блаженны нищие духом, блаженны алчущие, блаженны плачущие. Короче, блаженны те, кому здесь плохо.

Полюбить кого-либо можно только за смирение. И Господа Бога можно полюбить только за смирение, а не за то, что ты Ему всем обязан.

В народных сказках практически нет многодетных семей, обычно 2-3 ребенка.

Господь наш - крохобор. Пять тысяч человек насытилось пятью хлебами чудесным образом, а Господь говорит при этом: "соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".

Тщеславный человек ищет похвалы от других людей, гордому человеку достаточно похвалы от самого себя.

Душа сильнее тела, молитва это ядерная энергия.

В аскетической литературе часто какой-нибудь святой человек считает себя величайшим грешником. Здесь дело вот в чём: сознание греха зависит не от величина греха, а от способности чувствовать. Святой человек как принцесса на горошине чувствует то, что мы по своей грубости не чувствуем.

Родители любят детей по естеству, а дети родителей - по заповеди.

------
2017

Почему приятно общаться с детьми? Они естественны, говорят то, что думают. Правда, что таковых есть Царствие Небесное.

Даже если мужчина хорошо готовит, никто и никогда не скажет, что он готовит так же хорошо, как женщина. Скажут, что только мужчина и умеет по-настоящему готовить.

"Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" А по-моему легко: Бог добр, а люди злы, и вообще, кого не видишь, любить легче.

Если коротко, главное в мужчине это сила, главное в женщине - красота. Ммеется в виду, конечно, не внешняя сила и не внешняя красота, хотя и они имееют место.

Вопрос: почему человек в возрасте, когда у него ещё нет ума, может уже рожать детей? Ответ: потому что для того, чтобы рожать детей, ум не требуется.

Человеческое достоинство и собственное достоинство - разные вещи.

"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне." Ведь и мы, наверное, должны были бы так чувствовать: другому человеку больно - это мне больно, другой человек согрешил - это я согрешил. Но мы не чувствуем так даже по отношению к близким людям.

------
2016

Женщина в возрасте, когда смотреть уже почти не на что, наряжается из чистой любви к красоте.

------
2015

Будет лето - будет легче.

Если любить человека за молодость и красоту, эта любовь обречена.

Человек, привыкший жить один, становится несносен для окружающих.

Внутренняя свобода это неотъемлемое свойство человека, когда человек что-то хочет, а чего-то не хочет. Когда говорят, что Бог не нарушает свободу человека, имеется в виду внутренняя свобода. Внешняя свобода, свобода действия, очень даже ограничивается. Возможна ли абсолютная внешняя свобода? Да. Если два человека единодушны, тогда в их действиях не будет конфликта. И это образ будущего века. Когда иноки, подвизавшиеся в скитской пустыне, спрашивали Арсения Великого, почему он скрывается даже от них, подвижник отвечал: «Знает Бог, как я люблю вас, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми».

Православная пословица: "Насильно мил не будешь".

"Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин 6, 35) Ведь не об обычном хлебе или воде говорит здесь Господь. Не будет неудовлетворенности души.

Друг и инок должны были бы означать одно и то же.

В притче о талантах кажется несправедливым, что лишний талант дали тому, у кого их и так много. В притче об одиннадцатом часе, напротив, кажется несправедливым, что все получили поровну.

Ведь правда, что все мы живем ожиданием будущего, а это верный признак неудовлетворенности настоящим. Это еще Александр Сергеевич подметил: "сердце будущим живёт, настоящее уныло".

Кажется странным, несправедливым распределение талантов в Евангельской притче: "имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Мф 25, 29).  А между тем та же мысль в другом месте: "Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин 15, 2).

Вот на что похоже Царство Небесное. Когда близкий родственник или друг поможет нам в чём-то, стыдно предлагать ему какое-то вознаграждение, таким предложением можно оскорбить. Мы даем какое-то материальное вознаграждение посторонним людям, чтобы компенсировать отсутствие чего-то более важного.

------
2014

Кто такой блогер? Вернее было бы назвать болтун.

Говорят "сильный пол" и "слабый пол", а "непрекрасная половина человечества" не говорят почему-то.

"Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя." (Лк 10:27)
Ближнего нужно любить как самого себя, а о Боге так не сказано. Любить ближнего как самого себя прилично, потому что он такой же, как ты. Но любить как самого себя это не предел, можно любить больше. Истину нужно любить больше чем себя.

Православные пословицы.
Клин клином вышибают - смертью смерть поправ.
На Бога надейся, а сам не плошай - о синергии.
На людях и смерть красна - о тщеславии.
Охота пуще неволи - о насилии страстей.
Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мёд - это доброе дела, а дёготь - мнение о себе.

Притча о талантах (Мф, 25, 14-26). Почему в конце дополнительный талант отдаётся тому, у кого 10 талантов, а не 4 таланта? А почему изначально таланты распределяются не поровну? Поровну вовсе на значит "справедливо".

У человека всегда есть, что подать просящему. Если нет денег, можно подать доброе слово. Или удержаться, чтобы не подать злое слово.

Сигнализация автомобилей раздражает. А ведь она нарочно так задумывалась, чтобы раздражать.

Евангелие от Марка, глава 14, стихи 12-13. Мне кажется, в человеке с кувшином нет какого-то тайного смысла. Просто Господь объясняет ученикам, как дойти до нужного места. Как если бы мы объясняли: иди прямо, когда увидишь красный двухэтажный дом (или еще что-то), сверни...

Влюблённость это разговор с самим собой, т.е. временное сумасшествие. Эйфория проходит, когда начинается диалог.

------
2013

Вот те кукиш, много ль купишь.

Если у человека и есть друг, то это, как правило, друг детства. В детстве человек открыт, потому что неопытен.

"Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира" (Исаак Сирин). Мне кажется, это то же, что "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Смирение и унижение - разные вещи. Смирение - это когда человек сам добровольно умаляется, а унижение - когда другие насильственно его умаляют.

В Откровении св. Иоанна Богослова есть слова, что блаженны умирающие в Господе "и дела их идут вслед за ними". Почему дела идут вслед за ними, а не перед ними? Потому что надо как можно скорее забрать человека отсюда, а дела, как багаж, можно доставить и после.

Чем отличается социальный автобус от маршрутного такси? В маршрутном такси надо самой дверь открывать, а в социальном автобусе тебе, как королеве, открывают и закрывают двери.

------
2012

Когда переводишь, если смысл слова не понятен, нужно рассматривать его в контексте предложения. Если смысл предложения не понятен, нужно рассматривать его в контексте абзаца, и так далее. Если смысл какого-то события не ясен, нужно рассматривать его в контексте всей жизни человека. Если и тогда не понятно - в контексте жизни окружающих его людей, и так далее.

На клавиатуре есть две кнопки с фигурными скобками, они похожи на два профиля - они отвернулись друг от друга - поссорились.

"После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти". Почему по два, а не по одному?  Мне кажется, чтобы им скучно не было.

Услышала Платоново "время - это текучий образ вечности" - и оно мне понравилось. Мы обычно представляем себе, что это вечность - неподвижный образ времени, а надо наооборот. Время - подвижный образ вечности, т.е. ещё неверный, неточный, ищущий. Как художник ищет верную линию. Т.е. ещё всё можно исправить.

Люблю путешествия - они дают иллюзию свободы. Как прыжок - иллюзию полета.

"Без ёлки, говорит, не приходи! а с ёлочкой, значит, приходи". Пример классической ошибки в логике.

Притча о неправедном управителе (Лк. 16, 1-9). Всякий человек - управитель. Мы распоряжаемся своим временем, своими способностями, своими деньгами, и чаще всего не лучшим образом.  Раcпоряжаемся же так, чтобы получать что-нибудь для себя. Когда же человек видит близость смерти и понимает, что всё, что он имеет, скоро у него отнимется, он начинает из этого имения, которое ещё в его руках, скорее давать что-то другим людям.

Притча об одинадцатом часе. Почему хозяин дает всем работникам одинаковую плату? Работники, нанятые в 11-м часу, трудились бы и целый день, если бы им дали возможность. Вознаграждается не _фактическое_ выполнение, а намерение. И то, что нашему близорукому взгляду кажется несправедливостью, на самом деле и есть настоящая справедливость.

Посмотрите на младенца, на занятия, увлекающие его, - могли бы вы _с интересом_ заниматься тем же хотя бы четверть часа? Что удивляться, что то, чем мы увлекались в молодости, потеряло свою привлекательность? Это-то как раз нормально.

Зависть нередко называет себя справедливостью.

Каблуки - символ превозношения.

Почему мы говорит "глубочайшее уважение"? Почему не "высочайшее", например? Потому что это образ смирения.

Для опоры достаточно трех точек, почему же у стульев, столов - четыре ножки, у автомобилей - четыре колеса? Потому что четыре - степень двойки.

Есть поговорка - "что естественно, то не безобразно". Она логически неверна. Я так думаю - что безобразно, не может быть естественно.

------
2010

Порезанные шампиньоны похожи на колонны ионического ордера.

Люди быстро исчерпывают темы для разговора, потому что разговаривают о внешнем.

------
2009

Ложь сложна, а истина проста.

------
2006

Дома с включенными то там то здесь окнами похожи на перфокарты.

Замкнутый человек - т.е. по контуру течёт ток.

Письмо - удивительное сочетание молчания и речи.

Разум в своем высшем проявлении приближается к поэзии. Всё рациональное в своем пределе стремится к иррациональному.

Свет видно и с закрытыми глазами.

------
2005

Лучше изобретать велосипед, чем изо дня в день крутить педали.

Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Руслан и Людмила, Орфей и Эвридика. Впрочем, если из двоих кто-то должен быть первым, какая разница, кто.

Я поняла - на фотографиях мир становится другим.

Если плыть по реке, в которой мало воды, будут мешать все камни на дне. Так же, если мало любишь человека, тебе мешают все его недостатки.

------
2004

Воображение невыносимо: ему нельзя закрыть глаза.

Стихи - это когда слова не складываются, а умножаются.

"...уездные барышни... шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность..." (Пушкин "Барышня-крестьянка") Замкнутые, необщительные люди более самобытны. Так диалект замкнутой группы людей вырождается в отдельный язык.

Героини "Грозового перевала" Э.Бронте так меняют своё имя: Catherine Earnshow - Catherine Linton, Catherine Linton - Catherine Heathcliff - Catherine Earnshow.

------
2003

Читать книгу интереснее чем смотреть фильм, потому что используешь свое воображение. По той же причине читать на иностранном языке интереснее, чем на родном.

Жизнь должна быть такой же как и любовь, не должно возникать вопроса, зачем она нужна.


Рецензии