Медея

Безумие эпох и страсти миг:
Недолговечны клятвы и объятья:
Предательство и торжество интриг,
Где жен меняют, словно ветхость платья.

И в ужасе она: что ждет детей:
Им изгнанье напророчат или Смерть?
Где ночи дней становятся длинней,
Страхом жизни заполняя круговерть.

Безумие от ревности... расчет...
Боль терзает - нет ни отдыха, ни сна.
В них выросла и все еще живет,
Где СудЕб страшатся даже времена.

Таков итог - ей некуда бежать,
Ее сынам не править уж отныне.
Ужасное решенье примет Мать
Вне ревности иль пафосной гордыни.

Безумьем нарекут такой сюжет
И будут кости мыть моей Медее.
Она лишь Мать, что вечности приют
Определила местом всех лишений.

20 февраля 2022 г.


Картина Энтони Фредерика Огастаса Сэндиса «Медея», 1868



Мало кто обращается к теме Медеи, а ведь тема, на самом деле, страшная. В трагедии «Медея» (написана в 431 году до н.э.) древнегреческий драматург Еврипид раскрывает трагедию матери, которая убивает своих детей.

Сюжет этой трагедии, вроде бы, банален... Много лет счастливо и дружно жили в Коринфе Ясон и Медея. У них родилось два прекрасных мальчика, но когда стала увядать красота Медеи, Ясон охладел к ней и ОТРЕКСЯ от жены и детей, женившись на юной дочери коринфского царя Креонта - Главке, таким образом породнившись с царским домом и надеясь смягчить для себя жребий изгнанника, вернув былые почести.

От посторонних людей Медея узнает об измене мужа, который многим был обязан именно ей. Рди Ясона Женщина пожертвовала и семьей, и родиной. Бытует распространённое мнение, что в порыве гнева, ревности и буйного помешательства Медея убивает своих детей. Все просто и, на первый взгляд, банально - измена - жажда мести - убийство.

Но, это не совсем так. Давайте немножко вспомним историю и представим, что ждало бы ее детей дальше? Детей, которые были воспитаны быть царями и править. Царь Креонт, боясь ее могущества отправляет Медею и ее детей (конкурентов на трон) в изгнание. И понять его можно, но... теперь, сыновей Медеи ждут изгнание и полунищенское существование или невольничий рынок, а это почти всегда унижения, возможно надругательства (пытки), или участь гладиаторов (ранения, инвалидность, смерть - на свободу бы их вряд ли кто-то выпустил, может даже сражение друг против друга), ибо в 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ, или даже смерть! Таковы были времена и Медеи, и Еврипида. И Медея, будучи женщиной умной, прекрасно все это осознавала! Как могла мать позволить все это?

На мой взгляд, Медея - один из самых трагических образов в мировой литературе и очень неоднозначный. Я бы даже сказала, не изученный, который загнали в рамки существующих и навязанных Еврипидом и потомками клише. Многие века ее имя «полощут» за то, то она не дала издеваться над своими детьми, зная, какая участь ждет их в дальнейшем...

Так ли безумна была она... не думаю.


P.S. За этот экскурс стоит благодарить Медею Гонглиашвили - аккомпаниатора Нани Брегвадзе и мою маму - Бирюкову Веру Николаевну - http://stihi.ru/avtor/veroccio - еще в детстве я услышала эту историю в такой трактовке вместе с "Легендами и мифами Древней Греции" в изложении Николая Альбертовича Куна с маминым комментарием. Именно маме на фразу: "Медея - это редкое имя...", Медея Гонглиашвили сказала: "Верочка, Медея - это хорошее имя" и поведала в двух словах такую трактовку этого страшного сюжета... Прошло более 30 лет... и появился этот стих и этот экскурс, уже в моем изложении...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.