Тора основа всех монотеистических религий!
Всевышний милосерден и поэтому он подарил народам мира Христианство да бы не были они язычниками. «Христианство несёт в себе идею Мошиаха, т.е. Мессии». Отлично, это очень хорошо, что вы в это верите!!! Только у евреев это давно прописано, и в Торе и в Талмуде. Мы евреи заключили Завет с Всевышним, тогда, как другие народы отказались от принятия Торы. Если бы и евреи отказались то не было бы этого мира.
Рабби Шимон бен Лакиш говорил: «Почему Всевышний сказал: “И был вечер, и было утро: день шестой?” Почему перед словом “шестой” (в отличие от аналогичных утверждений, относящихся к другим дням) стоит определенный артикль? Потому, что в этот день Всевышний поставил условие всем сотворенным Им существам: “Если Израиль согласится принять Тору, вы будете существовать. Если нет — Я возвращаю вас в небытие”».
В Торе сказано: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им от Сеира» (Дварим, 33, 2). Это значит, что когда Всевышний решил даровать Израилю Тору, Он открылся не только Израилю. Вначале Он открылся потомкам Эсава (он же Сеир), и спросил их: «Готовы ли вы принять Мою Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не убивай». Потомки Эсава ответили: «Властелин мира! Вся сущность нашего праотца (Эсава) — убийство. Недаром в Торе сказано: “Руки — руки Эсава” (Берешит, 27, 22). Единственное обещание, данное нашему праотцу: “И мечом своим будешь жить” (Берешит, 27, 40). Поэтому мы не можем принять Тору».
Затем Всевышний пришел к народам Аммона и Моава и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не прелюбодействуй». Аммон и Моав ответили: «Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: “И зачали обе дочери Лота от отца своего” (Берешит, 19, 36). Поэтому мы не можем принять Тору».
Затем Всевышний пришел к потомкам Ишмаэля и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не укради». Потомки Ишмаэля ответили: «Властелин мира! Самое наше существование основано на воровстве и грабеже, как сказано: “И будет он (Ишмаэль) дикарь-человек; рука его на всех, и рука всех на нем” (Берешит, 16, 12). Поэтому мы не можем принять Тору».
Нет ни одного народа, которому Всевышний не предлагал бы Тору, но все они от нее отказались. Лишь после этого Он предложил ее Израилю, и тот ответил: «Все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем послушны» (Шмот, 24, 7). Об этом и рассказывают слова Торы: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им из Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых, от правой руки Его пламя закона для них».
К сожалению отказавшись от Торы другие народы остались язычниками, а Всевышний не предлагает Тору дважды. Ведь даже Ангелы ревновали Моисея и евреев к Торе, что говорить о народах мира…
Люди и ангелы соперничали из-за Торы
Рабби Йегошуа бен Леви сказал: «Когда Моше поднялся на Небеса, ангелы обратились к Всевышнему и сказали: “Властелин мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?” Всевышний ответил: “Он пришел получить Тору”. Они возразили: “Сокровище, которое Ты хранил на протяжение жизни 974 поколений перед тем, как сотворил мир, Ты намереваешься передать смертному?” Недаром сказано в Псалмах: “Г-споди! Г-сподин наш! Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, который дал славу Твою на Небесах… Кто тот человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?” (Тегилим, 8, 2)». Тогда Всевышний обратился к Моше: «Дай им достойный ответ». Моше ответил: «Властелин мира! Я боюсь, что они сожгут меня своим дыханием». Всевышний сказал: «Ухватись за Мой Трон и ответь им». Тогда Моше сказал: «Властелин мира! В Торе, которую Ты даешь мне, написано: “Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства” (Шмот, 19, 2). Разве ангелы переселялись в Египет, и фараон порабощал их? Для чего им в таком случае Тора? Что еще написано в Торе? “Да не будет у тебя других богов”. Разве ангелы живут среди народов, предающихся идолопоклонству? Что еще там написано? “Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту”. Разве ангелы заключают сделки и произносят клятвы? “Помни день субботний, чтобы святить его”. Разве ангелы совершают работу и должны отдыхать от нее? “Чти отца своего и мать свою”. Разве есть у них отец или мать? Что еще написано в Торе? “Не убивай, не кради, не прелюбодействуй”. Разве знают они ревность, разве одолевает их злое начало?» Как только ангелы услышали эти слова, все они согласились со Всевышним, полюбили Моше и щедро его одарили, как сказано в Псалмах: «Ты (Моше) поднялся на Небеса, взял в плен (Тору), принял дары для людей» (Тегилим, 68, 19). Даже ангел смерти вручил Моше свой подарок — воскурения, которые спасали от эпидемий.
В книге Бейт га-Леви сказано, что спор между Моше и ангелами относился к Устной Торе. Это значит, что ангелы оспаривали право людей интерпретировать Тору и принимать решение в случае сомнения или колебания. Устная Тора была дана Израилю 6-го Сивана, ибо, как мы знаем, Всевышний согласился с Моше и Шхина спустилась на землю лишь назавтра, 7-го Сивана. Таким образом, уже 6-го Сивана Моше получил возможность принимать решения, интерпретирующие Тору.
Но, Всевышний не оставил вас он даровал народам мира Христианство и Ислам, отличные религии для тех кто их принял, они открыты для всех желающих. И Только Тора дана только евреям, хотя была предложена всем народам. Поэтому я, как еврей останусь верным Завету с Творцом то есть Торе. Ибо сказано « Исход 34:14 - Не поклоняйтесь никакому другому богу, ибо Господь, чье имя Ревниво, есть Бог ревнивый.
Вам же можно и нужно поклоняться Иисусу, который кстати был обрезан на восьмой день, и как религиозный еврей верил в Бога, как и весь еврейский народ.
Далее, первые Христиане, как мы знаем из истории были евреи. Я так понимаю это было сделано для того, чтобы усилить веру среди язычников. Потому что на евреев ориентируется весь мир. Иначе, как объяснить, что все основные святые в христианской Библии евреи…!!!????
Раскрутили и отошли, дальше сами.
Христианство было даровано Всевышним язычникам которые отказались от Торы. Евреям Всевышний даровал Тору!!!!!!! "Благословен Всевышний, Который дал Тору народу Своему Израилю"!!!!!!!
Дрожь и трепет
Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, вместе с Ним спустились на землю 22 тысячи колесниц с ангелами, раздался голос шофара, сотрясший Вселенную, и весь мир затрепетал перед Создателем.
Когда Всевышний даровал Тору Израилю, Его голос звучал от края до края Вселенной, и все цари народов мира были охвачены страхом в своих дворцах и оттого запели песнь. Все они собрались у злодея Билама и спросили его: «Что за грозный шум мы слышим? Это новый потоп?» Билам ответил: «Всевышний некогда поклялся, что не пошлет в мир новый потоп». Они спросили: «Может быть, водяного потопа не будет, но будет потоп огненный?» Он ответил: «В сокровищнице Всевышнего есть величайшая драгоценность. Она была скрыта в течение 974 поколений до Сотворения мира. Он намерен отдать ее Своим сыновьям, как сказано: “Г-сподь даст силу народу Своему” (Тегилим, 29, 11)». И цари немедленно продолжили: «Г-сподь благословит народ Свой миром».
Далее, Всевышний на примере с тельцом показал, что будет если евреи будут поклоняться идолам или другим богам. То есть дал теорию и закрепил её на практике. Слава Богу дошло, хотя находятся отрицательные примеры типа Долиной, меняющих веру. Но, с другой стороны я думаю, что Всевышний создал другие религии так как это какая никакая но замена идолопоклонству. И для этого были использованы евреи, так как евреи были первыми христианами, но не потому что они верили, а чтобы увлечь язычников. Нужно было раскрутить новую религию чтобы избавить мир от идолопоклонства!!!!!!!
Тора была предложена племенам и народам мира, но они отказались. Всевышний не предлагает дважды, то есть приняли Тору только евреи, весь остальной мир поклонялся идолам. Понятно, что Всевышнего этого не устраивало. Евреев это тоже не устраивало, так как жить в окружении язычников это страшно. Взять к примеру древний Рим который не давал покоя не только Израилю, но и всем племенам проживавшим в непосредственной близости.
Поэтому Всевышний создал новые религии. Если говорить о Христианстве то ушло 400-500 лет на раскрутку, на то, что бы эта религия стала популярной. Мы знаем из истории, что первыми христианами были евреи тот же Павел, и апостолы к примеру. Потому что языческий мир смотрел на евреев, если евреи в это верят, значит и мы должны.
Тора под давлением, можно сказать насильственно была уже переведена на древнегреческий.
Для тех кто не знает Септуагинта: перевод семидесяти толковников (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев») — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами).
То есть таким образом языческий мир получил перевод Торы, который на русском называется Ветхий Завет, но то, что от Всевышнего не может быть Ветхим это во первых. Во вторых Тора письменная без Талмуда то есть Торы устной, это недостаточно для полного понимания Библии. В новых религиях появилось много разновидностей протестанты, католики, евангелисты, сунниты, шииты и так далее, и все они интерпретируют на свой лад. И только евреи имеют оригинал без изменений вне зависимости от конъюнктуры, в оригинале полученном на Горе Синай!
Многие современные богословы евреененавистники, служители тёмных сил, имеют наглость заявлять, что сегодня это не те Евреи которых Моисей выводил из Египта, и что эта не та Тора. Так если вы такие умные, что вы не сказали об этом Гитлеру, может если бы его убедили, что мы не те евреи, то он бы не уничтожил шесть миллионов евреев. Что же вы молчали тогда….
Мы дали миру понятия Мошиах, можете называть его Мессия, или ещё как то, но это идёт от нас и от Бога Авраама, Исаака, и Якова. Это идёт от Бога Израиля. И сказано что, потомок Давида, который будет послан Всевышним, чтобы осуществить избавление народа Израиля. Слово Машиах первоначально было прилагательным, означавшим `помазанный [елеем]`, и применялось в Библии по отношению к царям Израиля и Иудеи.
А так, как Царь Давид был евреем то и потомок его будет евреем. Мы знаем, что Царь Давид был помазан Всевышним на царство. Он не ходил по воде, и не летал, и не творил каких-то там чудес. Но, он был идеальным царём с большим добрым сердцем! И за доброе сердце полюбил и помазал Давида на царство Всевышний. Псалмы Давида считаются сильнейшей молитвой у всех народов мира по сегодняшний день. Поэтому Машиах будет обладать похожими качествами. Настоящий Машиах будет обычным человеком, рождённым от обычных родителей. Кто знает, возможно, он уже родился.
Аминь!!!!!!!
P.S. Глава 11. О царе Машиахе: пророчества о Машиахе и признаки царя Машиаха
11.1. Придет время, когда взойдет на трон царь Машиах [1] и корона вернется к дому Давида, правившему прежде. Этот царь построит Храм и соберет евреев, рассеянных по всему миру. В его дни вернутся в силу все законы, как прежде: будут приносить жертвы, будут соблюдать все законы седьмого и пятидесятого годов [2] – по всем правилам, описанным в Торе.
Тот, кто не верит в его приход или не ждет его, не только пренебрегает пророчествами Танаха, но и отрицает Тору и пророчество Моше-рабейну; ведь засвидетельствовала об этом Тора, как сказано: «И вернет Господь, Бог твой, пленников твоих, и утешит тебя; и вернешься, и соберет тебя из всех народов… Если будет изгнанник твой на краю небес – и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Господь, Бог твой…» (Дварим, 30:3–5). И слова эти, подробно объясненные в Торе, включают в себя все сказанное последующими пророками.
Об этом же говорится в эпизоде с Бильамом, который пророчествует там о двух Машиахах: первым из них стал Давид, который вызволил Израиль из рук врагов, а последним станет потомок Давида, который спасет Израиль от сынов Эсава.
Сказано там следующее: «Вижу его, но не сейчас…» (Бемидбар, 24:17) – это Давид; «…созерцаю его, но он не близок» (там же) – это Машиах. «Взошла звезда от Яакова…» (там же) – это Давид; «…и восстал скипетр от Израиля» (там же) – это Машиах. «И сокрушит пределы Моава…» (там же) – это Давид; и также сказано: «И разбил Моав, и измерил их [землю] веревкой» (Шмуэль II, 8:2). «И разгромит всех сынов Шета» [3] (Бемидбар, 24:17) – это царь Машиах, о котором сказано: «И царство его от моря до моря» (Зхарья, 9:10). «И будет Эдом подвластен…» (Бемидбар, 24:18) – подвластен Давиду, как сказано: «И стал Эдом Давиду рабами» (см. Шмуэль II, 8:6; 8:14). «И будет Сеир подвластен своим врагам» (Бемидбар, 24:18) – это о царе Машиахе, как сказано: «И поднимутся те, кто избавил на горе Сионской, судить гору Эсава» (Овадья, 1:21) [4].
11.2. И о городах-убежищах [5] говорит Писание: «Когда расширит Господь, Бог твой, твои границы… добавь себе еще три города, кроме этих трех» (см. Дварим, 12:20, 19:8–9); а это еще не произошло [6], и не может быть, чтобы заповедь была дана просто так. А выводить это из слов пророков нет необходимости, так как все пророческие книги полны упоминаниями об этом [7].
11.3. Да не возникнет у тебя мысль, что царь Машиах должен совершать чудеса и знамения, создавать нечто, чего не было в мире, воскрешать мертвых и совершать другие вещи подобного рода, как говорят глупцы. Это не так, ведь рабби Акива был великий мудрец из мудрецов Мишны, и он стал оруженосцем царя Бен-Козивы [8] и говорил о нем, что тот Машиах. И он, и все мудрецы его поколения считали, что тот Машиах, пока он не был убит за грехи [9]. А когда его убили, стало ясно, что он не Машиах; и не просили у него мудрецы [10] ни чудес, ни знамений.
Общий принцип таков: законы и правила этой Торы неизменны навечно [11] и во веки веков, и не прибавляют к ним, и не убавляют от них; а каждый, кто прибавляет или убавляет, или объясняет по-своему, или придумывает словам заповедей смысл, которого они не несут, – несомненно, злодей и вероотступник.
11.4. Если появится царь из рода Давида, изучающий Тору и выполняющий заповеди, как предок его Давид, в соответствии с Письменной и Устной Торой, и заставит он весь Израиль следовать ей, будет исправлять то, что требует исправления в ее соблюдении, и воевать с врагами Всевышнего, то можно будет предположить, что это Машиах. И если он преуспел в своих начинаниях, и победил все окружающие народы, и построил Храм [12] в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния, то это, несомненно, Машиах [13]
Если же не преуспел до такой степени или был убит [14] – очевидно, что это был не тот, чье появление обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Всевышний сделал испытанием для народа, как сказано: «И даже среди разумных будут ошибившиеся, которые будут сочетать, и выяснять, и прояснять, пока не придет срок; ведь времени еще много» (см. Даниэль, 11:35).
И о Йешуа из Назарета, который воображал, что станет Машиахом, и был казнен судом, пророчествовал Даниэль, как сказано: «И выскочки из твоего народа вообразят себя способными исполнить пророчество и потерпят поражение» (Даниэль, 11:14).
Может ли быть поражение сокрушительнее? Ведь все пророки говорили, что Машиах избавляет еврейский народ, и спасает его, и возвращает на родину из рассеяния, и укрепляет соблюдение заповедей; а этот стал причиной убийства евреев, их изгнаний и унижений. И подменил он Тору, и ввел в заблуждение б;льшую часть мира, так что стали поклоняться другому богу [15], а не Создателю.
Но не в силах мы постичь замыслы Творца, ведь наши пути – не Его пути и наши мысли – не Его мысли. И все эти истории с Йешуа из Назарета и с тем ишмаэльтянином [16], что появился после него, произошли только ради того, чтобы расчистить дорогу Машиаху и подготовить весь мир к служению Всевышнему, всем вместе, как сказано: «Ведь тогда обращу Я к народам речь понятную, чтобы все воззвали Именем Господа, служили Ему плечом к плечу» (Цфанья, 3:9).
Каким же образом это произойдет? Уже наполнился весь мир [17] рассказами о Машиахе, о Торе и заповедях, и дошло это знание до отдаленных островов, и стало известно множеству народов, грубых сердцем [18]. И они обсуждают эти вещи и рассуждают о заповедях Торы: одни считают [19], что эти заповеди на самом деле были даны свыше, но в наше время недействительны, так как не были даны на все времена; другие полагают [20], что в них есть скрытый смысл, и нельзя понимать их буквально, и уже пришел Машиах, объяснивший, как надо их понимать.
Когда же появится настоящий Машиах, и преуспеет, и возвысится, и возвеличится, – все они сразу раскаются и поймут, что достоянием их отцов [21] была ложь и что их пророки и их отцы ввели их в заблуждение.
Примечания к главе
1 ; Машиах (традиционное написание – мессия) – букв. «помазанник».
Христиане, считающие Йешу мессией, заимствовали это наименование в переводе на греческий язык; Христос (греч.) – помазанник.
Тема мессианских движений легла в основу многих художественных произведений; самые известные из них – исторические романы Б. Дизраэли «Давид Альрои» и М. Брода «Реувени, князь иудейский».
Если же… был убит. Здесь Рамбам подчеркивает, что со смертью претендента теряют смысл утверждения, что он был Машиахом или тем более остается им. В противном случае любого человека можно объявить Машиахом, а тот факт, что он не выполнил предназначение Машиаха – не собрал евреев в Земле Израиля, не отстроил Храм и т. д., – объяснять тем, что он еще сделает это в будущем, после того как «вернется». Несмотря на очевидную бессмысленность подобных утверждений, они звучали в контексте различных лжемессианских течений, в том числе и в наши дни.
15 Другому богу. Отсюда можно понять, что христианство (по крайней мере его форма, известная во времена Рамбама) – это поклонение «другому богу», то есть человеку – основателю этой религии. Другие авторитеты (Меири, Авода зара, 6; Маариц Хайот, Кунтрес тиферет Исраэль) полагают, что поклонение троице считается служением Богу вместе с неким посредником, а это не запрещено неевреям.
16 Ишмаэльтянином. То есть происходящим из потомков Ишмаэля. Здесь речь идет о Мухаммаде – основателе ислама.
17 Наполнился весь мир. Концепция прихода Мессии – центральная часть христианского и исламского мировоззрения.
18 Грубых сердцем. Букв. «с необрезанным сердцем»; выражение заимствовано из Йехезкеля (44:7).
19 Одни считают. Христиане.
20 Другие полагают. Мусульмане.
21 Достоянием их отцов. Аллюзия на слова пророка Ирмеяѓу: «К Тебе придут народы от краев земли и скажут: “Лишь ложь наследовали отцы наши, суетных [богов], от которых нет пользы”» (Ирмеяѓу, 16:19).
Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 11
Гог и Магог
В еврейской эсхатологической традиции Гог и Магог – противники Израиля, с которыми в конце дней предстоит жестокая, кровопролитная война и которые будут разгромлены в Иерусалиме благодаря вмешательству свыше.
Первое упоминание Магога в Писании встречается в книге Берешит, где он назван среди сыновей Йефета: «Сыны Йефета: Гомер, и Магог, и Мадай, и Яван, и Туваль, и Мешех, и Тирас» (Берешит, 10:2). Однако в книге пророка Йехезкеля Магог упоминается не как народ или родоначальник, но как название земли, которой правит враждебный Израилю Гог: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог – верховному князю Мешеха и Туваля – и пророчествуй о нем. И скажешь: “Так сказал Господь Бог: вот Я – против тебя, Гог, князь верховный Мешеха и Туваля!”» (Йехезкель, 38:2–3).
Из еврейской традиции образы Гога и Магога как двух враждебных Богу диких и жестоких народов были заимствованы христианами и мусульманами.
В ранних христианских источниках упоминалась война Гога и Магога, которая должна была начаться через тысячу лет после пришествия Йешу. Гог и Магог (Яджудж и Маджудж) упоминаются и в Коране: там рассказывается о некоем полководце, прозванном Двурогим (по всей видимости – Александр Македонский, хотя в толкованиях фигурируют также Дарий и Кир Великий), который воздвиг стену для защиты от диких племен Яджуджа и Маджуджа.
Между нынешним миром и днями Машиаха, кроме порабощения [евреев] другими народами»; а чудеса, о которых говорили пророки, относятся к Грядущему миру или должны быть поняты аллегорически.
В «Послании о воскрешении мертвых» (ч. 6) Рамбам пишет, что в его словах здесь, в Мишне Тора, следует видеть не полное описание мессианской эры, но лишь упоминание важнейших перемен, к которым приведет приход Машиаха. В то же время вполне возможно, что в мессианские времена законы природы преобразятся и сверхъестественные явления произойдут.
Перед Страшным судом эта стена будет прорвана, и дикие племена хлынут, сметая все на своем пути, и будут остановлены только в Иерусалиме.
Огромное количество предположений было выдвинуто относительно этнической идентификации народов, называемых Гогом и Магогом. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» называет Гогом и Магогом скифов, что, собственно, нельзя считать точной идентификацией, поскольку скифами в его времена именовались все народы, проживавшие севернее Черного моря.
На протяжении веков еврейские, христианские и мусульманские авторы отождествляли с Гогом и Магогом готов, кельтов, арабов, хазар, монголов и даже самих евреев: согласно христианскому источнику xiv века, Гог и Магог – это десять потерянных колен Израиля, которые двинутся войной на христианский мир перед Страшным судом. В настоящее время тоже существует немало теорий, которые, ориентируясь на этимологию названий народов и прочие приведенные в Писании и традиции данные, пытаются определить, кто именно окажется основным противником Израиля в войнах конца света: иногда в качестве Гога и Магога выступает коалиция исламских стран, а иногда – страны Запада или Россия.
4 Сказано: «Вот, Я посылаю вам Элияѓу-пророка…». Продолжение стиха: «…перед приходом дня Господа, страшного и великого», то есть перед войной Гога и Магога. Магог поднимется на Израиль в конце дней; пророк говорит от имени Бога (Йехезкель, 38:22-23): «Буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Господь». Это и есть «день Господа». См. Йехезкель (гл. 38–39).
5 Объявить оскверненным. Пророк не имеет права прибавлять к Торе или убавлять от нее, поскольку «не на небе она» – уже дана Тора на горе Синай, и в ней сказано следовать за большинством: законы Торы устанавливаются на земле.
6 Приходу Машиаха предшествует. Приходу Машиаха, а не войне Гога и Магога.
7 Не относятся к основам веры. В отличие от веры в приход Машиаха, который избавит Израиль и заставит весь мир служить Творцу, и от веры в воскрешение мертвых, – см. тринадцать основ веры Рамбама.
8 ; О вычислении сроков конца света: Рамбам, «Послание в Йемен»
Еврейские мудрецы и толкователи Писания неоднократно предупреждали об опасности, связанной с попытками вычисления сроков конца света: тема эта чрезвычайно сложна и скрыта от понимания людей, а ошибка в вычислениях неизбежно приводит к разочарованию и ослаблению веры, что и оказывалось неизменно результатом псевдомессианских движений (см. прим. 13 к 11-й главе). О том, что даже мудрецы могут ошибиться в расчетах, говорится в самом Писании – в книге пророка Даниэля, в пророчестве о будущем еврейского народа: «И будут среди мудрых такие, которые ошибутся в исчислении, и разъяснении, и выяснении последнего срока, ибо срок еще не пришел» (Даниэль, 11:35). В комментарии к сказанному в недельном разделе Вайехи («И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: “Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней”», – Берешит, 49:1) Раши отмечает: «Он (Яаков) желал раскрыть срок конца, но Шхина (Божественное присутствие) отдалилась от него, и он стал говорить другое».
В обсуждении слов пророка Хавакука: «Ибо есть еще время до исполнения видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит – жди его, ибо придет непременно; не опоздает» (Хавакук, 2:3) – Талмуд недвусмысленно предостерегает против попыток вычислить точные даты конца света: «Сказал р. Шмуэль бар Нахмани со слов р. Йонатана: “Отдались от вычисляющих конец [дней], которые говорили, что если прошло время и не пришел, то больше не придет. Но жди его, как сказано: «Даже если задерживается – жди его» (Санѓедрин, 97б). В трактате Санѓедрин (97а) приводится высказывание рабби Зейры, который просит мудрецов не отдалять приход Машиаха подобными вычислениями, ибо, когда назначенная дата проходит, а Машиах не является, люди перестают ждать его прихода. В Псахим также говорится о невозможности точно определить сроки конца света: «Никто не знает, когда восстановится царство Давида и когда прекратится четвертое пленение» (Псахим, 50). Еще более категоричен рабби Йосе, в трактате Дерех эрец утверждающий, что назначающим конец дней нет удела в Гряду щем мире (Дерех эрец, 11).
Более того, Талмуд (Санѓедрин, 99а) говорит, что окончательный – самый крайний – срок прихода Машиаха вообще никому не может быть известен, даже ангелам служения. А в другом месте Талмуд утверждает, что все (благоприятные) сроки уже прошли и все зависит только от раскаяния.
Тем не менее, как уже отмечалось выше, в еврейской истории запретом предпринимать подобные вычисления неоднократно пренебрегали, и приводило то к самым печальным и опасным последствиям для еврейских общин. С такой опасностью столкнулась еврейская община Йемена во второй половине xii века: в разгар гонений со стороны правителей-мусульман появился лжемессия, смущавший народ и подрывавший его стойкость в вере. Около 1170 года Рамбам обратился с посланием к евреям Йемена, желая поддержать их дух и укрепить веру. «Послание в Йемен» (Игерет Тейман) оказало огромное влияние на духовную жизнь йеменской еврейской общины. В этом послании Рамбам объясняет, что человек, провозгласивший себя Машиахом, на самом деле безумец (на котором нет вины, поскольку душевнобольной не отвечает за свои действия), и предостерегает против попыток вычисления сроков конца: «...что [касается] упоминания его о “концах” и высказывания учителя нашего Саадьи, блаженной памяти, первое, что следует знать нам об этом, – что точный срок конца никогда не сможет знать человек, как разъяснил Даниэль, сказав: “Ибо скрыты и запечатаны речи” (Даниэль, 12:9). То, что некоторые мудрецы глубоко исследуют этот вопрос и им будет казаться, что они его решили правильно, уже было предсказано в книге Даниэля, [что подтверждает] и сказанное: “Многие будут скитаться [в ней мыслями], и приумножится знание” (Даниэль, 12:4), то есть приумножится число мнений. И уже разъяснил Господь, да будет Он возвышен, через Своих пророков, что у тех, кто высчитывает время прихода Машиаха (кицим ла-Машиах), не будет верных вычислений, и затем также предостерег, чтобы не сомневался из-за них никто, сказав: “Не допустите сомнения в сердца ваши, когда не исполнится вычисленное”. Но чем дольше задержка, тем больше надо надеяться на его [приход], как сказано: “И свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит – жди его, ибо придет непременно; не опоздает” (Хавакук, 2:3).
И знай, что даже [указание на время конца] египетского изгнания, ясно обозначенное Господом, сказавшим: “И поработят их, и будут угнетать их четыреста лет” (Берешит, 15:13), не было верно понято и заронило сомнение.
Одни люди тогда думали, что четыреста лет [отсчитываются] от времени сошествия Яакова в Египет, другие – что четыреста лет [отсчитываются] от начала порабощения, а это [произошло спустя] семьдесят лет после сошествия Яакова в Египет; а некоторые отсчитывают от времени, когда было [высказано] это пророчество, – от завета между половинами [животных].
И когда прошло четыреста лет после этого завета, за тридцать лет до Исхода [под руководством] Моше, вышла часть [сынов] Израиля из Египта, считая, что уже конец изгнанию, и убили их египтяне (согласно Раши, вышедшие из Египта з а тридцать лет до Исхода погибли от руки сынов Гата, – см. Диврей ѓа-ямим II, 7:20–21), и ужесточили гнет оставшихся. То же поведали нам блаженной памяти мудрецы (Санѓедрин, 92). И о тех, которые думали, что пришло избавление, и были побеждены, сказал Давид: “Сыновья Эфраима, вооруженные луками, повернувшие [вспять] в день битвы” (Теѓилим, 78:9). А подлинный конец [рабства] наступил через четыреста лет от дня рождения Ицхака, истинного потомка Авраѓама, как сказано Господом, да будет Он возвышен: “Ибо в Ицхаке наречется потомство твое” (Берешит, 21:12). И сказал ему Господь: “...пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет” (Берешит, 15:13). И во время проживания [в изгнании] будут господствовать над вами, и порабощать вас, и угнетать – таково толкование этого стиха. Здесь четыреста лет – [срок] проживания [под чужой властью], а не рабства [в Египте]. И не стало это ясно до тех пор, пока не послал Господь, да будет Он возвышен, великого пророка, и открылось, что от дня рождения Ицхака до исхода из Египта ровно четыреста лет.
И если было такое [непонимание] относительно [срока] конца [египетского рабства], достаточно проясненного, то все, что [касается] затянувшегося [прихода] конца изгнания, пугало всех пророков и тревожило длительностью времени и продолжения его, так что пророк даже молил: “Вовеки ли будешь Ты гневаться на нас, продлевать гнев Твой из рода в род?” (Теѓилим, 85:6). И сказал Йешаяѓу о длительности изгнания так: “И будут они собраны вместе, [как] узники в яме, и будут заперты на замок; и вспомнят о них через много дней” (Йешаяѓу, 24:22). Отчасти Даниэль уже разъяснил нам, насколько глубока [тайна] конца изгнания и как она сокрыта. И потому предостерегают нас блаженной памяти мудрецы от вычисления “концов” и назначенных сроков прихода Машиаха, потому что ошибется простонародье и войдет сомнение в сердца их, когда придет это время, а Машиах не придет.
И сказали они: “Да развеются слова вычисляющих концы” (Санѓедрин, 97), ибо они преткновение для людей. Поэтому [мудрецы] молились, чтобы Господь [наказал] вводящих в заблуждение и разрушил их планы». Несмотря на сказанное выше, Рамбам оправдывает рабби Саадью Гаона, который в своей книге Эмунот ве-деот («Убеждения и мнения») предпринял попытку подобных вычислений (как видно, не увенчавшуюся успехом). По мнению Рамбама, в тот момент, когда ортодоксальные еврейские общины подвергались гонениям, когда со всех сторон их теснили караимы и еретики, поступок рабби Саадьи Гаона был направлен на поддержание духа евреев и поэтому простителен. В итоге можно сказать, что рабби Саадья Гаон укрепил многих пошатнувшихся в вере, хотя и ошибся в своих вычислениях.
9 Кто по происхождению коѓен, а кто – левит. Знание, кто принадлежит к роду коѓенов, а кто – к роду левитов, необходимо для организации службы в Храме.
10 «И будет сообщать им». Речь идет о священниках (коѓенах), которые не могли привести доказательства своего происхождения.
11 ; «Происхождение их». На иврите – тиршата. Тиршата – персидское имя Нехемьи.
12 Урим ве-тумим. Нагрудник первосвященника, с помощью которого он вопрошал Бога (подробнее см. прим. 9 ко 2-й главе). То есть сомнение относительно чистоты рода этих священников можно было разрешить пророческим духом. В период Второго храма, однако, нагрудник не действовал.
13 К определенному колену. Знание о принадлежности к тому или иному колену будет важно для разделения Земли Израиля и для решения других вопросов.
14 Не говорит. Хотя и знает об этом. Сообщение таких фактов не имело бы практического смысла, ведь по закону этот человек уже обладает статусом еврея.
15 Удостоиться доли в Грядущем мире. См. Законы раскаяния (гл. 8–9). Грядущий мир – мир конечного воздаяния, где человек получает награду за свои деяния в этом мире. По Рамбаму, Грядущий мир – это духовное пространство, где пребывают души праведников. В то же время мудрецы, мировоззрение которых основано на каббале (Рамбан, Раавад, Рамхаль и многие
другие), считают, что Грядущий мир – это эра после воскрешения мертвых, когда душа и тело вместе будут получать награду в физическом мире, пусть и преображенном.
16 Весь мир. И все народы.
Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 12
Свидетельство о публикации №122022001772