Мотивация в учебе. Мысли вслух

Последнее время термином «мотивация» размахивают как победным флагом все кому не лень – родители, психологи, педагоги. Дескать, как только мы сможем замотивировать наше чадо на учебу, так сразу ребенок засядет за учебники, и в дневник посыплются одни пятерки.
Осталось найти волшебный рецепт, как же создать эту пресловутую мотивацию.

Внешняя мотивация (система кнута и пряника) и результаты дает внешние – ребенок стремится не к знаниям, а к хорошим оценкам. Впрочем, знания при этом тоже случаются, как побочное явление. Если повезет, то и интерес к учебе может появиться, но это редко. Чаще всего – остается учеба для галочки и постоянное списывание с ГДЗ.

Но мы-то хотим большего: чтобы ребенок был заинтересован не только в избегании «кнута» и в получении «пряника», а чтобы сам процесс учебы стал для него «пряником». И тогда мы пытаемся создать внутреннюю мотивацию – сделать так, чтобы ребенок полюбил образовательный процесс. Многообещающие рецепты (на мой взгляд, очень хорошие) имеются в интернете в достаточном количестве: это правильная организация учебного процесса, общение с интересными людьми, способными своим примером вдохновить на учебу, собственный пример родителей, своевременная похвала и правильная критика, различные образовательные мероприятия, выставки, фильмы и многое другое.

Но, к сожалению, это далеко не всегда помогает. Особенно в наше время, когда гаджеты дают ребенку намного больше приятных впечатлений, чем всё вышеперечисленное. Поэтому заинтересовать учебой бывает очень сложно даже на семейном обучении. А в школе еще могут отвращать от учебы и конфликты с учителями, и проблемы в общении с одноклассниками, да и просто усталость.

К сожалению, именно современная школьная система ; главный виновник, отбивающий желание учиться. Учителя сейчас поставлены в такие условия, что времени на нормальное обучение практически не остается. Поэтому в этом учебном году я перевела на семейное обучение и младшую (о нашем опыте СО можно почитать на моем сайте, ссылка в профиле)

И если у ребенка нет желания учиться, то, боюсь, никакие, даже правильные, «танцы с бубнами» не помогут. Точнее, быстрого результата не будет. Но если набраться терпения, то со временем, возможно, лед тронется. А, может, и нет…
Но, думаю, есть вариант более действенный: еще в начальной школе поддерживать интерес к учебе, пока он не пропал. Ведь в первый класс дети обычно идут с горячим желанием учиться. И этот огонек нужно стараться всеми силами поддержать, не дать ему потухнуть. В том числе и используя вышеназванные полезные советы из интернета.

На моем сайте много материала о нашем опыте семейного обучения: http://www.lgromova.ru/
О трудностях семейного обучения: http://www.lgromova.ru/?p=2966
Как перейти на семейное обучение: http://www.lgromova.ru/?p=3239


Рецензии
Людмила, я не совсем с Вами согласна, что виновата школьная система образования. Я проработала учителем начальных классов 45 лет. Видела разных детей, их родителей. К сожалению не все родители уделяют внимание своим детям изначально. Много разных причин того, что дети не хотят учиться. Родители не заинтересованы именно в мотивации, в подготовке детей к школе. Им не хватает времени на детей, а точнее любви к своим детям, чтобы начиная уже с года, развивать ребëнка, учить правильно познавать окружающий мир,
и. т. д. Большую роль в обучении играет наследственность, нервная система, которая закладывается ещё
в утробе мамы. К сожалению не все молодые родители об этом знают.
Вобщем много разных причин не желания учиться.
Настоящие учителя прилагают немало усилий, чтобы научить маленького человечка. И не только дать знания предметные, но и духовно-нравственные ценности на мой взгляд
даже важнее. Мы учим детей Миру, любви, добру, умению общаться, дружить и т. д.
Благодарна Вам за стихи. Мы с Вами на одной волне. С Богом и христианской любовью,

Людмила Кабанова   10.10.2024 00:21     Заявить о нарушении