Семья, психосоматика и зависимости
Семья, психосоматика и зависимости
Вначале о проблемах, потом о решениях («кто виноват – что делать»)
о проблемах
Что в перечисленных темах общего? Общие механизмы формирования распространенных проблем. Зависимостей и Психосоматических Расстройств – ЗПР. Игра слов?
Тем, кто интересуется темами психологии, аббревиатура ЗПР хорошо знакома. Только в данном контексте мы говорим не о ЗПР отдельных индивидов, а о ЗПР общества в целом.
Социальная эпидемия. Не эпидемия магического синкретического мышления, или эпидемия иррациональности (Райх) а
Хроническое социально- стрессовое ССР 2 г со времен карантина в наш лексикон вошло слово «пандемия» и социальная изоляция. Раньше говорили про социальные эпидемии. Теперь про социальную пандемию. Она включает ряд соцэпидемий, протекающих параллельно или взаимосопряженно.
1. соцэпидемия психических расстройств (депрессии, тревога и ПА) + псз + зависимостей + инсомнии (все связаны)
неэкол образ жизни, не соответствующий природному устройству человеческого организма
выживания в группах до 150 чел (число Данбара)
2. ЭПИДЕМИЯ = рост противоречий жизни
Внутренних – ПСР
Межличностных – психологические проблемы
социальных экономических – расслоение, концентрация капитала в экосистемах (на уровне сетевой организации 2 закон Барабаши)
и редукция среднего класса
поляризация общества
массовизация и новая этика
одиночества (solo life Э. Клайненберг) и инфантильности
дефицит социального и психосоматического интеллекта – он есть продукт микросоциального взаимодействия, передачи опыта и проживание состояний совместности («встреча»)
Технологический прогресс NBIC – социальный регресс – психологическая спутанность
Неопределенность разобщенность и упрощенность инфантильны полярностны
Регресс Выготский-
Не работает трансактивный интеллект
рост неопределенности параллельно росту разобщенности
и постправды запутанности
тренд упрощения – псевдодебильность (Курпатов) и Даннинга-Крюгера
Не только социальное, но и Когнитивное расслоение общества (КРО)
меняется отношение к проблемам - сегодня несерьезное становится серьезным и наоборот
технологический прогресс и социокультурный регресс
общество вытесненных эмоций – не чувствуют себя
двойного вытеснения эмоции – не только вытеснять подлинные переживания, но и
внешне имитировать противоположные (Бейтсона)
не игра, а вытеснение - внутреннее противоречие
Сегодня число противоречий растет быстрее, чем число решений (число сочетаний – факториал )
противоречия разъединяют – массой легче управлять
псевдообьединение ради ложных целей – отвлечение внимания от реальных проблем
бегство от свободы, от семьи, от себя – в метареальность
однако сами творцы метареальности поощряют объединение в рабочих группах – «экипаж семья»
Рост противоречий поколенческих - разрыв поколений
Рост противоречий внутренних – ПСР и психические расстройства
Семейных микросоциальных
Массовый человек Ортега-и-Гассет
Одномерный человек (Г. Маркузе)
Парадоксальный человек (Ж.Т. Тощенко)
Противоречивый человек – герой нашего времени
3 формы выраж замороженных эмоций – и замороженный противоречий
Алекситимический (Сифнеос) и ()
архаичное общество выживания – взаимозависимое зрелое
Теперь со-зависимое инфантильное
Далее перспектива общество мета-зависимое виртуальное по мере грядущего проникновения виртуальной (псевдо)реальности в повседневность
Сегодня еще текучая жизнь (З. Бауман) и неопределенностью (VUCA)
Инфантильное «хорошее общество» - от общества потребления к обществу переживаний
Эмоц фильтрация информации, пристрастность
эпидемия виртуализации общения = социальные сети разьединяют семьи
Бегство в одиночество или (со)зависимость следствие инфантильной эмоциональной неустойчивости, переключение между крайними состояниями. Не умеет сохранять равновесие
Экзистенциальное вытеснение и инфляция жизненных смыслов
Повторение как 30 лет назад
И эпидемии инфантильности
Социально-стрессовых расстройств
Эпидемии инсомнии
Социальный патоморфоз
Эпидемия виртуализации жизни соцсетей
На пороге эпидемии Виртуальной Реальности
Чего недостаток
Синдромы дефицита
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита Эмпатии
Синдром дефицита Спокойствия
Синдром дефицита Саморегуляции
Синдром дефицита зрелости = инфантильность социальная, психосоматическая
Синдром дефицита Совместности = Мета = команда как семья
ПСР детские болезни взрослых людей, связаны с регрессией
Чего избыток
Парадоксальности избыток информации – и неопределенности
Воображаемый мир спутанности и неопределенности
Кризис семьи новый виток
Изначально семья механизм группового поведения, адаптации и выживания
Семья как прежний стереотип организации общества соответствует природным механизмам мозга = инстинкт 4ч
Но противоречит современным стереотипам поведения
Противоречие индивидуализма и совместности
Инфантилизма и зрелости
Определение из энциклопедического словаря семья - «Малая группа, основанная на кровном родстве или браке, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью»
Кризис семьи обезличенность и редукция семейного образа жизни нуклеаризация
Созависимость и взаимозависимость
Контрзависимость
Парциальная инфантильность и созависимость
Не только от веществ, но и людей.
Может быть нормальная и патологическая неадаптивная
Инфантилизм на уровне
Инстинкт самосохранения - индивидуального выживания
Семейного
Группового
видового
психосоматический синхронизм физиологических и психических процессов
1 Дыхание чз тело см
2 Ритм Ипр.
3 Все групп и
4 Высш иц
не осознают – и соматизируют = общий механизм вытеснение эмоций не только запрет, сколько эмоциональная некомпетентность
Замещающие члены семьи - или моб телефон, или виртуальные френды или психотерапевт
Противоречия Между детством и взрослением
Парциальная инфантильность или мозаичная – взрослый и успешный в одном, инфантилен в другом. Так проявляется гиперкомпенсация комплекса неполноценности (Адлер)
Конфликт между собой и собой - Зеркальным отражением себя - С и подс
Беззащитность большинства психологических защит - они детские Базовое противоречие регрессии
ВнутриПсихическое Противоречие 2 половин мозга. Внутренний конфликт (Курт Голдштейн и К. Левин)
Противоречия сходятся во внутренних – в теле, и попытках неадаптивного контроля психических состояний
Недифференцированность эмоций на уровне эмоциональном
И самоидентификации на уровне рациональном
недоосознанность
Привычной диссоциации и соматизации – тоже вместе
Психосоматический интеллект и нестыковки с рационализацией
«Кто я» И ответ «Понять себя» Как часть большей системы
В этом аспекте семья как взаимозависимость. И механизм совместной адаптации
Взаимопомощь Кропоткин
Разобщенность как угроза выживания
Одиночество как социальная болезнь
Лечение через групповое объединение
Совместность выживания . Первичная группа – «круги» (Ч. Кули) У. Бион
Психосоматический недуализм
Изначально физическое выживание. Теперь эмоциональное
Через преодоление – снятие противоречий - катарсис – осознание - сублимация
сложивш семейн систем
катарсис через и сублимацию и снятие запретов взросление
семья как система создания и снятия противоречий
снятие одних противоречий через создание других - создают себе и другим
сами снимать не умеют= вовлекают других перенос
между супругами
между родителями и детьми
другими родственниками сиблингами
люди, испытывающие семейные проблемы, страдающие – не ценят спокойствие
нет привычки к спокойствию – зато есть привычка к тревоге и др
сообщества локальные и виртуальные Грановеттер
решение =мобъединение и взаимозависимость
Созависимость
Человек человеку - инструмент управления собственным психосоматическим состоянием через управление поведением других
Зависимость в семье означает по умолчанию со-Зависимость
Voititz «Взрослые дети алкоголиков»
1. Собственные проблемы созависимых
Неспособность быть в одиночестве, ощущение внутренней пустоты и скуки,
Перфекционизм и внешний контроль
Низкая самооценка, виктимность и манипулятивность
Добавим в раннем возрасте нарушение привязанности (Бойл)
Чермак
Сдерживание эмоций, чрезмерно полагаться на других, ПСР, тревога, депрессия, абьюз,
2. Проблемы близких
У членов семьи - А тж хим зависимость, псих расстройства или болезни мозга () у членов семьи - особенно БАР, психозы, расстройства личности (в т.ч. пограничное и нарциссическое), ОКР, СДВГ, аутизм,
Посстравм болезнь мозга и деменция
Жить с Созависимость как невзрослость – и в спутники жизни выбирают таких
Кем можно управлять либо перекладывать вину и ответственность – и чередовать поочередно переключение жалости и контроля
И стремление к другим К. Хорни от одиночества
И неопределенность Я (М. Балинт)
Архаичные модели поведения – апгрейду
Семья 2.0
Двойственность
Социально новое содержание, психосоматически традиционное
Пост-семья отказ от стереотипов или мета-семья виртуально
Семейная сценарная пост-правда и мета-правда
Добросовестные заблуждения
Традиционно рассматриваются 2 варианта передачи в семейных системах, межпоколенческий и прямой (М.Боуэн)
Доверие и внушение и подражание и совместность виртуальный мозг трансактивность
Сценарное управление жизнью подсознательно
Иррационально синкретично
в семейных система имитирует архаичную систему выживания
Казалось, смысл выживания – экстремальной адаптации и аллостатической регуляции – обесценен –
Новые вызовы современность вновь новым смыслом
В семье – доколе об одни и те же грабли спотыкаться?
Неотрефлексированное повторяется (М. Мамардашвили) пока не сделан вывод – гештальт не завершен (Перлз Ф.)
Неадаптивная «дурная бесконечность» повторения (Гегель)
Выйти из стереотипа – дерационализация (К. Роджерс)
Научение интринсивное сценарное и зеркальное подражательное
В плену сценария
Сам создает проблему, хотя ответственность приписывает другим
Стресс (пандемия кризис неопределенность) усиливает взаимозависимость
Коллективные психологические защиты ради выживания Взаимопомощь (Кропоткин)
Воображаемые действия - Реальные ресурсы
Воображаемые действия Фельденкрайз и идеомоторика-Идеосенсорика.
«Энергия» не реальная, а виртуальная
Виртуальная энергетическая революция
Состояний
Идеомоторная Виртуализация реальности И жизни в целом
Аттрактор – человек Хочет но Не может преодолеть
Психосоматический внутренний «театр тела» ()
Театр без слов - глаза в глаз. Потом с закрытыми глазами
- театр наоборот, обычные монологи шепотом, вслух только про ощущение
- потом проговорить вслух про ощущения
о решениях
ФУВО Физические Упражнения с Воображаемыми Объектами
(Фельденкрайз, Пилатес)
Системная Психосоматическая саморегуляция
Индивидуальная – перинатальная
Коллективная - социализация
Концепция физиологической возрастной регрессии (ФВР) поясняет онтогенетические и семейные механизмы психосоматических расстройств, зависимостей (включая проблемы сепарации, сценарные и трансгенерационные проблемы), а также социальных эпидемий (филоонтогенетическая редукция как возврат к эволюционно обусловленному массовидному поведению). Общие механизмы – разные формы регрессии.
Проблемы психосоматические, аффективные и поведенческие возникают вследствие неконтролируемого повторного воспроизведения детского состояния – и поведения, и состояния сознания, и реакций тела.
Ключ к их решению - в сознательном повторении, с апгрейдом – в другом состоянии сознания, включая диссоциативное сознательно-подсознательное разделение и реперентинг (обращение более взрослой части личности к детской).
То, что не контролируем подсознательно – сделать произвольным, сознательным
Те самым рецепт непроизвольное сделать произвольным, подсознательно – сознательным (Фрейд; Эриксон)
Подражание регрессионным квази-детским состояниям на 3 уровнях:
Сознание (Фрейд)
Эмоции (Эриксон и Морено)
Поведение (Фельденкрайз)
Коррекционное повторение онтогенеза (Выготский-Лурия) на примере нейропсихологической коррекции
Сознательное воспроизведение неадаптивного стереотипа дает освобождение от его навязчивого повторения (Эриксон; Перлз)
Использование релаксации психосоматической (и телесной, и эмоциональной, и синергетической)
Универсальная реакция снятия эмоционального и физического напряжения (Г. Бенсон УРР)
Возврат организма (и психики) в онтогенетически раннее состояние (Сандомирский МЕ)
Подражание телесным и эмоциональным реакциям ребенка:
Невербальное состояние (ре-афазия)
Репродукция пренатального поливагального состояния (С. Порджес)
Воспроизведение пренатального состояния (медитИМИТация):
=Релаксация мышц
=Сенсорная аутизация и подпороговая стимуляция
=Монотония и гипостимуляция
=Гиперсинхронизация
=Гиповентиляция
=Полисенсорная синхронизация
Репродукция интранатального состояния реакции борьбы или бегства (У. Кеннон) или тревоги и напряжения (Г. Селье)
=эмоциональный катарсис (Фрейд)
=мышечное напряжение-расслабление (В.Райх, А.Лоуэн)
=сенсорная гиперстимуляция, гипервентиляция и вокализация (А.Янов)
=глазодвигательная релаксация (В.Райх, Ф. Шапиро)
=Первичный контроль (Ф.М. Александер)
=замедленные движения (М. Фельденкрайз)
В целом регрессия онтогенетическая и филогенетическая (К.Г. Юнг), а также эволюционная
(Х. Джексон).
система помощи!!!
1 психосоматический театр эмоций - как играют дети бесполезно о взрослых вещах вслед диссоциации
2 индивид релаксации
3 совместность релаксации
\нг наставничество
Свидетельство о публикации №122021802887