Юрий Антонов Хочу Мercedes, как у Высоцкого!
…Музыкой Юра увлекся в раннем детстве – не имея возможности передвигаться из-за заболевания полиомиелитом. В 18 лет Антонов окончил музыкальное училище в городе Молодечно (Беларусь). С 1963 года был участником, солистом и руководителем популярных вокально-инструментальных ансамблей «Тоника» (Минск), «Поющие гитары» (Ленинград), «Добры молодцы» (Ленинград, где играл вместе с его руководителем Севой Новгородцевым (Левенштейном) и Николаем Резановым, основателем знаменитого ансамбля «Братья Жемчужные»), московских ВИА «Магистраль», «Веселые ребята», «Акварели», а также сотрудничал с рок-группой «Аракс».
Ныне у Маэстро свой музыкальный коллектив, с которым он гастролирует и записывается.
Еще на заре творческой деятельности музыканта, в 1973 году, ВСГ «Мелодия» выпустила пластинку-миньон Юрия Антонова и оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла. Она включала в себя песню «Третий день» (муз. Ю. Антонова), автором слов которой был Павел Леонидов (Рабинович) (1927–1984), двоюродный дядя Владимира Высоцкого, режиссер театра, музыкальный администратор, конферансье, поэт-песенник, в эмиграции в США (с 1973 г.) – импресарио, редактор, прозаик и мемуарист. В том же 73-м в одном из номеров журнала «Кругозор» вышла гибкая пластинка с песней Юрия Михайловича «Гармошка» в исполнении белорусской певицы Тамары Раевской, слова которой также написал Леонидов-Рабинович. Кроме этого, на музыку Антонова положено стихотворение Павла Леонидовича «Белая метель».
О знакомстве и общении композитора, эстрадного певца, музыканта, поэта и актера Юрия Антонова (1945 г. р.) с Владимиром Высоцким стало известно лишь несколько лет назад. Юрий Михайлович рассказал об этом в телевизионных интервью и программах, посвященных своей творческой деятельности. До этого в многочисленных беседах с журналистами Антонов имени коллеги ни разу не упоминал.
В одном из разговоров с журналистом, упоенно рассказывая «как вместо «Мерседеса» «Вольво» купил», композитор и певец сам затронул тему своего знакомства с бардом: «А «Вольво» я купил – вообще фантастик! Вообще фантастик! Я мечтал, я мечтал «Мерседес». Ну, я был знаком с Владимиром Высоцким. Нас познакомил, а-а-а, очень замечательный композитор, и саксофонист, и музыкант Леша Зубов (ветеран советской джазовой сцены, скончался в 2021 году в США на 85-м году жизни. – А. С.). У него на квартире я с ним познакомился, с Высоцким. И я с ним так, хорошо познакомился, прилично. А он дружил с Зубовым… А он (В. Высоцкий. – А. С.) ездил на «Мерседесе» – у него был сине-голубой такой «Мерседес». И конечно же я губы раскатал, думал: «Как? Как?» Ну – никак. Я пытался и так, и сяк – ну никак! Возможность была только одна – ЦК КПСС или ЦК ВЛКСМ… Но в итоге – удалось купить, не «Мерседес», но «Вольво». Вот…» (YouТube-канал «В гостях у Гордона», 27 мая 2021 г., «Антонов. Шальные деньги, рэкет, чеченцы, нападения, женщины, 45 кошек, Маккартни»: интервью, 2013 г.)
Вспоминал Юрий Михайлович о знакомстве с Владимиром Семеновичем и в телепрограммах: «Я, знаете, я познакомился с Владимиром Высоцким – у моего друга Леши Зубова, это знаменитый саксофонист, аранжировщик был. Пришел, так он – говорит: «Сейчас Высоцкий придет!» Приходит – скромный такой парень, да, там, чего-то там показал нам – какие-то пластинки из Канады, у него первый альбом вышел в Канаде. Он так еще… Я так посмотрел, думаю: «Ничего себе!» У меня еще не было альбома. Думаю: «Вот – да!» Ну, вот. Мы сидели, разговаривали о том, о сем. И когда уже поговорили, попили чайку – вышли на улицу. А у него стоит «Мерседес» около подъезда, такой темно, темно-сине-голубой такой «Мерседес». И я увидел, у меня екнуло сердце. Ну, про себя, конечно, позавидовал – так, хорошая зависть. Это, говорю… Я подумал: во что бы то ни стало надо купить! И вот случай мне помог купить эту машину. Потому что невозможно было купить машину вообще в Советском Союзе!
И как-то мы сидели в компании в Доме кино, в ресторане. Ну, ужинали, закусывали. И около меня сидел какой-то приятный такой человек, такой моложавый, такой приятный. А он заведовал культурой в ЦК ВЛКСМ. И вот чего-то разг…, пошел разговор, вот, тут, Володю Высоцкого, там, вспомнили, ну. А я поддержал и говорю: «Да, вот я с ним, вот, недавно встречался и…, и видел – у него такая машина «Мерседес», такой прекрасный!» А этот парень на меня пристально так смотрит и говорит: «А ты, – говорит, – тоже хотел бы машину иметь такую?» Я… Я… Я! (Смеется.) Ну что мне ответить? Я говорю: "Конечно!"» («Россия 1», Программа А. Малахова «Привет, Андрей!», эфир – 12 января 2019 г., выпуск посвящен жизни и творчеству Ю. Антонова.)
Одна маленькая поправка: при жизни Владимира Семеновича его пластинки в Канаде не выходили – Антонов ошибается. В 1976 году в Монреале Высоцкий записал в студии 13 песен. Позднее, в 77-м, они были выпущены на пластинках и кассетах в США, и Франции. В конце 70-х в Канаде выходили аудиокассеты с песнями барда.
Интернет-сайт «TV.NET» rus.tvnet.lv в начале 2019 года разместил материал «Юрий Антонов рассказал, как он первым купил в СССР иномарку». В нем приведена полная расшифровка воспоминаний музыканта из программы Андрея Малахова.
Другой менее подробный рассказ Юрия Михайловича о знакомстве с бардом, записанный в студии ТВ месяцем ранее предыдущего: «Я был знаком с Володей Высоцким. Честно, не скрою, – я завидовал ему, потому, что у него был «Мерседес» – такого темно…, такого синего, голубо-синего цвета. Он на ней, этой машине, ездил. И я очень мечтал, я думал: «Ну как же мне купить такую машину? Ну где? Ну как?..» А я знал, что это невозможно в Советском Союзе. Ну, как бы…, как бы так, мягко говоря, сказать вам: появился такой случай. Какими путями – я, уж, не буду говорить, ну, не важно. И вот эта машина (речь об автомобиле певца «Вольво». – А. С.)… 14 тысяч рублей стоила она». («Россия 1», «"Судьба человека" с Борисом Червяковым», эфир – 26 декабря 2018 г., гость программы Ю. Антонов.)
Следует добавить, что в этой программе зрителю представили уникальное видео: ВИА «Тоника» (гитара, руководитель – Юрий Антонов, солист – белорусский певец Виктор Вуячич (1934–1999)) исполняет «Песню о новом времени» Владимира Высоцкого. Это – фрагмент из документального музыкального фильма «Отчего ж нам не петь!» (реж. В. Орлов, 1968 г., Белорусское ТВ).
«"Тоника" запомнилась также тем, что в 1968-м Антонов засветился в ее составе в музыкальном телефильме «Чаму ж нам не пець?» («Отчего же нам не петь?», если по-русски) режиссера Владимира Орлова. Названная почти как известная белорусская народная песне, картина почти не включала в себя фольклорные мотивы. Зато прозвучали «Аисты» и «Песня о новом времени» – две песни Владимира Высоцкого, пару лет назад написанные им для ленты «Война под крышами» теперь уже белорусского киноклассика Виктора Турова. В телефильме же их пел не автор, а знаменитый исполнитель Виктор Вуячич под аккомпанемент своего ансамбля «Тоника». Там и играл на гитаре Юрий Антонов.
Заметим, что спустя несколько лет после описываемых событий Антонов познакомился с Высоцким». (С. Трефилов, «Юрий Антонов в Беларуси жил у Триумфальной арки в Молодечно, пел на итальянской аппаратуре Вуячича, стал невыездным, а песню «Снегири» написал для белорусского кино», «Комсомольская правда – Беларусь», 19 февраля 2023 г., глава «Играл песню Высоцкого».)
«В одном из телефильмов в составе «Тоники» Антонов играл песни Владимира Высоцкого «Аисты» и «Песня о новом времени» из белорусской кинокартины «Война под крышами». Пел их, правда, не автор, а Виктор Вуячич. Однако именно это появление с гитарой и электроорганом стало, вероятно, дебютом Юрия Антонова на телевидении». (С. Трефилов, «Как 60 лет назад Юрий Антонов начал карьеру в Минске: гастролировал в прицепе с печкой-буржуйкой, выступал в первом ВИА, не сошелся с Мулявиным, играл «Битлз» и Высоцкого», «Комсомольская правда – Беларусь», 6 декабря 2023 г.)
Об этом же – рассказ в публикации газеты «Комсомольская правда – Беларусь» от 25 июля 2024 года (В. Ефимчик, «Как начинавший в Минске Юрий Антонов исполнял песни Владимира Высоцкого, имевшего белорусские корни: первые съемки на ТВ с «Аистами» и своя версия «Бабьего лета». Начинавший в Минске Юрий Антонов пел песни Высоцкого, имевшего белорусские корни», глава «Антонов впервые появился на ТВ, играя песни Высоцкого».).
Узнав о знакомстве композитора с поэтом, оживились журналисты.
«Да, Юрий Антонов был в гостях у Высоцкого и запомнил только новый голубой «Мерседес». А вот Шарль Азнавур не постеснялся признаться, что Высоцкий поет лучше, чем он». (О. Савицкий, «Не спорьте: Высоцкий – это достойная музыка», «Литературная Россия», № 44, 26 ноября 2020 г.)
«Был знаком Юрий Михайлович и с Владимиром Высоцким. В подражание барду даже пытался приобрести такой же сине-голубой «Мерседес». Подключил все связи, но – увы! Еще одной такой машины в Союзе не оказалось. Зато нашелся автомобиль «Вольво» – тоже раритет по тем временам». (Интернет-сайт «Биография, личная жизнь знаменитостей» biography-life.ru, Н. Ловчинский, «Юрий Антонов: "Мой успех – это холодный расчет и тяжелый труд"»: интервью с музыкантом.)
Еще одна, крайняя на сегодня, публично озвученная история о покупке автомобиля от Юрия Антонова: «"Вообще-то вначале я мечтал купить Mercedes. Мы были знакомы с Владимиром Высоцким, у которого была сине-голубая машина этой марки, и мне очень хотелось именно такую. Но оказалось, что даже с деньгами Mersedes просто так не купишь. На это нужны были разрешения партийных чиновников. А когда у меня появилось нужное письмо, я приехал с ним на спецстоянку, где стояла куча иномарок и мерседесов, в том числе. Но оказалось, что все они проданы. Увидев мое разочарование, продавец, который узнал меня, тут же мне предложил «Вольво». У нее была разбита одна передняя фара и трещина на лобовом стекле, а пробег – две тысячи километров. Оказалось, что это машина военного атташе при аргентинском посольстве, которую он почему-то сдал. Видимо, уезжал из страны. В итоге, я купил ее за 14 тысяч рублей. (Для сравнения, самый дорогой советский легковой автомобиль «Волга» тогда стоил 9-10 тысяч рублей. – Vesti.ua.) А номера Ю 33 33 МО мне сделали в ГАИ бесплатно", – рассказывает Антонов». (Интернет-сайт «VESTI.UA» vesti.ua, 14 августа 2021 г., Н. Малиневский, «Как Юрий Антонов стал миллионером в СССР и чуть не потерял все состояние».)
К юбилею музыканта появилась новая публикация по теме. «В преддверии своего 80-летия Народный артист России, певец и композитор Юрий Антонов признался «Мосленте», что завидовал Владимиру Высоцкому. Вот только причиной этой зависти была не популярность или народная любовь, и точно не талант. Все было намного прозаичнее.
В советскую эпоху автомобиль все-таки был больше роскошью, чем средством передвижения, особенно если речь шла об иномарках. У людей, известных на всю страну, были возможности поставить себе в гараж зарубежные машины, а не «Москвич», «Волгу» или «Победу».
«Высоцкий ездил на «Мерседесе», и я ему завидовал», – признался Юрий Антонов.
В то время, чтобы купить подобную иномарку, нужно было получить специальное разрешение от ЦК КПСС или ЦК ВЛКСМ. «Один из руководителей отдела культуры ЦК ВЛКСМ согласился мне помочь», – вспоминает Антонов.
Но с «Мерседесом» у артиста все равно ничего не вышло – на стоянке правительственного корпуса, где и можно было найти такую машину, все они были заняты.
«Но нашлась Volvo 244 с разбитым стеклом и одной фарой, которая раньше принадлежала атташе посольства Аргентины в России», – продолжает Антонов.
Именно эту иномарку артист и приобрел. Цена у нее по тем временам была космическая – 14 000 рублей. И это при средней зарплате порядка 120-140 рублей по стране.
По словам Антонова, на этой машине он проездил 15 лет. Причина завидовать Высоцкому исчезла». (Информационный интернет-сайт «Мослента» moslenta.ru, 20 февраля 2023 г., С. Рогалева, «Юрий Антонов признался в зависти к Высоцкому. Что было у актера и барда, чего не хватало певцу и композитору?»)
В 2016 году пользователь Александр Селуков на интернет-портале «Ответы» otvet.mail.ru задался вопросом: «Исполнял ли Юрий Антонов песни Владимира Высоцкого? Если исполнял – какие, когда, и существуют ли записи этих песен?»
Ответов пришло три, и все – верные:
Перепелкин Александр: «Не исполнял».
Vladimir Z: «У него свои есть, не хуже».
Я: «Нет».
Интернет-сайт «VIEW» offshoreview.eu в 2020 году разместил материал «3 самых богатых певца СССР, которым разрешали иметь миллионы». В статье рассказ о доходах Владимира Высоцкого, Юрия Антонова и Людмилы Зыкиной.
6 октября 2021 года в эфире канала ТВЦ состоялась премьера документального фильма «Тайны советских миллионеров» (АО «ТВ Центр», 2019 г.). Из анонса картины: «Муслим Магомаев, Юрий Антонов, Владимир Высоцкий… Они зарабатывали в советское время сумасшедшие деньги! Но все звезды знали – красивая жизнь может закончиться полным фиаско. Как лишилась своих легендарных богатств Лидия Русланова? Куда спрятала миллионы Наталья Дурова, и почему они не принесли ей счастья? Куда пропали любимые бриллиантовые серьги и колье Людмилы Зыкиной и броши Галины Брежневой? И зачем Советская власть позволяла сверхобогащение представителей богемы?»
26 июля 2022 года на странице «Кумушка» на интернет-портале «Пульс» pulse.mail.ru размещен материал «8 самых богатых мужчин Советского Союза: официальные миллионеры социализма». В нем рассказ о профессиональной деятельности и доходах Владимира Высоцкого, Юрия Антонова, Анатолия Карпова, Михаила Шолохова, Сергея Михалкова и других знаменитостей позднего советского времени.
Еще один материал о советских миллионерах: «Кто из представителей советской творческой богемы стал миллионером: не только Высоцкий и Магомаев». (Интернет-сайт «КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ» kulturologia.ru, 18 июня 2022 г., kulturologia.)
Интернет-сайт журнала «Новый Очаг» novochag.ru 13 апреля 2023 года размещает статью О. Моисеевой «Не только Высоцкий и Антонов: 7 советских звезд-миллионеров». В нем рассказывается о доходах Владимира Высоцкого, Муслима Магомаева, Юрия Антонова, Людмилы Зыкиной и других звезд отечественной эстрады, кино и спорта.
15 апреля 2023 года интернет-сайт «MEN TODAY» mentoday.ru размещает подобгую статью С. Антипова «Сколько зарабатывали Высоцкий, Пугачева, Магомаев и другие советские звезды на концертах».
10 января 2024 года интернет-сайт «КиноАфиша» kinoafisha.info в размещенном материале А. Чапыгина «Высоцкому так не везло: вот кто был главным миллионером среди советских певцов» вновь поднимает тему заработков и доходов звезд советской эстрады.
«Популярный артист обогнал даже своих самых успешных коллег.
Лишь немногие советские артисты не только завоевали любовь поклонников, но и заработали внушительные капиталы. Владимир Высоцкий и Муслим Магомаев могли похвастаться рекордными заработками, которым завидовали практически все их соотечественники. Однако не они были самыми богатыми знаменитостями Советского Союза.
Как оказалось, Юрий Антонов зарабатывал самые большие деньги. Он выступал в одиночку, что позволяло ему не делить гонорар с помощниками. А так как десятки его песен становились всесоюзными хитами, то Антонов отправлялся на концерты постоянно.
И, как утверждают СМИ, в один период он получал 10-15 тысяч рублей каждый месяц. При этом средняя зарплата в стране составляла около 120 рублей, что делало Антонова настоящим миллионером. И до сих пор многочисленные авторские отчисления приносят музыканту завидный доход, несмотря на отсутствие концертов и новых композиций». (Интернет-сайт «КиноАфиша» kinoafisha.infо, 10 марта 2014 г., А. Чапыгин, «Все завидовали миллионам Высоцкого и Магомаева, но вот кто был еще состоятельнее».)
…Одни поэты мечтают, чтобы на их стихи написали хотя бы одну песню. Но есть и такие, на один только текст написано несколько песен, а они всё недовольны.
Именно так произошло со стихотворением Игоря Кохановского «Бабье лето». Только он его написал, как его коллега по перу Андрей Вознесенский сразу заявил, что слова просто просятся в песню.
В интервью десятилетней давности автор текста песни рассказывал: «Была осень 61-го, листья под окнами почти опали, а недавно они еще горели, особенно на кленах, каким-то невероятным пламенем. Столь же невероятной казалась мне в ту осень встреча с Леной, которую Володя сразу же назвал Марокканкой – за смуглый цвет кожи и иссиня-черные волосы короткой мальчишеской прически. Она и стала героиней уже брезживших во мне стихов. Я сел и, по-моему, за полчаса написал:
«Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом. Это снова, это снова бабье лето, бабье лето… Я кручу напропалую с самой ветреной из женщин. Я давно искал такую – и не больше, и не меньше. Я забыл, когда был дома, спутал ночи и рассветы, это омут, это омут – бабье лето, бабье лето».
Мелодия к стихам родилась сама собой. Вскоре собрались у меня дома. Володя взял гитару, спел десять-двенадцать своих песен, а потом еще какие-то. Когда сделал паузу, то я взял гитару и впервые спел «Бабье лето». Все притихли, загрустили, а после песни заулыбались: «Давай еще раз!» Вскоре «Бабье лето» стало у нас в компании чуть ли не своеобразным гимном. У всех уже появились магнитофоны, все записывали друг друга, а потом эти любительские записи сами по себе разлетались по огромной стране. Володе песня искренне понравилась, он сам часто пел ее. А много лет спустя на одном из концертов Высоцкий (я услышал запись) сказал: «Сейчас я спою песню, не свою, ее написал мой друг Игорь Кохановский. Он поэт, сейчас работает в Магадане, в молодежной газете… Эту песню еще поет Шульженко – там музыка профессионального композитора, но наш вариант, по-моему, симпатичнее…» Мне тоже было приятно, что великая певица и актриса Клавдия Ивановна Шульженко спела мои стихи. Но мелодия в ритме вальса, такого вальсочка, меня не очень устраивала – вариант нашей компании мне казался искренней, драйвовей». (М. Садчиков, «Звезды сгорают – мы греемся их теплом. 25 января Владимир Высоцкий мог бы отметить свое 75-летие. О нем размышляют его друзья и артисты нового поколения», «Мурманский вестник», 25 января 2013 г.)
Еще один рассказ Игоря Васильевича о своей песенке: «Я из белой зависти сочинил «Бабье лето». В самом начале у меня было всего четыре песни: «Бабье лето», «Как у Волги иволга», «За звездами вослед» и «Перекресток». Куда бы мы с Володей ни приходили, он пел свои песни, а потом передавал мне гитару. Первая песня из моего репертуара быстро разошлась. В 1964 году мне позвонила какая-то женщина и спросила: «Это вы написали строки «Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом?» Я – Тамара Маркова, аккомпаниатор Клавдии Ивановны Шульженко. Я ехала в электричке, и студенты пели эту песню, но никто не знал автора. Сказали – Евтушенко. Позвонила Евтушенко, он ответил: «Это не я». Тогда позвонила Рождественскому, он тоже: «Это не я». Кто-то предположил, что по стилю похоже на Булата Окуджаву. Но он сказал то же самое. Автора искали, пока знаменитый конферансье Борис Брунов не сказал: «Так это парень, что за моей дочкой ухаживает. Вот его телефон». Мы познакомились с Шульженко: "Вы знаете, Игорь, я очень много пела песен о любви, но вам хочу признаться, что ничьи стихи меня так не трогали, как ваши"». (И. Волосюк, «Игорю Кохановскому исполняется 85: дружба с Высоцким и жизнь во времена СССР. "Был подход строгий к стихам, без такой абракадабры, как сегодня"»: интервью с поэтом, «Московский комсомолец», 31 марта 2022 г.)
Из интервью с Игорем Кохановским:
«– Есть ведь еще споры относительно авторства вашей песни «Бабье лето»…
– Эти споры ведут дилетанты, утверждая, что музыку к этой песне написал Володя Высоцкий. Но в этом случае в советское время ее бы никогда не спела первая исполнительница «Бабьего лета» Клавдия Ивановна Шульженко. Это был бы для нее, как сейчас говорят, репутационный риск. Так что это единственное мое стихотворение, музыку к которому я написал сам. А Володя был просто одним из исполнителей этой песни». (Информационный интернет-портал «УП ulpravda.ru» ulpravda.ru (г. Ульяновск), 21 апреля 2017 г., Е. Вяхирев, «Смеялись девочки: хи-хи – Высоцкий стал писать стихи», глава «Одноклассник».)
Кто скрывается под именем таинственной Лены-Марокканки, которой Кохановский посвятил стихотворение «Бабье лето», ставшее песней? Не кто иная, как Елена Копелева, дочь известного критика, литературоведа, писателя, диссидента и правозащитника Льва Зиновьевича Копелева. На тот момент у поэта с девушкой-музой был роман… И падчерица Брунова в этой любовно-песенной истории никак не фигурирует.
Что касается музыки к собственным стихам, ее Игорь Васильевич сочинил сам, под гитару – простенький бардовский мотив. Случилось это году в 64-м, и в этом варианте песню нередко будет исполнять на концертах хороший знакомый поэта – Владимир Высоцкий. Кохановский даже по-дружески был несколько обижен на него, когда тот без задней мысли начал приписывать авторство мелодии себе. Эта песня стала чем-то вроде гимна их компании.
Потом свой вариант «Бабьего лета» исполнила великая Клавдия Шульженко. Певица сама связалась с автором текста. Ей так понравились стихи, что она в 1965 году записала свою версию. Даже строчки «Я кружу напропалую с самой ветреной из женщин…» Клавдию Ивановну не смутила.
Журналист Антон Орехъ (Кравченко) в 33-й главе «Какой большой ветер…» проекта «Один Высоцкий», размещенной 22 октября 2016 года на интернет-сайте Радио «Эхо Москвы» echo.msk.ru (книжное издание «Один Высоцкий» (2021)), пишет: «Об истории песни он (В. Высоцкий. – А. С.) рассказал на концерте в ленинградском Клубе «Восток» 18 января 1967 года.
Игорь Кохановский был не просто одним из ближайших друзей Высоцкого – они с ним учились в одном классе.
Песню «Бабье лето» Кохановский написал в 1962 году.
Посвятил он ее Елене Копелевой, дочери известного литературоведа, диссидента и правозащитника Льва Копелева. И эта песня стала чем-то вроде гимна их компании.
И музыку к собственным стихам Кохановский сочинил сам.
И даже по-дружески был несколько обижен на Высоцкого, когда тот без задней мысли начал приписывать авторство мелодии себе. Потом свои варианты «Бабьего лета» исполняли и Клавдия Шульженко, и Юрий Антонов».
Пользователь AESLIB в статье «Мой Высоцкий» (размещена 14 апреля 2021 года на интернет-сайте «Дзен» dzen.ru) делится воспоминаниями: «В малюсеньком кафе в подмосковном городке Рошаль, куда я приехал в командировку и застрял на выходные, стоял впервые и единственный раз увиденный мною в СССР музыкальный автомат, и за пятачок можно было поставить что-нибудь из имевшегося в наличии ассортимента. Я нашел табличку с надписью: «В. Высоцкий. Бабье лето». Эту песню я раньше слышал в исполнении Клавдии Шульженко, и очень удивился: даже представить себе не мог, что кроме Высоцкого кто-нибудь может петь его песни. Позже на одной из пленок Высоцкий сказал, что это стихи не его, а его друга Игоря Кохановского, да, того самого, который добровольно уехал в Магадан. Песня понравилась не только мне, за те два дня, что я «загорал» в Рошале, ее многие ставили, делая «владельцам» автомата хорошую выручку».
На деле же сам Кохановский обеими версиями мелодии песни оказался недоволен и решил заказать третью Юрию Антонову. Игорь Васильевич сказал: «У меня есть стишкии, но моя музыка – примитивная. Еще есть песня, которую поет Шульженко. Но что это – ё…аный вальсочек Томки Марковой… При всем моем пиетете это мужская песня». Антонову понравились стихи, он написал музыку. В 1977 году песня впервые увидела свет на виниловом миньоне с песнями на стихи Кохановского. Правда, исполнял ее там не Юрий, а ВИА «Поющие сердца».
«Существует еще одна версия «Бабьего лета». Ее сочинил Юрий Антонов, а попросил его об этом сам Игорь Кохановский. Мол, первая мелодия слишком примитивная, вторая – интереснее, но хочется мужского прочтения. Так появился третий вариант. Новая музыка сумела продлить жизнь старого хита еще на несколько десятилетий: Антонов часто исполнял его на своих концертах. И хотя Кохановский считает этот вариант самым удачным, тем, чья молодость пришлась на 1960-е, роднее оригинальная версия». (Интернет-сайт телеканала «Настроение» nastroenie.tv, 30 сентября 2022 г., «Хит-просвет от Высоцкого».)
«Было еще одно творческое пересечение начинавшего в Беларуси Антонова и имевшего там корни Высоцкого. Оба артиста в разные годы исполнили и прославили один и тот же текст поэта-песенника Игоря Кохановского «Бабье лето».
Владимир Семенович, школьный друг Кохановского, исполнял «Бабье лето» в начале своего певческого пути именно как песню, авторство которой полностью принадлежит его товарищу. А Юрий Михайлович – в зените своей славы – уже как собственное произведение на стихи Кохановского. Как раз в ту пору маэстро активно сотрудничал с Игорем Васильевичем». (В. Ефимчик, «Как начинавший в Минске Юрий Антонов исполнял песни Владимира Высоцкого, имевшего белорусские корни: первые съемки на ТВ с «Аистами» и своя версия «Бабьего лета». Начинавший в Минске Юрий Антонов пел песни Высоцкого, имевшего белорусские корни», «Комсомольская правда – Беларусь», 25 июля 2024 г., глава «"Бабье лето" после Высоцкого получило новые слова в песне Антонова».)
По-своему, со своей интонацией и мелодией, «Бабье лето», кроме Высоцкого, Шульженко и Антонова, исполняли и записывали Жорж Окуджава (псевдоним Александра Михайлова) (1970), ВИА «Поющие сердца» (солист – Игорь Офицеров) (1977), Анатолий Мезенцев и ансамбль «Встреча» (г. Тихорецк Краснодарского края) (1979), Наталья Медведева (1992), Константин Беляев (1999, 2005), Ирина Сурина (2011), Валерий Курас (2021), Андрей Раевский (2023).
Резюмируя написанное выше, приведем слова автора «Бабьего лета». Игорь Кохановский в документальной повести с красноречивым названием «Неизвестные письма Высоцкого: “С бабами своими я абсолютно запутался, но ничего не хочу менять“», опубликованной в ноябрьском, № 11 журнала «Коллекция “Караван историй“» за 2014 год, подчеркивал, что песня получила «широкую известность и давно живет в трех вариантах: в исполнении Высоцкого, Клавдии Шульженко и Юрия Антонова».
Завершая рассказ о песне, скажем: существует концертная запись «Лобановский в Караганде, 1977 г.», на которой Александр Николаевич, ленинградский автор-исполнитель, рассказывает, как Высоцкий НАПИСАЛ «Бабье лето», никакой ни Антонов. Не пел, а – написал!
В 2014 году пользователь REY BAN на интернет-портале «Ответы» otvet.mail.ru затеял опрос «Кого стихи и песни лучше, Юрия Антонова или Высоцкого?» Ответы были следующими (орфография и пунктуация – авторов ответов).
Сергей Макаров Юс: «Нет возможности адекватно сравнивать – их творчество лежит в абсолютно разных плоскостях…
Высоцкий конечно замечательный поэт, но как эстрадный композитор и певец Антонов – мне ближе».
МагОл: «Глупо сравнивать хрен с пальцем. Ответ очевиден…»
NeBeSnIy Prince: «Кому как. У всех есть свой вкус, так что трудно определиться».
Александр Карелин: «Стихи лучше у В. С. Высоцкого. Они профессиональнее, он не позволял себе ляпов, как у Антонова. А музыка… Она разная. Сравнивать нельзя».
Настя и Паша Бабенко: «Песни Высоцкого проникают глубоко в душу. У Антонова по сравнению с ним просто "песенки"».
Микола Питерский: «Про Высоцкого невозможно говорить… Любить не любить, нравится или нет… Он был Свободным человеком, но в то же время Невольником Собственной Чести, как и все великие поэты России, как Есенин и Пушкин.
Антонов композитор и певец лирический! Он пел всегда про Любовь… Вообще, его можно смело назвать патриархом советской эстрады, нет, не Утесова… Он… Конечно великий человек, великолепный исполнитель, шансона и даже блатных песен …он был хулиганом, и острословом.
Но именно Юрий Антонов пел красивым тенором – эстрадным тенором, у него просто нет плохих или средних песен, у него все песни очень красивые… Это не попса, ему единственному композитору и певцу в начале восьмидесятых удалось сделать настоящую советскую эстраду, музыка было очень современная, хорошо аранжированная, ритмичная, под нее можно танцевать и слушать …просто наслаждаться певучестью… И если бы мы в то время не были закрытой страной! Его единственного могли пригласить в Европу и даже в Америку, потому, что несмотря на глубоко национальную мелодику, все было сделано очень красиво, и даже русский голос, который ну …не очень в эстраде, Антонов легко это исправил за счет очень легких простых текстов, до сих пор так никто не может петь.
Антонов настоящий певец …он пел, а не орал…»
ольга михеева: «Мне – Антонова, безразлична к Высоцкому».
Кира Русская: «Абсолютно несопоставимые понятия… Высоцкий, прежде всего, Человек с четкой гражданской позицией, а Антонов – прекрасный исполнитель песен для отдыха… Слушая Высоцкого, особенно не расслабишься, нельзя слушая ТАКИЕ песни быть в расслабленном состоянии, они думать заставляют, ДУМАТЬ… Как жаль, что он так рано ушел…»
Nikolay Groshikov: «А Антонов ето хто????»
Еще один отклик по теме. «Как я отношусь к Антонову? Даже лучше, чем к Высокому… Антонова слушаю чаще, чем Высоцкого. Мне и в детстве его песни были ближе, особенно лет в двенадцать, четырнадцать. Потому, что он не суровый, и не надрывный, как Высоцкий, а мечтательный, и очень красивый по мелодике. Его песни и формировали мой детский мир. Разве у Владимира Высоцкого есть такая романтично-космическая композиция, как «Анастасия», или как песня «Двадцать лет спустя»? А ведь никто Юрия Антонова гением не называет, а Высоцкого называют, сравнивают его с Бродским. Но что такое Высоцкий? Высоцкий это как атмосфера гор, или может быть, как дым костра в лесу. А песни Антонова – как русское солнечное небо над колокольчиками в поле. Высоцкий, (как и Бродский) не был с любовью на вы, только на ты. А мне нравится, когда с любовью на вы. Меня такие песни и стихи намного больше волнуют». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Виктор Крушельницкий», 25 июля 2021 г., «Почему настоящий романтик с любовью на вы».)
А весной 2016 года блогер Нина Глушенкова на интернет-сайте «Вопросы и ответы» sprashivalka.com (раздел «Стиль, Мода, Звезды; Светская жизнь и Шоу-бизнес») инициировала среди пользователей подобный опрос: «Какой певец вам больше по душе: Юрий Антонов? Владимир Пресняков? Владимир Высоцкий?»
Перед нами – его результаты, ответы читателей-зрителей-слушателей.
Джонатан Свифт: «Антонов однозначно. Другие двое только напрягают».
Marishka: «Лепс и Сальников».
Татьяна *****: «Антонов! Ну, у кого еще есть такие вкусные песни: пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную… Прелесть».
Татьяна Левина: «Высоцкий».
Марина Потапова: «Владимир Высоцкий и Юрий Антонов».
Игорь Жаров: «Антонов».
Накип Д.: «Юрий Антонов, Владимир Высоцкий».
Капитолина Шакирова: «Высоцкий».
Оксана: «Владимир Высоцкий».
Маргарита Зайцева: «Ну уж только не Пресняков».
Жанна Ямбаева: «Владимир Высоцкий и Юрий Антонов из выше предложенного».
Кирилл Меланич: «Дмитрий Билан ;))».
Наталья Воронина: «Оу, никто…»
Оленька Понасенкова: «Кобзон».
Алена: «Песни Юрия Антонова я помню из детства, мы слушали их на проигрывателе… И воспоминания приятные, музыка понятная и слова… Так что, скорее – Юрий Антонов)».
Виктория Иванова: «Высоцкий!»
Vadim: «Высоцкий – гораздо больше, чем певец. Странно видеть его в этом ряду».
Любовь Лутошкина: «Александр Малинин».
Макс Иванов, поэт, музыкант, бессменный лидер группы «Торба-на-круче»: «Из музыки нравятся Radiohead, The Beatles, Юрий Антонов, Владимир Высоцкий и др.»
Простой арифметический подсчет показывает: перевес в опросе на стороне Владимира Семеновича. Из 19 ответов – девять высказались за Высоцкого, и семь – за Юрия Михайловича Антонова, включая четверых, высказавшихся в пользу обоих.
Свидетельство о публикации №122021703460