Тезаурус познаний. Истина - это что?

   Сократ – друг, это истина,
но самый близкий друг – истина.

   Именно истинность –  первооснова и суть красоты и совершенства;
прекрасно и совершенно лишь то, что, обладая всем, чем должно обладать,
поистине таково, чем должно быть.
    Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее.
    Истины, которые  зависят от обстоятельств вокруг в данные моменты времени, – это события.
Истины озвученные, но  зависящие от обстоятельств вокруг всегда  –  это умственные выводы.
Истины, построенные на лжи -  это словоблудие.
Истины, которые обоснованы и экспериментально, практически и исторически доказаны, – это научные истины.
Истина, идущая от доброго сердца,  –  это любовь!
   Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных!
   Абсолютная истина может быть далёкой, затемнённой, но никогда не гаснет.
Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет её.
    Мерило истиности и неистиности – соответствие и несоответствие.
Истина сияет собственным светом и не подобает просвещать умы пламенем костров, разве что пламенем костров Знаний,
где одна истина освещает другую.
    Истина была единственной дочерью времени.
Истина истине не может противоречить.
Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе.
    Критерием истины явлется практика, опыт.
Истина средства заключается в его адекватности цели.
    Изучая истину, можно иметь троякую цель:
открыть истину, когда ищем её;
доказать её, когда нашли;
наконец, отличить от лжи, когда её рассматриваем.   
    Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, - впадаешь в заблуждение;
но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него –
и оказываешься в истине.
   Показывающий истину внушает веру в неё.
   Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их:
истина имеет неодолимую силу живучести;
ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде;
заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда.
   Любовь к истине – это наиболее благоприятное условие для нахождения её.
Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.
    Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.
    Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; воспроизводящее их так, как они существуют  вне и независимо от сознания; объективное отражение человеческого познания.

______
Сократ – друг, но самый близкий друг – истина. Платон.
Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее. /Н. М. Пржевальский./
Истинность – вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и совершенно лишь то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково, чем должно быть. /Франсуа де Ларошфуко. /
Истины, которые  зависят от обстоятельств вокруг в данные моменты времени, – это события. Истины озвученные, не  зависящие от обстоятельств вокруг,  –  это умственные выводы. Истины, построенные на лжи -  это словоблудие. Истины, которые обоснованы, экспериментально, практически и исторически доказаны, – это научные истины. Истины, идущие от доброго сердца,  – это любовь!/ Серж Пьетро 1./
Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.…/Аристотель./
Истина может быть затемнённой, но никогда не гаснет. /Ливий Тит./
Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет её./ Минуций Феликс./
Мерило истиности и неистиности – соответствие и несоответствие. /Дун Джун-шу. /
Истина сияет собственным светом и не подобает просвещать умы пламенем костров. /Юстиниан./
Истина была единственной дочерью времени. /Леонардо да Винчи./
Одна истина освещает другую. /Джордано Бруно./
Истина истине не может противоречить. /Джордано Бруно./
Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе. /Томмазо Компанелла./
Критерием истины является опыт. /Томмазо Компанелла./
Не так благотворна истинность, как зловредна её видимость./ Франсуа де Ларошфуко./
Истина средства заключается в его адекватности цели. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем её; доказать её, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда её рассматриваем.  / Блез Паскаль./
Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, — впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине. /Блез Паскаль./
Показывающий истину внушает веру в неё. /Блез Паскаль./
Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их. /Пьер Бейль/
Истина имеет неодолимую силу живучести. /Дмитрий Иванович Писарев./
Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде. /Жан Жак Руссо./
Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда. /Клод Адриан Гельвеций./
Любовь к истине – это наиболее благоприятное условие для нахождения её. /Клод Адриан Гельвеций./
Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее. /Иоган Вольфганг Гёте./
Самая серьезная потребность есть потребность познания истины. /Георг Вильгельм Фридрих Гегель./
    Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; воспроизводящее их так, как они существуют  вне и независимо от сознания; объективное отражение человеческого познания. /Советсткий энциклопедический словарь./
________
   Как же решали знаменитый вопрос великие преемники Канта?
Всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. …истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами. Истина есть согласие познания с его предметом, - дефиницию,* имеющую огромную, более того, величайшую ценность…  /дефиниция (лат. definitio - определение) – логическая операция: 1) раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных  и отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем (денотата имени); …/
   То, что желают знать, - указывает Кант, - это всеобщий и верный критерий истины для всякого познания; он должен был бы быть таким, который был бы применим ко всем знаниям, безразлично, каковы их предметы…
Кант усугубляет путаницу критерия истины с самой истиной ещё одной подменой: ведь «согласно приведенной выше дефиниции» истину составляет соответствие содержания знаний с предметом, а не с понятием, как написал Гегель, подменив этим тему дискуссии. Гегель подменил традиционное понимание истины тем пониманием, которое ввёл в философию он сам. «Истина состоит в соответствии объективности понятию, а не в соответствии внешних предметов моим представлениям; последнее есть лишь правильное представление, которое я, данное лицо, составляю себе». Чтобы понять гегелевскую дефиницию истины, необходимо принять во внимание, что здесь категория «понятие» понимается не так, как в формальной логике.  В общепринятом значении понятие – это обобщенное представление о вещах определенного рода. Напротив, гегелевское понятие «есть то, что живёт в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть», т.е. термином «понятие» Гегель обозначил объективную природу вещей, а не результат их логического осмысления. Он пояснил это хорошим примером: «свет, тепло, влага должны были бы рассматриваться как «действующая причина», но не как «конечная причина» роста растений, последней же будет не что иное, как понятие самого растения». Мы назвали бы «конечную причину роста растений», названную Гегелем «понятием самого растения», генетической программой растения.
По Гегелю, для установления истины надо сравнить две объективные реальности: вещь и программу её развития, заложенную в неё самой природой. Гегелевская дефиниция истины построена по аналогии с номинальным определением, поэтому в ней сохраняется подмена истины на её критерий. Когда Гегель в рамках дискуссии о критерии истины противопоставил кантовскому пониманию  истины своё понимание, он нарушил им же выдвинутый принцип опровержения прежних систем: «Опровержение не должно идти извне, т. е. не должно исходить из допущений, которые находятся вне опровергаемой системы и которым она не соответствует».
Итак, Гегель, принимал традиционное понимание истины как соответствия знания с его предметом, не замечая подмену категории «истина» на категорию «критерий истины».  Вместе с тем он рассматривал как истину «в более глубоком смысле» соответствие объективности понятию. Этим он существенно обогатил философию, но, введя эту трактовку в полемику с Кантом, подменил тему обсуждения, оставив при этом кантовский вопрос об универсальном критерии истины открытым.


Рецензии