Грешный праведник Николай Лесков
Впрочем, как почти все щедро одарённые люди. А Лесков был не просто одарённым, он был гениальным мастером слова. Не встречала среди его произведений ни одного слабого. Погружаться в его тексты – значит снова и снова радоваться редкой многоликости русской речи, полярных крушений и взлётов человеческой натуры, пробовать слово на вкус, запах и цвет. И это не вычурное словотворчество Алексея Ремизова, читать которого у меня охоты никогда не было, это парадоксальная лесковская достоверность, неизменно освежающая и бодрящая.
И мы, его читатели, выбираем блеск его прозы, неповторимость языка, с детства осваиваем его пространства, характеры и сюжеты так, что они становятся частью нас – все эти запечатлённые ангелы русской словесности, подвижники, забулдыги, чудаки и народные умельцы, подобных которым нигде, кроме его произведений, больше не встретишь. Мудрый демиург, он творил свои поучительные истории с виртуозной сноровкой косого Левши, знающего себе цену. Любил красоту, собирал гравюры и картины, особую страсть питал к часам. Однако собственного времени не исчислил, умер внезапно. И не от грудной жабы, приступов которой всегда боялся, а от воспаления лёгких, как и обожаемый им Лев Толстой, но только не в 82, а в 64 года.
Прекрасен и бесконечно печален его портрет кисти Валентина Серова, написанный художником в последний год жизни Лескова, осенью 1894 года. Поражает глубокое одиночество, бездонная печаль и доверчивое смирение в карих глазах Николая Семёновича. Смирение, которое при всей своей противоречивости он выше всего ценил в людях. Он смотрит в твоё сердце и словно бы говорит: «Со избранными избран будеши, а со строптивыми развратишися...»
Свидетельство о публикации №122021605188