Будьте как дети. Прав ли Иисус

        Каждый человек мыслит в духе своей эпохи, берет образы из утвержденной в обществе современной культуры и изъясняется языком современности. Культура же «генетически связана с тем или иным религиозным культом, всегда несет в себе те или иные религиозные импульсы». Культуролог А.В.Цуркан пишет, что культура является «отражением многообразной духовной деятельности человека, который ищет ответ на основополагающие вопросы, задаваемые самой его природой». Это и есть те вопросы, которые в православии называют «поиск Бога». Ответы на эти вопросы человечество находит не сразу, а по мере своего просвещения и духовного развития, от языческих представлений до осознания единого Бога. Христианский богослов и философ Климент Александрийский (150-215гг.) говорил, что «нечто от истинного знания» содержится в различных учениях (за исключением откровенно враждебных Богу).
         
        О религиозных корнях культуры пишет также М.В. Осорина (1950 г.р.), психолог, кандидат психологических наук: «Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира ...отражена в системе религиозных верований...». Для того, чтобы  человек приобщился к «системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства», важно воплотить эту систему или модель в понятном ему объекте, полагает Осорина, в том числе выразить словом. Для ребенка – сказка, колыбельная и т.д.. Детский период чрезвычайно важен, так как в этом возрасте формируются основы мировоззрения. «Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. ...В человеке первые впечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы они внушались в юном возрасте согласно с требованиями истинной мудрости», - пишет епископ Чешскобратской церкви Коменский Я.А.(1592-1670), писатель, педагог, общественный деятель, основоположник научной педагогики.
 
        М.В.Осорина пишет, что в народной культуре присутствует базовая система координат и ее усвоение начинается сразу после появления младенца на свет. «Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами...». Аналогично, великий богослов современности, митрополит А.Сурожский, так говорит о воспитании ребенка: «...мать читает над ним молитву, она поет церковные песни, ...просто поет русские песни, от которых душа начинает оживать и каким-то образом формироваться - мать уже начала человеческое и духовное воспитание ребенка». Следует отметить, что корни религиозной культуры русского народа - это православие, которое слилось с очень близкими по сути прежними его религиозными традициями и культурой. «Славяно-русы создали мощную религиозно-философскую систему (Сварог и его сыновья), в основе которой лежало единобожие и троичность», полагает А.Елисеев.

         Слово обладает большой силой, и оно может быть принято душой маленького ребенка неосознанно. М.В. Осорина пишет, что ребенку не обязательно понимать, он должен «...просто впустить в себя и помнить» интонацию матери слова и образы колыбельной песни, которые «...закрепляются в самой глубине его существа». О возможности такого неосознанного восприятия информации говорил и митрополит А.Сурожский: «И мне кажется, бессознательное  -  такая глубина, где присутствует все то, что мы получаем наследственно, что мы невольно воспринимаем от разных влияний  - все это оседает там, но еще не готово пробудиться в полной зрелости...». 
         
        Симеон Новый Богослов назвал душу «разумной и мысленной», он сказал, что «естество души мысленно». Вполне понятно, что разумная и мыслящая  человеческая душа воспринимает информацию постоянно, и преподносит ее разуму по мере взросления человека. Существование души признает Н.Бехтерева, широко известный нейрофизиолог, исследователь мозга.

         По мнению М.В.Осориной «главной личностной задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни» - интуитивной уверенности человека в том, что жить хорошо...». Не зря наши далекие предки делали колыбель для младенца соответственно размеру, ребенок ощущал ее края и чувствовал себя огражденным, следовательно защищенным. Чувство защищенности необходимо ребенку для нормального психоэмоционального состояния и развития, поскольку он вступает в незнакомый для него мир. Вполне понятно, что и упоминание всесильного Бога, милостивого и справедливого, дает ребенку уверенность в жизни, чувство защищенности, и высшей справедливости.
 
         Не только через слово ребенок воспринимает мир - но всем своим существом, следуя своему внутреннему инстинкту вхождения в новый мир. Он познает мир всеобъемлюще - не избирательно, естественно - без раздумий и сомнений. Поэтому он видит мир объективно, он способен ощущать то, что отвергает разум взрослого человека, ограниченный стереотипами, он способен распознать действие Бога, который своими нетварными энергиями проникает в душу маленького ребенка, во все его существо, начиная духовно-мистический процесс его преобразования. Об этом говорил великий богослов, протоиерей А.Шмеман: «...потому и мир раскрывается ему (ребенку) во всех своих измерениях...  ведь ощущение всеобщей взаимосвязи, ...внутренняя открытость и доверие к миру - это и есть слагаемые религиозного опыта... слово «религия» означает по-латыни «связь». Религия ...один из способов постижения...».      

         О способности малолетнего ребенка воспринимать и познавать внешний мир всем своим существом  - не так, как взрослые, говорят не только богословы и психологи, но и специалисты в области медицины. К примеру, нейрофизиолог И.Ваколюк рассказала о том, что младенцы - синестетики «...они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга), в которую поступает информация о звуках». А директор Института мозга человека С.В.Медведев говорил, что «...несмотря на все достижения современной науки, человеческий мозг остается самым загадочным объектом». Медведев пишет, что «мозг - это  широко раскинутая сеть, понять как она действует, это задача будущего... Мы часто забываем очевидное: человек - это не только мозг, но еще и тело. Нельзя понять работу мозга, не рассматривая все богатство взаимодействия мозговых систем с различными системами организма".

         Поэтому Христос (тот, кто "за Бога говорит вслух Божественные слова")  говорил своим ученикам, чтобы они были как дети. Дети видят Истину, которая присутствует в мире, независимо от наших субъективных представлений о нём. «В детях «...совершенное доверие к делам Божиим - благостным, премудрым, непостижимым и спасительным» - растолковывает эти слова Иоанн Кронштадтский. Мы тоже можем воспринимать мир, как могут его воспринимать дети  -  мир, в котором присутствует Бог.

_._          _._         _._          _._          _._          _._          _._
         
         
Использованные ресурсы:

*Ваколюк И.. Как развивается мозг ребенка: мифы и реальность. Беседа.
*Елисеев А., Тайны русской Троицы
*Климент Александрийский, "Строматы", Книга 1. О пользе греческих наук, раздел XIII.
*Коменский Я.А., "Великая дидактика", Глава 7. Раздел V. 
*Медведев С.В. "Что знает наука о мозге", Наука и жизнь, № 12 декабрь 2020
*Осорина М.В., "Секреты мира детства в пространстве взрослых".
*Сурожский А. "Труды". 
*Цуркан А.В., "Проблема взаимодействия религии и философии в генезисе христианской культуры: Опыт культурологической реконструкции учения Оригена Александрийского", Новосибирск 2002. 
 

          И еще немного о русской культуре:

          Известного американского физика Ричарда Фейнмана спросили: "Может ли выродиться русский народ?" На что он ответил: "Разве может выродиться и исчезнуть народ, которому принадлежит половина всех фундаментальных открытий в науке? Разве может выродиться народ, которому нет равных в культуре, народ-философ, поэт и воин? Нет, русские не просто народ, это целостная ВЕЛИКАЯ цивилизация"

          Римскую империю в свое время поднял до высот народ, с название ЭТРУСКИ. Этруски -  созвучно сочетанию  "это русские", характерно и то, что сами этруски называли себя "расена", "расен". Созвучно - Россия. И Михаил Задорнов, путешественник-исследователь, актер и писатель, говорил о следах русской культуры на землях бывшей Римской империи.

          А королева Франции Анна Русская, дочь Ярослава Мудрого, которая вышла замуж за Генриха 1, при сплошь НЕГРАМОТНОМ французском дворе умела читать, писать и знала 5 иностранных языков.


Рецензии