Из какого дерева был сделан Крест Христов?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайла

Из какого дерева был сделан Крест Христов?
Проповедь на Божественной Литургии в праздник Крестовоздвижения
в Прокопьевском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Мы сегодня с вами празднуем праздник Крестовоздижение Христова. Крестовоздвижение Креста Господня мы сегодня с вами прославляем. В этот день читается Евангелие о том, как Господа нашего Иисуса Христа распяли на Кресте. Свидетельство воина, который прободе копием ребро Спасителя, и из ребра Спасителя потекла кровь и вода, свидетельствующая о том, что смерть Его была настоящей. Когда из раны течёт не только кровь, но и вода, это свидетельство о том, что было пробито сердце Спасителя. Но не воин убил Его, а Господь сам умер на Кресте. Свидетельство о том, что смерть была настоящей – это свидетельство этого воина-язычника, и об этом мы сегодня с вами читали в Евангелии. Т.е. засвидетельствовали о Христе не только христиане, которые верили во Христа, которые могли как бы что-то подделать, но есть свидетельства людей, которые ненавидели Христа – свидетельства людей неверующих, свидетельства язычников.
Если посмотреть на Крест Спасителя, вы увидите, что у Господа прободе правый бок. Но мы все знаем, что сердце находится слева. Вы спросите: «Как же воин пробил сердце?» На самом деле этому есть чёткое объяснение. Библеисты подняли документы римской империи, и они нашли свидетельство о том, что у римских воинов был коронный удар – удар копьём. Этим копьём они били не прямо в сердце через левый бок, а они били через правый бок. Таким образом они пробивали и лёгкие, и сердце. После такого удара не мог выжить ни один человек. У сердца есть предсердие, и в этом предсердии скапливается лимфа, можно сказать вода. Как раз эта вода, лимфа вытекла вместе с кровью. Мы на Кресте видим, что из раны Спасителя течёт кровь и вода, что свидетельствует о Его настоящей смерти. И поэтому каждому действию, каждому событию есть объяснение. Если покопать в истории, можно найти объяснение любому Евангельскому событию, потому что Евангелие повествует о настоящих, а не вымышленных событиях. И то, что в Евангелие есть некие не состыковки, т.е. евангелист пишет по-разному, и события бывают немножко перепутаны в местах, это ещё одно свидетельство, в котором мы видим, что Евангелисты не сговорились друг с другом, а каждый писал, как он видел и как понимал.
И еще одно свидетельство неверующего человека – историка Иосифа Флавия – это язычник, который не понимал христианство, но со стороны описал всё, как это было. Он описал о том, как Иисус Христос был распят и воскрес, то через некоторое время было разрушен полностью Иерусалим, и евреи продавались уже не за 30 серебряников, как они продали Христа за цену раба, а за 20 серебряников. И это описывает человек неверующий, он описывает Человека Христа Иисуса, который пострадал за свой народ.
Сегодня мы можем вспомнить историю возникновения самого Креста Господня. К большому сожаленью, православные христиане мало что об этом знают. Интересуются христиане чем угодно: политикой, какими-то сплетнями, пересудами, но почему-то никто не хочет знать происхождение Креста Господня, на котором совершилось наше спасение. Тот крестик, который мы с вами носим у себя на теле, мы не знаем и не любим. А почему мы не любим? Потому что мы ничего не хотим знать. Вот, если мы постараемся сегодня изучить: как же возник этот Крест, откуда Он взялся? Вот мы после этого может быть с новой силой полюбим наш крест, который будет уже совершенно по-другому сиять на нашей шее.
Давайте вспомним откуда же произошёл этот Крест? Ведь не просто же Христа распяли на обыкновенном дереве, такого просто быть не может, потому что Бог – Создатель, и Он уже знал от создания мира, что Он пойдёт на распятие, а значит всё готовилось к этому распятию. В Священном Писании через Пророка Исайя уже Господь донёс до людей множество различных таких тонкостей, которые никто не мог знать. Вот Пророк Исайя, можно сказать, как будто стоял перед Крестом и видел, как распинают Христа – вот какие у него были проникновенные слова. Поэтому, каждый, читая Ветхий Завет, может проникнуться этими словами, и понять каким же трудом досталось наше спасение.
Святое Придание Православной Церкви говорит о том, что Крест, на котором был распят Спаситель, происходил ещё глубоко в ветхозаветное время. Всё началось с того момента, как к Аврааму в дубраве при Мавре пришли три Ангела – это образ Пресвятой Троицы. Эти три ангела пришли с тремя посохами. Когда Ангел сказал: «У вас будет сын», то Сара засмеялась. Через некоторое время двое из Ангелов ушли в Содом и Гоморру, а один остался с Авраамом. Когда Ангелы пришли в Содом и Гоморру, чтобы вызволить Лота, но Лот сопротивлялся и не хотел уходить. Но потом они принудили Лота выйти и сказали не оглядываться. И жена Лота не послушалась и оглянулась, и превратилась в соляной столб. И когда Лот остался один на один со своими дочерями в пещере, и когда его дочери увидели, что Содом и Гоморра сгорели, они думали, что весь мир находится здесь рядом, и нет больше никаких других людей. И что же сделали вот эти две дочери, которые они не верили по-настоящему Богу и не доверяли Ему, что Он может послать им мужей? Они напоили Лота и согрешили с ним как с мужчиной. И после этого родились у них дети. И потом эти дети возрастили народ языческий, который потом уничижал и нападал на Израильское Царство. Вот такое страшное наказание произошло после кровосмешения. Да, эти две молодые девушки испугались, но где же была их вера? Они напоили своего отца и согрешили с ним. Никто не снимает ответственности с Лота и поэтому, когда он пришёл к своему дяде Аврааму, то дядя наложил на него епитимью – духовное наказание, когда на человека накладывается некое послушание, которое он должен исполнять.
Авраам, чтобы семья принесла покаяние, даёт вот эти три посоха, которые остались от трех Ангелов, Пресвятой Троицы. Он даёт их Лоту и даёт послушание: посадить их в пустыне. Это кажется безумное послушание, но Лот со смирением начинает его выполнять. Он соединяет эти три посоха и садит их просто в обычный песок. И у него было послушание: каждый день возить воду туда на ослике и поливать эти три посоха. Он возит день за днём, и кроме этой воды он поливает эти посохи своими слезами. Слёзы покаяния катятся из глаз Лота. Он приносит по истине настолько глубокое покаяние, что никто не мог помешать, хотя дьявол каждый день строил ему ловушки: каждый день он пытался пролить воду. Он представлялся в виде странника, чтобы выпросить эту воду, чтобы эта вода не была доставлена к этим трём посохам. Но глубина покаяния Лота была настолько велика, настолько было у него много слёз, что эти три посоха проросли.
Эти три посоха были сделаны совершенно из разных дерев: из кедра, кипариса и певка (это по-нашему сосна). Мы вчера на Богослужении и на Всенощном Бдении как раз вспоминали эти три дерева. Мы читали, как Моисей воздвиг в пустыне змею на жезле, и кто смотрел на эту змею - это был образ Креста, то тот спасался от укусов змей, потому что змеи нападали. Это был прообраз Креста Господня.
Также, когда они пришли в пустынное место, и там был источник с горькой водой, то Моисей взял дерево по зову Божьему и опустил это дерево в горький источник. Эта вода освятилась и стала вкусной и полезной. Это тоже был образ Креста, что Крест освящает воду.
Мы с вами видим, что Господь в Ветхом Завете напоминает, что это непростое дерево, которое растёт, а дерево выросло настолько необычным, что оно выросло из трёх вот этих посохов. Получилось, что три молодых ростка из разных пород деревьев сплелись между собой воедино и образовали единый ствол дерева. Это умом невозможно понять, но это было величайшее чудо, потому что и Троицу Святую мы понять не можем, что три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой образуют Единого Бога, не три бога, но Единый Бог – наш Отец, наш Любящий Бог ниспослал нам Благодать Свою, и Крест Господень взрастал и взрастал.
И вот, когда пришло время – строительство Храма Соломона, то во все концы земли были посланы люди с огромными богатствами, чтобы покупать кедр, кипарис и певк для строительства Храма. За большие деньги были куплены деревья, потому что без них невозможно было сделать перекрытия в Храме. Там нужно было делать очень большие перекрытия, и поэтому со всего мира на кораблях привозились деревья самой драгоценной породы. С ближайших земель тоже собрались все деревья, которые можно было собрать. И вот рабочие увидели высочайшее дерево, очень необычное и очень ценное по породе – это как раз оказалось это дерево: кедр, кипарис и певк, которые между собой сплелись во единое целое. Они отрезали ровно столько, сколько было необходимо на перекрытие. Они с большим трудом притащили это дерево на строительство Храма Соломона в Иерусалиме. Но когда рабочие подняли это дерево на перекрытие, на стены, то это дерево упало, потому что оно оказалось приблизительно на 10 см меньше, чем нужно. Оно провалилось и оказалось неугодным. Когда они перемерили его снова внизу, оказалось, что оно подходит, они очень удивились и снова его затащили. Оно снова упало, т.е. оно меняло размер и не давалось рабочим.
Рабочие поняли, что ничего не могут сделать, и по приказу Царя Соломона они поставили его в качестве мостика через поток Кедрон, который находился прямо под горой. Это была маленькая быстрая речка. И вот все ходили по этому мостику, и никто ничего не подозревал. Пришло время, когда к величайшему Царю Соломону, мудрейшему правителю пришла царица Савская поклониться и задать ему вопросы, то она, подойдя к потоку Кедрон, была просвещена Духом Святым, хотя была язычницей, и она не посмела вступить на это Древо.
Она сняла обувь, в которой была, и перешла в брод этот маленький поток Кедрон, и сказала во все услышание: «Это непростое Дерево, на Этом Дереве будет распят Царь». Когда Соломон услышал об этом, он повелел это дерево перетащить в город. В это время в городе строилась Овчая купель, именно туда затекала вода. Овчая купель – это место рядом с Храмом Соломона, в которой обмывали жертвенных животных (овечек, крупного рогатый скот).
Мы с вами помним Евангельское событие, о том, как в Овчей купели лежал расслабленный 38 лет. Этот расслабленный не мог подойти к Овчей купели для того, чтобы исцелиться. А исцеление происходило ровно раз в год. Почему? Потому что вода возмущалась, Ангел Божий нисходил в эту воду, и кто бы туда не опускался первый, исцелялся от любой болезни какая бы только она не была. И что же мы видим?
Откуда происходили эти исцеления? Эти исцеления происходили не зря. Ничего просто так не происходит. Зачем же Ангелу Господнему было спускаться в обычную купель, где мыли животных? Этому есть объяснение. Царь Соломон повелел положить это Дерево как раз в эту купель. Ангел Господень раз в год спускался, чтобы отмыть от ила, ракушек, от грязи Древо Господне, на котором будет распят Господь. Вот поэтому и происходили исцеления людей раз в год. Вода просто бурлила от того, что туда спускался Ангел, и Древо очищалось от этого возмущения воды.
И что же происходит дальше? Господа Иисуса Христа ведут на распятие. Он идёт к горе Голгофе, Он падает под тяжестью Креста. Почему? Потому что римские воины по наущению фарисеев, книжников, первосвященников выбрали для Иисуса Христа не просто дерево. Они слышали, что в воде валяется некое Древо, настолько промокшее, настолько тяжёлое, что его просто невозможно поднять. Поэтому для Него приготовили дополнительную казнь, дополнительную пытку. Иисус Христос был в то время плотником, Он работал топором, пилой ручной, рубанком, Иисус Христос по телосложению был очень сильным. Несмотря на свою силу, Он делал много добрых дел. И вот Иисус Христос нёс этот тяжелый Крест, намокший, тяжёлый, наподобие камня. И этот ствол дерево Он приносит на Голгофу, и там Его распинают.
О чем же это повествование в Предании Церковном? О том, что нет ничего в этой жизни обычного и ненужного. Каждое событие, которое происходит в нашей жизни – это и есть несение нашего Креста. Мы не знаем из чего состоит наш Крест. У каждого Крест состоит из разных вещей. У Господа состоял Крест из трёх посохов, которые Он же и принёс Аврааму. Время Ветхозаветного покаяния, когда Лот, каявшись, проливал слёзы в пустыне, и из обычных сухих посохов проросло дерево, и непростое дерево, а состоящее из трёх частей.
И также у каждого из нас Крест необычный, а хотя бы трёхсоставный: у нас есть и телесные, и духовные, и душевные искушения, испытания. Если мы хотим оказаться с Крестом воскресшим, если мы хотим оказаться в Царствии Божьем, нам нужно обязательно пройти весь этот путь покаяния. Невозможно сразу оказаться в Царствие Божьем, невозможно. Нужно обязательно посадить свой Крест в пустыне, т.е. те обстоятельства в жизни, семейные неурядицы, на работе нестроение, нестроение в нашей душе -  всё это принести в пустыню покаяния и там омыть своими слезами. И только после этого покаяния, наше древо прорастёт, и вырастит наш Крест, а потом нужно будет принять крещение, как это Древо Креста находилось в общей купели, и возмущалась вода.
Нам надо принести покаяние, принести крещение в Храме Господнем. Если нас крестили в детстве, то нам нужно принять воцерковление, потому что крещение может быть завершено только воцерковлением. Крещение само по себе без воцерковления, без того, как человек начнёт ходить в Храм причащаться и участвовать во всех Таинствах, не действует само по себе крещение, оно не может быть формальным. Вот, когда мы воцерковимся, мы сможем понести свой тяжеленный Крест на Голгофу. И даже тогда, когда мы будем падать, нам обязательно Господь пришлёт помощь, как и помощь приходила к Нему, когда жены-мироносицы подносили Ему попить воды, когда они добрыми взглядами сострадания и слезами омывали путь перед Спасителем.
Каждый из нас может донести этот Крест, но его нужно найти, вырастить, а потом донести. Только тогда, когда мы придём на свою Голгофу, когда мы рядом с Христом будем распяты, только тогда мы и сможем оказаться в Царствии Божьем, потому что в Царствии Божьем нужно родиться, нужно пройти муки рождения, которые совершаются на Кресте Господнем. Каждый христианин, нося свой маленький крестик, должен распяться на этом маленьком крестике. Только тогда, когда мы умрём, как ветхий человек, когда все страсти в нас погибнут, когда мы их умертвим постом, молитвой, бдением, только тогда мы и воскреснем, только тогда мы и окажемся с Ним. Другого пути нет. Аминь.
27.09.2021 г.


Рецензии