Наталья Сайко - Офелия, русская Катрин Денев

    Заслуженная артистка РСФСР, актриса Театра на Таганке и кино Наталья Сайко родилась в Таллине (Эстония). В детстве она занималась балетом и мечтала стать балериной, однако в старшей школе изменила свое решение и подумывала о карьере учительницы или врача. Определяющим моментом в жизни Наташи стала турпоездка с классом в Ленинград, где во время посещения спектакля в Большом драматическом театре девушка поняла, что хочет быть только актрисой.
    Зритель знает Сайко по ролям в кино: снималась она на протяжении 25 лет, а потом неожиданно ушла из кинематографа. На счету Натальи Петровны роли в фильмах «Совсем пропащий», «Как закалялась сталь», «Завещание профессора Доуэля», «Противостояние», «Михайло Ломоносов», «Мой любимый клоун», «Единожды солгав» и других.
    С театром вышло удачнее. В 1970 году Наталья закончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина и сразу была зачислена в труппу Театра на Таганке. Многие говорили, что у худрука Юрия Любимова есть только один актерский состав, первый, и Сайко повезло в него попасть: она стала Офелией, дочерью Полония в постановке «Гамлета», где главную роль принца Датского играл Владимир Высоцкий. Но это будет чуть позже. А пока…
    «– Первая встреча с Высоцким, первое впечатление?
    – Первое впечатление? Это репетиция спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». Высоцкий – Керенский, сцена «Болото». Порывистый, легкий и одержимый. А еще запомнилось за кулисами, во время перерывов – Высоцкий, Шаповалов, Золотухин, Бортник, Васильев, гитара и песни… А потом – «Галилей», настоящее актерское чудо. Многие спектакли я сидела за кулисами. А еще – как актер Володя поразил меня в «Пугачеве». Роль Хлопуши сложна еще и физически. Как он выдерживал такие нагрузки, я до сих пор не понимаю. Так что моя первая встреча с Высоцким произошла именно через сцену, через его роли. А потом – «Гамлет» и десять лет работы рядом с Володей на сцене Театра на Таганке». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    …Репетиции спектакля начались в начале 1970 года.
    «– Репетиционный период «Гамлета» был необычайно длительным – почти два года…
    – Он был длительным и трудным. Репетиции «Гамлета» сразу начались на сцене, застольного периода как такового почти не было. Всем было тяжело, но Володе особенно. Большинство режиссерских замечаний, а иногда и придирок в основном доставалось ему.
    Я помню, что стихи Пастернака «Гул затих, я вышел на подмостки…» Володя сначала читал, гитара возникла позже… Юрий Петрович все время останавливал Володю: «Подожди, подожди, вот это надо особенно выделить – «Авва, отче». А мне казалось, что Володя уже это здорово делает, я, честно говоря, не понимала, чего еще требует Любимов. А Юрий Петрович снова и снова: «Еще раз повтори это, еще раз». Я видела, как Володя злился, но повторял еще и еще. А ведь Высоцкий прекрасно читал стихи – чувствовал слово, ритм, мелодию, потому что сам писал…
    Ко мне отношение было какое-то деликатное, наверное потому, что я была «очень малоопытный товарищ». Первый раз Юрий Петрович накричал на меня, когда мы репетировали «Гамлета» перед фестивалем БИТЭФ (Югославия, 1974 г. – А. С.). Что-то у меня тогда не получалось. И должна сказать, что Володя принял удар на себя, отвлек внимание Юрия Петровича от моей персоны. Но все равно у меня дрожали и руки и ноги.
    – Помогал ли вам Высоцкий во время репетиций?
    – Помогал. Подойдет, тихо так скажет, чтобы никто не слышал: «Ритм стиха не держишь. Это надо читать вот так». С ним было очень легко работать, «одеяло на себя никогда не тянул», а у актеров это бывает. Очень хорошо помню, что у меня долго не получалась сцена сумасшествия. Я пела, но никак не «попадала». Билась, билась – как будто делаю все, как надо, а вот какой-то странности в этой песне не получается. А Володя говорит: «Очень просто – ты возьми тоном выше». Я попробовала – и получилось… Даже Петрович отметил: «Вот теперь – верно». И все просто было, как-то естественно.
    – Импровизировал ли Высоцкий в этой роли?
    – В сцене «Мышеловки» я никогда не знала, что будет. Каждый раз в этой сцене он придумывал что-то такое особое. Текст не менялся – менялся он сам, На одном спектакле Володя вдруг поцеловал меня. Я так покраснела, не знаю, было ли это видно из зала… А наверное, это было здорово – растерянная Офелия, которую никогда не целовали.
    Его Гамлет менялся со временем, все набирал и набирал. Володя шел в глубину текста, каждая мысль становилась заметнее, значительнее. Его жизнь – разнообразная, напряженная, насыщенная – давала материал.
    – Легендарное «поле натяжения», которое ощущали и партнеры и зрители, — чувствовали ли вы это?
    – Это правда… И это нормально. Когда хороший актер берет спектакль в свои руки, то от него исходит какая-то энергия. И те, которые рядом, заряжаются этой энергией. Это нельзя измерить, но мы это чувствовали.
    – Были ли попытки ввода другого актера на эту роль?
    – Были. Валера Золотухин начинал репетировать. Точнее, в театре пытались сделать полностью второй состав исполнителей. Но стало ясно, что придется создавать совершенно другой спектакль. И от этой попытки отказались. «Гамлет» был поставлен только "на Высоцкого"». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    Еще из воспоминаний актрисы о знаменитом спектакле: «С Володей было удивительно легко работать… Знаете, у актеров есть теплые глаза и есть холодные глаза – и очень трудно бывает, когда на тебя смотрят пустыми глазами и не видят. А вот у Володи глаза были очень добрые. Добрые и внимательные. И еще – он умел ненавязчиво, не свысока и вовремя подсказать что-то важное, нужное. Помню, как-то после спектакля сказал мне: «Ты в сцене сумасшествия песенку начни с нижней ноты, а дальше – сразу высоко возьми, попробуй на таком контрасте». А ведь он в этой сцене не участвовал, значит слушал по трансляции, за кулисами, и не просто слушал, а вслушивался. Видел, что я мучаюсь, не останавливаюсь, продолжаю что-то искать – и старался помочь…»(Социальная сеть «ВКонтакте» vk.com, группа «Государственный Музей Владимира Высоцкого», 19 февраля 2020 г., «Наталья Сайко о Владимире Высоцком».)
    В монологе «Александр Георгиевич Филиппенко. "Физик и лирик"» (подготовили В. Максимчук и Ю. Болдырева), размещенном на интернет-сайте МФТИ (Московского физико-технического института) mipt.ru, артист вспоминает: «В «Гамлете» я играл несколько ролей. Но в основном это была группа актеров, которая играла «Мышеловку». Я и пантомиму разыгрывал, и яд в ухо королю капал. И все эти гады: и Демидова, и Высоцкий, и Смехов, и Сайко – сидели у стены и с удовольствием смотрели, а мы играли на авансцене, и каждый раз нужно было придумать что-нибудь новенькое, неожиданно смешное. Ну я и придумывал».
    Близкая знакомая поэта и актера манекенщица Галина Бирюкова вспоминала о знаменитом спектакле: «Офелию играла Наталья Сайко. И Высоцкий сокрушался: "Ох уж эта Сайко! Вот стояла бы на ее месте Галя, как бы я объяснялся ей в любви!"» (Г. Бирюкова, «За Высоцким в Таллин», записала Е. Костина, «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 12, январь 2014 г., глава «И это называется «Высоцкий не будет приставать»?»)
    Забавные, но искренние воспоминания зрителя: «На спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким попасть в Театр на Таганке было практически невозможно. Тут только чудо в помощь. А мы были нахальными студентами, вот судьба и решила помочь.
    Тогда пребывал в столице на студенческой практике.
    «Гамлета» посмотрел. И с Высоцким пересекся.
    В перерыве установок декораций я и очутился в служебном буфете, причем сидел за соседним столом от Высоцкого. Владимир Семенович подсел к Нине Сайко, игравшую в тот вечер Офелию.
    Удивительное было ощущение от самого присутствия Высоцкого. Будто наблюдаешь мощное стихийное природное явление». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Научный совет», 20 июля 2023 г., «Как с Владимиром Высоцким в Театре на Таганке кефир пил. Правдивая история».)
    Из воспоминаний Натальи Петровны: «Сам он всегда – на каждом спектакле – выкладывался до конца, не позволял себе работать вполсилы…
    …Его Гамлет незабываем. Помню лицо и слова Володи на последнем спектакле, за несколько дней до смерти "Все, не могу больше, устал…"» (Социальная сеть «ВКонтакте» vk.com, группа «Государственный Музей Владимира Высоцкого», 19 февраля 2020 г.,  «Наталья Сайко о Владимире Высоцком».)
    «– Вы помните последние спектакли «Гамлета»?
    – Последний спектакль… Когда занавес развернулся и отгородил нас от зала, Володя сказал: «Я так устал… Не могу больше, не могу». А я ему говорю: "Володенька, миленький, потерпи, ну еще немножечко"». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    Сохранилось много совместных фотографий, сделанных во время спектаклей «Гамлет», в том числе гастрольных, на которых актеры в своих образах запечатлены вместе.
    Но не только в знаменитой постановке играла Наталья. Ее партнер по сцене (в 1976-79 гг.) Юрий Шлыков вспоминал: «Надо сказать, что такое Таганка. Это Таганка 76-й, 77-й, там, 78-й  год – это невозможно объяснить. Я не могу объяснить это ни студентам, никому. Это не то, что вся площадь запружена в поисках, там. билета, всего их там не было. Я, вот, метро кольцевое – на каждой станции были люди, требовали лишние билеты. Билетов не было. Почему? Во-первых, потому, что это был самый модный театр и там были самые модные, ну самые талантливые артисты того времени, да: Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Зина Славина, Алла Демидова, Инна Ульянова, Саша Пороховщиков, Готлиб Ронинсон, Сайко…
    На Таганке в те времена единственный театр, который по воскресеньям играл три спектакля: в 12, в 7 часов вечера и последний спектакль в 10 часов вечера. Назывался спектакль «Антимиры» (премьера: 2 февраля 1965 г. – А. С.). Это по произведениям Андрея Вознесенского. Там стихи читали все: Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Леня Филатов, Веня Смехов, Наташа Сайко, ну, в общем, Зина Славина – все!» (YouTube-канал «Центральная Городская Деловая Библиотека», 17 марта 2021 г., «Творческая встреча с народным артистом России Юрием Шлыковым 12 марта 2021 года в Центральной Городской Деловой Библиотеке».)
    На сохранившихся черно-белых кадрах кинохроники «Москва, 23 апреля 1974 года. 10-летие Театра на Таганке» актеры Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Иван Дыховичный, Леонид Филатов, Виталий Шаповалов (гитара) и режиссер Юрий Любимов во главе с запеваюшим Валерием Золотухиным в фойе театра исполняют положенное на музыку стихотворение Александра Пушкина «Дорожные жалобы» («Долго ль мне гулять на свете…»). Весело слушают их приглашенные гости: актеры Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, театральный режиссер Евгений Симонов, композитор Альфред Шнитке… Вместе с гостями выпивают-закусывают не задействованные в пении актеры Нина Шацкая, Готлиб Ронинсон, Семен Фарада (Фердман), Юрий Смирнов (Таунбарт), Вениамин Смехов (Гедройц), аплодирует происходящему улыбающаяся красавица Наташа Сайко… 
    В середине 70-х актриса вышла замуж за Якова Безродного, одноклассника, друга юности Владимира Высоцкого. Яша работал администратором Театра на Таганке. Бард и актер с уважением и одобрением относился к семейному союзу Сайко и Безродного.
    Счастливый брак и огромная любовь не могли затмить женской трагедии Натальи: Яков, ушедший из жизни в 2013 году, ненавидел детей и запретил Сайко становиться матерью… «Предложила Яшуле взять ребенка из Дома малютки. Но он и это запретил», – со слезами признавалась актриса.
    Наталья Петровна рассказывала о супруге: «Яша дружил с Высоцким, с которым учился в школе. Мы же с Володей вместе играли в «Гамлете». Яшуля организовывал его концерты. Иногда мы тоже ездили с ним. Мужа за глаза называли подпольным миллионером и считали, что он одевает меня в меха и бриллианты. Совершеннейший абсурд. За организацию концерта он получал всего 1 руб. 60 коп. Мы достойно жили, но не богато. Яша даже гвоздя из театра не вынес». (К. Безбородова, «Из-за болезни мужа Наталья Сайко стала отшельницей»: интервью с актрисой, «Экспресс-газета» (спецвыпуск), № 19, декабрь 2023 г.) 
    У большеглазой красавицы, «Русской Катрин Денев», как прозвали Наталью зрители за женскую красоту и шарм актрисы, остались не только творческие, но и простые, бытовые воспоминания о Владимире Семеновиче: «Мы вышли с репетиции, я тогда только начала водить машину. Села за руль, естественно, не посмотрела ни направо, ни налево, стала выезжать и въехала в Володину машину. А у него была какая-то иностранная марка. Вышла – и уж тут я расплакалась окончательно и бесповоротно. Стою и жду – сейчас Володя выйдет и такое мне скажет! Что будет? Он выходит. Я – к нему: «Володя, понимаешь…» А он: «Да ладно, подумаешь…»
    И целый день я переживала. Попросила мужа позвонить Высоцкому: может быть, надо что-то сделать, достать краску… Муж позвонил: «Володя, тут Наташа целый день ревет…» А Высоцкий отвечает: «Яша, да ты скажи ей, пусть она плюнет на это дело. Что она переживает – это же железка».
    А однажды приехали мама с сестрой на мой спектакль. Любимов дал им билеты в первый ряд, где обычно сам сидел. После этого одна завистливая сука позвонила маме и сообщила, что я валяюсь без чувств пьяная в гримерке. Мама сильно разнервничалась, а ничего подобного и в помине не было». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    «– Высоцкий в театре, в жизни – что вам запомнилось?
    – Иногда он мчится, просто летит по театру… Ребята обижались, что Высоцкий не здоровается, – зазнался. А он, наверное, настолько был погружен в свои мысли, в свои дела, в свои проблемы…
    Иногда он прилетал на спектакль впритык – за десять, за пять минут до начала. И тут же врубался в работу. У него не было такого – настроиться, войти в роль. Целый день он был настроен на творчество.
    И не зазнавался он… По-моему, он не очень замечал свою популярность Во всяком случае, спокойно к этому относился А ведь были поклонницы, которые годами ходили на его спектакли. И до сих пор они приходят в театр. Вот это, я думаю, было ему приятно. Такая преданность!» (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    Смерть актера и поэта стала неожиданностью, шоком и болью для его коллег и партнеров по сцене… Сайко вспоминала: «В ту ночь 25 июля у нас собрались актеры. Сидели долго, почти до утра. Это было на старой квартире, нас тогда залило, обои отошли от стен. И чтобы как-то это дело скрасить, я их разрисовала, зажгла свечи. Мы долго спорили, сколько свечей ставить – четное или нечетное число. Поставили четное, есть примета – это к несчастью.
    Рано утром позвонил наш зав. постановочной частью Алеша Порай-Кошиц:
    – Приезжай! Володя умер!
    – Перестань… Сколь можно!
    – Володя умер, приезжай.
    В театре собрались почти все актеры… Потом, часа в два, поехали на Малую Грузинскую. Помню, что Олегу Далю стало плохо. А вечером 25 июля мы играли «Десять дней…» Это был самый тихий спектакль – без настроения, без реакции зала. Публика знала о Володиной смерти, Любимов вышел и сказал. Все встали.
    Единственный спектакль, который был отменен в те дни, – «Гамлет» 27 июля… Больше на сцене Театра на Таганке этот спектакль не шел никогда». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», часть 2 (1988), глава «Наталья Петровна Сайко», интервью 1987 г.)
    Лидия Сарнова, племянница мачехи поэта Евгении Лихалатовой, второй жены его отца, Семена (Шлиома)Высоцкого, вспоминала: «Когда я приехала в дом к Володе, там были его друзья: Валера Янклович, Сева Абдулов, Вадим Туманов… Потом пришел Олег Даль, пришел Саша Градский и еще кто-то. Приехала Люся Абрамова, потом Славина Зина, которая страшно рыдала и говорила сквозь слезы: «Он меня спас, а я не смогла его спасти…» Были Наташа Сайко и Таня Иваненко, которые тоже рыдали…» (Л. Сарнова, «Гвардии полковник», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 4, апрель 2012 г., глава «Трагедия».)
    Насчет слов актрисы о плохом самочувствии Олега Даля…
    «Александр Иванов: Именно там, в квартире Высоцкого, Далю стало плохо. Он потерял сознание и упал.
    Елизавета Даль: Кто это сказал?
    А. И.: Наталья Сайко Валерию Перевозчикову. Правда, она же утверждает, что до поездки на Малую Грузинскую все актеры собирались в Театре на Таганке, и только потом поехали к Высоцкому домой – уже в обеденное время.
    Е. Д.: Этого я не знаю…» (Интернет-сайт журнала «Вагант» vagant2003.narod.ru, «"Высоцкий – Даль. Тактика выживания" (Интервью с Е. А. Даль), Александр Иванов, 11 января 1991 г.»)
    В преддверии юбилея поэта по Первой программе ЦТ показали документальный фильм «50-летие В. С. Высоцкого». В нем демонстрировались документальные кадры репетиции актерами во главе с Николаем Губенко в Театре на Таганке спектакля «Владимир Высоцкий» (1988) и фрагменты из него. На сцене – Н. Губенко, Б. Хмельницкий, В. Шаповалов, Т. Сидоренко, И. Петров, Р. Джабраилов, В. Золотухин, А. Демидова, Н. Сайко, Н. Шацкая, И. Бортник, В. Смехов (Гедройц), Ю. Смирнов (Таунбарт) и другие.
    Сегодня актриса не снимается в кино и не играет в театре. «Всему свое время – и сниматься, и заниматься домашними хлопотами», – говорит Сайко. Ее семья – родственники из Таллина: 92-летняя мать и сестра Ольга. Актриса с радостью приглядывает за дачей. Она просто наслаждается природой Подмосковья и дышит свежим воздухом. И, несмотря на преклонный возраст, не отказывает себе в удовольствиях: обожает пиво, может иногда выпить водочки или коньячку и курит много лет.
    «Живу на пенсию и ни на что не жалуюсь», – признается Наталья Петровна.


Рецензии