Чудеса часть 88

Чудеса часть 88

Среди онежских петроглифов есть и те, которые нам в данный момент интересны. В книге Ю. Савватеева «Каменная летопись Карелии» сопроводительный текст к этим изображениям гласит: «…несколько странных отдельных фигур: человек с «веткой» на голове и верхняя часть туловища трехпалой человекоподобной фигуры… Человек в «унтах» с расставленными ногами и вытянутыми руками с кружками (кольцами); и, наконец, изображение ноги человека».
Д.Соколов: Действительно, странные фигуры. Но неужели они до сих пор не получили какого-либо вразумительного объяснения?
А.Попов: Насколько мне известно – нет. Но вот гипотеза М. Карчевского смогла, если не расшифровать, то вплотную приблизиться к разгадке этого ребуса. Если взять топографическую карту места схождения водоразделов трех морей, то все эти фигуры окажутся… изображениями верховий реки Сойды и её многочисленных притоков. Непонятные кружки-кольца – это озера, откуда вытекают два ручья, которые, сливаясь, образуют «человеческую фигуру» – Сойду. «Ветка» на голове – два падающих в озерцо ручья. Изображение «человеческой ноги» – отрезок и впрямь напоминающий «ногу» речной долины. Возможно, это одна из первых в мире топографических карт. А рисунок притоков, образующих реку Сойду, представляет собой символ древних арийцев – символ начала и круговорота жизни, свастику. Жаль, что она опорочена фашистами, присвоившими её себе в качестве эмблемы. Но в стародавние времена этот символ нёс в себе исключительно позитивное начало.
Д.Соколов: Более, чем интересно. Но признайтесь честно, что-нибудь странное и таинственное окружает эти наскальные изображения?
А.Попов: Не буду лукавить. Комплексы петроглифов поистине мистичны. А вот самым таинственным из петроглифов единодушно признается фигура «Беса», более чем двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, которая вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди также выбитых на скале изображений «выдры», «сома» и множества более мелких животных, он вполне может оказаться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние народы. Так считают некоторые исследователи.
Но сам «Бесов нос» постоянно окружают мистические истории; этого нельзя не признать. Так в 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в который включено сто памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 занесены петроглифы Карелии. Попадание в этот список фактически означало выделение солидного гранта на поддержку или восстановление тех или иных исторических памятников. Несколько ранее, когда предварительная работа по оформлению соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шла полным ходом, 11 сентября 2001 года директору общественной организации «Петроглифы Карелии» Надежде Лобановой позвонил из США представитель финансовой организации, ответственный за предоставление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, он вдруг почувствовал недомогание и решил вернуться домой за лекарствами. Когда же спустя некоторое время он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах «Боинг» протаранил здание.
Уничтоженные документы позже были восстановлены, но, случившееся, только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены. Получается, что, образно говоря, «фигура Беса» в прямом смысле спасла своего финансового благодетеля.
Однако и сам мыс, где находится «фигура Беса» целиком и полностью оправдывает свое название. В километровом радиусе от него часто отказывается работать спутниковая навигация, чему давно уже не удивляются капитаны заходящих сюда судов, ориентируясь исключительно на установленный здесь маяк. Часы здесь ведут себя непредсказуемо. Могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно пока не знают. Говорят, что якобы все дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих тут глубоко под землей. Местным же жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они уверены в обратном; все странности от «Беса».
Д.Соколов: Да, удивительное место, а биоэнергетики, пробовали исследовать мыс с «фигурой Беса»?
А.Попов: Да, такие исследования, разумеется, проводились. Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, как ни странно благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся её неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования своих святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображённые на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезней. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков.
Д.Соколов: Если следовать простой человеческой логике, то, обнаружив в Карелии сакральные памятники, не логично было бы с помощью финно-угорских же языков и мифологии расшифровать карельские петроглифы?
А.Попов: Попытки «прочтения» петроглифов с помощью материала финно-угорской мифологии применялся не раз. Но все подобные попытки оказались неудачными. Чтобы изображения хоть немного совпадали с финским преданием, постоянно приходилось делать натяжки, подгонять смысл легенд под наскальные рисунки, а рисунки трактовать заведомо ложно, чтобы их смысл хоть частично напоминал бы используемую для прочтения мифологию. Наиболее же продуктивным методом оказалось использование, не скандинавской, а индоевропейской мифологии, в первую очередь, русской, в качестве ключа к прочтению карельских петроглифов, а именно – сюжетов духовного Стиха о «Голубинной книге».
Д.Соколов: Хорошо! Но почему о столь знаменательных событиях даже не упоминается в древнейшем, впитавшем в себя «мудрость тех эпох», карело-финском эпосе «Калевала»?
А.Попов: О карело-финском эпосе «Калевала» наслышаны все. Однако до сих пор идут споры – что означает название эпоса? Традиционная отговорка, что это «слово обозначает мифическую страну (страну Калевы), где живут потомки героя», уже «набила оскомину». На карельском и финском языках Калевала никак не расшифровывается… Однако, разгадка лежит буквально «на поверхности». Она кроется в основе древне-арийских, санскритских корней и свидетельствует о древнейшем едином праязыке, связываемом с северной «гиперборейской цивилизацией» : Кали – «Время», «кругооборот»; Вал – «Высший Бог», «Творец». Калевала — «Круговращение Бога, Мироздания»?
Вообще, магией и заклинаниями пропитана каждая страница эпоса – а значит, и вся обыденная жизнь древних карел, а при беспристрастном анализе текста создается впечатление, что в «Калевале» отражены такие отдаленные времена:
– когда климат в этих северных местах был теплее;
– когда был явный матриархат – везде во главе рода мать, все верховные боги – богини: и Мать Воздуха Ильматар, и Мать Воды Велламо, и Хозяйка Мира Мертвых Мана – «порождающая всех людей» (заново, в новое воплощение?!) (сравним: у египтян Менес, у индо-Ариев Ману, у греков Минос – древнейшие цари людей).
История создания и гибели Сампо – главное событие эпоса. Хотя и говорится, что она, эта волшебная мельница муку одним бы боком, а другим бы соль молола, третьим боком – много денег…
– это явно уже более поздний её образ, сильно приниженный и искаженный. Ведь Сампо – не просто «Рог изобилия», даже если в той стране, где она установлена, по определению царит благоденствие. Нет, тут некий утраченный древний символ…
Беседовал Дмитрий Соколов (Москва)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →