Чудеса часть 65

Чудеса часть 65


Действительно, вагон выезжает из какой-то пристройки к ресторану, хочется назвать её депо, но выглядит она очень странно. Каким образом этот вагон движется оттуда? Это явно не своим ходом вниз по горке.
Ничего странного, это и есть обычная дорога на канатной тяге. Трос в две линии под вагоном просматривается очень хорошо. А что же двигало этот трос? Где находилась тяговая машина? Возвращаемся к ресторану, но на другом фото, возможно даже сделанным другим автором.
Что-нибудь необычное замечаете над той пристройкой, из которой выезжают вагоны? Если нет, то привожу укрупнённый фрагмент.
Ну, как видим, на крыше пристройки находятся непонятные конструкции, в китайском стиле (обведены снизу). Кто был в крымском императорском дворце в Ливадии, наверняка видел на крыше подобные решётки. Экскурсоводы поясняют их присутствие тем, что император любил принимать солнечные ванны, и они оптимизировали загар. Логика, конечно, в этом есть. Но здесь зачем подобный солярий? Для справки, подобные решётки в немецком языке называли ни много, ни мало канцелярией.
Канцеля;рия (лат. Cancellaria, от cancelli «решётка, загородка или помост для обнародования распоряжений властей») — общее название государственных учреждений или структурное подразделение (отдел учреждения, ведающий делопроизводством) в этих учреждениях (организациях) в различных государствах в различное время. В средние века слово Канцелярия обозначало помещение, огороженное решёткой, в котором писцы под руководством канцлера занимались изготовлением публичных актов, государевых указов, судебных решений и тому подобное.
Получается, машинисты вагонов по совместительству были писцами законодательных актов (здесь надо прицепить смайл)? Нет, конечно же. Просто эти решётки неким образом стимулировали мозговую деятельность человека и не только, и одновременно каким-то образом создавали тягу каната. Такое вот многофункциональное применение. И стояли эти решётки не только при дворцах и ресторанах. Например, на горе Риги такая канцелярия (см. главное фото) стояла просто так на вершине горы. Очевидно, она имела лечебный эффект. В России подобные конструкции тоже были и назывались беседками, следуя логике, для какой-то беседы. Но беседы кого и с кем? И канцлеры включали такую беседку-канцелярию для устранения канцерогенных воздействий. Что-то начинает напоминать палату №6, по этому возвращаемся к железным дорогам. Такая вот она загадочная, энергетика прошлого. Но к горе Риги мы вернёмся чуть позже.
А верхней части фото обведён не менее странный предмет. Он напоминает дымовую трубу, если бы не необычный наконечник. И струящийся из него дым больше напоминает пар, выходящий из носа чайника. А может, это и есть гигантский чайник? Действительно, чтобы двигать канат, нужен паровой котёл, и там он точно был. И если бы он был реализован на базе обычной котельной, то труб было бы много, и не таких размеров, и не прислоненных к стене. И кругом были бы разложены кучи дров. Но, как ни странно, их не наблюдается нигде. Да и не та это страна, чтобы переводить лес таким вот неэффективным способом. Действительно, коэффициент полезного действия парового котла составляет доли процента, но всё в корне меняет картину, если этот пар создаёт нечто, не являющееся продуктом сгорания топлива. И берётся просто из воздуха. С точки зрения экономики это обладает высшей эффективностью, с точки зрения экологии, полагаю, тоже.
Как вы наверное уже поняли, секрет вагонов на канатных дорогах в Швейцарии 19 века надо искать совсем не только в самих вагонах и даже не в рельсовом полотне. Его надо искать кроме этого в обслуживающих зданиях. Рассматривать отдельно взятые отели, рестораны и подвижной состав в данном случае не совсем корректно, их изначально проектировали и строили как единый организм. Одно без другого функционировать просто не могло, ну или как минимум не обеспечило бы приток туристов и в конечном итоге прибыль. Всё продумано до мелочей.
А как же быть с такими вот вагонами, явно не использовавшими в качестве тяги тросы?
Это фото 1889 года, и здесь уже можно наблюдать научно-технический прогресс - у вагонов появились выхлопные трубы. Только почему-то мы совсем не наблюдаем дым. Может быть, это всего лишь неудачный ракурс?
Совсем нет. На этом фото 1880 года даже появляются явно паровые локомотивы, но дым из трубы упорно не идёт. Даже если представить, что эта сцепка едет с горы своим ходом, то на таком участке не бывает только спусков, и котёл должен топиться постоянно. Откуда же в этой системе берётся пар? Энергетика прошлого продолжает нас радовать загадками. И снова замечается странное обстоятельство, рассмотренное ранее для кораблей из того же исторического периода - в одном и том же условном месте практически одновременно и не мешая друг другу функционируют явно разные по принципу действия тяговые устройства железнодорожного транспорта. Только одни используют неизвестные ныне энергоносители, а другие используют вполне традиционные, используемые нами и ныне (кстати, появилась информация, что паровозы снова запускают в эксплуатацию на РЖД). Внимание, вопрос - возможно ли в капиталистическом мире одновременное существование разных видов релевантной техники, если затраты на эксплуатацию одного вида превышают в несколько раз затраты на другой? Конечно же, нет. Экологию тут можно даже не рассматривать.
Где же секрет таких локомотивов?
Как вы думаете, сколько дров надо сжечь в этом с позволения сказать самоваре, чтобы он смог задрать в такую гору вагон без пассажиров?
А с пассажирами? Но ведь возили же. Задний "багажник" локомотива явно пустой, и если бы там были дрова, достать их на ходу было бы сложно. Впереди имеется бак для запаса воды, что в общем видно и понятно. Может, здесь тоже искать секрет надо не в локомотиве? Ну а в чём же, в рельсах что ли?
И точно. Это железнодорожный путь на гору Риги от 1873 года. Как видим, рельсы изолированы от металлоконструкций моста обычными деревянными досками. Отмотаем назад и посмотрим на фото того самого зубчатого колеса под самоходным вагоном. Там тоже доски, и рейка явно не касается железных шпал. Картина начинает проясняться. Для чего была нужна такая изоляция? Ну и теперь можно перейти к железнодорожной ветке на гору Риги, и вначале приведу краткое её официальное историческое описание.
Риги (нем. Rigi) — гора в центральной Швейцарии, относится к Альпам. Риги расположена между Цугским и Люцернским озёрами, на границе кантонов Люцерн и Швиц. Ближайшие крупные населённые пункты (расположены у подножия горы) — Гольдау и Вицнау. Высота — 1797 м. над уровнем моря. На склонах горы расположено несколько небольших деревень и отдельностоящих хуторов.
Гора Риги популярна среди туристов. По склонам горы проложены многочисленные маршруты для прогулок, по которым можно добраться от подножия до вершины горы. На вершине горы расположен отель. Зимой по склонам Риги катаются на лыжах.
На вершину горы ведут две горные железные дороги:
- Из Вицнау: Vitznau-Rigi-Bahn. Эта дорога считается самой старой горной железной дорогой Европы, она была открыта 21 мая 1871 года.- Из Голдау: Arth-Rigi-Bahn. Эта железная дорога была открыта 4 июня 1875 года. В 1907 году она стала первой электрифицированной горной железной дорогой в мире.
В первую очередь нас будет интересовать дорога из Вицнау, как наиболее старая. И сразу же при просмотре старых исторических материалов начинают идти нестыковки.
Оказывается, наша станция Риги в Вицнау существует уже с 1865 года, причём в готовом виде, даже движущийся состав изображен. И главным элементом этой станции является современный собор Святого Иеронима неизвестного года постройки (возможно, он известен, но я не нашёл). И за этим собором сразу начинается обрыв, который отчётливо виден. А также на заднем плане видно депо, куда поворачивают пути. И это вся станция?
Собственно, и в 1880 году пейзаж был примерно таким же. Фотограф, снимая остановочные пункты Риги-бана, явно прокатился по этой дороге, выходя на каждой остановке. Действительно, не ходить же пешком в горы. Все остановочные пункты железной дороги были сделаны не просто так. Возле каждого был отель или даже группа отелей. Интересно, а что было в том месте, где стоял фотограф? Глядя на это фото, невольно вспомнилось другое, уже из своего визита в Швейцарию.
Это было первое фото в Швейцарии, выполненное на железнодорожной платформе города Лугано сразу по приезду. С погодой тогда не повезло, весь день шёл ливень, лишь слегка утихая и начинаясь вновь. И из-за этого пришлось бегать по всему городу по мокрым тротуарам от навеса к навесу, напевая песенку одного из героев польского фильма "Ва-Банк" о том, что здесь звёзды светят нам, а банки платят нам. Но это всё шуточки, тем не менее из-за этого получилось очень мало фотографий. Если бы знал тогда, что буду писать эти строки, то фотографировал не взирая ни на что.
Как вы думаете, что может быть общего у двух последних фотографий? Правильно, световой барабан соборов в обоих случаях находится примерно на уровне глаз наблюдателя. И мысленно отложился тот факт, что в Лугано таких соборов очень много, и все они разной высоты, причём со значительным разбросом. И внизу, после спуска по лестнице, оказалось, что именно от этого собора, буквально в нескольких метрах, начинается канатная железная дорога вверх, именно к тому месту, от которого сделано фото. Она вела прямиком к той самой платформе. Что это, просто случайное совпадение в случаях нахождения уровня платформ в Вицнау и Лугано на одном уровне с барабанами соборов? Конечно же, нет.
Уже глядя на спутниковую карту Риги-бана, видно, что через каждые 15-20 м по высотной отметке на железной дороге стоят какие-то невзрачные сооружения.
Похоже, именно с этого места и делали тот самый снимок от 1880 года. По крайней мере, изгиб железнодорожного полотна и поворот собора относительно фотографа совпадают почти идеально. Что за здание там стоит? Поиск по архивам ничего не дал, но спутниковая карта упорно выдаёт подобные здания вдоль всей дороги и не отмечает их как остановочные пункты. Швейцарцы, как и немцы, достаточно консервативны. Наверняка сооружение в этом месте стоит с того самого 1880 года, или оно выстроено вновь взамен снесённого, но на том же самом месте. Что же там могло быть ранее?
Чтобы это понять, нам надо сделать виртуальный проезд по этой железнодорожной ветке и сравнить фактическое состояние с имеющимися архивными материалами. Естественно, если последние есть в наличии. Если их нет, останавливаться не будем. Поехали. Следующая остановка Грубисбальм (Grubisbalm).
Согласно открытки, на этой остановке стоит очень даже неплохой отель из трёх этажей с мансардой. А что там сейчас?
Можно констатировать, что того отеля уже нет. Это при всей бережливости швейцарцев к архитектурным объектам. Может, это единичный случай? Едем дальше, следующая остановка Кальтбад (Kaltbad-First). Когда-то он был таким (1880 год):
Впечатляет. Это вид с севера. Отели были со странными куполами, напоминающими тот самый собор Святого Иеронима. А может, они строились по одному проекту? А что там за здание слева на заднем плане с куполом вверху? Возле полотна отели как правило не строили по понятным причинам. Это явно служебное здание. Интересно, а что там сейчас?
Это тот же вид с севера. Можно уверенно констатировать, что от старого нет ничего. Совсем ничего. Ну или так, если хотите (фото из Гугл).
Странно. Куда же всё это делось? Даже если условно сломать здания с таким строительным объёмом, то куда девать столько мусора? У нас бы не задумывались даже и скинули в пропасть, но там же Швейцария. Наверное, была целая спецоперация по вывозу и утилизации такого количества отходов. И главное - кто и когда распорядился всё это снести в этой стране консерватизма?
В 1898 году здания отелей стоят уже без куполов. А обведённое здание и есть то самое, которое стоит прямо возле пути. Это не отель, а служебное здание. Оно и сейчас стоит на своём месте, только его облик изменился до неузнаваемости (если его вообще не сносили). Даже фасады переделаны полностью. И именно такие здания и стояли вдоль пути с тем самым интервалом в +15...20 м по высотной отметке. И их следы мы наблюдаем и сейчас. Кстати, здание очень сильно напоминает типовые здания постов ЭЦ на российских станциях царского времени, но без куполов (железнодорожники, поправьте).
Но к Кальтбаду мы ещё вернёмся, а сейчас едем дальше. Следующая остановка Стаффель (Staffel).
 Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →