Эссе Можно ли доверять Библии?

МНОГИЕ рассматривают Библию просто как книгу, которая была написана мудрыми людьми прошлой эпохи. Университетский профессор Джеральд А. Лару заявил: «Во взглядах писателей Библии отражаются представления, верования и концепции, широко распространённые в их время и ограниченные уровнем знаний тех времён». Тем не менее, Библия утверждает, что она является книгой, вдохновлённой Богом. В Библии записано:«Всё Писание вдохновлено Богом» (2 Тимофею 3:16). Если это так, то в ней, безусловно, не должно быть ошибочных взглядов, преобладавших в те времена, когда были написаны её различные части. Может ли Библия выдержать проверку в свете современного уровня знаний?
      
    При рассмотрении этого вопроса следует помнить, что с накоплением знаний людям приходится постоянно вносить поправки в свои взгляды соответственно новой информации и открытиям. «Было бы слишком ожидать, что статьи, написанные порой всего лишь пять лет тому назад, могут считаться в настоящее время отражающими новейшее мышление в тех областях науки, которыми они занимаются», — отмечалось однажды в журнале Scientific Monthly (Сайентифик монтли). Однако Библия была написана и составлена в течение приблизительно 1 600 лет и была завершена почти 2 000 лет тому назад. Что можно сказать о её точности сегодня?

Библия и наука

   В те времена, когда писалась Библия, люди строили догадки о том, каким образом земля держится в пространстве. Некоторые, например, верили, что земля поддерживается четырьмя слонами, стоящими на огромной морской черепахе. Но в Библии не отражаются причудливые, ненаучные представления, существовавшие во время её написания, а просто говорится: «Бог распростёр северное небо над пустотой, Подвесил землю ни на чём.» (Иов 26:7). Да, более 3 000 лет тому назад в Библии было совершенно правильно сказано, что земля не имеет видимой опоры, — факт, который находится в согласии с гораздо позже постигнутыми законами тяготения и движения. «Откуда Иов знал истину — это вопрос, на который, — как отметил один учёный, специалист по религии, — не легко ответить тем, кто отрицает, что Священное Писание было вдохновлено Богом».

    Относительно формы земли в труде The Encyclopedia Americana (Американская энциклопедия) говорится: «Согласно древнейшему известному представлению людей о земле, она является плоской, неподвижной платформой в центре Вселенной... Концепция шарообразной земли не получала широкого признания вплоть до эпохи Возрождения». В прошлом некоторые мореплаватели даже боялись уплыть за край плоской земли! Но позже, когда появились компас и другие усовершенствования, стало возможным совершать более далёкие морские путешествия. Эти «исследовательские плавания, — объясняет другая энциклопедия, — показали, что земля круглая, а не плоская, как полагало большинство людей прежде».
Однако, задолго до таких путешествий, около 2 700 лет тому назад, в Библии говорилось: «Есть тот [Бог], кто живёт над кругом земли, И живущие на ней — словно кузнечики для него» (Исаия 40:22). Еврейское слово "хуг", переведённое словом «круг», может также означать «шар», как это показывает и труд Дейвидсона Analytical Hebrew and Chaldee Lexicon (Аналитический еврейский и халдейский словарь). Поэтому в других переводах говорится: «над земным шаром» (Douay Version [перевод Дуэ]) и «над круглой землёй» (Moffatt [Моффатт]). Если мы посмотрим на русский язык, то в русском языке слово «круг, круглый» может означать «шарообразность, шарообразный». Следовательно, Библия не находилась под влиянием широко распространённых во время её написания ошибочных представлений о плоской земле. Она была точной.

  Люди уже давно заметили, что реки, впадая в моря и океаны, всё же не повышают их уровень. До того, как выяснилось, что земля шарообразная, некоторые объясняли это тем, что равное количество воды проливается с краёв земли. Позже установили, что солнце каждую секунду «вытягивает» из морей миллионы кубических метров воды в виде водяного пара. Так образуются облака, которые переносятся ветром к материкам, над которыми влага затем выпадает в виде дождя или снега. Затем вода сливается в реки и опять впадает в моря. Этот чудесный круговорот, несмотря на то, что он был неизвестен большинству людей в древние времена, упоминается в Библии: «Все реки текут в море, но море не переполняется. Туда, где реки берут начало, они и возвращаются, чтобы снова течь.» (Екклесиаст 1:7).

  О происхождении Вселенной в Библии говорится: ««В начале Бог создал небо и землю» (Бытие 1:1). Многие учёные, однако, считали это заявление ненаучным, утверждая, что у Вселенной не было начала. Тем не менее, астроном Роберт Ястров, указывая на более новые сведения, объясняет: «Странное развитие сводится к тому, что Вселенная имела, в некотором смысле, начало, что она в определённый момент началась». Ястров ссылается здесь на общепризнанную в настоящее время теорию «Большого взрыва». Он добавляет: «Теперь мы видим, что астрономические данные ведут к библейскому взгляду на происхождение мира. Детали различаются, но основные элементы в астрономическом и в библейском сообщениях о Возникновении совпадают».
  Какова же была реакция на такие открытия? «Астрономы необычайно встревожены, — пишет Ястров. — Их реакция служит интересной демонстрацией того, как отзывается учёный разум — якобы очень объективный разум, — когда данные, обнаруженные самой же наукой, противоречат догматам веры нашей профессии. Выходит, что учёный ведёт себя так же, как и все остальные люди, когда их взгляды не совпадают с доказательствами. Мы раздражаемся, мы делаем вид, что никаких противоречий нет, или прикрываем их бессмысленными фразами». Но то, что «данные, обнаруженные самой же наукой», не совпали с традиционными взглядами учёных в отношении происхождения Вселенной, а подтвердили слова Библии, написанные тысячи лет тому назад, остаётся фактом.

   Библия говорит, что во дни Ноя сильное наводнение затопило всю землю, включая самые высокие горы, и уничтожило всех людей, находившихся вне огромного ковчега, построенного Ноем (Бытие 7:1—24). Многие насмехаются над этим сообщением. Однако очень высоко в горах находят морские ракушки. Еще одним доказательством того, что не так давно произошло наводнение огромных масштабов, является большое количество ископаемых и туш, захороненных в замёрзшей грязи. В газете The Saturday Evening Post (Сатердей ивнинг пост) отмечалось: «Многие из этих животных были совершенно свежие, целые и неповреждённые, а некоторые всё ещё стоят прямо или на коленях... Здесь перед нами предстаёт — ввиду нашего прежнего образа мышления — шокирующая картина. Большие стада огромных, хорошо откормленных животных, не особенно приспособленных для очень холодного климата, мирно паслись на залитых солнцем пастбищах... Внезапно и безо всякого видимого признака насилия все они были убиты, прежде чем смогли проглотить последний кусок пищи, после чего они были так быстро заморожены, что каждая клетка их тела полностью сохранилась».
  Это соответствует тому, что случилось во время потопа. Библия описывает потоп следующими словами: ««В шестисотый год жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца, открылись все источники водных глубин, распахнулись окна небес, и дождь лился на землю 40 дней и 40 ночей.» Низвергающаяся вода «… поднялась так высоко над землёй, что покрыла все высокие горы, которые были под небом», что, несомненно, сопровождалось ледяными ветрами в полярных областях (Бытие 7:11, 19). Там изменение температуры определённо было наиболее внезапным и резким. Таким образом различные животные целиком увязли и сохранились в замёрзшей грязи. Одним из них, возможно, является мамонт, который был обнаружен специалистами в Сибири. У него во рту и в желудке ещё находилась зелень, а мясо, когда его разморозили, было даже съедобным.

   Чем тщательнее исследуешь Библию, тем больше удивляешься её замечательной точности. Библия описывает стадии сотворения в том же самом порядке, который подтверждается сейчас наукой, — факт, который трудно было бы объяснить, если бы Библия была человеческого происхождения. Это ещё один пример множества библейских деталей, которые подтвердились с приобретением новых знаний. Исаак Ньютон, один из величайших учёных всех времён, не без хорошего основания сказал: «Никакая наука не подтверждается свидетельствами лучше, чем религия Библии».

Библия и здоровье

  Столетиями в вопросах здоровья существовало большое невежество. Один врач даже заметил: «Многие люди до сих пор суеверны, они, например, верят в то, что конский каштан в кармане предохранит от ревматизма, что от прикосновения к жабам появятся бородавки, что повязанная вокруг шеи красная фланель вылечит больное горло». Однако он объяснил: «Ни одно из таких утверждений не находится в Библии. Это само по себе удивительно».

   Интересно также сравнить применявшиеся в прошлом опасные методы лечения с тем, что говорится в Библии. Например, Папирус Эберс — медицинский документ древних египтян — предписывал для лечения различных заболеваний использование экскрементов. Он содержит указание прикладывать на раны, не зажившие после отпадения струпа, припарку из человеческих экскрементов, смешанных со свежим молоком. В качестве средства для удаления заноз рекомендуется следующее: «Отварить кровь червей и растолочь в масле; убить крота, сварить в масле и процедить; смешать ослиный навоз со свежим молоком. Приложить к ранке». Такое лечение, как сегодня известно, может привести к тяжёлым инфекциям. Что же говорится в Библии в отношении экскрементов?

  В ней дается следующее указание: «В вашем снаряжении должна быть лопатка. Когда вы выйдете за лагерь, выкопайте ямку и затем закопайте свои испражнения» (Второзаконие 23:13). Итак, согласно Библии, не может быть и речи о применении экскрементов в качестве лекарства, но предписывается надёжное удаление нечистот. Вплоть до нашего столетия мало кто знал, что оставлять испражнения открытыми для мух опасно. Результатом незнания были тяжёлые болезни, распространявшиеся мухами, и смерть многих людей. В Библии же с давних пор записано простое средство, которое применялось израильтянами более 3 000 лет тому назад.

   В прошлом столетии врачи, закончив вскрытие трупов в секционной комнате, сразу же, даже не помыв рук, приступали к проведению осмотра в родильном отделении. Таким образом от трупов переносилась инфекция, и многие умирали. Даже когда важность мытья рук была доказана, многие в медицинских кругах противились таким гигиеническим мерам. Они, безусловно, не осознавали, что отклоняли этим библейскую мудрость, так как по закону, данному израильтянам Богом, каждый, кто прикасался к умершему, становился нечистым и должен был омыть себя и свою одежду: "Тот, кто прикоснётся к умершему, будет нечистым семь дней. На третий день такой человек должен очиститься этой водой, и на седьмой день он будет чистым." (Числа 19:11—22).

   В ознаменование союза с Авраамом, Бог сказал: «Каждому мальчику, рождённому в твоём доме, на восьмой день должно быть сделано обрезание, и тому, кто куплен у чужеземца и кто не принадлежит к твоим потомкам, должно быть сделано обрезание. Это нужно делать из поколения в поколение». Позже это требование было провозглашено повторно перед израильским народом (Бытие 17:12; Левит 12:2, 3). Почему был выбран именно восьмой день, не объяснялось, но сегодня мы понимаем, почему. Медицинские исследования обнаружили, что фактор свёртывания крови, витамин К, достигает достаточного уровня лишь к этому времени. Концентрация протромбина, ещё одного важного элемента свёртывания крови, на восьмой день, очевидно, выше, чем в любое другое время жизни ребёнка. На основании этих данных д-р С. И. Макмиллен заключил: «Восьмой день идеален для обрезания». Было ли это случайное совпадение? Отнюдь нет. Это было знание, переданное знающим Богом.

  Другое открытие современной науки состоит в том, что здоровье в некоторой степени зависит от склада ума и эмоций. В одной энциклопедии объясняется: «С 1940 года становится всё более и более ясным, что физиологические функции органов и систем органов находятся в тесной взаимосвязи с душевным состоянием личности и что в затронутом органе могут произойти даже изменения ткани». Однако в Библии об этой тесной связи между складом ума и физическим здоровьем упоминается уже с давних пор. Например, в ней говорится: «Спокойное сердце — жизнь для тела, А зависть — гниль для костей», «Радостное сердце — хорошее лекарство, А уныние лишает сил» (Притчи 14:30; 17:22).

  Поэтому Библия советует людям расстаться с вредными эмоциями и взглядами. «Будем держаться в стороне от… раздоров и зависти». Она также советует: «Избавьтесь от злобы, гнева, ярости, крика, оскорбительной речи и другого зла. Относитесь друг к другу с добротой и глубоким состраданием, великодушно прощайте друг друга, как и Бог великодушно простил вас через Христа» (Римлянам 13:13; Ефесянам 4:31, 32). Особенно Библия рекомендует любовь. «Миритесь с недостатками друг друга и великодушно друг друга прощайте, даже если у вас есть причины для обид. Как Бог великодушно простил вас, так прощайте и вы. А помимо всего этого оденьтесь в любовь, потому что любовь объединяет», — говорится в ней. Являясь величайшим сторонником любви, Иисус сказал своим ученикам: «Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как я люблю вас, так и вы любите друг друга.» В своей Нагорной проповеди он даже сказал: «А я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто вас преследует» (Колоссянам 3:13,14; Иоанна 13:34; Матфея 5:44). Многие, возможно, смеются над этим, считая это слабостью, но им приходится расплачиваться. Недостаток любви, как установлено наукой, является главной причиной многих психических заболеваний и других проблем.

   В английском медицинском журнале Lancet (Ланцет) однажды отмечалось: «Самое значительное открытие психиатрии — это сила любви охранять и восстанавливать психику». Подобным образом высказался известный специалист по стрессам д-р Ханс Селье: «Язвы, повышенное давление и заболевания сердца возникают не у того, кого ненавидят, или у раздражающего других шефа. Они возникают у того, кто ненавидит и кто даёт себя раздражать. „Люби ближнего своего“ — это один из мудрейших медицинских советов, когда-либо данных».

   Библейская мудрость в самом деле далеко превосходит современные открытия. Д-р Джеймс Т. Фишер однажды написал: «Если бы кто-нибудь собрал все авторитетные статьи, когда-либо написанные самыми квалифицированными психологами и психиатрами на тему душевной гигиены, объединил бы весь этот материал, извлёк бы из него только суть, опуская всё лишнее, и затем передал бы оставшиеся чистые научные сведения самому способному поэту, чтобы тот кратко и выразительно изложил их, то получился бы неуклюжий и неполный пересказ Нагорной проповеди».

Библия и история

   После того как Дарвин опубликовал свою теорию эволюции, историческая летопись Библии подверглась многочисленным нападкам. Археолог Леонард Вулли объяснил это так: «К концу XIX века возникло крайне критическое направление, готовое отрицать историческое основание фактически всего, что рассказывается в ранних книгах Ветхого завета». Некоторые критики даже утверждали, что до времён Соломона или даже позже письменность ещё не была так широко распространена и поэтому ранним библейским повествованиям нельзя доверять, так как они были записаны сотни лет спустя после самих событий. Один представитель этой теории сказал в 1892 году: «Время, которое описывается в домоисеевских повествованиях, само по себе доказывает их легендарность. Это было время, когда ещё вообще не знали, что такое письменность».

   За последнее время, однако, накопилось огромное количество археологических данных, из которых видно, что письмо было широко распространено уже задолго до времён Моисея. Археолог Уильям Фоксуэлл Олбрайт объяснил: «Мы должны ещё раз подчеркнуть, что алфавитная еврейская письменность применялась в Ханаане и в соседних областях со времён патриархов и что скорость, с которой изменялась форма букв, является абсолютным доказательством его широкого употребления». А другой ведущий историк и специалист по раскопкам заметил: «Сейчас нам кажется абсурдным, что вообще мог возникнуть вопрос, умел ли Моисей писать».

   Точность библейских исторических сообщений подтверждается всё снова и снова по мере появления новой информации. Об ассирийском царе Саргоне, например, в течение долгого времени знали только из библейского сообщения: «В тот год, когда тарта;н, посланный ассирийским царём Сарго;ном, пришёл к Ашдо;ду, стал воевать с Ашдо;дом и захватил его» (Исайя 20:1). В начале прошлого века критики не придавали упоминанию о нём в Библии никакого исторического значения. Позже археологические раскопки обнаружили руины великолепного дворца Саргона в Хорсабаде, среди которых были найдены многочисленные надписи, связанные с его правлением. В результате Саргон относится в настоящее время к наиболее известным ассирийским царям. Израильский историк Моше Перлман писал: «Скептики, которые сомневались даже в
подлинности исторических частей Ветхого завета, вдруг начали пересматривать свои взгляды».

   В одной из надписей Саргона описывается событие, о котором прежде знали лишь из Библии. Надпись гласит: «Я осадил и завоевал Самарию и увёл как добычу 27 290 её жителей». Соответствующее библейское сообщение во 2-ой книге Царств гласит: «В девятом году правления О;сии ассирийский царь захватил Сама;рию, увёл израильтян в Ассирию и поселил их в Хала;хе и Хаво;ре у реки Гоза;н и в городах мидя;н.» Относительно удивительного сходства этих двух сообщений Перлман отметил: «Как мы видим, были сделаны два сообщения: в летописи завоевателя и в летописи побеждённых, из которых каждое является почти точным отражением другого».

   Следует ли нам, однако, ожидать, что библейские и светские сообщения будут совпадать во всех деталях? Нет, согласно следующему замечанию Перлмана: «Подобные случаи идентичных „военных обзоров“ обеих сторон были редкостью на Ближнем Востоке в древние времена (и порой также и в наше время). Это случалось лишь при конфликтах между Израилем и кем-нибудь из его соседей и лишь тогда, когда поражение нёс Израиль. Когда Израиль одерживал победу, в хронике противника не появлялось никакого сообщения о неудаче». Поэтому не удивительно, что в ассирийских записях о походе в Израиль сына Саргона Сеннахирима (Синахериба) обнаруживается большой пропуск. В чём он заключается?

   Во дворце царя Сеннахирима были обнаружены настенные рельефы, изображающие его экспедицию в Израиль. Были также найдены и письменные описания похода. Например, на одной глиняной призме можно прочитать следующее: «Что касается Езекии, иудея, он не покорился моему игу; я осадил 46 из его укреплённых городов... Его самого я сделал узником в Иерусалиме, в его царской резиденции, подобно
птице в клетке... Я ослабил его страну, но тем не менее повысил дань и подарки, которые (полагаются) мне (как его) владыке». Итак, версия Синахериба в отношении ассирийских побед совпадает с Библией. Но, как и можно было ожидать, он не упоминает того, что ему не удалось захватить Иерусалим, как и того факта, что он вынужден был возвратиться домой, потому что за одну ночь было убито 185 000 его воинов. «В ту же ночь ангел Бога вышел и убил в ассирийском лагере 185 000 человек. Рано утром люди встали и увидели повсюду мёртвые тела. Тогда Синаххери;б, царь Ассирии, отступил и вернулся в Нине;вию, где и остался.» (Библия, 2 Царств 19:35,36; Исаия 36:1—37).

  Сравним сообщение о предательском убийстве Сеннахирима с информацией, которую предоставила недавняя находка. Библия говорит: «Однажды, когда он [Синаххери;б] поклонялся в храме своему богу Нисро;ху, его сыновья Адраммеле;х и Шареце;р убили его мечом и убежали в землю Арарат. Вместо него царём стал его сын Асархаддо;н»
(2 Царств 19:37). Однако в сообщении, которое приписывается вавилонскому царю Набониду, а также в сообщении вавилонского жреца Бероса третьего столетия до н. э. в связи с убийством упоминается только один сын. Которое из сообщений правильное? Комментируя более позднюю находку фрагмента призмы, принадлежащей сыну и престолонаследнику Сеннахирима Асардану (Асархаддону), историк Филип Биберфельд писал: «Оказалось правильным только библейское сообщение. Оно было подтверждено надписью Асардана во всех подробностях и, что касается этого события вавилоно-ассирийской истории, оказалось более точным, чем сами вавилонские источники. Это является фактом исключительной важности для оценки даже современных событию источников, не находящихся в согласии с библейским преданием».

   Одно время все известные древние источники не совпадали с Библией и в отношении Валтасара. Библия представляет Валтасара как вавилонского царя во время падения Вавилона (Даниил 5:1—31). Однако в светских записях говорится, что в то время царствовал Набонид, а Валтасар не упоминается вообще. Поэтому критики заявляли, что Валтасар никогда не существовал. Но не так давно были найдены древние записи, в которых Валтасар упоминается как сын Набонида и соправитель своего отца в Вавилоне. Очевидно, по этой причине в Библии говорится: «Валтаса;р отдал приказ, и Даниила одели в пурпур, ему на шею повесили золотое ожерелье и провозгласили, что он станет третьим правителем в царстве», так как сам Валтасар был вторым (Даниил 5:29). Поэтому профессор Иельского университета Р. Ф. Даферти, сравнив книгу Библии Даниила с другими древними записями, сказал: «Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что в нём употребляется имя Валтасар, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому что оно признаёт, что в царстве осуществлялось двойное правление».

  Другой пример находки, которая подтверждает историчность упомянутого в Библии лица, приводится Майклом Дж. Ховардом, участником археологической экспедиции 1979 года в Кесарии (Израиль). «В течение 1 900 лет, — писал он, — Пилат существовал только на страницах Евангелий и в смутных воспоминаниях римских и иудейских историков. О его жизни почти ничего не знали. Некоторые говорили, что он вообще не существовал. Но в 1961 году одна итальянская археологическая экспедиция работала в руинах древнеримского театра в Кесарии. Кто-то из рабочих перевернул камень, который использовался для одной из лестниц. На обратной стороне находилась следующая частично нечёткая надпись на латинском языке: “Caesariensibus Tiberium Pontius Pilatus Praefectus Iudaeae“...[«Понтий Пилат, Префект Иудеи, [подарил жителям Кесарии] (этот) Тиберией» (Бо Рейке, Леонард Рост, Biblisch-historisches Handw;rterbuch [Библейско-исторический настольный словарь], том 3, столбец 1472)]. Это начисто уничтожило сомнения в существовании Пилата... Впервые появилось эпиграфическое доказательство жизни человека, приказавшего распять Христа, которое относится к тому же времени» (Иоанна 19:13—16; Деяния 4:27).
   
  Современные находки подтверждают достоверность даже мелких подробностей древних библейских сообщений. Например, в 1964 году Вернер Келлер, противореча Библии, утверждал, что верблюды в те ранние времена ещё не были приручены и поэтому сцена, в которой «мы впервые встречаем Ревекку в её родном городе Нахор, должна претерпеть изменение реквизита. „Верблюды“ её будущего свёкра Авраама, которых она напоила у колодца, были — ослами» (Бытие 24:10). Однако в 1978 году израильский министр обороны и археолог Моше Даян указал на данные, подтверждающие то, что верблюды уже тогда «служили средством транспорта» и что библейское сообщение, следовательно, является точным. «На одном рельефе восемнадцатого столетия до Р. Х., который был найден в финикийском городе Библ, изображён верблюд, стоящий на коленях, — объяснил Даян. — А на восходящих ко временам патриархов роликовых печатях, которые были недавно найдены в Месопотамии, изображены люди, едущие верхом на верблюдах».

   Доказательства в пользу исторической точности Библии неуклонно умножаются. О потоплении египтян в Красном море и о других подобных поражениях пока не найдено никаких светских сообщений, но это и не удивительно, так как правители не имели обыкновения вести хронику своих поражений. Однако в Египте, на стенах одного храма комплекса Карнак, была обнаружена запись об успешном вторжении фараона Сусакима (Шешонка) в Иудею во время правления сына Соломона Ровоама. Библия сообщает об этом в 1 Царей 14:25, 26. Кроме того, был обнаружен так называемый Камень Месы, на котором записана версия моавитского царя Месы (Меши) о его восстании против Израиля. Описание этого события можно также прочитать в Библии во 2 Царей 4:3-27.

    Во многих музеях можно увидеть настенные рельефы, надписи и статуи, подтверждающие библейские сообщения. Имена царей Иуды и Израиля, например Езекии, Манассии, Амврия, Ахава, Факея, Менаима и Осии, упоминаются в клинописных надписях ассирийских правителей. На Чёрном обелиске Салманассара (Салманасара) изображён царь Ииуй или один из его посланников, приносящий дань. Декор персидского дворца в Сузах, каким его знали библейские персонажи Мардохей и Есфирь, был восстановлен и сегодня доступен для обозрения. В музеях также выставлены статуи ранних римских императоров Августа, Тиберия и Клавдия, которые упоминаются в Библии (Луки 2:1; 3:1; Деяния 11:28; 18:2). Найден также серебряный динарий с изображением Тиберия Цезаря — такую же монету попросил Иисус, когда обсуждал вопрос уплаты налогов (Матфея 22:19—21).

   Знакомые с Библией люди, посещающие сегодня Израиль, могут только удивляться тому, насколько точно Библия описывает страну и её характерные особенности. Руководитель геологической экспедиции на Синайском полуострове д-р Зеев Шрёмер однажды сказал: «Мы, конечно, имеем собственные карты и планы геодезической съемки, но когда Библия и карты расходятся, мы предпочитаем Книгу книг». Наглядным примером соприкосновения с историей, представленной в Библии, является до сих пор проходимый туннель длиной в 533 метра в Иерусалиме, который был проложен в твёрдых скальных породах более 2 700 лет тому назад. Он был высечен, для того чтобы проводить воду из находящегося за городскими стенами скрытого источника Геона в находящуюся в городе купальню Силоам, таким образом обеспечивая водоснабжение города. Библия описывает, как царь Езекия, предвидя осаду Сеннахиримом, построил этот водовод для снабжения города водой (2 Царей 20:20).

   Это лишь немногие примеры, иллюстрирующие, почему неразумно недооценивать точность Библии. Таких примеров существует гораздо больше. Следовательно, сомнения в достоверности Библии обычно основаны не на её высказываниях или на здравых доказательствах, а на дезинформации или неосведомлённости. Бывший директор Британского музея Фредрик Кеньон писал: «Археология ещё не сказала своего последнего слова; но уже полученные результаты подтверждают то, что подсказала бы вера, а именно что Библия только выигрывает от умножения знаний». А хорошо известный археолог Нельсон Глюк сказал: «Можно категорически утверждать, что никакие археологические открытия не противоречили библейским сообщениям. Были сделаны многочисленные археологические находки, которые подтверждают исторические высказывания Библии или в ясных очертаниях, или в точных подробностях».

Честность и гармония

 Ещё один признак Божьего происхождения Библии — честность её писателей. Несовершенной человеческой натуре не свойственно признаваться в ошибках или неудачах, особенно в письменной форме. Почти все древние авторы писали только о своих удачах и положительных качествах. Моисей же описал, как он „согрешил“ и поэтому был лишён права провести Израиль в Обетованную землю (Второзаконие 32:50—52; Числа 20:1—13). Иона рассказал о своей собственной непокорности (Иона 1:1—3; 4:1). Павел признавался в своих прежних неправильных действиях (Деяния 22:19, 20; Титу 3:3). А Матфей, один из апостолов Христа, не скрывал, что апостолы иногда проявляли маловерие, искали видного положения и даже покинули Иисуса, когда его арестовали (Матфея 17:18—20; 18:1—6; 20:20—28; 26:56).
 Если бы писатели Библии хотели что-либо исказить, то разве не начали бы они с неблагоприятной информации о себе? Едва ли они стали бы обнаруживать свои собственные недостатки, давая одновременно ложные сведения о других вещах. Поэтому честность писателей Библии придаёт вес их утверждению, что они писали под руководством Бога (2 Тимофею 3:16).

  О Божьем авторстве свидетельствует также внутренняя согласованность с центральной темой. Легко сказать, что 66 книг Библии были написаны в течение 16 столетий приблизительно 40 разными писателями. Но подумайте, как удивителен этот факт! Допустим, что написание какой-нибудь книги началось во времена Римской империи и продолжалось в течение эпохи монархий вплоть до появления республик нашего времени, а писателями были самые разные люди: солдаты, цари, священники, рыбаки и даже пастух и врач. Разве можно было бы ожидать, что каждая часть этой книги придерживалась бы одной и той же определённой темы? И все же Библия была написана примерно за такой срок, в условиях различных политических строев, людьми всех перечисленных выше категорий. И она полностью гармонична. Её основная весть имеет одну направленность от начала и до конца. Не придает ли это вес библейскому утверждению, что «пророчество никогда не исходило от человека, но людей направлял святой дух, и они передавали весть Бога»(2 Петра 1:20, 21).

   Можно ли доверять Библии? Кто действительно сам проверяет, что она говорит, а не признаёт необдуманно то, о чём некоторые лица утверждают, что это находится в Библии, тот найдёт основание доверять ей. Однако существуют ещё более веские доказательства в пользу того, что Библия была действительно вдохновлена Богом.


Рецензии
Михаил, Вы очень хорошо владеете словом...
и Ваши мысли глубоки и познавательны...
мне, правда, трудно это комментировать,
я далека от этой темы, но было интересно...


Крис Форсберг   14.02.2022 23:29     Заявить о нарушении
Многие люди далеки от этой темы, но я рад, что вам было интересно. А насчёт комментариев, то они у вас замечательные.

Михаил Моисеев   15.02.2022 07:59   Заявить о нарушении
Да, ещё хотел добавить. Если все люди были в этой теме, то мне нечего было бы писать. А так я занялся творческим трудом.

Михаил Моисеев   15.02.2022 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.