Стихотворение месяца 104- обзор Анонимного Арбитра

Приветствую участников конкурса!
Все мои оценки, конечно, субъективны. Попросили оценить и прокомментировать, но времени отвели всего пару дней. Написала кратко. Если у кого-то возникнут вопросы - отвечу.

1. "Милая соплячка"

Я глажу зиму маленькой ладошкой...
Наверно, это мой священный долг...
– Не бойся, холодов ещё дождёшься,
Не может быть зимы без холодов.

Мне жалко зиму, милую соплячку,
Десятый снег из города истёк...
Чуть-чуть покашляет, затем поплачет
И в лужах топчется дитя дитём.

Ведь ей, бедняге, негде притулиться.
Бесснежный мир зимою жутковат.
Пошила меховые рукавицы,
Да вот куда теперь их надевать?

Я глажу зиму:
– Милая, не бойся!
Всё будет, но когда-нибудь потом.
Мороз частенько путает по-свойски
Март с февралём.
Знать, память — решето...

И в марте зиму я легонько глажу.
(Не хочется, чтоб мир оледенел).
И задаю вопрос:
ну как твой кашель?
Прошёл?
Здорова?
Значит, быть весне!
*****
Очень милое стихотворение. Понравилось ВСЁ.
Очень точные образы, например: Бесснежный мир зимою жутковат. !!!
А рифмы какие интересные! Глажу-кашель, оледенел-весне, потом-решето, истёк-дитём и пр.
5/5
----------------------

2. "На площади"
 
                На площадях танцуют и казнят!
                Иван Елагин
 
Сыплют манну верхИ или слёзы льют
Иль на траурном куполе звёзд салют
Солнце правит иль бродит Луна без сна
Эта главная площадь как кровь красна
 
Тянет башня на цыпочках ввысь звезду
Небесам приколоть на крутую грудь
Тут в героях от века хоть стар хоть млад
Пресс брусчатки накаченный на парад
 
Тут в соборах за стенами прах князей
Да и тот в Мавзолее не ротозей
Тут торговлю вели и казнили тут
Пряник в руки всучая сучили кнут
 
Стыла в смутах и грелась о жар речей
Те смелей благородней а те ловчей
И разявивший рот сторговал народ…………раЗЗявивший
Стать империй на фантик недосвобод
 
Всяк неместный гадюкой на ноль шипит
Свой талант разменял бы на грант пиит
Тут смеясь на коньках по катку бегут
А Гаранту что крут напророчен Брут
 
Только нет на планете такой другой
За неё хоть весь мир под венец с каргой
Искандеры из боксов ползут на свет
Как из келий Ослябя и Пересвет
*****
Отсутствие знаков препинания в стихотворении рассматривается как стилистический приём, способ выражения или усиления идеи/формы написанного текста, многосмысловость, наравне с намеренной ритмической сбивкой, отсутствием рифм, сочетанием разных размеров, отсутствием размера, усечением сроки и др.
Сразу оговорюсь, что даже при всём вышеперечисленном, я не сторонница такого приёма, т.к. это затрудняет и чтение, и восприятие, как смысловое, так и поэтическое.
Ну что изменится, если записать вот так:
Сыплют манну верхИ или слёзы льют,
Иль на траурном куполе звёзд салют,
Солнце правит иль бродит Луна без сна -
Эта главная площадь как кровь красна.   ?????

Далее, не понравилось слово «всучая». Не буду спорить, но как мне кажется, правильная форма «всучив» или «всучивая», «всуча».
Пряник в руки всучив, засучили кнут… как вариант))
Не понравился и «накаченный» пресс брусчатки. Возможно, лучше прозвучало бы «нацеленный», «настроенный» на парад.
Почему Ослябя и Пересвет - братья из старинного боярского рода! - ползут из келий?

И ещё куча вопросов))))))))
Хотя идея стихотворения о Красной площади понятна –
Только нет на планете такой другой.
За неё - хоть весь мир под венец с каргой!
3/3
----------------------

3. "За пять минут до расставания"

               Друзьям из Пушкиногорского Дома Ветеранов

Ноябрь дождём оплачет наш отъезд.
Глаза у дам немного повлажнеют...
Грустить не будем! Скажем наотрез:
"Есть чувства в жизни грусти поважнее!"
Пусть нас родные дома подождут...
Как жаль: мы уезжаем слишком рано...
Спасибо, медики, за ваш нелёгкий труд,
Пушкиногорцы Дома Ветеранов!
Мы обрели тут множество друзей.
А разве об экскурсиях забудешь?
Друг! Фиточай в стакан налей
С вопросом на засыпку: "Третьим будешь?"
...Пусть память сохранит всё так, как есть –
Ворчанье потревоженной соседки,
Салюты искр прощального костра,
Прогулки наши... встречи у беседки...
...Ну, вот и всё! Разлука – не беда!
Нас ждёт домой обратная дорога.
Мы вас, друзья, запомним навсегда,
И дай вам Бог нас помнить... Хоть немного...
Здесь моря нет, и это очень жаль...
Я б так хотел от моря отвернуться,
Монетку в кулаке своём зажав,
С одним желаньем: вновь сюда вернуться!
Прощай, Пушкиногорская земля,
Хранящая от Пушкина преданья!
И всё ж: "Прощай!" – неправильно, друзья!
Точнее будет просто: "До свиданья!"
*****
Доброжелательное и чуть грустное стихотворение-посвящение. Друзьям. А широкому кругу читателей – нужно ли оно?
Пятистопный ямб, но вот здесь - «Друг! Фиточай в стакан налей» - почему-то исчезли два слога из строки))
Рифмы банальные. А вот здесь зачем-то холостая -
...Пусть память сохранит всё так, как есть –
…Салюты искр прощального костра
3/3
----------------------
 
4. "слушая проповеди войны и море"

восход такой, что слёзы это мелочь –
внезапно понимание того,
кого здесь нет /совсем/, без исключений:
за наступлениями ужин и отбой!

прихОд неважен в церкви или прИход,
когда темнеет мир в полудень знойный.
ты сам не свой, а свой за левым тихо,
сентиментально млеет, слушая прибой.

волна пришлёт в моллюсках тапок-
скиталец, испытавший тяжесть блюд.
души в нём нет /зачем пластмассе благость/,
но благостен "коралик" для моллюсков.

морская истина, война и темнота.

еда обыденности спазмами в желудке.
молитвы – пломбами за кончиками нервов.
зеркалит прошлое на глади жизни-кружки.
глоток-плевок последний, горький, перв-...
*****
Общая идея и настроение понятны. Война – это боль, кровь и слёзы.
Автор попытался передать этот настрой за счёт нестандартных образов, сопоставлений, ломанной ритмики. Но, по-моему, не везде удачно))
Например, читая в интонационном ключе –
волна пришлёт в моллюсках тапок-скиталец, (пауза) испытавший тяжесть блюд – получается вообще проза.
Нестандартна и рифмовка: сплошь ассонансы, рифмы с перестановкой фонем, с усечением и т.п.
Что такое коралик?
4/3
----------------------

5. "Чёрная дыра"

Что тебе этот мир, этот век, этот миг?
Этот бронзовый дождь за спиной?
Ветер странствий внезапно под кожу проник.
От беды и корысти людской,
От постыдного страха – рванёшься, безлик,
В безвоздушный, безмолвный покой.

Квантом света промчишься в космическом сне.
Бездна чёрной дыры захлестнёт,
Увлечёт...  Исчезает двойник твой в огне.
Продолжаешь опасный полёт.
Вне пространства привычного, времени вне,
Событийный пройдёшь горизонт.

Невредимый, по-прежнему мыслишь, живой,
Ты ребёнок, а может, старик,
Постигающий вечности зов неземной,
Открываешь свой подлинный лик.
Обнуляется память безжалостной тьмой.
Этот мир, этот век, этот миг...
*****
Симпатишное стихотворение)) Тема не нова, но передана коротко и ясно. Красиво звучит и читается на одном дыхании.
Все мы рождаемся и умираем в одиночестве… И действительно, на пороге смерти память обнуляется.
Закольцовка хороша.
4/4
----------------------

6. "Откуда берутся зловредные тетки"

Откуда берутся зловредные тетки –
С нахмуренным взглядом, оплывшие телом,
С тяжелою ношей и грузной походкой,
В чьих душах огонь не Венеры, а стервы?
Они все по полочкам дома разложат,
И лекцию вам прочитают от скуки,
Накормят, напоят и на ночь уложат
Невестку, зятька и безбашенных внуков.
И может быть даже пол-третьего ночи……….. предлог В ?? и полтретьего)
Себя не узнают,  проснувшись от жара.
И может напишут нелепые строчки,
Пронзая штыком одиночества жало?
Раскроют альбом и давнишние фотки,
И станут лелеять вчерашнюю память.
Ведь девичий век до безумья короткий –
Обиды прошли, а душа словно камень.
А бывший любимый – не волк, а волчонок -
Устало косится в экран монитора:
Ах, сколько красоток! Ах, сколько девчонок!
Не думая, что ожидает их скоро
Такая же участь отверженной тетки,
Ведь есть на такой поворот все причины,
Пока будет мир прогибаться от водки,
Пока на земле существуют мужчины.
*****
Автор стихотворения, видимо, женщина, раз с такой уверенностью утверждает, что все беды с годами оплывших телом тёток – это от мужчин за монитором. И от водки.
Обиды прошли, а душа словно камень. – здесь уместнее было бы поставить союз НО. Три союза А подряд!
4/3
----------------------

7. "Встреча"

Мы встретились на перекрёстке
Огней, машин, людей, миров.
Нас поторапливали хлёстко
Гудки и маты шоферов.

Но вверх взметнувшиеся руки
Яснее говорят о нас,
Чем недослышанные звуки
Речей, лукавящих подчас.

Руки не тронуло касанье
Другой протянутой руки,
Но что-то торкнулось меж нами
Их некасанью вопреки.

Как говорят, еще не вечер,
Хоть будущее прячет мгла,
Но все-таки случилась встреча,
И не случиться не могла.
*****

Гудки и маты шоферов… - шоферА? Что-то новое. Это как кранЫ, вентелЯ и договорА))
Торкнулось – ужасное словцо и абсолютно здесь неуместное.
Наркоманское какое-то.
И один вопрос к автору: почему на перекрёстке (на пешеходном переходе) случились «вверх взметнувшиеся руки»?  Эти двое же не были знакомы друг с другом? Откуда знак приветствия?
3/3
----------------------

8. "5G"
 
Проснулся, выглянул в окно:
Природа счастьем дышит.
Клюют воробушки зерно,
А "карлсоны" на крыше
 
Жужжат, стараются 5G
Раздуть по белу свету,
Чтоб я на энном этаже
Был ближе к интернету.
 
Какое счастье по утрам
Выглядывать в окошко!
Вдруг понимаешь: где-то там
Какой-то бог Митрошка………… знак препинания где?
 
И о тебе, хоть иногда,
Но вспоминает тоже.
Гудят антенны, провода,
5G на кванты множа.
 
Несутся лихо кванты вдаль -
Куда там воробьишкам!
Через года придёт печаль.
Что быстро. Очень. Слишком.
*****
Простое бесхитростное стихотворение. Не понравилась концовка: почему через года придёт печаль?
черЕз – распад ударения. Ямб.
3/4
----------------------

9. "Депрессия"

Бывает жизнь порою бьёт жестоко –
Ударом боли отражается в судьбе.
Всё опостылет, мыслишь однобоко,
Вдали виднеется чернеющий рубеж.

Тупик в сознании и блекнут краски,
Подавленность в душе, повсюду серый цвет,
Нет больше сил... От депрессивной встряски
Глухой стеною замурован белый свет.

И ощущаешь мглу никчёмной жизни,
Захлопнув напрочь восприятье бытия,
Как в отдаленье – одинокий мызник*,
В котором властвует депрессии стезя...

Ничто не вечно, ни добро, ни лихо,
И так случается, что на мели твой плот.
Поверь в себя, и знай, найдётся выход:
"Вода лишь под лежачий камень не течёт".
--------------------------------
*Мыза — отдельно стоящая усадьба, дом на отшибе.
*****
По ритмике – разброд и шатания)) Икты скачут, что нарушает ритмическую гармонию стиха. Ямб вперемешку с анапестом.
3/4
----------------------

10. "Весенняя прогулка"

Апрель. Вторая половина.
День прибавляет наяву.
Тепло понежило долины,
А у забора куст калины
Примерил новую листву.

Вороны каркают в запарке –
Ремонтом гнёзд заполнен день.
Походу метят иномарки,
А вдоль дорожек в нашем парке
Цветёт и буйствует сирень.

А мы гуляем по аллеям
На нас свалившейся весны.
От этой прелести шалеем,
И новым ветряным идеям
Все наши мысли отданы.

Катают новые коляски
Мамаши в парке не спеша.
Не раздражают даже маски…
Вновь хрупкий мир теплом обласкан,
И наслаждается душа!
*****
День прибавляет наяву - странная строка. Что день прибавляет? И почему наяву?
Не раздражают даже маски… - и здесь непонятно - что за маски?
И новым ветрянЫм идеям… - отсылка к ветряным мельницам? ))) Или идеи всё-таки вЕтреные?
4/4
----------------------

11. "про враньё"
 
врут и судьи, и свидетели,
прокуроры с адвокатами
ложь — изнанка добродетели:
врать и с матом, и без мата мы
 
можем плебсу и правительству
ведь они же не стесняются
от Хабаровска до Витебска
врут и трезвые и пьяницы
 
врут из каждого паяльника
всякий со своей позиции:
оппозиция — лояльности
а лояльность — оппозиции
 
врут артисты и писатели
ребятишки и родители
это как бы обязательно
вовсе не предосудительно
 
потому что это
здорово!
 
потому что это
весело!
………………………………
вот и я наврал с три короба —
чё вы уши-то развесили?!
*****
Спасибо, автор, подняли настроение)
5/5 (честно, не вру)
----------------------

12. "Утро в курятнике"
 
Утро в курятнике. В том, где давно не бывало лис,
Где суета так привычна и так уютна,
Где каждая кухня — свой грёбаный парадиз.
Случается, тени сомнений и там промелькнут, но
 
Куры проснулись. Куры кормят цыплят.
Куры чистят до блеска посуду и перья.
Кого сосчитают - думать о том не хотят,
Но знают, что осень уже притаилась за дверью.
 
В розовом мире густых сериальных страстей
Сладко песочить товарок, оттачивать лясы...
Глупые куры, готовьте своих сыновей:
У лис много пушек, а пушки питаются мясом.
*****

Стихотворение-аллюзия. Как мне показалось, это не про курятник, кур и лис в прямом смысле. Верно?
Как бы перевоспитать этих кровожадных «лисок», чтобы «куры» перестали хоронить своих сыновей…
5/4
----------------------
13. "Луна"
 
Луна всю ночь в моё окно смотрела:
Небесное сияющее тело
Не прятало за тучу наготу –
Задумалась, застыла онемело.
 
Глаза открыты, брови – коромысло.
От удивления, наверное, зависла.
Не сжёванное облако во рту
Прокисло, потеряло каплю смысла.
 
Светило ночи замерло опять –
Сияет – ни к чему свечу держать,
И вообще, кому какое дело
Когда ложусь и с кем делю кровать?
 
Светло, как днём и снова не до сна:
Так близко мы с тобою и – луна.
*****
Это была попытка написания сонета? Если да, то рифмовка неверна.
Светило ночи замерло опять…- а разве до этого луна скакала по небу? Вроде, была задумчива и зависала.
Луна, луна… цветы, цветы… София Михайловна вспомнилась почему-то)))))
4/4
----------------------

14. "Гости понаехали"

Стараешься, стараешься – придут, всё сожрут разом,
а я с плитой воюй – не печет, зараза.
Но стол-то ломится,
помогла бессонница.
Холодец, пироги с капустой,
всё – по-русски.
Приехали, сели, телефоны рядом с тарелками,
я ещё на кухне, кручусь белкою.
Слышу, они вилками звякают,
утка вместе с яблоками – аж крякают!
Окунь глаза таращит:
"Чего не отсиделся в чаще?"
Ну, нет у них уток.  Они ж – москвичи,
и вот им, словно из печи,
щи суточные по-гиляровски,
(смотрю: от рыбы остался остов).
Нет, вы не люди, а прожоры,
какие им разговоры!
Сидят, довольные, щурятся,
глазки как щупальца
что бы ещё поесть,
калорий набрали – жесть.
Пора и культурной программы,
а тут и я (голодная), со стихами.
Ну!
Скисли как мои щи,
вот таким и трещи
разными голосами.
А шли бы вы все… к своей маме!
*
эх, дети, мои детки, – теперь вы иные –
приходите, не только на выходные.
*****
Здорово! Так всё вкусно, что захотелось усесться за стол))
Очень понравилось. Спасибо, автор.
5/5
----------------------

15. "Ворона"
 
Открылась дверь подъезда и оттуда -
Она. В спортивном, кеды, капюшон.
И побежала. А вокруг безлюдно,
Такая рань. Лишь скопище ворон.
 
Сначала - очень мелкою трусцою,
Потом быстрей, ещё быстрей, и вот
Уж крылья появились за спиною,
Взлетела чёрной точкой. Небосвод
 
Как будто ждал и протянул ей руку,
Туман раскрылся, словно дверца в дом.
К тому спешила, с кем была в разлуке.
На старом дубе - тёплое гнездо.
 
Там ворон ждал с лазоревым отливом,
Сидел застыв, глаз не сводя с небес.
Она сказала, каркнув: "Здравствуй, милый,
Так торопилась вырваться к тебе!"
 
Вдохнула свежий теплый запах перьев,
Подумала: "Остаться б до утра!
Нельзя, другой не выдержит потери".
Лишь каркнула: "Прости, уже пора!"
 
И полетела снова в сонный город,
Сложила крылья и зашла в подъезд,
Поднявшись в лифте, дверь открыла бодро,
Услышала: "Вернулась? Будешь есть?"
*****
Чудесное стихотворение. Во всех смыслах. Трижды перечитала… даже взгрустнулось – летать хочется!
Отливом-милый – сомнительная рифма)
4/5
----------------------

16. "О белом снеге"
 
О белом снеге, ну о чём ещё
слагать стихи, там в далях заоконных
взмахнуть широким с крыльями плащом,
как будто нету гравитационных
земных пристрастий, потихоньку взмыть
в молочное морозное пространство,
чтоб птицей полететь или поплыть,
и сверху вниз на зимнее убранство
смотреть и нЕжить Око. Ни о чём
конкретном, бытовом, пустом и зряшном
не думать, взгляд почувствовать плечом
родной и тёплый в бездне леденящей.
*****
Лёгкая зимняя зарисовка. Единственное, споткнулась на «илИ поплыть».
4/4
----------------------

17. "Реминисценции"

В руинах пряничного домика
Растаял прошлогодний воск.
Горчило счастье (джин без тоника)
И тонкой струйкою лилось.
Сурок проснулся на полчасика
И в январе включил весну.
Из окон что-то там из классики
Гремело так, что не уснуть.
Под утро снегопад открыточный
Засыпал крыши и шоссе.
Реминисценции - избыточны.
Жаль, мне запомнились не все.
*****
И это стихотворение – милое, короткое и…ни к чему не обязывающее. Прочитал и забыл.
4/4
----------------------

18. "Цель"

Небо — голубеющий овал
в рамке земляничного рассвета,
словно мир его нарисовал
кистью разгоревшегося лета.

Самолёт легко несёт меня —
белая, стремительная птица.
Зеленью внизу плывёт земля,
на вершинах горных снег искрится.

Только гул, иного звука нет,
я один в пронзительном моменте.
В памяти оставит время след,
как чернильный штамп на документе.

У меня в груди "живой мотор",
а в стальной груди "живое сердце",
в унисон ведя свой разговор,
с самолётом мы сумели спеться.

Сколько будет длиться мой полёт,
ни к чему гадать сейчас напрасно.
Но найду я свой аэропорт —
там меня любовь обнимет страстно.
*****
При первичном прочтении не поняла, почему небо – овал.))
Потом дошло, что ЛГ смотрит в иллюминатор самолёта.
Меня-земля – очень сомнительная рифма)
4/4
----------------------

19. "Где честь дворянская задета"
 
Отцу возлюбленной Гертруды
отправил я письмо намедни.
Собраться с духом было трудно
(глухим не служат две обедни).
 
Я написал письмо стихами –
ответ пришёл угрюмой прозой.
Был холоден и твёрд, как камень
остзейский немец Карл фон Розен.
 
Себя в письме моём любезном
узрел он в неприглядном виде.
Сказал:
– Вы жалкий шут и бездарь.
Дуэль. Перчатку поднимите.
 
Пришлось стреляться на рассвете.
Смертельно раненый
лежал он.
И я сказал ему:
– Поверьте,
моя любовь превыше жалоб.
 
Нельзя любовью больно сделать,
любовь – для счастья и во благо.
За что душе в разлуку с телом?
За строчки, рифмы? За бумагу?
 
За дочь, что любит и любима,
осиротевшую напрасно?
За честь без сплетен и без дыма,
теперь подчёркнутую красным?
 
Что я скажу печальной Труди?
Что долг уплачен, жребий брошен?
Отца ли, мужа ли не будет –
но честь дворянская дороже?
*****
Попытка оправдаться?))) Что сделано, то сделано. Если лежит смертельно раненный отец, то поздно задавать вопросы «Что я скажу печальной Труди?»
Любовью здесь и не пахнет.
4/3


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.