Стихотворение месяца 104 - обзор Саши Неместного

1. "Милая соплячка"

Симпатичный сезонный стих с позитивным концом. Зиму тоже надо пожалеть, если тёплая и бесснежная )
Повышу немножко на фоне всего.)
5/5

***************

2.  "На площади"

Это четырёхиктовый строчный дольниковый логаэд по схеме анапест-анапест-анапест-ямб 001/001/001/01.
Повторяющийся "Иль" не нравится. Не ротозей в мавзолее и "ползущие" из келий Ослябя с Пересветом. Это типа про радиактивный пепел?)
Ещё кмк перегруз с указательными наречиями, местоимениями (эта, тут, тот. те и тд)
Местами синкаксис, например:

Тут в героях от века хоть стар хоть млад
Пресс брусчатки накаченный на парад

Мало того, что предложения не связаны (это ещё нормально), но, вдобавок, во втором - смысловая незаконченность. (сравнить - Пресс брусчатки накачен на парад - закончен - есть сказуемое)
А то получается - Тут в героях... Пресс брусчатки.
Меня обычно не напрягает отсутствие препинаков, но я бы в этом тексте их поставил.
3/3

Лирическое отступление для интересующихся теорией - в строчках типа "Сыплют манну верхИ или слёзы льют" "Солнце правит иль бродит Луна без сна" и тд схемка такая +01/001/001/01, где плюсик – сверхсхемное полусильное ударение в слове, у которого грамматическое ударение есть, а икта(ритмического ударения) - нет. Это допустимо, встречается часто и ошибкой не считается.
Так же не считается ошибкой пропуск ритмического ударения, соответствующий пиррихиям и трибрахиям в силлабо-тонике - e.g. "Пресс брусчатки накаченный на парад" - +01/001/000/01

***************

3."За пять минут до расставания"

Это стих в альбом друзьям на память. Добрый, но без особых откровений и поэтических находок. Небольшой перегруз с грамматическими глагольными рифмами кмк.
3/3

Лирическое отступление - "Друг! Фиточай в стакан налей" - 10/01/01/01 - хориямб в четырёхстопном ямбе. Весь остальной текст - пятистопный ямб, но я не консервативный стиховед, и ни смертельным нарушением размера, ни ошибкой это не считаю (как и холостую рифму в середине стиха) - огромное число примеров из классики, когда поэты сознательно отходили от заданного метра. Можно лишь ставить вопрос об уместности отклонения от размера. Чтобы не быть голословным:

Разностопный ямб Ахматовой (6-6-5-6)

Моей наследницею полноправной будь,
Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила,
Как медленно ещё скудеет сила,
Как хочет воздуха замученная грудь

Разностопный хорей Маяковского (5-6-6-6)

Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли - Москва

И, наконец, Наше Всё - Александр Сергеевич - амфибрахий! а потом ямбы от 4-стопного до 6 в любом порядке

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...

***************

4 "слушая проповеди войны и море"

Пунктуация нестандартная. В именительном всё же "полдень" вроде, а "коралик" - это "кораллик" или "кораблик"?
Разностопный ямб - хитрая штука, уместны ли эти редкие шестистопия и одна четырёхстопная строка? По мне. так сильно контрастируют.
Что-то есть такое суггестивное, но автор ещё правильный путь не нащупал имхо.
3/3

***************

5. "Чёрная дыра"

Круговорот души в мироздании. Немного манерно и тяжеловесно, но это я субъективен. Первая строфа хорошая.
4/4

***************

6. "Откуда берутся зловредные тетки"
Стервы, которые накормят и, гдавное, - напоят - это ещё не так плохо! Сумбурно и опять мужчины во всём виноваты )
3/3

***************

7. "Встреча"

Странный это стиш - они встретились, видимо замерли (торкнуло с первого взгляда).
"недослышанные звуки Речей, лукавящих подчас" - вот тут никакого лукавства не вижу - водители просят в доступных выражениях освободить проезжую часть.
Романтично, но судья - циник и думает - в чём была проблема соединить руки, раз тянулись друг к другу - паралич разбил, что ли? (Автор, простите меня за цинизм)
4/3

***************

8. "5G"

Стих лёгкий, как воробьишка, но и простой такой же )  А так да - всё бренно.
4/4

***************

9. "Депрессия"

Так писали начинающие юноши-символисты в конце 19 века. Но сермяжная правда тут есть!
3/3

***************

10. "Весенняя прогулка"

Сезонный весенный описательный. Накину немного за позитив и помеченные воронами иномарки.
4/4

***************

11. "про враньё"

Гражданскую позицию поддерживаю - врать нехорошо ) На злобу дня, но довольно плакатно.
3/3

***************

12. "Утро в курятнике"

Тоже гражданская лирика, но интертекстуальная. Образы не сильно потрясли, но я вообще скупой на потрясения. )
4/4

Лирическое отступление - это таки ближе к дольнику (единственное межиктовое отход "грёбаный парадиз" не делает его акцентным стихом), хотя консервативный стиховед назовёт этот стих деструктивным.))
У дольника обычное дело, когда отдельные строчки - чистая силлабо-тоника
("Случается, тени сомнений и там промелькнут, но" - пятистопный амфибрахий
"В розовом мире густых сериальных страстей"- пятистопный дактиль)(тут вообще три строки дактиля)
Вообще, если бы все строфы имели структуру, сходную c последней - три строки дактиля и заканчивались амфибрахием, то это был бы интересный пример строфного силлабо-тонического логаэда.

***************

13. "Луна"

Забавная смесь недолимерика с английским сонетом )  Шестистопная строка ямба во второй строфе и переход на мужскую клаузулу в третьей не особо напрягают.
4/4

***************

14. "Гости понаехали"
Хороший раёк в форме разноударного тактовика. Концовку бы немного позадорнее, что ли. Но и так хорошо )
5/4

***************

15. "Ворона"

Оригинально. Жизнь на два гнезда - нелёгкое дело. Тут бы счастье не проворонить. )
4/4

***************

16. "О белом снеге"

В таком маленьком стише стиль надо бы выдерживать - он возвышенный и просторечное "нету" контрастирует с "нежить око". "о чём ещё" / "Ни о чём" - повтор субьективно не очень.
Пунктуацию бы поправил немного:
О белом снеге, ну о чём ещё
слагать стихи? Там, в далях заоконных,
взмахнуть широким с крыльями плащом,...
3/4

***************

17. "Реминисценции"

Автор, а вы джин без тоника пробовали? - гадость редкая с привкусом можжевельника ) Тоже погодный стих, но последние две строчки посильнее бы.
Слово "Реминисценции" кажется чужеродным. Даже "воспоминания" было бы лучше, имхо. "Жаль, мне запомнились не все." о реминисценции звучит оксюморонно. (типа - не запомнились воспоминания)
4/3

***************

18. "Цель"

Прямо перекличка с одним известным мне текстом. )
Есть несколько неудачных строк (e.g. - "я один в пронзительном моменте"), "с самолётом мы сумели спеться" - повтор предыдущей строки иными словами (унисон), вдобавок "спеться" несёт отчасти отрицательную коннотацию - они спелись.
"там меня любовь обнимет страстно" - мысль хорошая для завершения, но от реализации ударной строки не вышло.
3/4

***************

19. "Где честь дворянская задета"

Это напомнило оперу, когда смертельно раненый герой полчаса поёт, подробно объясняя свои чувства. С самого начала есть неудачно прикреплённые строчки "(глухим не служат две обедни)" - вот зачем оно там, исходя из предыдущих строк?
3/3

***************


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.