Стихотворение месяца 104 - обзор Саши Неместного
Симпатичный сезонный стих с позитивным концом. Зиму тоже надо пожалеть, если тёплая и бесснежная )
Повышу немножко на фоне всего.)
5/5
***************
2. "На площади"
Это четырёхиктовый строчный дольниковый логаэд по схеме анапест-анапест-анапест-ямб 001/001/001/01.
Повторяющийся "Иль" не нравится. Не ротозей в мавзолее и "ползущие" из келий Ослябя с Пересветом. Это типа про радиактивный пепел?)
Ещё кмк перегруз с указательными наречиями, местоимениями (эта, тут, тот. те и тд)
Местами синкаксис, например:
Тут в героях от века хоть стар хоть млад
Пресс брусчатки накаченный на парад
Мало того, что предложения не связаны (это ещё нормально), но, вдобавок, во втором - смысловая незаконченность. (сравнить - Пресс брусчатки накачен на парад - закончен - есть сказуемое)
А то получается - Тут в героях... Пресс брусчатки.
Меня обычно не напрягает отсутствие препинаков, но я бы в этом тексте их поставил.
3/3
Лирическое отступление для интересующихся теорией - в строчках типа "Сыплют манну верхИ или слёзы льют" "Солнце правит иль бродит Луна без сна" и тд схемка такая +01/001/001/01, где плюсик – сверхсхемное полусильное ударение в слове, у которого грамматическое ударение есть, а икта(ритмического ударения) - нет. Это допустимо, встречается часто и ошибкой не считается.
Так же не считается ошибкой пропуск ритмического ударения, соответствующий пиррихиям и трибрахиям в силлабо-тонике - e.g. "Пресс брусчатки накаченный на парад" - +01/001/000/01
***************
3."За пять минут до расставания"
Это стих в альбом друзьям на память. Добрый, но без особых откровений и поэтических находок. Небольшой перегруз с грамматическими глагольными рифмами кмк.
3/3
Лирическое отступление - "Друг! Фиточай в стакан налей" - 10/01/01/01 - хориямб в четырёхстопном ямбе. Весь остальной текст - пятистопный ямб, но я не консервативный стиховед, и ни смертельным нарушением размера, ни ошибкой это не считаю (как и холостую рифму в середине стиха) - огромное число примеров из классики, когда поэты сознательно отходили от заданного метра. Можно лишь ставить вопрос об уместности отклонения от размера. Чтобы не быть голословным:
Разностопный ямб Ахматовой (6-6-5-6)
Моей наследницею полноправной будь,
Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила,
Как медленно ещё скудеет сила,
Как хочет воздуха замученная грудь
Разностопный хорей Маяковского (5-6-6-6)
Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли - Москва
И, наконец, Наше Всё - Александр Сергеевич - амфибрахий! а потом ямбы от 4-стопного до 6 в любом порядке
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
***************
4 "слушая проповеди войны и море"
Пунктуация нестандартная. В именительном всё же "полдень" вроде, а "коралик" - это "кораллик" или "кораблик"?
Разностопный ямб - хитрая штука, уместны ли эти редкие шестистопия и одна четырёхстопная строка? По мне. так сильно контрастируют.
Что-то есть такое суггестивное, но автор ещё правильный путь не нащупал имхо.
3/3
***************
5. "Чёрная дыра"
Круговорот души в мироздании. Немного манерно и тяжеловесно, но это я субъективен. Первая строфа хорошая.
4/4
***************
6. "Откуда берутся зловредные тетки"
Стервы, которые накормят и, гдавное, - напоят - это ещё не так плохо! Сумбурно и опять мужчины во всём виноваты )
3/3
***************
7. "Встреча"
Странный это стиш - они встретились, видимо замерли (торкнуло с первого взгляда).
"недослышанные звуки Речей, лукавящих подчас" - вот тут никакого лукавства не вижу - водители просят в доступных выражениях освободить проезжую часть.
Романтично, но судья - циник и думает - в чём была проблема соединить руки, раз тянулись друг к другу - паралич разбил, что ли? (Автор, простите меня за цинизм)
4/3
***************
8. "5G"
Стих лёгкий, как воробьишка, но и простой такой же ) А так да - всё бренно.
4/4
***************
9. "Депрессия"
Так писали начинающие юноши-символисты в конце 19 века. Но сермяжная правда тут есть!
3/3
***************
10. "Весенняя прогулка"
Сезонный весенный описательный. Накину немного за позитив и помеченные воронами иномарки.
4/4
***************
11. "про враньё"
Гражданскую позицию поддерживаю - врать нехорошо ) На злобу дня, но довольно плакатно.
3/3
***************
12. "Утро в курятнике"
Тоже гражданская лирика, но интертекстуальная. Образы не сильно потрясли, но я вообще скупой на потрясения. )
4/4
Лирическое отступление - это таки ближе к дольнику (единственное межиктовое отход "грёбаный парадиз" не делает его акцентным стихом), хотя консервативный стиховед назовёт этот стих деструктивным.))
У дольника обычное дело, когда отдельные строчки - чистая силлабо-тоника
("Случается, тени сомнений и там промелькнут, но" - пятистопный амфибрахий
"В розовом мире густых сериальных страстей"- пятистопный дактиль)(тут вообще три строки дактиля)
Вообще, если бы все строфы имели структуру, сходную c последней - три строки дактиля и заканчивались амфибрахием, то это был бы интересный пример строфного силлабо-тонического логаэда.
***************
13. "Луна"
Забавная смесь недолимерика с английским сонетом ) Шестистопная строка ямба во второй строфе и переход на мужскую клаузулу в третьей не особо напрягают.
4/4
***************
14. "Гости понаехали"
Хороший раёк в форме разноударного тактовика. Концовку бы немного позадорнее, что ли. Но и так хорошо )
5/4
***************
15. "Ворона"
Оригинально. Жизнь на два гнезда - нелёгкое дело. Тут бы счастье не проворонить. )
4/4
***************
16. "О белом снеге"
В таком маленьком стише стиль надо бы выдерживать - он возвышенный и просторечное "нету" контрастирует с "нежить око". "о чём ещё" / "Ни о чём" - повтор субьективно не очень.
Пунктуацию бы поправил немного:
О белом снеге, ну о чём ещё
слагать стихи? Там, в далях заоконных,
взмахнуть широким с крыльями плащом,...
3/4
***************
17. "Реминисценции"
Автор, а вы джин без тоника пробовали? - гадость редкая с привкусом можжевельника ) Тоже погодный стих, но последние две строчки посильнее бы.
Слово "Реминисценции" кажется чужеродным. Даже "воспоминания" было бы лучше, имхо. "Жаль, мне запомнились не все." о реминисценции звучит оксюморонно. (типа - не запомнились воспоминания)
4/3
***************
18. "Цель"
Прямо перекличка с одним известным мне текстом. )
Есть несколько неудачных строк (e.g. - "я один в пронзительном моменте"), "с самолётом мы сумели спеться" - повтор предыдущей строки иными словами (унисон), вдобавок "спеться" несёт отчасти отрицательную коннотацию - они спелись.
"там меня любовь обнимет страстно" - мысль хорошая для завершения, но от реализации ударной строки не вышло.
3/4
***************
19. "Где честь дворянская задета"
Это напомнило оперу, когда смертельно раненый герой полчаса поёт, подробно объясняя свои чувства. С самого начала есть неудачно прикреплённые строчки "(глухим не служат две обедни)" - вот зачем оно там, исходя из предыдущих строк?
3/3
***************
Свидетельство о публикации №122021104647