Стихи и любовь

Борис Родоман

СТИХИ И ЛЮБОВЬ

        Подавляющее большинство моих стихотворений, опубликованных на портале «Стихи.ру»,  относятся к любовному жанру. Так называемая «гражданская лирика» для меня не характерна, её я даже стесняюсь. Изложение идей и принципов мне уже не свойственно, это пережиток  молодости. А вот стихотворений о любви я после выхода в Интернет  перестал стесняться,  несмотря на примитивность и банальность – слов, рифм и образов. Ведь я писал не для публики, а только для себя и конкретных адресатов. «Стихи.ру» – дополнительный архив для моих интимных сочинений. Появление сколько-нибудь значительного круга читателей мне не угрожает.
          Любовь и стихи зарождаются одинаково. В каждом коллективе (учебном, служебном, туристском) обнаруживается девушка, на которую я «положил глаз». Она меня вдохновляет, повышает настроение. Перед ней я рисуюсь, её реакция мне не безразлична. В большинстве случаев зародившееся чувство  гасится  обстоятельствами, но если сохраняется, то может случайно дорасти до драматических размеров.

Опять мне кружит голову весна
И сердце вновь чего-то ожидает.
Как снег ложатся в землю семена,
Но раз в семь лет одно лишь прорастает.
       
        Если реакцией на новую девушку становится стихотворение, то оно возникает следующим образом. Сразу появляются ключевые слова и хотя бы одна готовая строка, а с нею стихотворный размер и мелодия песни. Дальше судьба стихотворения раздваивается. Либо оно всё пишется сразу, за один-два дня, либо откладывается надолго и заканчивается через несколько недель или месяцев, а то и никогда. Среди незаконченных стихов, найденных в моём архиве, есть и такие, которые я доработал много десятилетий спустя и опубликовал на «Стихи.ру».
          Обновление старых любовных посланий возможно, потому что любовь у меня всегда одна и выражается одними и теми же словами. Любовь одна-единственная и, как правило, до конца не осуществлённая, но передаётся она от одного объекта к другому как эстафетная палочка. Хватают же эту палочку не сами девушки, а переставляю её только я. Объекты (жертвы) этой манипуляции никакой передачи не замечают. Любовная часть первого сборника моих стихотворений, составленного в ХХ веке, так и называлась: «Эстафета».
        Если, написав стихотворение, я решался вручить его девушке, то никогда не в руки, а только тайно. Я посылал его по почте, опускал в почтовый ящик её квартиры или подсовывал под дверь служебного помещения.
        Ни одна из адресатов моих романтических стихов со мной о них не разговаривала, и нет сведений, что кто-то их сохранил. Скорее всего, мои стихи и письма уничтожали перед выходом замуж.  От всего, написанного в Москве, у меня пока остаются машинописные копии, но самые интересные тексты – дневники путешествий, написанные в тетрадях чернилами и при первой же возможности отправлявшиеся почтой, – затерялись.
        Мои стихи никогда не способствовали сближению с девушками, а, напротив, в большинстве случаев их пугали и отталкивали. Сам факт получения стиха толковался узко однозначно – как предложение совершить нечто такое, чего со мной эта девушка допустить никак не может; и она начинала меня избегать.
        Если я хочу находиться рядом с понравившейся мне девушкой как можно дольше, то должен к ней «не приставать», а оставаться «хорошим товарищем», но тогда она начинает делиться со мной «интимными» сведениями и ожидает сочувствия. Она охотно расскажет, как потеряла девственность, как захлёбывалась от минета; она будет просить у меня помощи для встречи с другим  мужиком. Если, возбуждённый её рассказами, я придвинусь к ней поближе, то она спихнёт  меня с кровати. И такие отношения со многими девушками тянулись годами. Для меня  это лучше, чем ничего, да и гулять с молодыми приятно и престижно. Они же были моими верными спутницами на подмосковных прогулках.

Озёра и трель соловья,
Зелёных полей покрывало.
Ты спутницей в лодке была,
Но спутницей жизни не стала.

        От роли бесплатного психоаналитика при женщинах я получил много материала для своих трактатов. (См. на «Проза.ру» мои соч.: Идеальная девушка, О подругах девушек, Шеф и его подруга).
        Любовные влечения у меня развивались параллельно на разных уровнях. Во взрослом состоянии в ХХ веке было пять больших безответных романтических любвей, из тех, что возникают в среднем раз в семь лет. Ниже располагались  малоответные любви среднего размера, горячие обожания, нежная дружба и пр., тоже освещённые стихами.  Для учёта любвей я рисовал графики, похожие на палеонтологические. Реальная половая жизнь отразилась в стихотворениях мало, но есть приятные исключения.
        Ни с одной из получательниц романтических стихов у меня не было того, что в салонах досуга называется «интимом». Но в двух случаях из вышеупомянутых «Пяти великих безответных любвей» я всё же прорвался к телу…

                Я ворвался, влетел в твоё гнёздышко
                подержать в кулаке воробушка,
                покормить поцелуями птенчика
                и послушать твои бубенчики,
                и потрогать нежные кончики,
                и повидло слизывать с пончика.

                Я о ногу твою потрусь щёчкою,
                на коленях моих станешь дочкою,
                над моим ржавым "i" станешь точкою,
                усосусь, угрызусь твоей мочкою,
                выпью глаз твоих росинки с листочка
                и заем, закушу свежей щёчкой,
                и поплачу, и утрусь твоим платочком.

                Стану я твоим котом и собачкою,
                я тебя оближу и запачкаю,
                я на кухне твоей стану прачкою,
                я под скарбом твоим стану тачкою,
                стану я твоим ключом и отмычкою,
                обернусь новизной и привычкою.

                Сядь на губы мне мохнатой птичкою,
                на вершину мою сядь лёгкой тучкою,
                поелозь по мне ресницей-мушкою,
                стань периной мне и подушкою,
                и сестрёнкою, и подружкою,
                зацепи меня рукою-дужкою,
                на суку моём повесь кружку
                и попрыгай по мне лягушкой.

                Я тебя обойду как ёлочку,
                я тебя разложу по полочкам,
                я залезу во все твои щёлочки
                и к постели пришью иголочкой.

                Я тебя, влажную и тёплую,
                поваляю по ковру и по полу,
                я тебя размажу по стенам,
                с простынёю смешаю в пену,
                я зароюсь в тебя, как в сено,
                я как капля сольюсь с тобою,
                стану я тобой, а ты мною.

        Это было счастье, это было высшее блаженство, и оно длилось несколько месяцев. Вдохновлённый сладостным свиданием, я писал не только стихи, но и такие работы, которые в ХХ веке считались научными. Коллеги знают, что мои фундаментальные концепции и проекты все связаны с любовными стрессами. Это я много раз говорил и писал в своих мемуарах, объяснял и студентам.

Сушёным учёным я должен быть с виду,
Но роли такой не приемлет мой дух.
Наука моя – перегонка либидо,
Любовных терзаний побочный продукт.

        Во второй половине ХХ века, в эпоху Главлита, пишущих машинок и самиздата, мои стихи предназначались для двух домашних сборников: «Далёкое и высокое» и «Близкое и низкое». В первый сборник должны были войти стихотворения очень серьёзные, а  во второй – эпиграммы, шутки, пародии и т.п. 
        Сборник «Далёкое и высокое» был сформирован и отпечатан на пишущей машинке в конце ХХ века, а набран на компьютере в начале XXI века. Сборник «Близкое и низкое» составлен не был;  я в наши дни от него окончательно отказался по следующим причинам.
        # Не получилось смысловое противопоставление «далёкого и высокого» «близкому и низкому». Многие из оставшихся стихотворений отнюдь не низкие, а их объекты не всегда мне близки.
        # Многочисленные стихотворные мелочи рассеяны по папкам моего архива, частично уже от меня увезённым, найти всё трудно и невозможно.
        # Преобладают опусы низкого качества, а я и так уже опубликовал на «Стихи.ру» немало плохих стихотворений.
        Сборник «Далёкое и высокое» состоял из двух частей, очень неравных. В первой части, «Кредо», декларировавшей  моё мировоззрение,  содержалось пять стихотворений; во второй части, «Эстафета»,  –  26.
        Лейтмотив «Эстафеты» – обожание, культ Прекрасной Девы, заведомо недоступной. Обращение к ней похоже на молитву, но это мольба не об ответной любви, а о предоставлении мне возможности эту девушку любить, служить ей как принцессе и богине. (См. мой трактат «Идеальная девушка» на «Проза.ру»).  Стихи из этой серии унылы и слезоточивы. Сближение с «далёкой» всё же иногда осуществлялось, телесная эротика в стихи вкрадывалась.   

Пусть мал ручей, но он, как и река,
Родился, чтобы в океан стремиться.
Ты от меня как небо далека,
А я мечтал с тобою подружиться.
*  *  *
Ты завела меня пружиной звонкой,
Легла стрелой, горячею и тонкой,
И сердце притаилося в сторонке,
Выстукивая песню о девчонке.
*  *  *
Три лета пролетело, как взошла
Заря сине-зелёная и алая,
Глазами в коридоре обстреляла,
Мечтой в душе запала, проросла.
*  *  *
Ты – зайчик солнечный, скользящий по стене.
Я счастлив быть стеной, но сохраню ли твёрдость?
Я от страстей устал, отверг я ревность, гордость;
Грань дружбы нежную зато люблю вдвойне.

        Ну, пусть я как стихотворец знатокам поэзии не интересен, но признанным публицистом  я стал тем же способом. Мои отношения с некоторыми журналами и редакциями были похожи на любовные романы: начинались неожиданно, были плодотворными несколько лет,  обрывались внезапно и бесповоротно… Когда я писал статью, то думал об одной первой и единственной вдохновляющей читательнице, которая будет это читать по-настоящему, будет пропитываться, проникаться мною; я старался для неё, так хотел её порадовать, так жаждал её похвалы! И результаты были прекрасными.  Лучшие сочинения всех жанров всегда связаны с любовью.

        Для «Стихи.ру» 10 февраля 2022.


Рецензии
Ненависть тоже подпитывает

Зус Вайман   15.02.2022 22:35     Заявить о нарушении
Ннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннн

Борис Родоман   25.03.2022 22:56   Заявить о нарушении