48сб. Авиация, накануне юбилея
9 февраля 1923 года. В СССР появляется пассажирская авиация
9 февраля 1923 года в СССР появился Совет по гражданской авиации — с помощью него в Советском Союзе планировали организовать регулярные авиаперевозки.
Теперь 9 февраля считается днём появления пассажирской авиации (в 2023 году она будет отмечать первый 100-летний юбилей)
Самолеты в то время были новейшей отраслью, одной из главных технических новинок. Первая мировая война внесла огромный вклад в развитие авиации, но одновременно отсрочила появление гражданской авиации в Европе. Поэтому пионерами пассажирских авиаперевозок стали американцы — первую регулярную пассажирскую линию открыли в США в 1914 году, в штате Флорида.
Европейцы вернулись к идее перевозок пассажиров по воздуху только после окончания конфликта. Первой международной линией в 1919 году стало направление Париж — Брюссель. В России в это время шла Гражданская война.
Первая авиалиния в молодом советском государстве появилась в 1922 году, это был маршрут Москва — Смоленск — Кенигсберг — Берлин. Самолеты летали нерегулярно, обычно возили только почту, но иногда на борт брали и госслужащих. Аэродром располагался прямо на Ходынском поле.
Полноценная пассажирская линия появилась 15 июля 1923 года: начались рейсы по маршруту Москва — Нижний Новгород. Одновременно родилась организация, ставшая предтечей «Аэрофлота» — общество добровольного воздушного флота «Добролёт».
Дело происходило во времена НЭПа, и «Добролёт» был акционерным обществом. В Советском Союзе авиаперевозки пользовались куда меньшим спросом, чем в Европе, как по политическим, так и по географическим причинам. К примеру, немецкая Lufthansa за первые 8 лет работы перевезла миллион пассажиров, а советская авиация — 50 тысяч.
Основу воздушного парка первоначально составляли немецкие машины Junkers F.13. Это был первый в мире самолет, специально разработанный для пассажирских перевозок. Он имел отапливаемый пассажирский салон на 4 человека и мог развивать скорость до 150 километров в час.
Постепенно «Юнкерсы» на внутренних авиалиниях вытеснили самолеты Калинина — самой трагической фигуры среди всех советских конструкторов. Калинин создал К-4 и К-5, ставшие основой советского авиапарка на целое десятилетие.
К-4 по своим характеристикам не сильно отличался от немецкого конкурента, зато был значительно дешевле. Существовали разные модификации: грузовая, пассажирская, почтовая и даже санитарная.
Главным советским самолетом в эту эпоху стал К-5 — усовершенствованная версия предшественника. Эта машина могла брать на борт уже 8 пассажиров и развивать скорость до 200 километров в час.
Cамолет Калинина К-5 (на фото)
Константин Калинин стал родоначальником советской гражданской авиации. Однако его имя практически неизвестно.
Дело в том, что Калинин имел опасное происхождение и неправильную биографию: он был офицером царской армии, возглавлял авиаотряд на Румынском фронте и некоторое время числился командиром авиаотряда УНР.
Когда в авиационной отрасли начались репрессии, у кого-то из его коллег нашлись могущественные заступники, у кого-то; безупречная пролетарская анкета, а у самого конструктора не было ни того, ни другого.
Калинина на всякий случай расстреляли за антисоветскую деятельность и вредительство в авиации.
22 октября 1938 года, в подвале внутренней тюрьмы воронежского НКВД, Калинин был убит выстрелом в затылок.
Вскоре его самолеты вытеснил Ли-2, копия американского самолета Douglas DC-3, производившегося в СССР по лицензии. Ли-2 оставался основой гражданской авиации до послевоенных лет.
С окончанием НЭПа всех советских авиаперевозчиков объединили в одну государственную компанию, которая получила название «Аэрофлот».
После войны советская гражданская авиация развивалась в общемировом контексте с одной отличительной особенностью — до развала СССР «Аэрофлот» оставался одним из немногих европейских авиаперевозчиков, летавших исключительно на самолетах местного производства.
В ЧЕСТЬ 99-ой годовщины появления пассажирской авиации в СССР и РФ
СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН ПРОФЕССИОНАЛЬНО С ЭТОЙ ОТРАСЛЬЮ!
УДАЧНЫХ ВЗЛЁТОВ ВАМ И МЯГКИХ ПОСАДОК! СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ, БУДЬТЕ УСПЕШНЫ!!!
Свидетельство о публикации №122021005783
В декабре 1913 года воздухоплавательные части России переданы службе войск Генерального штаба и принята за основу для исторического обоснования даты празднования Дня Военно-воздушных сил России. Николай II повелел чествовать воздухоплавателей 2 августа - в день Пророка Божьего Илии. После победы революции, в 1918 году был создан рабоче-крестьянский Красный воздушный флот , но праздник продолжали отмечать 2 августа (значительно позже эта дата стала и Днем ВДВ России). Но в 1925 году свою годовщину Красный воздушный флот празднует уже 14 июля. Постановлением от 28 апреля 1933 года установлен праздник — День Воздушного Флота Союза ССР, (день авиации). Праздник предлагалось проводить ежегодно 18 августа. С 1946 г. по 1959 г. День Воздушного Флота СССР всегда отмечали в выходной день июня, июля или августа месяца. С 1960 г. по 1971 г. стали отмечать строго 18 августа, вне зависимости от дня недели, Так и шло.. . 28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление «Об установлении праздника День Воздушного флота России», о празднование этого дня — третье воскресенье августа… В 2022 году эта дата выпадает на 21 августа…
Затем Указ Президента Российской Федерации № 949, от 29 августа 1997 года, «Об установлении Дня Военно-воздушных сил — 12 августа» После создания в 2015 году Воздушно-космических сил РФ (ВКС РФ), в состав которых вошли Военно-воздушные силы страны, праздник стал отмечаться и как День Воздушно-космических сил РФ…
К истории праздника можно отнести - День Аэрофлота СССР. Его отмечали во второе воскресенье февраля. Праздник существовал с 1979 по 1988, а затем был упразднен и объединен с Днем воздушного флота.
Есть профессиональные праздники у летчиков разных структур. У МЧС — 10 мая, у Росгвардии — 3 марта, в ФСБ — 14 августа…
,
Валерий Анатольевич 2 17.02.2022 19:47 Заявить о нарушении
Ольга Варлашова 17.02.2022 20:03 Заявить о нарушении