Артерии души

     Почти сто сорок лет тому назад, 16(28) июля 1883 года, в газете " Новости и биржевая газета" за №104 (первое издание) и №187 (второе издание), выпускаемое в форме массовой газеты, была опубликована бесподписная заметка, которая заслуживает особого внимания. В каждом из номеров, такие заметки формировали колонки новостей. Примечательно не только то, что строки интересующего материала посвящены Марко Вовчок, некоторое время проживала в городе Орле, и впоследствии ставшая писательницей, но и то, что они принадлежали перу нашего земляка Николаю Семёновичу Лескову. И ещё, именно в этой статье встречаем крылатую фразу о нашем городе, который "воспоил на своих мелких водах" и орловских писателей, и конечно же, нашу литературную общественность.      
       Авторство высказывания писателя бесспорно. Ему удалось сформулировать мысль, которая разрозненно витала в воздухе и притягивала умы, словно мартовский аромат, наполненный набухающими почками и соединяемый  с  влагой талых вод. Не случайно строки близки многим жителям Орловщины. В них; и гордость за свою малую родину, и областной центр, и косвенно разделяемое соавторство. И как доказательство эти знаменитые слова нередко можно встретить в литературоведческих работах наших земляков и статьях на тему о литературе. Сам губернский город середины 19 века оказывал удручающее впечатление на молодого Николая Лескова. Хаотическая застройка деревянными постройками, грязь, незначительное количество булыжных мостовых, и как следствие "прогорелость" во всех смыслах этого слова, давили своей дремучей провинциальностью. Такая обстановка окружающей действительности не могла служить творческой лабораторией, где бы успешно могли развиваться различные виды искусств. И не удивительно, что при всей этой закрепившейся странности, появление новых имен в литературе происходило не благодаря, а вопреки. Творческое воображение писателя питали губернские наблюдения. В открытом письме к П.К.Щебальскому он писал: "Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждаюсь в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием".  Лесков понимал, что для  всего писательского сообщества  движущей силой есть человек, который помещался в центр внимания со своими радостями и горестями, открытиями и ошибками, со своими духовными исканиями. Именно эти ручейки и составляли полноводные реки, словно артерии огромного организма. Своё познавание народа Лесков начал с малых лет. Панин хутор, здесь началось собирание образов. "Я... думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю этого себе ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... -Стебницкий (Лесков Н.С.) "Русское общество в Париже". Николай Семёнович оказался прозорлив в возможности  подпитывать сердца ещё одним источником, горячо поддерживая общественность по сохранению  памятников прошлого. Будучи человеком, хорошо знающим историю родного края, он в 1883 году обратился в редакцию губернской  газеты "Орловский вестник" со статьей "Тургеневский бережок", где указал своим землякам место в городе на котором следует установить памятник Тургеневу, "прославившим свою родину доброю славою во всём образованном мире". И теперь, каждое поколение, оставаясь в настоящем, имеет неразрывную связь из прошлого в будущее. Сохраняя память, опираясь на культурное наследие и приумножая его работами современников,  мелкие воды и поныне будут полниться  нескончаемыми ручейками, в выполнении важной социальной функции, воспитывая и развивая личность.


Рецензии