Эскизы любви!

/По строкам Маргариты Мендель/
        Логический парадокс любви и смерти – что появилось раньше?
Ведь смерть – это когда нигде ничего.
Что появилось раньше - любовь или ничего?
Ведь любовь - неизменная константа рождения человеческого дитя,
прообраза божьего!* Хотя…
     На что похожа любовь, если не на просветление первофевральского неба
с весенними прожилками солнечного света,
проникающего сквозь тучи к пастельно-лазоревому бесконечному горизонту  рассвета –
к смерти (всего уходящего ненужного уже, тёмного) в духе Уитмена**?
     Это её гуттаперчевая гибкость, мягкость скользящего прикосновения,
тёплое касание заиндевелых ресниц розоватыми подушечками пальцев, (ах!),
пульсары сердца в голубых венах бледных и тонких запястий,
её четыре арабеска на sur la pointe des pieds (на цыпочках!)
и жреческое камлание*** поэтов, завладевших маленькой буддистской флейтой вдали,
способной призывать божество любви.
        Любовь находят в гуще ароматной чашечки кофе –
на дне расписного фарфора с золотой каймой и рахманиновской сиренью.
Она гуляет по мощёным улочкам тихого центра, скрывается в тенистых аллеях,
увлекаясь их тенью,
играет солнечными зайчиками от гранатового браслета даже в сильный мороз,
и исчезает на Новониколаевском мосту**** весною в жёлтой пыльце мимоз.
   Её можно увидеть в глазах усопших дев и юношей фаюмских портретов*****- восковые -
глаза-омуты, глаза-оазисы – томные и глубокие, встревоженные и опечаленные, пронзительные в своей завораживающей красоте, словно беззвучная чарующая лира, –
часть мистерии смерти, ритуала смотрения в бездну через погребальный саван этого мира.
      Любовь - эллинистическая мозаика, барельеф итальянского возрождения,
готический витраж французской розы,
дрожащее эхо рулад благочестивого benedictus (благословенного) из католической мессы,
разносящейся под величественными кельнскими сводами и кружевом рейнского камня
необычной красы.
     Она - пламенник Бога.  В ней – тайна влекающего очарования!
Уверовавшие в её милосердие и великодушие, проникшиеся тайной её звучания –
предтечи нового мира, пророки истины и мягкосердечия, мудрые старцы в душе,
что отныне наделены смирением и кротостью – нет ничего прекраснее и лучше!
    Любовь - высвобождающая крещенская купель морозного вечера, дивных вечеров иных,
живой родник, алтайский водопад в серебристых брызгах, через флёр*   * которых
проявляются лики матери-земли и духов-целителей с гор,
наблюдающих за измождёнными путниками из-за гор.
    Любовь - благоухание маркесовского миндаля*  **,
смешанного с ароматом свежих орхидей и весенней мимозы,
надломленного яблока, мускатного вина и лепестков свежесрезанной английской розы.
Но её тихое свечение и мученический шёпот исповедания не чужды экзальтации –
влекущего  восторженно-возбуждённое состояния,
экстатического*   *** жара, вдохновенного восхищения и притягательного обаяния.
    Она сочетает в себе самые экзотические звучания,
открывшиеся человеческому сознанию – мерцающего вотерфона*   ****
под аккомпанемент солёных средиземных волн, муссона, выражающего так свои лики,
заплутавшего в струнах кризалиса, средневековой никельхарпы*   ****
и моцартовской стеклянной гармоники.
      Одна из одежд любви - долгоиграющее аристократическое послевкусие необычностей,
эстетское наслаждение винной терпкостью, смак восточных сладостей
несметного сказочного стола султанов,
острота индийских пряностей и специй, обжигающих кончик языка,  этот вкус каждый раз – нов!
    Любовь - это высекание человека заново из всего, что его окружает,
это беспредельное любопытство, его не унять, оно пленяет!
Широко раскрытые глаза на все чудеса и страдания мира,
превращение человеческой жизни в круговерть поэмы,
сотканной по сюжетным законам Вселенной -
это вызревание души из маленькой щепотки света до размеров Солнечной системы!
Фрустрация («расстройство замыслов), d;j; vu (состояние – «уже виденное»),*  ***** -
абстрактная беспространственность географии,
метафоры в рыцарской битве с эвфемизмами - «благоречиями» в тиши,
но в итоге - обретение алхимической мудрости, философского камня
и эликсира вечной молодости души.
     Любовь – это музыкальный вернисаж с пленительным изяществом Шоссона*+
и струнным квартетом-исповедью страсти Яначека
(где-то позади музыкантов фрагменты узорчатого позолота Климта
и лиричного маньеризма Модильяни). Любовь – огромнее Великого ковчега!
        Любовь – это шелест стрекозьих крылышек,
 зенитная пелена разбереженного посетителями парка, остывающего в утренние часы,
камушек в форме сердца, лодка, качающаяся в такт реки,
хвойный хруст осеннего леса и собирание жемчужной росы.
       Любовь – это улыбка и взгляд, предназначенные только тебе,
рельеф бархатистой кожи, созданной для тебя,
маленькие прихоти и причуды, известные лишь тебе,
хаос мыслей, путающий фразы из-за своей сверхскоростной кинетической энергии, любя,
хаос, оберегающий твоё чувство благодарности за новое рождение,
за твою вечную, непоколебимую любовь - за Твоих лучших чувств воскрешение!
_____
* БОГ – Бесконечное Обогащение Гармонии – Бесконечный Очаровывающий Грандпоток полей и волн Вселенной.
** в духе Уитмена… - Уолт Уитмен (англ. Walt Whitman, 1819-1892) – американский поэт и публицист. К концу жизни Уитмен обрёл славу первого общенационального поэта США. На русский язык Уитмена переводили К.Д. Бальмонт, И.А. Кашкин, К.И. Чуковский.  С конца 30-х годов в журналах появляются статьи Уитмена, в которых он выступал против культа доллара, подчёркивал, что деньги приводят к духовному опустошению.   Возвещая, что для него на земле не существует ничего чужого и что ему одинаково близки все люди, вне зависимости от их социального статуса, расы, пола, конфессии и т. п., Уитмен предстаёт поборником социалистической идеи в наиболее обобщённой формулировке. Вместе с тем он осознает себя и мистиком, предвидящим эпоху, когда все конфликты, противоречия и несходства исчезнут, так что жизнь сделается бесконечно сложным, изменчивым, но целостным организмом, «электрическим телом», как сказано в одном из его программных стихотворений. Телесность, вещественность, никогда не ослабевающий интерес к материальному, физическому облику явлений и упорное неприятие всего умозрительного составляют важную особенность поэтического мира «Листьев травы». /Интернет-информация/
/Уолт Уитмен. Листья Травы.
… Я не думаю, что Жизнь предопределяет все сущее - и Время, и Пространство,
но верю, что всё предопределяет Божественная Смерть.
…. КОГДА Я ВИЖУ ПАХАРЯ ПАШУЩЕГО...
Когда я вижу пахаря пашущего,
Сеятеля сеющего или жнеца жнущего,
Я вижу прообразы ваши,
Жизнь и Смерть;
Пахота - это Жизнь, а Смерть - жатва./ /Интернет-информация/
Но без жатвы урожая, выпащенного жизнью, смерть придёт без жизни… /Серж Пьетро 1/
   Вера Уитмена в предназначение Америки, которая должна явить пример для всего человечества, став обществом победившей социальной справедливости и великих триумфов духа, поколебалась после окончания Гражданской войны, когда он удостоверился во всевластии «дракона наживы» и с тревогой писал об угрозе, создаваемой плоским меркантилизмом, которому поддались соотечественники (книга публицистики «Демократические дали», 1871) /Интернет-информация/
**Камлание – это особый обряд, во время которого шаман общается с духами. Считается, что душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам – поднимается на небо (верхний мир) и спускается под землю (нижний мир).
****Новониколаевский мост - первый железнодорожный мост через Обь – железнодорожный мост в месте пересечения главного хода Транссибирской магистрали с Обью. Построен в 1893 -1897 годах. Решение строить мост именно в этом месте - в районе села Большое Кривощёково Кривощёковской волости Томского уезда - предопределило возникновение города Новосибирска. Новосибирск образован в 1893 году - как посёлок строителей железнодорожного моста через Обь Транссибирской магистрали. Посёлок получил имя императора Александра III (Александровский), а в 1895 году поселок переименовали в честь нового царя в Новониколаевский. Ныне - Новосибирск (до 1926 года - Ново-Николаевск) - третий по численности населения город России.
***** Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией (Эль-Файюм - оазис в Египте к юго-западу от Каира. Центр - город Эль-Файюм; отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни. Представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря; название происходит от древнеегипетского слова фиом «болото», фиом-нте-мере «озеро, разлив» (Нила)). Портреты являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
*  *Флёр · Тонкая, прозрачная (преимущественно шёлковая) ткань. · Полупрозрачный покров, пелена, дымка. 
 *   **Есть книги, которые совершают переворот в нашем сознании… После первого предложения, в котором время сжато, а жизнь заканчивается, – читатель погружается в волшебную воронку маркесовского текста,  погружается с головой в водопад ни с чем не сравнимой маркесовской эротики... в комнате резкий запах горького миндаля - от цианида, который он вдыхал ...   («Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества. Одна абсолютно несчастная деревня.» - Клан Буэндиа порождает святых и грешников … – и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни… эти невероятные события снова и снова становятся своеобразным "волшебным зеркалом", сквозь которое читателю является подлинная история Латинской Америки…)
*   ***экстатический - (прил. от слова экстаз) выражающий экстаз.
*   ****Вотерфон - музыкальный инструмент. Состоит из чаши-резонатора, изготовленной из нержавеющей стали, и бронзовых стержней различной длины, размещенных по её краю. Внутрь чаши наливается вода. Звуки извлекаются смычком, постукиванием прутьев, резиновым молоточком. Звучание инструмента может изменяется с движением воды внутри. Конструкция инструмента позволяет создавать монолитный многотональный низкий звук. Вотерфон имеет торжественное, «неземное» звучание. Отдалённо напоминает песни китов.
Кризалис - струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.
Никельхарпа - традиционный шведский струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет.В шведском языке, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой».
*   *****Фрустрация (лат. frustratio - «расстройство планов», «уничтожение замыслов», разг. «тильт») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза (потенциальная, реальная) удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние.
Дежавю или дежа вю (фр. dеjа vu - «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте, однако, испытывая такое чувство, обычно не может, несмотря на его силу, связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого. Наука распознаёт два типа дежавю: патологическое, обычно ассоциируемое с эпилепсией, и непатологический тип, характерный для здоровых людей, из которых примерно две трети имели опыт дежавю. Люди, которые больше путешествуют или часто смотрят фильмы, испытывают дежавю чаще, чем другие. Частота возникновения дежавю уменьшается с возрастом.
 DjVu (от фр. deja vu  «уже виденное») - технология представления и хранения документов (книг, журналов, рукописей и подобных, прежде всего сканированных), с использованием сжатия изображений с потерями.
* +  Эрнест Шоссон (фр. Am;d;e Ernest Chausson,  1855-1899) - французский композитор и музыкальный деятель.  Э.Шоссон-Поэма для скрипки с оркестром.
 www.youtube.com/watch?v=IGYnXMTeczc
_____________
Эскизы любви. Маргарита Мендель.
stihi.ru/2022/02/08/6810
        Логический парадокс любви и смерти — что появилось раньше, если любовь — неизменная константа рождения человеческого дитя, прообраза божьего. На что похожа любовь, если не на просветление первофевральского неба с весенними прожилками солнечного света, проникающего сквозь тучи к пастельно-лазоревому бесконечному горизонту смерти в духе Уитмена?
        Это ее гуттаперчевая гибкость, мягкость скользящего прикосновения, теплое касание заиндевелых ресниц розоватыми подушечками пальцев, пульсары сердца в голубых венах бледных и тонких запястий, ее четыре арабеска на sur la pointe des pieds и жреческое камлание поэтов, завладевших маленькой буддистской флейтой, способной призывать божество любви.
        Ее находят в гуще ароматной чашечки кофе — на дне расписного фарфора с золотой каймой и рахманиновской сиренью. Она гуляет по мощеным улочкам тихого центра, скрывается в тенистых аллеях, играет солнечными зайчиками от гранатового браслета и исчезает на Новониколаевском мосту в желтой пыльце мимоз.
        Ее можно увидеть в глазах усопших дев и юношей фаюмских портретов: восковые глаза-омуты, глаза-оазисы — томные и глубокие, встревоженные и опечаленные, пронзительные в своей завораживающей красоте — часть мистерии смерти, ритуала смотрения в бездну через погребальный саван этого мира.
        Любовь — эллинистическая мозаика, барельеф итальянского возрождения, готический витраж французской розы, дрожащее эхо рулад благочестивого benedictus из католической мессы, разносящейся под величественными кельнскими сводами и кружевом рейнского камня.
        Она — пламенник Бога. Уверовавшие в ее милосердие и великодушие, проникшиеся тайной ее звучания — предтечи нового мира, пророки истины и мягкосердечия, старцы в душе, отныне они наделены смирением и кротостью.
        Любовь — высвобождающая крещенская купель морозного вечера, живой родник, алтайский водопад в серебристых брызгах, через флер которых проявляется лики матери-земли и духов-целителей, наблюдающих за изможденными путниками из-за гор.
        Благоухание маркесовского миндаля, смешанного с ароматом свежих орхидей, надломленного яблока, мускатного вина и лепестков свежесрезанной английской розы. Но ее тихое свечение и мученический шепот исповедания не чужды экзальтации, экстатического жара и вдохновенного восхищения.
        Она сочетает в себе самые экзотические звучания, открывшиеся человеческому сознанию — мерцающего вотерфона под аккомпанемент соленых средиземных волн, муссона, заплутавшего в струнах кризалиса, средневековой никельхарпы и моцартовской стеклянной гармоники.
        Одна из одежд любви — долгоиграющее аристократическое послевкусие, эстетское наслаждение винной терпкостью, смак восточных сладостей несметного сказочного стола султанов, острота индийских пряностей и специй, обжигающих кончик языка.
        Любовь — это высекание человека заново из всего, что его окружает, это беспредельное любопытство, которое не унять, широко раскрытые глаза на все чудеса и страдания мира, превращение человеческой жизни в круговерть поэмы, сотканной по сюжетным законам вселенной, это вызревание души из маленькой щепотки света до размеров солнечной системы.
        Фрустрация d;j; vu, абстрактная беспространственность географии, метафоры в рыцарской битве с эвфемизмами, но в итоге — обретение алхимической мудрости, философского камня и эликсира вечной молодости души.
      Музыкальный вернисаж с пленительным изяществом Шоссона и струнным квартетом-исповедью страсти Яначека (где-то позади музыкантов фрагменты узорчатого позолота Климта и лиричного маньеризма Модильяни).
        Шелест стрекозьих крылышек, зенитная пелена разбереженного посетителями парка, остывающего к утру, камушек в форме сердца, лодка, качающаяся в такт реки, хвойный хруст осеннего леса и собирание жемчужной росы.
        Улыбка и взгляд, предназначенные только тебе, рельеф бархатистой кожи, созданной для тебя, маленькие прихоти и причуды, известные лишь тебе, хаос мыслей, путающий фразы из-за своей сверхскоростной кинетической энергии, но оберегающий твое чувство благодарности за новое рождение, за твое воскрешение, за твою вечную, непоколебимую любовь.
7 февраля 2022 года.


Рецензии