Власть заблуждения

И речь вовсе  не о том, что картина «Власть пса» уже удостоена высоких наград  и  мартовский Оскар, вполне возможно, тоже  будет ею завоёван. Речь о том, что это  подлинное явление в сегодняшнем кинематографе.   Эстетически выверенный, композиционно выстроенный, непредсказуемый, по-настоящему драматичный, многомерный и очень актуальный фильм. Он и сам по себе — награда зрителю. Давно не видела  ничего подобного, когда каждая деталь в кадре, каждый жест, цвет,  звук и  реплика —  важны и значимы. Когда не убавить — не прибавить.

Я бы сказала, что его нарратив  —    подмена  ценностей. Когда вместо заповеди «Не убий» некий женоподобный подросток целью своей жизни считает благополучие матери, обеспечить которое после смерти отца — ещё и его мужское самоутверждение.  Привет от Достоевского.  Убить с благой  целью. Убить, а потом с ясным личиком читать псалмы и просить Бога освободить  душу от «власти пса». Уж не знаю, было ли это главной задачей Джейн Кэмпион, любимой  нами после «Пианино»,  знаю только, что я так фильм увидела.  По праву  зрителя.  Да, собственно, это и есть его сквозная линия. 

И мне безразличны все гендерные  фрустрации его персонажей, с обязательным сегодня уклоном в гомосексуальность.  Увы. Словно без подобного рода проблем мир рухнет и человек уж никак не выживет.  А вот экзистенциальная проблема выбора  —   не безразлична.  Хотя для Питера (Коди-Смит - Макфи) не было ни проблемы, ни выбора.  Он не колебался.  Во имя своей слабовольной и пьющей, но хорошо всё просчитавшей матери. И тут может возникнуть  соблазн сказать,  что, кроме Шестой заповеди, есть ещё и Пятая: «Чти отца своего и мать свою». Да, но «чтить» — не значит убить всех, кто на их пути.  Самым подлым образом  убить независимого работягу и ковбоя Фила   (мощное исполнительское мастерство Камбербэтча  — смысловая и художественная доминанта  фильма) после его неоценимых уроков верховой езды и мужества, — это действует потрясающе. Особенно с учётом сдержанного, неспешного темпоритма фильма и его тонкой, почти уайетовской  песчано-коричневой монохромности.   

Прерываю свой спонтанный  монолог: фильм лучше смотреть и пересматривать.  Он  завораживает —  как целостное полотно и провоцирует на  размышления  — как философская притча.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →