Власть заблуждения
Я бы сказала, что его нарратив — подмена ценностей. Когда вместо заповеди «Не убий» некий женоподобный подросток целью своей жизни считает благополучие матери, обеспечить которое после смерти отца — ещё и его мужское самоутверждение. Привет от Достоевского. Убить с благой целью. Убить, а потом с ясным личиком читать псалмы и просить Бога освободить душу от «власти пса». Уж не знаю, было ли это главной задачей Джейн Кэмпион, любимой нами после «Пианино», знаю только, что я так фильм увидела. По праву зрителя. Да, собственно, это и есть его сквозная линия.
И мне безразличны все гендерные фрустрации его персонажей, с обязательным сегодня уклоном в гомосексуальность. Увы. Словно без подобного рода проблем мир рухнет и человек уж никак не выживет. А вот экзистенциальная проблема выбора — не безразлична. Хотя для Питера (Коди-Смит - Макфи) не было ни проблемы, ни выбора. Он не колебался. Во имя своей слабовольной и пьющей, но хорошо всё просчитавшей матери. И тут может возникнуть соблазн сказать, что, кроме Шестой заповеди, есть ещё и Пятая: «Чти отца своего и мать свою». Да, но «чтить» — не значит убить всех, кто на их пути. Самым подлым образом убить независимого работягу и ковбоя Фила (мощное исполнительское мастерство Камбербэтча — смысловая и художественная доминанта фильма) после его неоценимых уроков верховой езды и мужества, — это действует потрясающе. Особенно с учётом сдержанного, неспешного темпоритма фильма и его тонкой, почти уайетовской песчано-коричневой монохромности.
Прерываю свой спонтанный монолог: фильм лучше смотреть и пересматривать. Он завораживает — как целостное полотно и провоцирует на размышления — как философская притча.
Свидетельство о публикации №122020902637