Лабиринт - двери таинства богословия
- из бесед книжников
- Ты в двери таинств богословских заходил?
Стремился к Солнцу мысленно с Востока?
- Нет, я боюсь: там много разных сил,
То ножку враз подставят, то прям в бездну.
Читал я про Дедала: лабиринт зело прехитрый
Он выстроил из камней, Минотавр -
Страшилище всезлое и всеядно - жертвы ждёт там!
Я ж не Тесей, сражаться не смогу. Мне вход запретен.
- То притча с древнегреческих времён. Теперь же
В ней можно зреть иное указанье. Кто там в центре?
Да, греки видели туманно. Нам грешно
Вновь повторять их путанные басни. Суть иная
Открылась нам: там в центре Сам Творец!
Создатель мира в круге бесконечном.
Сам в центре мира – Он везде нигде.
И все сердца, планетное дыханье –
Всё вкруг Него и в Нём и чрез Него.
- Так в чём тогда причина – что искать то,
Зачем в круг лабиринт? Тут есть разгадка?
- Разгадка есть в писаниях Отцов, аскетов.
Они нам передали (разум есть?), что души
Стремятся к Господу, все мечутся, поют…
Но кто-то и рыдает в огорченьях, кто-то спящий.
А кто сам приближается к Отцу,
Тот чувствует, что рядом люди-братья.
Ты понимаешь ли в чём чудо, труд молитв?
Нельзя стремиться к Богу чуждо к братьям!
Кто ближнего не любит… Где ж там Бог?
- Ах вот как! Размышление пречудно,
И вроде б ясно всё. Но трудно же так жить:
Мы жаждем Рая, избегая (ненавидя!) ближних…
Как в центр Круга лабиринт пройти?
8 февраля 2022 года – в статье Н.В. Буцких «Двери таинства богословия: изображения лабиринтов в древнерусской книжности» описана трансформация античного образа «Лабиринта Минотавра» у книжников Древней Руси. Смотри статью на сайте Центра «Зело».
«К Солнцу мысленно с Востока…» - парафраза евангельского повествования о рождении Исуса (Евангелие от Матфея, 2.1) "С Востока свет".
«Читал я про Дедала: лабиринт…» - согласно греческому мифу, в центре лабиринта, который построил Дедал по повелению царя Миноса, обитал Минотавр, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Ему отдавали на съедение юношей и девушек, пока Тесей не убил чудовище и благодаря нити Ариадны нашёл оттуда выход.
«Суть иная Открылась нам…» - в древнерусских рукописях, начиная с 15 столетия, встречаются изображения лабиринта «шартрского» типа (ранее с 13 века – в архитектуре и рукописях Западной Европы, в частности, на полу собора в Шартре, Франция). Образ Минотавра был заменён на Творца мира. По кругу вокруг лабиринта помещались надписи такого рода: «Двери таинства богословиа входи». Идея – поиск человеком Господа.
«Разгадка есть в писаниях Отцов, аскетов…» - здесь дана вторая интерпретация лабиринта, уже аскетико-нравственного плана. Например, приводилось изречение о любви Аввы Дорофея из его «Душеполезных поучений»: Авва описывает круг с радиусами, по которым праведник стремится к Богу, одновременно приближаясь к ближнему. Это одно действие, но с двумя составляющими.
НА ФОТО: Лабиринт помещён на последнем листе рукописи «Слов Василия Великого» XVI века, которая принадлежала Боголепу Губе (Кир.-Бел. 91/216, л. 452), писцу Кирилло-Белозерского монастыря, он был любителем средневековых тайных посланий и не раз скрывал своё имя при помощи тайнописи.
Свидетельство о публикации №122020805498