Чем 4 век похож на 21 в?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайла

Проповедь на Божественной Литургии в праздник Обновления Иерусалимского Храма в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её», -  такие слова мы сегодня с вами слышали на Божественной Литургии на Евангельском Чтении.
Сегодня в этот Воскресный День на Божественной Литургии мы собрались прославить нашего Бога и Спасителя в эту Малую Пасху, ибо каждый Воскресный День – это есть Малая Пасха, когда мы вспоминаем победу Христа над смертью.
А также в этот Воскресный День мы сегодня вспоминаем Обновление Иерусалимского Храма. Этот праздник называется Словущее, т.е. распространился слух о том, что Храм снова восстановили. Это событие удивительное и основополагающее для всех христиан.
В 4 веке Святые Константин и Елена, мать и сын, проявили огромное дерзновение для того, чтобы восстановить все святыни в Иерусалиме. Мы с вами помним, что после того, как Иисуса Христа распяли, то язычники полностью стёрли с лица земли все святые места. Эти святые места были настолько поруганы, настолько они были закопаны землёй, что найти не представлялось никакой возможности. Но промысел Божий был другой. И Господь открыл святыни Иерусалимские для того, чтобы люди приходили снова и снова оказывались в местах, где ходил Спаситель.
Иерусалим, который был превращён в языческий город, а на Храме Гроба Господня, мы знаем, что был языческий храм - капище, а кресты Господне были закопаны под землёй – всё это превратилось в чудо, когда Святые Равноапостольные Константин и Елена смогли всё это вернуть. И это настолько удивительно, что люди стали праздновать этот праздник и почитать его как величайший, потому что именно в Храме Воскресения Христово люди обретали снова надежду, что Христос Воскрес! Эти исторические места были явными доказательствами, что Иисус Христос был не каким-то вымышленным Богом, а который по-настоящему жил, по-настоящему ходил по улицам Иерусалима, который нёс свой Крест на Голгофу. Поэтому этот Праздник Воскресение Словущего так важен для каждого христианина.
Никакой неверующий человек уже не сможет обвинить христиан, что Иисус Христос – это вымышленная историческая фигура. Нет, Иисус Христос – Настоящий Живой Бог, Настоящий Живой Человек, который жил и живёт сейчас среди нас. Мы только Его не видим, потому что наши глаза закрыты.
Сегодня мы с вами читали Евангельское Чтение, посвященное тому, как Господь рассказывает Притчу о браке, когда Хозяин делает пир и приглашает туда своих самых близких людей. Но никто не приходит туда. Один говорит: «Я купил волов, мне нужно идти», другой говорит: «Я женился», третий ещё чем-то занят, и многие кто не пришёл. И Царь созывает самых простых людей – нищих, и они полностью занимают все места, приготовленные на этом пире. Царь радуется и приходит, смотрит и угощает Сам лично тех, кто пришёл.
Но Он видит, что один человек находится в небрачной одежде, Он спрашивает этого человека: «Почему ты не в брачной одежде?» Но он ничего не отвечает, проявляя тем особое неуважение к Хозяину дома. Представьте себе: человек не разговаривает, когда его спрашивают на людях – это является особым оскорблением. И вот Хозяин говорит: «Вывести этого человека вон и бросить его во тьму кромешную». Но тут люди могут сказать: «За что же наказывать этого человека, ведь он просто пришёл в небрачной одежде?» Но здесь есть чёткое объяснение, потому что исторические данные очень нам помогают разобраться в Евангелие. Библеисты говорят нам, что у этого человека не было никакого оправдания. Если бы он был бедный и у него не было бы никакой одежды, то тогда у него было бы какое-то оправдание, если бы ни одно обстоятельство: оказывается, что когда устраивали такие пиры, то была некая комната, в которой была брачная одежда, т.е. там были дорогие, хорошие одежды. Любой самый бедный человек мог прийти на этот пир в своей одежде и мог там переодеться. Поэтому Хозяин имел такое дерзновение и претензию к этому человеку, одевшемуся в небрачную одежду, что он игнорировал, что ему предлагалась чистая и светлая одежда.
Поэтому, дорогие братья и сестры, для каждого из нас это есть свидетельство о том, что, когда мы предстанем на Страшный Суд и на Пир Божий, а Пир Божий – это Царствие Божие, у нас не будет ни одного оправдания. Господь скажет: «Почему ты пришёл ко Мне на Страшный Суд не в брачной одежде, не в светлой одежде?» У нас не будет оправданий, потому что Господь приготовил для нас место, где мы можем переодеться в светлые одежды. Где же это место? Это Храм Божий. Именно здесь мы можем на исповеди оставить свои грязные одежды греха и переодеться во время причащения Христовых Тайн в светлые одежды, где мы уже входим на Пир Божий, ибо Божественная Литургия, причащение Христовых Тайн и есть малая репетиция того Страшного Суда и того Пира, где будет праздновать Господь со всеми своими Святыми, когда Царствие Божие будет и на Небе, и на Земле.
Мы сегодня с вами в Воскресный День празднуем два события: Малая Пасха, а также Обновление Храма Господня. Как же эти два события эти два события мы можем связать? Святая Православная Церковь удивительным образом соединяет праздники церковные и даёт нам напоминания о том, как нам нужно жить, что делать и что предпринимать. Мы сегодня празднуем Обновление Храма Воскресения Христово. Как же это имеет значение для нас, ведь это было в 4 веке? Посмотрите, дорогие братья и сестры, на людей, которые нас окружают, посмотрите на самих себя. Мы увидим, что это касается сейчас непосредственно нас самих. Ведь как тогда эти Иерусалимские Храмы были поруганы, так и сейчас люди поруганы, люди затоптаны. А ведь мы знаем, что каждый человек – есть Храм Божий. Поэтому, если мы переменим отношение к человеку, то мы увидим ту же самую ситуацию, что была в 4 веке, когда Храмы и Святыни были закопаны, разрублены, поруганы. Посмотрите на что похож сейчас современный человек: он весь завален различными ненужными делами, заботами, грехами, страстями, и самого человека практически не видно. Еще до Иисуса Христа древнегреческий философ Диоген ходил среди огромной толпы с фонарём и говорил: «Ищу человека! Ищу человека!» Сейчас та же самая ситуация: Господь ходит с фонариком и ищет человека среди нас. Ведь не может обожиться животное, и только человек может воспринять Христову Благодать. И поэтому Христос, как и раньше, ходит по улицам нашего города, нашей родины, нашей земли и ищет человека.
Если мы хотим быть с Господом, то нам необходимо стать человеком, нам нужно стать людьми. Нас пытаются с помощью различных западных идеологий опустить на низменную ступень животного. Нам прививают страсти, как прививаются различные сорта деревьев для маленького деревца. Но Господь хочет, чтобы мы давали хороший плод, для этого нам надо прийти в Храм Божий и одеть светлые одежды, попросить, чтобы Господь привил нам Благодать. Вот эта Благодать, как плодоносная веточка, будет давать плоды Святого Духа.
Нам нужно постараться откинуть всё суетное, сбросить с себя маски, сбросить то, что навивает на нас чешую греха и прийти, и переодеться в светлые одежды, прийти на Божий Пир, т.е. причаститься Христовых Тайн. Тогда мы будем знать вкус еды Пира Божьего, и тогда мы будем знать вкус Благодати Христовой. И, когда мы окажемся на Страшном Суде, мы будем в светлых одеждах, потому что светлые одежды будут часть нас. Мы будем привязаны святостью к Божественной Благодати.
Помогай нам, Господь, пока ещё не поздно, одуматься от грехов этого мира, сбросить с себя всю эту ненужность и одеться в светлые одежды праведности, чтобы быть на светлом и благодатном Пиру всегда с Господом. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

26.09.2021 г.


Рецензии