Метод 8Д мышления SN5

Методика формирования 8Д мышления
(авторский вариант Пятериковой С.Н.).
 Цель Развивать творческое (дивергентное) мышление у учащихся и взрослых.
Назначение
Применяется
• Для формирования творческого мышления,
• С целью развития логики,
• Для переключения внимания,
• В качестве простого алгоритма для анализа. 
• Как способ генерации идей и вариантов,
• Чтобы интеллектуально развлечься,
• Как возможность качественно улучшить жизнь.
Ожидаемый результат:
1. Объёмность  мышления с детства (без особых усилий видеть предмет, его контекст, назначение и возможные связи с другими объектами и состояниями)
2. Умение глубоко анализировать предмет (ситуацию, отношения, сферу жизни, самого человека, учебную задачу, проблемную ситуацию, проект производственный или личный)
3. Создание нового (предметы, способы действий, проекты), значимого и полезного результата.
4. Логика, фантазия, метафорическое (образное) мышление,  творческое мышление, продуктивное мышление.
Инструкция для педагога
Вариант 1:
Возьмите для анализа любой предмет, который учащиеся реально могут увидеть. Начните анализировать  его задавая вопросы по плану.
Поощряйте все ответы учащихся, особенно фантастические, без добавления своей личной оценки из серии «так не бывает». Позволяйте ребёнку мыслить во всех направлениях.
Обязательно заканчивайте занятие созданием нового: рисунок, описание. Хотя бы небольшого формата, чтобы научиться фиксировать результат.
Вариант 2:
Распределите каждый шаг мышления на 8 занятий и рассматривайте  их последовательно. Здесь для примера можно брать максимально возможное количество разных предметов.
8Д мышление  (Д – от слова действовать. То есть такое мышление, которое подталкивает к результативным действиям)
Восприятие
Линейное восприятие (то, что можно увидеть или понять сразу, глядя на предмет или вспоминая свои знания и опыт)
1. Прямой взгляд. Внешние явные признаки. Что вижу сразу? Общая картинка, которая бросается в глаза сразу. Из каких частей состоит? (Материал, особенность поверхности, состав, цвет, размер, форма, прямое назначение)
 Что ещё? Дополнительно: вкус, запах, температура
Упражнения «Кинотеатр» и МОПС ЦЕРАФОН
2. Со всех сторон. Реальность сейчас. 
• Где находится?
• Когда здесь появился?
• Откуда здесь появился?
• Куда направлен?
• Что (кто) рядом?
• Как выглядит с другой стороны, глазами другого предмета?
• Что справа, слева, сверху, снизу? 
Упражнение «Дрон(Квадракоптер)»

Преодоление инерции мышления
Объёмное восприятие (то, что можно понять благодаря логическим выводам, имеющимся знаниям и полученному опыту)
3. Действия.
• Какое действие он сам воспроизводит?
• Что с ним могут сделать другие?
• При каких условиях будет бесполезным?
• Как использовать по-новому неисправный предмет?
4. Связи (Ассоциации)
• С чем (кем), с какими предметами и как связано (будто нитями)?
• Сравнить на какой другой предмет похож?  (аналогии и ассоциации)
• Какими свойствами, действиями, состояниями похож и различается?
 5. Часть чего.
• Частью чего большего является сам? (Он часть большей системы, и в нём самом в нём есть подсистемы)
• Частью какого прошлого и какого будущего является? (Часть линии времени Развитие через Прошлое – настоящее – будущее…)
Масштабирование
Многомерное восприятие. Соединение линейного и объёмного восприятия для создания нового, значимого и полезного результата, который качественно меняет жизнь человека
6. Идеальный предмет.
• Как если бы предмет был с идеальными свойствами, которые бы удовлетворяли человека максимально то, как он выглядит?
• Какими функциями и свойствами обладает, какое действие идеально совершает?
• В чём его преимущество перед другими предметами этой системы?

7. Фантастика. (Глубинное воображение, основанное на всех предыдущих сведениях)
• Представить, что объект говорит, видит, слышит, чувствует, ощущает?
• Какое фантастическое действие можем представить себе в его исполнении?
• Что умеет делать ещё?
• О чём думает, понимает?
• Что предлагает сделать?
8. Невероятность +.
• Изменяем (приписываем, добавляем, убираем) какое-то свойство, действие или характеристику. (Добавили цвет, убрали размер, изменили форму, усилили составные части, уменьшили скорость, объём  и т.д.) 
• Соединяем с другим предметом? Даём название миксу с другим предметом. Определяем новые свойства.  Полезность нового предмета.
• Как это могло бы отразиться в сегодняшней реальности?

4 уровень. Связь с реальностью (возвращаемся из зоны восприятия и воображения для того, чтобы создать новое видение или знание об объекте. Значимость, полезность, новизна – есть главные критерии результата творческого мышления)
1. Ради чего большего может существовать этот объект? (значимость)
2. Какое новое знание о предмете получено благодаря 8Д мышлению? (новизна)
3. Как эти новые знания о предмете можно использовать  в будущем? (польза)
4. Благодаря чему становится понятно, что новый и полезный предмет существует в реальности? (критерии реальности)
(SN5)


Рецензии