Почему Бога следует любить больше всего на свете?
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Никольском Храме ж.д станция Кизема
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались в Храме Святителя Николая Угодника после Божественной Литургии.
Сейчас за трапезой, за чаепитием-беседой мы с вами поговорим на тему сегодняшнего дня, на тему сегодняшней проповеди. Самое интересное, что происходит на беседах – это многранное понимание предмета. Мы сейчас представляем собой как будто алмаз. Посмотрите сколько у нас граней. Девять человек – девять граней. Вот алмаз, у него девять граней, и когда он поворачивается к солнышку, то солнце бьёт то в одну грань, то в другую, то в третью, … то в девятую. Таким образом мы с вами все можем увидеть одну и ту же вещь, т.е. один и тот же алмаз с разных девяти углов зрения. В этом и заключается беседа после Божественной Литургии, когда люди, вдохновлённые духом Святым, могут сказать что-то.
Даже самый простой человек может сказать очень важную Божественную речь для всех остальных, что он понял. А другие даже близко понять не могут. Почему? Потому что Бог дал дар этому человеку, потому что он уже созрел. Этот человек может поделиться своими плодами, т.е. человек подобен дереву. Дерево сначала молодое, как только его посадили, потом растёт, цветёт, даёт плоды. Также христианин, он крестится, т.е. ему Господь прощает грехи и пересаживает его с земли на небо. Человек, который крестился, он уже на небе, он уже произрастает на небе. Сколько мы здесь произрастаем, столько же одновременно произрастает наше дерево в Раю. Так можно образно сказать. Если мы хотим оказаться в Раю, нам нужно в Раю уже вырастить яблоки, чтобы построился дом. Мы здесь делаем добрые дела, а у нас на небе строится дом. Вот так было, например, с Апостолом Фомой.
Имя Апостола Фомы нарицательное. Многие говорят: «Фома неверующий». На самом деле это было состояние всех учеников: никто из них кроме Иоанна Богослова, не имел веры. Все, кто не стоял у Креста, у них было состояние Апостола Фомы. Апостол Фома после своей проповеди, как и Апостол Пётр, у него тоже были сомнения, и он сказал Господу: «Я не верю, пока не увижу». Апостол Фома пошёл на проповедь в Индию и подошёл там к главному правителю – царю, и говорит: «Я - строитель дворцов. Если хочешь построить самый красивый дворец в мире, прошу тебя дай мне средства, и через год мы построим тебе дворец». Царь ему доверился и дал ему средства для заложения фундамента. Эти средства были очень большими. И он, взяв эти средства, и просто раздал их бедным. Он приходил к хижинам нищих и раздавал богатства на строительства и ремонт хижин. На него доложили. Его вызывает царь и говорит: «Где заложенный фундамент?» Он говорит: «Всё заложено, нам ещё нужны средства». Царь даёт ему огромные средства достроить дворец, Апостол Фома опять всё раздал. Дворец должен быть с драгоценностями. На лицо – обман. Но представьте себе такую картину, когда слуги царя увидели, что в том месте, где должен быть дворец никакого дворца нету, что Апостол Фома всё раздаёт нищим, они его взяли со стражниками и привели и показали царю, что никакого дворца нету. Царь очень разгневался и посадил его в тюрьму. Его должны были казнить. Но у царя умирает брат. И так получилось, что Бог его вернул к жизни. Царь приходит к брату и спрашивает о его здоровье и о том, как он побыл на том свете и что там видел. И он говорит: «Дорогой брат, у тебя там такой дворец. Дай мне того же строителя, который тебе построил этот дворец, я хочу такой же дворец тоже, какой у тебя есть на небе». Царь спрашивает: «Как так?» «Я был на том свете и мне показали твой дворец, который у тебя есть,» - отвечает брат царя. Он на небе спрашивал: «Кто строитель этого дворца, кто его построил?» Сказали: «Апостол Фома».
Из этого жития мы узнаём, что в Царствии Божием созидается то, что мы делаем здесь. Если мы с вами делаем кому-то зло, представьте, что мы что-то украли, то как вы думаете, что в это время происходит в духовном мире? В это время мы в аду себе строим дом. В аду не будет хорошего дома, этот дом будет иллюзорный: он не будет ни тепло сохранять, ни от холода согревать, ничего в нём не будет. Этот дом будет постоянно рушиться.
Мы сейчас видим, что Церковь нам даёт все намётки, каким образом нам идти в Царствие Божие. Сегодня мы с вами на Божественной Литургии читали два Божественных Чтения: одно – посвященное Пресвятой Богородице, а второе – Господь сказал: «Ибо кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня. Кто любит дочь или сына более, нежели Меня, не достоин Меня! И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин меня!»
Господь нам дал чёткие указания, есть вещи, где Господь нас не спрашивает. Это есть закон. Это часто является камнем преткновения. Что говорят современные люди: «Как так надо любить Бога, а как же любовь к родителям и детям?» Как мы это можем объяснить? По степени родства насколько мы близки к Богу? Какая степень родства у матери и сына? В числовом эквиваленте это первая степень родства. Какая степень родства у мужа и жены? Это нулевая степень родства. Муж и жена – это две половинки, которые соединяются в сферу, и получается ноль.
Браки, заключённые в ЗАГсе, но невенчанные, являются ли грехом? Мы не можем сказать, что все браки, заключённые в советское время, не угодны Богу. Потому что было время, когда не было Храмов, и люди хотели венчаться, но не могли. Сейчас, обстановка другая. Сейчас есть Храмы, но люди не хотят, это ответственность большая. Бог будет спрашивать: «Я Храм построил, а вы не пришли». Это будет уже другой спрос. А гражданский брак – это уже сожительство, это блуд, потому что люди не берут на себя ответственность.
Вернёмся к степени родства. В Евангелие сказано, что если будешь любить свою маму, своего папу, свою дочь, своего сына больше, чем Христа (здесь не говорится о жене, это подразумевается, что муж и жена - это единое целое: кто не любит свою жену или мужа, тот не любит самого себя).
С кем сравнивается душа человека по отношению ко Христу? У души нет пола по своей сути, пол определяется только телом. Когда мы окажемся на Небе, там не женятся, не выходят замуж. Наша душа – это невеста Христу. В Притче о десяти девах говорится о 5 разумных и 5 неразумных, которые встречали Жениха. Душа – это символ девства, чистоты. Душа, когда предстанет перед Богом, все будут как Ангелы.
Если мы говорим, что душа – невеста Христу, значит со Христом какое у нас родство? Единое, нулевое. Почему нужно любить Бога выше всего? Потому что с Христом у нас нулевое родство. Мы с Ним во время причащения Святых Христовых Таин становимся Единое Целое. Любовь ко Христу – она выше, чем любовь к матери, отцу, к детям.
Когда муж и жена являются единым целом, то супруга должна слушаться мужа, а уже не своих родителей. Если кто-то влезает в это единое целое – семью молодых, то они разрушают семью. Каждая семья имеет право на ошибку. Это залог успеха любой семьи. Когда мы с вами влезаем и не даём право на ошибку нашим детям, мы лишаем их возможности научиться чему-то большему.
Почему, например, маленькие дети играют в игрушки? Так они развиваются. Для ребёнка поиграть – это значит быть. Играя в учителя, пожарного, продавца, он уже присутствует в этой профессии, и потом ему, когда он станет старше, легче будет сделать выбор. Играя с другими детьми, ребёнок начинает понимать, что из игры не его, а что ему нравится. Игры в детстве очень важны для детей.
Мы должны давать детям право на ошибку, но мы должны молиться за них и помогать им, чтобы они на своих ошибках учились. На чужих ошибках, к сожалению, никто не учится.
Что вы узнали нового на нашей сегодняшней проповеди? Мы пели сегодня песнопения. В каком ключе мы вспоминали Адама и Еву? Мы вспоминали их на проповеди и на Богослужении. Нельзя оторвать Проповедь от Евангелие, потому что Евангелие и проповедь – это одно. Евангелие – пища, а проповедь – разжёвывания этой пищи. Богослужение, Евангелие, проповедь – это всё единое целое. Почему мы сегодня вспоминали Адама и Еву? Адам и Ева освободились за счёт Божией Матери. Божия Матерь – это вторая Ева. Когда мы приобрели в этом мире Божию Матерь, когда Ветхозаветная Церковь взрастила Пресвятую Богородицу, т.е. весь Ветхий Завет нужен был для того, чтобы вырастить Царицу Небесную, чтобы она смогла родить Христа. Христос не мог родиться сразу после изгнания Адама и Евы из Рая, потому что Божество Христа обожгло бы Адама и Еву.
Адам и Ева съели плод в Раю, потом они вышли, покаявшись прямо там, но это не истинное покаяние. Чтобы было истинное покаяние, например, у современного человека, этому человеку после исповеди нужно причаститься – наполниться Благодатью, а потом стремится к исправлению своих поступков. Например, женщина с мужчиной сделали аборт, то для истинного покаяния они должны исповедоваться, причаститься и взять на воспитание отказного ребенка (если один был аборт- то одного ребёнка, если два аборта, то двух детей). Если они старенькие родители, то им надо стать крёстными родителями. Если крёстный своего подопечного возродит в духовной жизни, и этот ребёнок станет настоящим христианином, т.е. он воскресит к жизни душу. Старый человек, но благочестивый, может за несколько лет своей жизни сделать столько, сколько не сделает молодой. Молодой человек, если он ещё не в вере, он и не может никого воцерквить, а, если человек в преклонных годах, это не повод, что не нужно быть крёстными. Если крёстный пожилой умирает, то он молится за ребёнка уже из вечности.
Были случаи, когда в многодетной семье погибали родители. И каждый ребёнок, не ощущал после их смерти, что они их покинули. Они были в детских домах, приёмных семьях, но они чувствовали, что у них есть родители на Небе. Мы же знаем, что душа не умирает, и забота из вечности может быть намного больше.
Мы говорим о том, что Адам и Ева не могли искупить этот грех, т.е. всё ветхозаветное время понадобилось для искупления этого страшного греха в Раю, когда они не послушались. Только благодаря Иисусу Христу этот грех был искуплён – грех непослушания, первородный грех.
Например, рождается маленький ребёнок, зачем его надо крестить, если он и так безгрешный? Маленькие крещённые дети могут быть в аду? Святые Отцы говорят, что есть и детский ад… Если ребёнок отталкивает другого ребёнка, появляется злость, в ребёнке происходят мыслительные процессы. Есть дети, которые этого не делают, а есть дети, которые это делают. Адам и Ева принесли в нашу генетику поломанную структуру генов, и на всех нас есть первородный грех. Только во время крещения происходит очищение от этого первородного греха. В этом есть главная задача крещения маленьких детей.
Представьте себе, если духовные гены поломаны, что вырастит из человека? Во время крещения эти гены снова ремонтируются Богом. Церковь, как заботливая мать заботится, и человек возрастает духовно.
Когда маленького ребёнка окрестили, то Господь даёт ему Ангела Хранителя, который будет постоянно ему давать через совесть некие рекомендации. Голос совести будет в нём действовать. У некрещённого, конечно же, совесть есть. Господь для хранения людей некрещённых может посылать нескольких Ангелов, потому что за них идёт особая битва с бесами. После крещения достаточно и одного Ангела, потому что человек уже в Церкви и участвует в Таинствах. Многие дети умирали, но потом их крестили, и они могла дальше жить и выздоравливали. Крещение – это величайшее Таинство.
Адам и Ева не смогли бы выносить Иисуса Христа в своей утробе, не могли бы родить, потому что их покаяние ещё не завершилось. Адам жил 930 лет. Почему были долгожители? Когда Бог прекратил долгожительство? Во время потопа. Бог сократил жизнь до 120 лет. Бог увидел, что люди не пользуются этим промежутком времени во благо, а ещё больше укореняются во зле. Бог дал возможность людям через сокращение жизни больше думать о вечности. Люди видят, что их близкие, друзья, соседи уже умерли, и думают, что следующий их черёд. Люди говорят: «Мы все выстроились в очередь на Небо», но кто-то в начале, кто-то в середине, кто-то в конце. Начало этой очереди – это Рай, а конец очереди – это ад. Небо пройдут все, даже не верующим людям Господь покажет Рай, но они не смогут в этом Раю жить.
Людям очень важно понимать, насколько наша жизнь дорога, дорога каждая секунда нашей жизни. Если человек свою жизнь сокращает пьянством, курением, самоубийством, это считается смертным грехом и хулой на Духа Святого. Святой Дух – это жизнь, а таким способом мы отбираем действие Святого Духа в нас, и лишаем себя покаяния. Бог запланировал, чтобы мы покаялись, а мы не каемся.
Почему Бог растягивает сейчас время? Время как резиновое: оно то сокращается, то увеличивается. Господь даёт возможность вымолить и усопших. Для чего мы молимся за усопших? Для того, чтобы их поднять из ада.
Мы вспоминали сегодня Адама и Еву, чтобы мы все поняли, что мы и есть все Адам и Ева, только уже не первые по счёту, т.е. Божия Матерь – вторая Ева, а мы с вами, например, в семье прообраз Адама и Евы, где совершается всё, что совершалось на небе. Маленькая семья, домашняя церковь – это есть маленький Рай, где могут выйти Ангелы, а могут выйти бесы из тех же самых детей.
Господь сказал: «Если не возьмёшь Креста своего». Что это значит? Если человек не любит Бога, значит он не достоин Бога, и в Царствии Божием он не сможет быть. С Богом могут быть те, кто Его достоин. Сегодня в Евангельском Чтении Бог нам сказал чёткие критерии этого достоинства: «Если будете любить меня больше, чем родителей». Любовь Души и Христа - это любовь настоящего брака, т.е. наша Душа – это невеста. Любой грех является прелюбодейством.
Представьте себе такую картину. Жених узнаёт, что он готовится к свадьбе, работает день и ночь, а в это время его невеста прохлаждается со своими дружками, с которые она дружила до него. Что сделает жених? Не будет с ней связываться. Так вот будет ли Бог, Иисус Христос связываться с нашей Душой, заключать брак не Небесах, если мы с вами «ни рыба, ни мясо». Мы не то, что добрых дел не делаем, но и от зла не можем отказаться, и не хотим даже просить помощи. Одно дело, если человек страдает какими-то недостатками, и он говорит: «Помоги мне». А мы даже этого не делаем. Любой маленький грех – это получается, как не белом платье, страшное пятно, и как будто все его видят.
Бог попросил выйти Адама и Еву для их же безопасности, потому что Рай – это место, где пылает Божественный Огонь. Когда люди согрешили, они превратились из огня в порох. Порох и огонь не совместимые вещи. Понадобилось несколько тысячелетий Ветхозаветной Церкви для того, чтобы родилась Пресвятая Богородица, и чтобы она смогла вместить в себя этот Огонь, вместить в себя Рай, вместить в себя Бога. Пресвятая Богородица самая первая причастилась Божества. Мы сейчас подобное ей на Божественной Службе причащаемся и привыкаем к Огню. Причастившись, в нашем сердце загорается Огонь.
Человек подобен свече, если свеча не горит, она скрючивается от жары греха. Бог выпрямляет нашу свечу на исповеди, делает нас прямыми, а потом Он зажигает нас, мы начинаем гореть. Мы сгораем на подсвечнике и даём свет другим. В этом есть предназначение человека: сгореть на подсвечнике в Храме.
Как можно полюбить свою жену или мужа? Нужно уметь запускать бумеранг любви. Сначала нужно самому полюбить, а потом этот бумеранг к нам вернётся.
Как можно полюбить Бога Невидимого? Мы любим своё тело, а нужно полюбить свою Душу. Чтобы полюбить Бога, нужно полюбить ближнего.
Нужно разобраться самим в себе. Винить никого не надо: ни Адама, ни Еву, также не нужно винить правительство, не нужно винить своих родителей, ни своих соседей, ни своих начальников. Бог нас ставит в рамки, где нам необходимо спасение. В других местах мы погибнем. Если мы попадаем в передрягу, это значит наш урок. Если мы убежим с этого урока, значит мы не выучим этот урок, и мы погибнем.
Пусть каждый из нас ощутит себя Адамом и Евой, пусть каждый из нас постарается даже после своего грехопадения, восставать, как Адам и Ева, кается, исправляться и наполняться Благодатью, и причаститься, как причастилась Пресвятая Богородица, вторая Ева Причастилась Христа. Чем больше мы будем Причащаться, тем больше наше сердце будет со Христом.
25.09.2021 г.
Свидетельство о публикации №122020308096