Пушки-грохотушки
Каждый год членов партбюро, отвечавших за идеологическую работу в своих парторганизациях, призывали со всего горда на десятидневные сборы, которые проходили в Доме политпросвещения, расположенном на улице Пролетарской диктатуры, -- против Смольного. Поскольку Барсуков как раз и был таким членом, то и он в каждую золотую осень с удовольствием, вместо опостылившего института, спешил по утрянке в сторону Смольного . На сборах было всё интересно. Выступали с серьёзными докладами и сообщениями крупные специалисты, проводились экскурсии, демонстрировались фильмы. В киоске продавались хорошие книги. В небольшом кафе подавались разные вкуснятины.
Выйдя со станции метро Чернышевская, он направлялся в сторону Смольного. Ему нравилось топать пешком и топать именно по улице Пестеля, чтобы в очередной раз полюбоваться на пятиглавый собор Преображения Господня, полковой храм лейб-гвардии Преображенского полка, созданный архитектором В. П. Стасовым в 1829 году взамен сгоревшего в 1825 году одноименного храма, который был возведён ещё в 1743 году по повелению Елизаветы Петровны. Храм был хорош. Белый, пятиглавый, в стиле ампир. Его окружала оригинальная ограда. Нестандартность ограды заключалась в том, что каждая её опора представляла собой связку из трёх турецких пушек — в центре большая по бока поменьше. Центральные пушки осеняли двуглавые орлы.
Пушки в составе храмового комплекса очень нравились Барсукову. Он думал: «Какой молодец этот Стасов, что таким образом использовал трофейные орудия. И предхрамовое пространство украсил и насытил его воинственным содержанием. Небось в Европах такого нет.» Не прав был партийный активист. Когда он стал жить в Берлине, то убедился, что в архитектурных изысках и немцы не лыком шиты, что и им не чужд форс в виде пушек, вкрапленных в архитектурное сооружение. Таким сооружением являлась колонна Победы, установленная на площади Большая Звезда, которая располагалась в центре Тиргартена — этого зелёного берлинского чуда.
Барсуков совершал свои утренние пробежки в Тиргартене по широкой аллее, которая тянулась вдоль всего парка параллельно улицы 17 июля. В середине дистанции справа открывался вид на колонну Победы. Здесь всегда Барсуков притормаживал, чтобы полюбоваться красивым архитектурным сооружением. Колонна состояла из четырёх сегментов, прорезанных глубокими каннелюрами, завершала её позолоченная крылатая скульптура. Так он раз за разом пялился на колонну пока не возникло желание узнать её историю. История оказалось интересной. Колонна уцелела чудом. Несколько раз она могла бы погибнуть.
Колонна Победы была установлена в 1873 года на Королевской площади перед Рейхстагом в честь побед Пруссии над Данией (1864), Австрией (1866), Францией (1870). Ствол колонны покоился на постаменте из полированного красного гранита. В каннелюрах трёх её сегментов были установлены 60 покрытых золотом трофейных пушечных стволов: в самом низу — датских, выше — австрийских и ещё выше — французских.
Дополнительный четвёртый сегмент с позолоченной гирляндой высотой 7,5 м появился после переноса колонны по приказу Адольфа Гитлера в 1938—1939 годах с Королевской площади на площадь Большой звезды. Высота колонны (со скульптурой) стала 66,89 м.
При штурме Берлина колонна, получив небольшие повреждения, всё-таки уцелела, так на неё накинулись социал-демократы из городского управления, которые приняли решение о сносе колонны, как символа милитаризма. Сменившие их демократы замылили это решение.
В 1946 года требование снести колонну Победы заявили французские оккупационные власти. При голосовании в Межсоюзнической комендатуре это требование отклонили британцы и американцы, а представители СССР воздержались. 15 января 1991 года левые «Революционные ячейки» предприняли попытку подрыва колонны Победы. При взрыве на смотровой площадке была повреждена лишь одна из опор бронзовой Виктории.
Ознакомившись с историей колонны Победы, Барсуков возымел желание посмотреть на неё поближе. Колонна его восхитила. Он по винтовой лестнице, расположенной внутри ствола колонны, поднялся на смотровую площадку под ноги скульптуры. Перед ним открылись берлинские виды, его осеняла золотым венком Богиня. Впечатляет!!!
Через 13 лет после возведения в Берлине колонны Победы и в Петербурге было создал нечто подобное, но более суровое. В 1886 году перед собором Святой Животворящей Троицы лейб-гврдии Измайловского полка император Александр Третий открыл колонну Славы в честь победы над Турцией в войне 1877-1678 годов. Колонна состояла из 140 турецких пушек, установленных в пять радов. Венчала колонну бронзовая Ника с венком в руке.
В 1930 году памятник был разобран, пушки переплавлены, а в 2005 году его воссоздали вновь. В ансамбль памятника была включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари. Общая высота памятника — 28,76 м.
Копия, конечно, она и есть копия. Причем, восстановление производилось по фотографиям. Ствол колонны вместо пушек был декорирован чугунными рельефами, имитирующими пушечные стволы. Фигуру Победы ваял Церетели. Тем не менее, памятник великолепен. Он очень органичен на фоне Троицкого собора.
И в наше время оружие поверженного врага пытаются использовать при создании памятных сооружений. Так плиты крылец храма Воскресения Христова, главного храма Вооружённых сил Российской Федерации изготовлены с использованием металла немецких орудий и танков.
По мнению Барсукова, храм, на постройку которого ушло более трёх миллиардов рублей, выглядел мрачновато, да и архитектура его была какая-то спорная. Наверное, такое впечатление создавалось от того, что фасады его были отделаны металлом. Храм по официальной трактовке «посвящённый 75-летию победы в Великой Отечественной войне» был насыщен изображениями на военную тему. Мозаика и росписи запечатлели солдат, офицеров, маршалов и даже (упасть — не встать!) Путина, Шойгу, Матвиенко и ещё ряд современных чиновников. Вот только изображению Главнокомандующего в храме, посвящённом Победе, которую они и одержал, места не нашлось. Вернее, сначала то Генералиссимусу место нашлось. На большой мозаике, с изображением парада Победы, на заднем плане был виден портрет Сталина. Ох, как возопили долгогривые. Портрет пришлось убрать. Характерно, что мозаика с портретом Путина не возмутила попов. Спасибо Владимиру Владимировичу: он распорядился своё изображение и лики чиновников из храма убрать.
Вот так всегда у этого Барсукова: начнёт с одного – заканчивает совсем другим. Где пушки-грохотушки, и где В.В. Путин?
Свидетельство о публикации №122020307754