Древние часть 628

Древние часть 628

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка. (источник)
Зачем было надо устраивать шахту Метростроя на месте снесённого храма? Больше не было других мест? На момент начала работ по прокладке тоннеля тот район был действительно застроен, и можно считать этот случай единичным. И взглянем на другую станцию линии - "Охотный ряд".
Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».До марта 1938 года от станции действовало вилочное движение (в соотношении 1:1) в направлении станций «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию тоннель до «Александровского сада» (в то время эта станция называлась «Улица Коминтерна», 24 декабря 1946 года стала «Калининской») использовался для служебных целей. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в середине 1990-х годов тоннель был наполовину засыпан (был разобран один путь, ранее служивший для движения от «Александровского сада», второй сохранился). Конструкция станции — пилонная, трёхсводчатая. Несмотря на глубину заложения всего 16 метров, станция была построена закрытым способом (без вырывания котлована), поэтому относится к станциям глубокого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»). На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения. По первоначальному проекту строительство центрального зала не планировалось, проект был изменён уже после начала строительства.
Собственно, ничего необычного, история в общем схожа с предыдущей станцией. А что стояло на входе в эту станцию до её постройки?
Очень неожиданно выдаётся такой вот результат. Что известно про этот храм?
Охотный ряд, в котором стояла Пятницкая церковь, был оживлённым торговым местом. В разные периоды времени здесь располагались Мучной, Житный, Солодовеный торговые ряды, а сама улица — Охотный ряд, была названа по ряду, в котором торговали дичью и битой птицей. После революции 1917 года оставшиеся деревянные ряды снесли. В 1923 году начались обследование и реставрация палат Василия Голицына и церкви Параскевы Пятницы. В этих работах принимал участие архитектор и реставратор П. Барановский. В 1926 году церковь Параскевы Пятницы отреставрировали, но в 1928 году её было решено снести. Несмотря на заступничество академика Игоря Грабаря, не уцелели и Голицынские палаты. В 1932—1935 годах на месте церкви по проекту архитектора А. Я. Лангмана выстроили здание Совета Труда и Обороны. (источник)
Кто не в курсе, здание Совета Труда и Обороны есть не что иное, как здание Государственной Думы РФ, и именно с того места имеется выход из метро в длинный переход, ведущий до Красной площади. И мы снова имеем странное совпадение, когда вход в метро или шахту для входа строителей почему-то делался с места, где стоял храм. Впрочем, это центр города. Давайте для разнообразия отойдём на окраину, хотя бы в тех исторических границах. Например, станцию "Чистые пруды"
«Чи;стые пруды;» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного района и Красносельского (ЦАО) под Мясницкой улицей у её пересечения с Чистопрудным бульваром, по которому и получила своё название. Открыта 15 мая 1935 года в составе участка «Сокольники» — «Парк культуры», была капитально реконструирована в 1971 году. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала.
Здесь уже найти то, что стояло на входе в эту станцию, пришлось не без труда. Помог известный электронный сервис спутниковых карт.
Как видим, на месте пересечения Боброва переулка и Мясницкой улицы находится неприметный вентиляционный коллектор метрополитена. А что там было раньше?
М-да... Странная закономерность. В глазомерном масштабе по отношению к зданию ВХУТЕМАСа (слева), к которому как будто имел отношение Остап Бендер, на месте коллектора стояла церковь Фрола и Лавра. Не исключено, что та самая, где мечтал о свечном заводике отец Фёдор из того же произведения.
В России было поверье, что св. Флор и Лавр покровительствуют лошадям, и всякий человек, имевший отношение к лошадям, стремился в этот день освятить, окропить святой водой своих лошадей. 18 августа в день святых Флора и Лавра к этой церкви стремились все московские извозчики, кучера и конюхи. Снесена вместе с прилегающими строениями в 1934—35 годах (сталинская реконструкция Москвы). В тот момент место было отдано под шахты Метростроя. «Помню маленькую церквушку Флора и Лавра, её шатровую колокольню, как бы прижавшуюся к ампирным колоннам полукруглого крыла Вхутемаса. Церковка эта вдруг как бы на моих глазах исчезла, превратилась в барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли», — вспоминал В. Катаев в книге «Алмазный мой венец». (источник)

РЕКЛАМАПочему и здесь шахту делали через место, которое ранее занимал храм? А в данном случае похоже на то, что вход в подземелье делали прямо из храма, а потом его просто снесли и на этом месте установили вентиляционный коллектор. А пассажирский вход в станцию сделали чуть дальше. Что-то много странных совпадений. Неужели в Москве было так много церквей, что если провести любую произвольную линию по карте, всегда можно в них попасть с определённым интервалом? Церквей, конечно, было много, но не до такой степени. Давайте рассмотрим ещё один случай с соседней станцией метро - "Красные ворота".
«Кра;сные Воро;та» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Название связано с Красными воротами, утраченным памятником архитектуры XVIII века, а также с площадью Красные Ворота, под которой расположена станция. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 32,8 метра).
Интересно, как войска после Полтавской битвы могли возвратиться в Москву с прямо противоположной от Полтавы стороны? Может, они возвращались после Пугачёвской кампании, что больше похоже на правду? Тем не менее, Красные ворота в Москве действительно существовали. Они стояли прямо на перекрёстке Садового кольца и Каланчевской улицы. Это место знаменито благодаря не только этим воротам, а другой достопримечательности. Чуть поодаль за перекрёстком Садового кольца с Каланчёвской и Новой Басманной улицами, стоит тот самый Мужик в пиджаке (памятник М.Ю.Лермонтову), ставший знаменитым на весь СССР благодаря известному фильму. И если встать на то место, где стоит этот Мужик, и посмотреть в сторону Красных ворот, мы получим примерно следующую картину.
А что это там за храм на заднем плане?
А что известно про этот храм Трёх святителей?
Церковь Трех Святителей в Огородниках (также Трехсвятительская церковь, Трехсвятская церковь, Трех Святителей Вселенских церковь у Красных Ворот) — утраченный храм Русской православной церкви, располагавшийся в Москве в районе Красных Ворот. Мимо этой церкви проезжала в апреле 1742 года, направляясь на коронацию, императрица Елизавета Петровна. После этого на ее главке был установлен венец. 11 октября 1814 года в Трехсвятительском храме был крещен поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В 1882 году в храме отпевали скончавшегося Михаила Дмитриевича Скобелева, сквер возле церкви в 1909 году рассматривали как одно из возможных мест установки памятника прославленному генералу. Церковь была снесена в мае 1928 года с демонтажем Красных Ворот. (источник)
Судьба храма, в общем, повторяет судьбы вышеописанных. Либо они были снесены на первой волне коммунизации в 1920-х годах, либо во время реконструкции Москвы десятилетием позже. А что сейчас на месте этого храма? Возвращаемся на место Мужика в пиджаке.
Правильно, на месте храма пустырь и южный вход в станцию метро "Красные ворота". Ну и наверное, хватит перебирать примеры. Закономерность налицо - все входы в станции метро самой первой ветки сделаны с мест, где когда-то стояли храмы. Это уже можно считать медицинским фактом. Почему всё происходило именно так? Вряд ли из-за того, что в Москве не было мест для строительства входов. Эти храмы ранее сами вели в тоннели, и строители это знали. По храмам и искали сами тоннели. И знали точно, что если с этого места делать шахту, то в тоннель обязательно попадёшь. И не просто в тоннель, а в то место, куда когда-то из этих храмов спускались пассажиры той самой лапотной допотопной Руси. Эти тоннели вместе с храмами залил тот самый грунтовый поток, который залил всё вокруг. И на этой ветке метростроевцы в лучшем случае вычищали этот грунт, ну и дорабатывали те самые пассажирские платформы.
Полагаю, теперь всем понятно, почему церковь так противилась строительству метрополитена. В этом случае сразу же потерялась бы парадигма о культовом назначении храмов, и они превратились бы в обычные унитарные здания, какими собственно до этого и были. И вся идея поклонения полетела бы к чертям. И были, можно сказать, по историческим меркам почти вчера - потоп их разрушил не ранее начала 19 века. Власть явно была к этому не готова. При сложившейся системе ценностей менять что-либо кардинально не входило в её планы. А что там было в Европе - мало кого волновало.
Но дальше - больше. Смотрим станцию метро "Кропоткинская".
«Кропо;ткинская» (до 1957 года — «Дворец Советов») — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена в районе Хамовники (ЦАО). Названа по площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские Ворота и улица Пречистенка). Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Проектным названием станции было «Кропоткинские ворота», однако с открытия и до 8 октября 1957 года называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо.
Тут вроде всё понятно - станция метро рассматривалась как вестибюль будущего самого главного здания страны. Строили её на месте, где до этого стояло не менее грандиозное сооружение - храм Христа-спасителя. Но в данном случае не будем заходить издалека - до этого храма тут тоже находились интересные сооружения, которые в свою очередь были снесены. Все вместе они образовывали Алексеевский монастырь. Его облик известен только по картинам.
Как вы же поняли, под каким-то из этих храмов был вход в станцию метро "Кропоткинская". Но интересно совсем не это.
Место это на городском валу получило название Городища и стало местом паломничества. И. Е. Забелин воспроизвел его. Но в сегодняшнем Боровске уже нет памятной плиты, и можно лишь приблизительно определить ее положение: на месте Городища поднялся современный многоквартирный дом. Связанная с Чертольем легенда о гиблом месте, впрочем, возникла много раньше мучений боярыни Морозовой. Когда инокинь Алексеевского монастыря после пожара 1547 года перевели в Кремль, место их обители в 1565 году отошло под опричнину и было застроено дворами ее начальников, в том числе самого Малюты Скуратова. Существует предположение, что найдено и его погребение. С отменой опричнины и суровых запретов даже вспоминать о ней монастырь возвращают в 1572 году на место опричных дворов. Но этот – по счету уже третий переезд – не был в истории монастыря последним. В 1838 году указом императора Николая I обитель, как и соседние с ней древние храмы, были снесены для освобождения строительной площадки под храм Христа Спасителя. На этот раз переезд монастыря оказался очень дальним – его перевели в Красное село, по современным ориентирам – на Верхнюю Красносельскую улицу. (источник)
Что это может означать? Только то, что на месте Алексеевского монастыря стоял самый главный объект Москвы, даже важнее, чем Кремль. И мы уже вряд ли узнаем, каким он был. После победы "новых Романовых" над "старыми" Романовыми в (как ни странно) 19 веке этот объект был снесён, и заменён храмом Христа-спасителя. В свою очередь, коммунистами это место символично было задействовано под своё главное здание. Сталин прекрасно знал настоящую историю Москвы, и место под Дворец советов он выбрал не случайно (он, кстати, по всему СССР ни одно место под подобные объекты случайно не выбирал). И невольным памятником этому месту остался большой вестибюль станции метро "Кропоткинская". В допотопные времена к этому месту на метро ехало очень много жителей лапотной Руси. Видимо, было к чему ехать.
Интересно, а куда переехал тот самый Алексеевский монастырь в третий раз? В Красное село. А почему не в Кунцево или Ховрино, например? Что-то название этого Красного села применительно к метрополитену знакомо.
Ранним утром 17 октября 1837 года из Алексеевского монастыря в Красное Село через весь город отправился огромный крестный ход с молебным пением, святыми иконами и хоругвями. У врат Крестовоздвиженской церкви шествие встретил святитель Филарет в голубом облачении и совершил первую на новом месте литургию, а затем навестил игуменью Клавдию, так что ни о каком проклятии речи и быть не могло. Верующие стекались со всего города помолиться в новых стенах обители, поддержать инокинь, а поскольку монастырей в этой местности не было, то многие прихожане из окраинных церквей, из Измайлова, с Преображенки, села Алексеевского спешили посетить монастырское богослужение. Так что на самых первых порах монастырь, оказавшись в крайне скудном месте, в богомольцах недостатка не имел. В 1853 году очень уважаемый в православном мире архитектор М.Д. Быковский возвел Алексеевскую церковь с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святого Павла Латрийского, освященную святителем Филаретом. По счастью, церковь сохранилась. Она интересна тем, что была миниатюрной копией храма Христа Спасителя, точнее, исполнена по его мотивам в сочетании с русским допетровским стилем и декором. То же касается и росписи. Пока ее интерьер не восстановлен полностью, купол и свод не расписаны, но на стене церкви представлена цветная фотография, позволяющая увидеть прежнее убранство. Даже в куполе повторяется мотив знаменитого пояса главного купола храма Христа Спасителя, только гораздо более скромного. Может быть, архитектор хотел чисто символически напомнить о связи Ново-Алексеевской обители и великого русского храма. И зря винят зодчего за «тяжелое по формам неуклюжее здание, увенчанное огромным куполом», его творение прекрасно. Иногда его автором называют помощника Быковского архитектора П.Н. Соболевского, и, по всей вероятности, он и воплощал проект, потому что рука мастера в архитектуре храма очень чувствуется.
Алексеевская церковь стала композиционным центром монастырского ансамбля. Крестовоздвиженскую церковь тоже расширили, и Алексеевский придел переосвятили во имя святого Симеона, епископа Персидского, – по завещанию генерала Семена Степанова, пожелавшего устроить здесь придел во имя своего небесного покровителя и пожертвовавшего на него средства. Генерал был погребен в этом приделе, а над его могилой горела неугасимая лампада. Потом в приделе упокоились и известные московские благотворители супруги Ф.Ф. и М.В. Набилковы, происходившие из крепостных графа Шереметева, создатели известной богадельни на 1-й Мещанской, много жертвовавшие на храмы и монастыри.
Как видим, постепенно на новом месте монастырь разросся до приличных размеров. А что было в 20 веке?
Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Рецензии