Если задуматься... философская подборка
Платон, платонический, мир вещей вторичен миру идей...Идеалист...? Предтеча всех современных верований. По сути, презиравший человека, как часть материального мира, отсюда - давший индульгенцию любому зверству во имя Идеи, ибо материальное-вторично, а цель - она всегда оправдает средства...
Диоген Синопский. Киник-собака, человеколюб, презирающий людские низменные страсти и умничанья. Видящий корень греховности рода человеческого в стяжательстве и примером своим показывающий возможность отказаться от излишеств... Всех излишеств... Ради облегчения ноши Человека в трудной дороге к Добру...
Когда Платон (высокомерно?) дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Перефразируя известное стихотворение Пушкина, можно ли сказать так:
-Оставьте, это спор философов между собой...?
Но вот мы наблюдаем этот спор "во плоти" сегодняшнего дня...
А суть - одна.
Превыше дух ли? Тело?
Так в разделеньи гибнет, не родясь,
Божественного замысла всё дело...
Не "разделяй и властвуй" над толпой,
И не дроби на черепки кувшина,
Того, с каким пошёл бы за водой,
Пока в тебе стремленье не остыло.
Едины муж с женой. И род продлится.
Едины плоть и дух - взлетаешь птицей.
Так не дроби себя на части.
Презри бушующие страсти.
В Природе целостность видна.
"Будь цельным", - шепчет нам она.
Чем выше уровень сознанья,
Добрей должны быть начинанья.
А чтобы к Злу поворотить -
Законы следует убить,
Что с древних испокон времён
Звучали множеством имён
И стали символом Добра.
В них мудрость бытия видна.
Но рушат имена и мысли,
Сознанье гнут, как коромысло.
К безумью, пошлости, незнанью,
Чтобы умножить все страданья
И низвести весь род людской
Лишь к стае, дикой и простой.
Со-знанье. Знание всех рядом.
Со- звучье. Как поём мы ладом!
Со-брат. Надёжное доверье.
Со- бор. Все вместе, без изверья.
Со-вместно . "Эго" всех нас вместе,
Чтоб со- крушить интриги, лести
Ложь, клевету, разврат и боль,
Что гонит Зло перед собой.
***
Блуждающим в тумане представлений
Любовь, добро и красота.
Казалось бы, всё просто,всё наглядно.
Ан, нет, для многих это странно...
Им путь во тьме - обычная стезя.
***
Поднимите глаза к небу!
Когда глаза зрят мирозданье,
А не опущены к земле,
Тогда снисходит осознанье,
Что в миге дар тебе и мне!
Что жизнь – прекрасное мгновенье!
Мы смертью платим за неё.
И совершаем преступленье,
Когда не ценим бытие.
***
Тени Зла. Париж
В ночь на 24 августа 1572 года в Париже волей короля Карла 9 свершилось массовое убийство гугенотов, приехавших на свадьбу их короля Генриха Наваррского с французской принцессой Маргаритой. По примерным оценкам погибло не менее 3 тысяч человек. Но Иван Грозный написал дипломатическую "ноту", где указал 34 тысячи погибших...
Как Тургенев сказал* - так неспешно и долго
Жизнь течёт в жилах гор, пирамид, городов.
Быстро люди друг друга грызут, точно волки,
Воздаяние к ним черепахой ползёт.
Чтобы выпить до дна этой горечи чашу,
За кровавую ночь : месса или стилет,
Шёл Париж лет пятьсот. Кармы страшную ношу
Он тащил на себе, омрачая рассвет...
И скопил в своих недрах греха и порока
Столько - хватит Монблан затопить.
И взрыдала земля, в катакомбах глубоко
Черепа предсказали крушенье, как быть?
И костром запылало разбитое сердце,
К небу дым вознося, искор столб - к небесам.
Задрожал вечный град, и в мажорную терцию
Песни зла разнесли эту весть городам.
И доныне то эхо пожара всё множит
Беды тех, кто по улицам града идёт.
Саранчой чужеземцы святыни порочат.
Ждёт тебя что, Париж, всей Европы оплот?
В предзакатную пору, когда злые тени
От старинных грехов так черны и длинны,
Ты очнешься ль, Европа, от мертвенной лени?
Ты поймёшь ли, что дни твои уж сочтены?
* Иван Тургенев. "Разговор" (Стихотворение в прозе).
"Вершины Альп… Целая цепь крутых уступов… Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн..."
***
Суть Ба городов...
Ба (b; — «проявление») — душа, жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть, а также душа Ка. По верованиям египтян, Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
Города, они как люди.
Что-то было,
Что-то будет.
Им судьба несёт на блюде
Или голову Самсона
Или счастье без урона.
Карма, где она гнездится?
Рвёт тебя аки волчица,
Нежной кошечкой ластится
Мимолётным счастьем мчится...
Наступая - отступает,
Выгоняя -обнимает...
Белым снегом заметает
Все дороги и пути.
Как пробиться?
И дойти?
Не попасть в шальную свару,
Дел не натворив с угару?
Доброе в себе сберечь.
Мир я вам принёс, не меч...
***
Бабочка бурь. Причинность
Это Бабочка Перемен...направления вращения Земного шара...
- Не топай ножкой, мотылёк.
Ты вызовешь землетрясенье!
Хоть невесом ты , но далёк
Бег волн по миру тяготенья!"
- Причинность не дано понять.
Яйцо ли, курица первично.
Цунами сможет кто унять,
Коль рыбки хвост вильнёт привычно?
Не удержался мотылёк...и топнул.
И случилось горе.
И Хиросима вся в огне,
И плачем Нагасаки вторит...
И вот уже учёный хор твердит
Подброшенную мудрость...
Хотя политику творит
Не мотылёк, но сердца скудность.
***
Монета и Любовь
"...Всегда пытался следить за всем интересным в литературе. Увы - в западной сейчас уже продолжающийся лет 30 упадок.
Все какое-то убогое." ( Мысли одного человека)
Цунами смерти и монетаризма.
И, видимо, пошло всё от Иуды...
Христа тот упрекнул , что Магдалина
Христу обтёрла ноги своей прядью,
Омоченной в блаженстве благовоний.
Их Магдалина в трепете сердечном,
В любви и поклоненьи бескорыстном
Иисусу принесла, да уронила.
Иуда не любовь и бескорыстье,
Но цену в серебре тех благовоний
Увидев, оценил. И Иисуса он упрекнул
В презренном эгоизме, не увидав за ценностью подарка
Возникшую в в тот миг живую душу,
Раскаяния, смиренья и любви исполненную.
И тогда возник тот диссонанс "Монеты" и "Любви".
С веками рос он. Пропасть расширялась.
Где царствует монета - там эмоций
Чистейших и открытости души - лишь осмеянье Иудой.
Где Любовь крылами накрывает землю,
Правит там Христос в сиянии смиренья и Добра.
И Мир уж разделён на два.
***
Аура старых вещей. Антикварам
Рукопожатье чрез века -
Обыденная вещь.
Ты прикоснулся- вмиг рука
Былого примет весть.
Вот думка, вышита крестом,
Наивности полна.
Тебя окутает теплом
Родного очага.
А вот салфетка "ришелье".
Пра- бабушкин завет.
Вздохни по той её весне,
Что шлёт тебе привет.
Жив дух, и время не ушло.
В вещах слились они.
Своё простое волшебство
Творят года и дни.
Вдруг молнией тебя пронзит
Нечаянная боль,
Когда копатель урон'ит
Кольцо тебе в ладонь.
Его в земле он отыскал.
Палаша ржавый штырь
В груди скелета всё торчал.
Боец был- богатырь.
Мундир и пуговицы в ряд.
Петровских, знать, времён.
Бой, смерть, безумия заряд,
Кровавой битвы звон.
Коснись старинного стекла...
Охватит трепет вдруг.
Другая жизнь уж утекла.
Но рук сомкнулся круг.
Ведь каждый, кто рукой своей
За ножку брал бокал,
Его теплом руки согрел.
С ним чувства передал
Тому, кто после жил, мечтал.
И вин прохладный сок
Направил в этот же бокал...
И страстных мыслей ток...
Руками вещи создаём
Среди добра и зла.
Так не неси того в свой дом,
В чём боль гнездо свила.
А вещь "антик" она всегда -
Так много рук и бед.
Стольких людей пережила.
О том хранит секрет.
И шлейф судеб в уютный дом,
Где жизнью правишь сам,
Не приглашай. Поймёшь потом.
Чужих забот в них хлам.
***
О Цезаре, власти, разнице начал Добра и Зла
За жарким, бешеным Июлем:
То свист, то писк, грачиный Гай,
За днями, что не обманули,
Октавой - Август , принимай!
По-трое месяцы в сезоны.
Зачин, расцвет... и, наконец,
Тот - третий, зная все резоны,
Что предвещает не конец,
А только новое начало
И новых трудностей и дел,
Когда, отчалив от причала,
Судьбы твой парусник летел.
И бесконечны измененья
Условий сложных теорем,
Что доказать без возмущенья
Обязан каждый. Диоген,
Сократ и Кант, Эсхил с Гомером,
Их столько, мудрых, славных слов,
Что к нам несутся, так умело
Нам показав всю тщету снов
О равновесном и спокойном,
Исполненном достоинств мире.
Ведь зрим - Добро всегда в оковах
А Зло свободно. Справедливо
Всего лишь уповать на средства
Как нам под бурею невзгод,
Суметь не сгинуть быстротечно.
Как сохранить хотя бы род...
Добро по сути и природе
Коварства лишено и зла.
Великодушие в народе
Неистребимо. Твердь сама,
Снося людские злодеянья,
Трясиною не станет вдруг.
Так, по законам мирозданья
Не предаёт хороший друг.
Добро открыто. Страсти таинств
Добро отдаст за свет любви.
И за доверия хоть малость
Готово рисковать в крови.
А Зло, закрывшись от доверья,
От благодарности, любви,
Всё ищет только откровенья,
Как власти подхватить бразды.
Во власти - жаждет большей власти,
Гуманность напрочь истребя.
Презреньем иссушая страсти,
Бездушьем губит загодя.
И, развращая, торжествует.
И, разделяя, предаёт на смерть.
А глупость всё токует
Про себялюбья круговерть.
Природа их настолько розна,
Добро - наивно. Зло - хитро.
Так в лоне гибнет от мороза
Что летом пышно бы цвело.
Несовместимы, но реальны.
И каждый день и каждый миг
Мы у порога этой тайны.
И нет того, кто бы постиг
Как вырвать власть из рук злодея,
Что воцарилось бы Добро,
Что б Зло покинуло, не смея
Терзать нас, власти торжество.
Есть путь, им шли не без успеха
В прошедшем веке вместе мы.
В ребёнке - Совесть Человека
Лишь отберёт его у тьмы.
И лишь отринув себялюбья
Отраву, горше всех отрав,
И честолюбия безумье,
И шёпот зависти поправ,
Сумеет поколенье новых
Из мрака выйти в божий свет...
Тогда чреда сих дней суровых
Прервется, дав Добру обет.
***
О Бюрократии и Власти
Армия Гая Юлия Цезаря и Гая Валерия Диоклетиана.
Или О Бюрократии и Власти.
Часть 1. Посылка.
На гребне текущих событий возникло несколько мыслей об историческом взаимоотношении власти и бюрократического аппарата.
...Отчего коллегиальное управление государств Ойкумены всё же оказалось заменено диктаторским, затем и монархией? Ведь наиболее значимые государства были республиками и высокомерно презирали царства варваров рядом... Смеялись и греческие города-государства , и великий Рим над дикими народами, посадившими над собой царей. А вот поди же... Все в конечном итоге упали в монархию, а потом и в наследственную монархию...
Как же это? И как власть породила чудовище бюрократического аппарата?
Не отправиться ли нам вверх по лестнице Истории от Древнего Рима до Третьего Рима? Шагая по ступеням логики событий, как их нам представили.
1. Необходимость единоличного управления, как более эффективного в тот период, почувствовал ещё Юлий Цезарь, сравнив для себя гибкую послушность армии под его рукой и аморфность и неуправляемость Сената.
Отсюда и его "диктаторские"замашки, приведшие к целой чреде цезарей, так жутко описанных в "Жизни 12 цезарей" Светония.
2. Диоклетиан позднее довел ситуацию в структуре управления империей до "упора", создав на новых принципах армию "функционеров" для управления государством и необходимой обратной связи.
Тут возможно вспомнить сатирическую кибер-поэму Лема, Кибериада. "Путешествие пятое А, или Консультация Трурля". То путешествие, когда конструктор Трурль сам разрушил бюрократическую машину , созданную им же для уничтожения залётной угрозы- агрессора. Когда под воздействием протоколов, обращений и прочей тягомотины это страшное чудище-агрессор усохло, а потом и вовсе "схлопнулось", Трурль сам разорил весь бюрократический аппарат. На вопрос же местных жителей - Зачем, мы уже к этой бюрократии привыкли?
Конструктор ответил с улыбкой - Чтобы эта бюрократическая машина и вас потом не съела.
Но в нашем случае некому было вовремя распинать ногами все эти столы и кипы бумаг. И они одолели.
Функционер воссиял над разумным миром.
3. Гоголь поразительно художественно явил миру "винтики, колёсики" и "передаточные ремни" этой бесчеловечной машины.
А ныне - она уже столь изощрённа и технологична, сколь счёты отличаются от компа.
4. Любая организованная сообщность людей теперь пасует перед силой (кратией) инерции этого конторского государства в государстве. И пробуксовки любых указов и приказов весьма зримы миру.
5. Любая по счету колонна прежде всего зреет в недрах и опирается на этот чудовищный механизм.
6. Борьба "иду на вы" с ней невозможна.
Сожрёт сразу.
7. Реорганизация этой машины теперь властью мыслится за пределами человеческого фактора, чтобы вывести эти подсчитанные колонны с их клановыми и наследственными интересами за рамки государственного управления.
И название этого нового этапа Цифровизация.
8. Вот так представляется власти если не борьба с этой стоглавой гидрой, исправно производящей всевозможные колонны и препоны действенности власти, то хотя бы модификация бюрократической машины, модернизация, в общем, тех действий на основе "кибернетики", что, собственно проводят в и сфере вооружения.
9. Можно предположить, что , понимая основное свойство гидры - отращивание новых пяти голов взамен отрубленной одной, действующая власть решила "идти другим путем". Тотальной замены естества этой гидры.
10. Убрав человеческий фактор в бюрократической машине власти добьются быстроты и точности исполнения. Но... Как не вспомнить рассказ Шекли о птице-страже? Более похожий на сказку о Белом Бычке...
«Страж-птица» — фантастический рассказ-притча («кибернетическая антиутопия») Роберта Шекли. Впервые опубликован в 1953 году.
Часть 2. (Поэтическая)
Гай, кто Юлий Цезарь был,
"Диктатуру" утвердил,
Прикрываясь лицемерьем,
Заручившися доверьем,
"Первым среди равных" став,
Дух республики поправ.
Цезарь подломил Сенат,
Стал "сенатор- автократ".
Лет так двести пятьдесят
"Фикция" * была как флаг.
Лицемерьем укрывали
В Риме зверства и печали.
Гай, но, Диоклетиан,
Видя "фикции" обман,
Взявши полноту всевластья,
Подавив народа страсти,
Сферы власти поделил.
Чтобы Рим, набравшись сил,
В новом типе управленья
Пережил бы вред старенья
Государственных начал,
Юлий Цезарь что зачал.
И ещё две сотни лет
Рим стоял без сильных бед.
От Совета, от Сената
(Чем республика богата),
Государства Ойкумены
Все ушли путём измены
К царствам от народовластья.
Войны, заговор, напасти
В древней Греции и в Риме
Рушили уклад старинный
Коллектива управленья,
Приближая то решенье,
Что монархией зовём.
И регресса признак в нём.
При монаршьем управленьи
Не законы, а решенья.
Не зависит от Сената
Будет ли страна богата
Или сгинет в нищете,
Земли растеряв и те.
Император ли, король,
Лично сам играет роль
Мудреца или злодея,
Равнодушного пигмея,
Или Отечества отца,
Иль тирана до конца.
Вот и Диоклетиан,
Принявши монарший сан,
Не де юре, так де факто,
С помощью законных актов
Рим на двое разделил,
Диоцезы учредил
И викарием возглавил
С кучей свитков новых правил.
Императору - контроль,
Нам же головную боль.
Бюрократов** аппарат
Мор не истребит и град!
Полководцем Цезарь был.
Легионы он водил
В битвы с галлом и германцем.
Так сказать, в солдатском ранце
Нёс победу Риму он.
Через битвы, кровь и стон.
Только армию иную,
Крючкотворством налитую,
Диоклетиан призвал:
Перьев скрип и дел завал.
Всемогущ стал бюрократ...
Пал-то Рим, не аппарат!
Мы с отчаяньем взираем:
Он растёт, неубиваем.
Прямо подменяет власть,
Аппаратная напасть!
Кто с ним только не сражался!
Аппарат лишь ужимался,
Только Гидрою стоглавой
Вновь рождался, с небывалой
Силой, мощью и упрямством
Власти отвечая хамством.
Рима страшное наследство.
Тирании клерка средство.
Часть 3. (Биографическая)
20 ноября 284 года - дата объявления на 21 год римским императором Гая Валерия Диоклетиана.
Первого мая же 305 года он, абсолютным монархом, добровольно отказался от этой пресловутой абсолютной власти.
В веках теперь Гай Валерий Диоклетиан оказался прославлен как император, «ушедший выращивать капусту».
Был Диоклетиан чрезвычайно успешным правителем, твердой рукой приведшим Империю в порядок. Осуществил же он это путём реформы государственного управления. Реформы весьма своевременной и прогрессивной для той эпохи... Губительной для государств в настоящее время...
Отчего многие политтехнологи всех времён и народов напряжённо вглядывались в туманную даль веков, стараясь детально рассмотреть как саму конструкцию Диоклетиановой власти, так и способы её укрепления, придуманные гос.строителем- новатором Гаем Валерием? Именно реформы эти и позволили Риму просуществовать в изменяющемся мире ещё без малого два века. Правление нелукавого монарха, не желавшего более притворяться "принцепсом", было и осталось редким примером того, как государственную власть следует укреплять и использовать для служения, прежде всего, своей собственной стране, а не личным амбициям посредственностей, случаем ли, интригами ли вознесённых на вершину власти.
С одной стороны, Диоклетиан, будучи жёстким и властным правителем, тем не менее вовсе не относился к власти с ревностью и фанатизмом. Оставаясь сам носителем верховной власти, он, однако, привлек к правлению ещё трёх со-правителей, поделив сферы ответственности и саму империю на две части, учредив 12 диоцезов ( или гражданских диоцезов лат. dioecesis, «администрация»— административных единиц Римской империи, включавших в себя несколько провинций) , управляемых викариями (vicarius), Мощный бюрократический аппарат в то время упрочил власть императора и обеспечил твёрдое управление Римом своих частей.
С другой стороны, Диоклетиан, без оглядки на политические традиции Римской республики, впервые откровенно назвал себя абсолютным монархом, взяв на себя всю полноту власти и ликвидировав пресловутую лукавую "фикцию".
* «Фикцией» римляне называли ситуацию, когда цезарь - "принцепс" тоже считался одним из сенаторов, как и другие.... Но... «первым среди равных» . (Эта "фикция" ныне получила своё отражение в заезженной цитате из Оруэлла : "Все животные равны, но одни равнее других") При этом, безусловно, все понимали, что реальная власть принадлежит цезарю и все эти церемонии – фикция в современном смысле этого слова.
Столь же откровенен Диоклетиан был и в религии. Не изменяя букве и духу предков он видел в язычестве - исконной религии древнего мира - опору своей власти. И стремился уничтожить ино- ( или ново-?) верцев, чтобы не расшатывали государственных основ, внося в империю раскол по религиозному принципу.
Биографы уверяют, что будущий римский император родился в 244 году в Далмации (это территория современной Хорватии).
О его родовом дереве известно очень мало. Даже имя матери великого императора не сохранилось (?). А отец Диоклетиана теперь историками преподносится нам ... бывшим рабом (вольноотпущенником) сенатора Аниллиуса... Было ли так?
Или эти "сведения" были "подброшены" в Историю с целью унизить преследователя христиан и столь успешного императора Римской империи?
Кто скажет наверняка?
Теперь, когда незыблемые факты Истории нагло стираются и подменяются на памяти одного поколения, того самого, какое эту Историю и писало!
Фашизм вернулся. И сочатся кровью
Те боевые ордена, медали,
Что деды нам в наследство передали.
И Ложь уж верховодит вновь.
Что известно нам наверняка, так это то, что Диоклетиан пошёл по военной стезе, и постепенно поднимался по служебной лестнице с самых нижних чинов, пока, наконец, не стал начальником охраны императора Кара.
А потом он сам стал императором... заложив на двести лет основы нового управления Римом. Но не передав власть по наследству, что нетипично для власти предержащих в этом мире.
Закончив дни свои в своём имении.
Однако, витает подозрение, что в дворце- поместье , раскинувшимся на трёх гектарах, где увлечён Гай Валерий был огородничаньем, погиб экс- правитель не своей смертью... Ибо популярность его в народе была сравнима с властителем народных дум Гаем Юлием Цезарем...Что без всяких сомнений делало императора на покое фигурой опасной в мыслях действующих правителей Рима , не обладавших популярностью Диоклетиана. Не были они столь любимы ни тогда, ни после в Истории,
** "Бюрократ" от французского bureaucrate, bureaucratie, из bureau - канцелярия, контора + cratie, от «сила, власть, могущество», из праиндоевропейского *kratus «сила, власть». ( Например - во стократ - во сто сил ).
***
Дуализм материального мира
Эпиграф: Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды — невод, рыбы — мы,
Боги — призраки у тьмы (В.В.Хлебников)
Если в мире соразмерно:
Свет и тьма, рассвет-закат,
Если крайности вселенной
Кто-то взвесил на весах,
Тех весов точнейших призма
Отмеряет бытие:
Тут чужбина, там- отчизна,
Соловей и вороньё,
Если противопоставить
Можно всё всему всегда:
"Исполнять! "Но нет, "Отставить!"
Ум и глупость, твердь-вода.
Если всякому явленью
Можно пару подыскать
Злу-добро, а взлёт- паденью-
Властна Дуализма рать.
Парами нам отмеряя,
Все отрезки бытия,
Мир реальности качает
Помпу времени, скрипя.
Пашт* с Шебекой* дело знают:
Вверх и вниз, то смех, то стон
И пространственно качают
В бесконечность ток времён.
Кто заставил? Чья харизма?
Космос помпой осушать?
Тот, кто выше дуализма
И кого нам не познать.
* Примечание.
В Белгородской области есть городок Шебекино. Теперь это часть большого Белгорода.
Городок назван, как говорят, по имени купца Шебеко. Но тогда вопрос : что значит это слово? Странно звучащее...
Если обратимся к египетской сложной философии- религии, то узнаем значение сразу двух слов. В основе мироощущения египтян лежали Пашт - бесконечное пространство. Отсюда слова пашня, пашет, пахать ( бесконечное поле).
И Шебек( о) - всепожирающее время.
Видимо от этого древнего арийского корня и взялась фамилия основателя...
***
Что есть Мудрость?
Вопрос поставим остро:
Чтоб мудрость заслужить,
Достаточно ли просто
На свете долго жить?
Когда приходит мудрость?
В почтенные года?
Сама собой как данность?
Ко всем и навсегда?
От юности ждём счастья,
Полётов в облаках.
А в зрелость - что ненастья
Исчезнут, рухнув в прах...
Что мудрость? Лишь награда
От прожитых годов?
Просить о ней не надо,
Родится без трудов?
Смешно? Но без сомнений
Вещает пожилой,
Твои все возражения
Прочь отметя рукой .
То мудрость, опыт, знанье
С тобою говорит?
То лет ли самомненье?
Принявши важный вид?
***
Нас старость, поучая,
Хотим мы или нет,
На прожитое чает
Сама найти ответ.
Тот - фразами сверканья,
А тот - немногослов.
Все ищут оправданья
Истраченных годов.
Тот - весь самодовольство.
Не скажет, а речёт.
А этот в беспокойстве,
Власа бы были, рвёт.
В цинизме утопает
Один, а тот, другой,
Себя лишь сам ругает
За каждый день пустой.
Тот - в пошлости мещанства
Весь век свой просидел.
"Своя" - близка рубашка ,
Таков его удел.
Слезами тот умылся,
Что мир - не Идеал,
Что малого добился,
Хоть людям жизнь отдал.
В чём мудрость к нам приходит?
В лохмотьях ли? В шелках?
В величьи верховодит,
Но с кровью на руках?
Или смиреньи чистом
Знак мудрости в веках?
Кто прав: отшельник истов?
Весёлый вертопрах?
Творец ли созидатель?
Философ-острослов?
Поэт, святой мечтатель?
Крушитель всех основ?
Иль мудрость в том, сурова,
Чтоб с юности решить:
Какой пойти дорогой
Чтоб мудрости добыть?
***
Творение Человека и Творения Природы
Две стихии пред тобой:
Осень, что встаёт волной.
Краской живости играет,
Облетает, зацветает,
Умирая- восстаёт.
И сама собой живёт.
Белокаменное зданье
Человека мирозданье.
То, где он царит один-
Всей природы господин.
В эгоизме самомненья
Отвергая все сомненья.
Вечно к замкам крепостей
Жизнь природы шлёт гостей
Шлёт и снеги, шлёт дожди,
Листопад шлёт и цветы,
Шлёт и ночью, шлёт и днём
Восхитительным огнём.
Где-то пали города.
Джунглей мощная река
Затопила и пробила,
Камни наземь повалила...
Где-то, протрубив отход,
Вышло всё наоборот:
И на грудь живой природы
Мощно человек встаёт.
Но задумка-то была:
Жизнь в Эдеме, не война!
Разум с жизнью сочетать,
Чтоб гармонией объять!
Но вмешалась мысль чужая.
Монетарная и злая...
Всё на свете убивая
Разделяя, прогоняя...
В пропасть разум загнала,
Мира нет! Сожгла дотла!
***
О пафосе и стёбе
С издёвкой и высокомерно
Цедишь ты насмешки слова.
Ты что же, ослепши, наверно?
Иль в теле истлела душа?
А может, ты просто не смеешь
Иное на суд отдавать,
И искренности ты робеешь,
И больше не можешь мечтать?
И в ненависти однобокой
Клеймить ты стремишься того,
Кто сердцем несётся высоко,
Поёт, не страшась ничего.
Что в сердце таишь ты для мира?
О чём ты стыдишься сказать?
Что цель - ниспровергнуть кумира
И светлые рощи срубать?
Что, если в ладони жестокой
Окажется вдруг мотылёк,
Тот вестник о детстве далёком,
Не вспыхнет в тебе уголёк?
Холодное сердце не дрогнет?
Не дрогнет, карая, рука?
И быстро вторая прихлопнет
Тревожащий трепет крыла!
С насмешкой, без тени харизмы,
Ты хочешь судить свысока
О том, что основа для жизни...
О, как твоя участь жалка...
Что пафосом ты называешь?
И в жизни бежишь ты чего?
Своих же детей ты лишаешь
Души равновесья. Его
Достигнет лишь тот, кто умеет
Увидеть все краски земли,
В ком детство живёт, не стареет,
Кто сердце открыл для любви.
Не пафосно ночью весенней
Взахлёб распевал соловей.
Не пафосно пухом метельным
Снег кутает мрак площадей.
Не пафосно юная мама
Ребёнка прижала к груди.
Не пафосно, нежно, упрямо,
Пробился подснежник, гляди!
Что, пафосно звёзды склонились
Над хрупкой и синей Землёй?
И двое в одно растворились
Укрывшись луной золотой.
Смешались в едином дыханьи,
Забились едино сердца...
Но пафосно то описанье
Для тех, чья бескрыла душа.
Кто пафосным то величает,
В чём страсть, красота и любовь,
Что самозабвенно венчают
На царство Добро вновь и вновь.
Что ж, Родине пафосно служат?
С апломбом шагают на смерть?
Высокое чувство не нужно?
Из жизни его бы стереть?
Не пафосно Зина Портнова
На смертные муки идя,
Презревши фашистов издёвки,
Сказала: " Умру за тебя!"
И эхом тогда прокатились
По краю родному слова.
И каждое сердце забилось,
Ответом на все времена.
***
Едкий дым городских огней...
Свет городов затмил нам небо.
Не видно звёзд. Багрово-седо,
Что видишь ты над головой.
А сердце просит: будь собой!
Ты загляни за тот туман,
От глаз скрывающий фонтан
И плеск безумия Вселенной,
Где в страсти необыкновенной
Парят и кружатся тела,
Уже сожжённые дотла!
Презревши смерть, всё шлют свой свет,
Доказывая тщету бед.
Они звучат, как мощный хор.
В нём -"Ода к радости", простор.
Любовь - один для них указ.
За то их свет и не погас.
Летит он через вечность хлада.
Надежде - вечная услада!
Кто в звёздную вглядится ночь,
Тот суету уж гонит прочь.
И мысли мудрости прозренья,
Как фуги Баха в то мгновенье...
Но дым огней закрыл им путь...
Заставил долу очи гнуть.
И суета земных хлопот
Уж не зовёт тебя в полёт...
И только лишь в ночном лесу
Увидишь прошлую красу
И мощь всезвёздного крещендо.
Где в свете звёзд встают легенды
О силе духа и любви,
Ты в небо только загляни...
Свидетельство о публикации №122020202929
Словами полны закрома, внутри же - мутная вода...
Не зря, наверное, сказали - добра мы так и не видали...
И книги все - всегда борьба, как будто без борьбы не "Ба"...
***
Извините, хотелось бы задать вопрос по поводу литературного наследия человечества -
Вы знакомы хотя бы с одним признанным литературным произведением, в котором нет ни малейшего упоминания о насилии (зле) кого бы то ни было над кем бы то ни было..., то есть с произведением о действительном добре не побеждающем что-то или кого-то, а существующем самодостаточно без антогонизма...?
Познакомите?
Михаил Адамов 02.09.2022 03:22 Заявить о нарушении
Если Вы желаете услышать ответ, что без единства и борьбы противоположностей нет жизни и "любви к мудрости", то вот " на вот, возьми его скорей", как изящно выразился А.С.Пушкин.
Если Вы желаете узнать о произведениях, в которых верх одержало Добро над Злом:
извольте.
И.Ефремов "Туманность Андромеды"
Все книги Жюля Верна.
Утопии всех разливов.
Может, Вам ближе Стругацкие? "Понедельник начинается в субботу"?
И т.д.
Мне приятно Ваше внимание, но неприятно ваше невнимание к изложенной мной сути. Причём, я на универсальность не претендую. Поэтому пишу - размышления.
С уважением, ИН.
Ирина Пичугина-Дубовик 02.09.2022 10:02 Заявить о нарушении
По какой причине вопрос рассматривается Вами как попытка поспорить, да еще с претензией на какую-то победу? Победа в борьбе за красочное умирание - смысл жизни?
Он касался лишь относительности образа "добра"..., на котором воспитываются представители нашего общества, и соответственно воспитавшись не в силах обрести полноценный образ без условной борьбы..., которая порождает всё больше монстров разной степени тяжести для её удовлетворения в окружающем..., увлекая и вовлекая всё больше жертв внутрь своей иллюзии достижения...
Литературы "о победах: достаточно... Но есть вроде бы такое выражение - "убив дракона сам становишься им"..., "тот в чьей крови есть чужая кровь, осознаёт это"...
И каким же образом так может рассуждать автор, утверждающий -
Ведь заповедь есть: Не убей!
Ведь заповедь есть: Возлюби!
Ведь борьба без насилия невозможна, а любовь и насилие несовместимы...
P.s.
Наконец-то что-то изменилось... Собеседник..., но с тем же настроем, к сожалению...
Извините, не было желания спорить, спрашиваю это лишь для себя..., хочу прочитать "о добре без зла" хоть одну книгу, чтобы увериться в оном... Она есть, и о ней знают многие... Я же говорил об известной литературной диве... Хотя, возможно есть и неизвестная..., грандиозность в безусловной простоте истинного добра которой превозмогает борьбу идей и страстей нечеловеческих...
Михаил Адамов 02.09.2022 11:02 Заявить о нарушении