Хрустальные часы. Подборка о музыке
Я стал любить балет ещё сильней,
Когда увидел как в тени деревьев
Танцует девочка, ребёнок, – танец в ней
Родился, в её грацию поверив.
А ветер – только повторял движенья рук,
А свет – шёл будто от неё, а не от солнца,
Земля была – лишь сценою вокруг,
И только для неё весь мир придумал Моцарт.
Моцарт родился
Молодое солнце,
Снежный календарь,
Зальцбург в ожидании весны, –
Здесь родился Моцарт –
Щедрый звуков царь.
И завёл хрустальные часы.
С вечностью минуты
Уровнял в правах,
С нежностью он силу помирил.
И через столетья
Дирижёра взмах
Все грехи Сальери отпустил!
Вечер в Вене
Не скрипкой, не валторной и не флейтою,
Не фортепьяно разбираем воздух –
Стрижами, небо режущими летнее
Перед накатом волн ноктюрнов звёздных,
Движеньем музыкантов, сердцем слышащих,
Их отражением в воде Дуная,
И первым листопадом, замков крышами,
Нестойкой памятью цветов о чувствах мая.
В филармонии
На музыку наложена печаль
И выложена на линейке нотной,
Но здесь она не может больше ждать
И расправляется шатром в полёте.
И это – редкий случай бытия:
Попав под её гулкие потоки,
Оно примеривает на себя
Какие-то нездешние заботы.
Виолончель чуть грубо говорит,
И скрипка повторяет многократно,
Что варварами город был разбит,
И что – тогда отрёкся брат от брата.
Мотив незримые творит дела,
Власть то герою отдавая, то народу;
Порыв и спад, – и скрипка вновь взяла
Неизлечимую больную ноту, –
Заветы предков попраны, а трон
Не благу служит, кровью омываем,
И воля продана, и вот уже Харон
С унылым пассажиром уплывает…
Когда затихнет звук последнего смычка,
Когда покинет зал последний зритель –
Куда уходит музыка? Она
Уходит в потаённую обитель –
Которая у каждого своя,
Кто открывает для неё сознанье
На той почти неуловимой грани
Слиянья вымысла и бытия.
Откуда музыка?
Взял нечаянный звук,
За ним потянулась мелодия, –
Как выпустил птицу из рук –
Не твоя и твоя вроде бы,
И, опережая мысль,
Где-то там далеко,
В песню слова слились
С музыкой заодно.
Так и из оркестровой ямы,
Из беспорядочных фраз
Вырвутся вдруг фонтаны
И омывают нас.
Что это? Где начала,
Откуда берутся чувства?
Не по ним ли душа тосковала,
Когда в ней страшно и пусто?
* * *
В узких улочках Флоренции,
Где к тому ж ремонт идёт,
Я бродил с душевным бедствием,
И внутри вертелся чёрт.
Но к стене прижатый ямами,
Обходя их, услыхал
Приглушённый звук органа
И – шагнул в церковный зал.
Бах, раскинув фуги мантию,
Накрывал всех с головой
Бурей первого романтика,
Где один лишь Бог герой!
И ни падре, ни свинцовых труб
Не заметишь, – только Бог.
Атеисты всё ж наивно лгут, –
А ступивши за порог,
Чтобы этим звукам внять,
В своих душах унесут
Несводимую печать
Остановленных минут.
В пепел чёрт! – и в полутьме светлей,
Чем на улице. Орган
Тысячей своих свечей
Освещает старый храм.
Чакона Баха
Это – как перед иконами
встать на колени, – естествен
порыв – не словами, поклонами, –
сердца созвучиям тесно.
Но как роды не в срок тому! –
спазмы, разрывы и плоть, –
перед вратами раскрытыми
помоги, Господь!
Будто – нещадно, разом
раны давние вскрыл;
стоит наш бессильный, связанный
Ангел бескрыл;
И земная, жгучая –
не оставляет боль...
Но, облегчив удушье,
глаза застилает соль.
Свидетельство о публикации №122020108625
С искренним теплом и пожеланием солнечного настроения!
Давыденко Елена Николаевна 07.06.2022 01:10 Заявить о нарушении
Сергей Будяков 07.06.2022 09:20 Заявить о нарушении