Имя для королевы. Памяти Анны Яблонской
Конец июня. Золотой зал Литературного музея на Ланжероновской улице. Выступления финалистов первого областного конкурса молодых поэтов "Пiвденна лiра-97". Очаровательная улыбчивая девочка с гривой белокурых льняных кудряшек:
- Здравствуйте, я Аня. Слышала, как вы читаете стихи... Хочу подарить вам свою книжку. А вашу, пожалуйста, подпишите мне...
Анна Яблонская. "Все звёзды". В дебютной, жизнерадостной и смешливой книжечке четырнадцатилетнего поэта определённо проглядывало нечто значительное, с серьёзной заявкой на будущее.
Меркнет свет в моём оконце,
В небесах светила нет.
Электрическое солнце
Зажигает жёлтый свет.
Электрическое лето
В тонкой нити за стеклом.
Призраки встают, согретые
Этим умственным теплом.
Ночи книжные, бессонные
В вечность открывают дверцу.
Электрическое солнце,
Как искусственное сердце.
("Моя лампа")
В 2004-м у Ани вышел сборник "Vinograd". "Здесь всё интересно - и стихи, и само издание в плане полиграфии, - отмечал рецензент "Литературной газеты" А. Яковлев. - Кто считает Одессу провинцией? Сам же автор уверен, и справедливо, что "в литературе нет провинциалов". Что же касается места рождения и проживания автора, "то это не более чем география".
Я болею типичным недугом провинциалки:
У меня нестерпимо забавный южный акцент
И флакончик с дешёвеньким запахом сладкой фиалки,
Опьяняющий мальчиков, как дорогущий абсент...
Написанная изысканным белым стихом пьеса одесситки "Видеокамера" заставила заговорить о Яблонской как об особом, новом имени в современной русской драматургии. "Верлибром она выбивает из-под ног своих персонажей право на логику, рассредоточивает сугубо реалистическую, утопленную в скучном быте торгового центра картинку. Физиология становится метафизикой, а быт превращается в абсурдную сказку... Идеально работающая японская техника не фиксирует сочной радости жизни, тем более если этой радости в самом деле не существует".
Пьесы Анны Яблонской принялись охотно ставить российские театры. И вот русскоязычного драматурга-"провинциалку" из "украинского Вавилона", "кузницы гениев" - лучезарной Одессы - всерьёз заметила, позвала Москва...
Под тяжестью земного груза
Никто из смертных не узнал:
Шекспира ль вдохновляла Муза,
Или её он вдохновлял?
("Творец")
Вечером 24 января 2011 года одесский самолёт благополучно приземлился в "Домодедове". Сойдя с трапа, 29-летняя Анна торопливо шагнула под своды многолюдного зала прилётов международного аэропорта. Где-то, уже совсем неподалёку, златовласку-черноморку дожидался другой московский зал, телеобъективы, взрыв аплодисментов в минуту торжественного вручения первой в её жизни большой творческой премии...
Взрыв грянул! И разом отнял 37 жизней. И Анину жизнь...
Анна - хорошее имя для королевы.
И для фрейлины тоже. Ни дать ни взять.
Слева направо или справа налево
Ты моё имя будешь читать...
("Имя")
Анечка, я буду читать тебя сквозь слёзы, проклиная твоих убийц.
Он прожил только четверть века,
Сжигая собственное лето.
Ничтожный срок для человека
И бесконечный для поэта.
("Школьное задание про Есенина")
Ничто не кончается. В театрах идут спектакли по пьесам Яблонской, и "Радио России" транслировало - два вечера подряд - аудиопостановку её "Бермудского квадрата". Но родным, друзьям вовек не восполнить страшной утраты. Осиротела маленькая Анина дочурка... И блистательная "Жемчужина у моря" оплакивает дождями ещё одну свою прекрасную легенду, унесённую вихрем чужой необъявленной, неправедной войны.
Да, Аня, бессмертие на поле боя обретают не только солдаты, а и поэты.
У любви такая масса нетто -
не поднимешь, сколько ни старайся,
видно на Земле мне жизни нету,
видно только есть мне жизнь на Марсе...
"А ведь как хочется жить!.. Причём жить хорошо, здорово, не болеть..." - написала ты.
Прости...
Свидетельство о публикации №122020104137