Об оглушении
Это довольно простой и очевидный вывод человека, который чаще всего находится в позиции слушателя. Для меня это очень удобно: я узнаю людей, с которыми хочу или приходится общаться, при этом моё пространство не нарушается. Не то чтобы я храню множество секретов или тайн, просто очень трепетно отношусь к своему внутреннему наполнению.
Признаюсь, что раньше я не входила в эту позицию осознанно или намеренно. С опытом этот навык развился почти самостоятельно, так как именно он приносил наилучшие результаты в общении. Стоило лишь немного, даже иногда очень криво, повернуть разговор в сторону собеседника, как тут же диалог превращался в увлекательное повествование. Любая тема становилась ярче, когда я интересовалась мнением человека, его переживаниями и просто им. В итоге человек оставался доволен, время пролетало незаметно, даже получалось обменяться полезной и интересной информацией. Миссия выполнена, никто не обижен, волки сыты, овцы целы.
Я рассуждаю об этом «вслух» не для хвастовства. Я делюсь своими наблюдениями, чтобы ярче показать, насколько мы самолюбивы, и как это может заглушить окружающих нас людей, тем самым оглушив нас.
Просто задумайтесь, как проходят ваши встречи с друзьями, родными, знакомыми. Попробуйте вспомнить или обратите внимание в момент разговора. Вы видитесь, начинаете диалог с приветственных вопросов, получаете какой-нибудь ответ и…Перетягиваете одеяло на себя. Скорее всего, не прям нагло и бесцеремонно. Всё же есть приличия: надо же из вежливости дать человеку высказаться, уточнить разок, ну ладно два, а потом всё. Отшаркались, теперь говорим про любимое: про себя. Дальше всё по кругу, пока не надоест. И так поступают все участники разговора.
Представьте: вас не слушают, а ждут своей очереди, чтобы высказаться. Ваш собеседник, как и вы, ведёт не диалог, а монолог: сам поговорил, сам себе ответил, сам всё решил, поблагодарил и убежал. Вроде и обсудили что-то, и поделились, а фактически просто воздух сотрясли. Ни о каком взаимопонимании и речи быть не может.
Разумеется, мои суждения могут показаться однобокими. Я выбираю позицию слушателя, от того и считаю, что все вокруг только и говорят о себе. Мол, начну говорить про себя, тогда и слушать меня будут чаще, и мыслей дурацких возникать не будет. Также думала, честное слово. Пробовала, подбирала подходящие истории, случаи из жизни, мнением делилась. Аккуратно старалась, конечно, хотя порой и нахрапом взять пыталась. Однако, эго людское сродни гидре: рубить головы можно бесконечно, а «Я» всё равно из всех щелей лезет.
« А у меня…»
« Я тебе так скажу…»
«Был у меня случай…»
«Я тут на днях…»
И все эти варианты могут вставить вообще в любой момент разговора. Хорошо, если договорить успеваю. Часто бывают крайне неловкие по моим ощущениям моменты, когда я свой рассказ чуть ли не на пол бросаю и ногой куда-нибудь в сторонку отодвигаю или под стул. «Ну да, ну да, пошёл я на…»
Я не утверждаю, что все мы стараемся обидеть ближнего своего. Нет, в том-то и дело! Мы искренне убеждены, что, разговаривая с человеком, мы его внимательно слушаем, сопереживаем ему, понимаем его и т.д. Мы действительно не замечаем, что часто мысленно или вслух обрываем повествование собеседника, как бы понимая его с первых слов. А если нам всё уже стало понятно, то зачем время терять и человека слушать? Пока он говорит, можно свой ответ выстроить. Ну или вовсе его перебить, чтобы поскорее донести свою прекрасную мысль до него. Тут уже от воспитания зависит.
Слушатель – очень удобная для меня позиция, и всё чаще она становится вынужденной. Пожалуй, этому действительно стоит учиться. Только по-настоящему слушая человека, мы имеем шанс хотя бы отчасти его понять. А быть понятыми и услышанными, хотя бы иногда, хочется всем. Слушателям тоже.
Свидетельство о публикации №122013009112