Мечталось
Мечталось: милые друзья
Пришли ко мне, со мной не споря
И о себе не говоря,
А только слушая…
Фестралы
Стоят в лесу и яблок ждут.
Я, прежде горя, умирала,
Но всё – не то, пока не мрут
Взаправду близкие.
Раздельны
Теперь мой опыт и друзья.
Как хорошо, что беспредельны
Искусства светлые края.
30. 01. 2022
Картинка из разряда "тыжпсихолог"
____________________________________
Наверное, я должна пояснить и рассказать, чтоб это помогло кому-нибудь, а не пропало даром. Потому что каждый из нас в этой жизни такое проживает.
Завтра наступает февраль, в прошлом феврале умер мой папа. За весь этот год ( а последние поминки - официально-социальные - принято делать как раз на год, это совершенно неслучайно, то есть традиция требует и этим помогает)у меня не нашлось такого друга, кто бы выступил в качестве психотерапевта по отношению ко мне, то есть пришёл бы ко мне и сказал: "Давай ты расскажешь всё, что ты чувствуешь и пережила, а я послушаю". Рассказать было нужно именно всё и за один раз, начиная с болезни близкого человека, и даже ранее - как он стареет, угасает, как ты это видишь и понимаешь, потом уход, похороны, потом о пустоте после, как привыкаешь... всё, всё это нужно выговорить, потому что опыт смерти делает тебя человеком совершенно другим. Это и имела в виду Роулинг, придумав фестралов и сказав, что видеть их могут только те, кто видел смерть. То есть, она разделила людей по этому опыту. Она же и сама написала свою сагу только из детского опыта смерти своей мамы, можно сказать, что именно проживание смерти (к чему и её тяжёлые личные обстоятельства подключились - развод, депрессия, бедность, выживание с ребёнком) родили Гарри Поттера, последнюю великую сказку уходящего в бесчеловечную виртуальность человечества. В виртуальности есть многие плюсы, но и главный минус: отсутствие живого и неискажённого общения, когда глаза в глаза и от сердца к сердцу, когда вот рядом человек и его энергия.
Такой-то живой помощи мне и хотелось в этот период - понимающего человека, которому я могла довериться. Есть коллеги на работе, очень милые у нас приятельские отношения и добрые, но вот такой большой исповеди не случилось. Для этого нужно, чтобы кто-то выступил слушающим психологом по отношению к тебе, уделил бы тебе своё время, послушал бы только тебя. Это великое благодеяние.
"Сама тыжпсихолог" в этом случае не помогает, потому что психолог тоже человек, а смерть глобальнее человеческого.
Когда я поняла, что такой поддержки у меня не будет, особенно, когда не исчерпав года, я получила удар вторым годом ( у меня умерла и моя тётя, вторая мама), я поняла, что мне нужен просто покой. Вообще как в монастырь уйти внутренний. В монастыре же мне всегда есть что делать. Но и тут не давали. Одно дело - деятельность и работа ( ты же не можешь прекратить работать), а другое - когда тебя и в твоё свободное время оначинают отвлекать от единственного желания побыть в тишине, почитать книги, пообщаться с любимыми писателями и поэтами, с ними мысленно побеседовать, раз уж нет живого психотерапевта рядом, послушать музыку - тоже беседа от сердца к сердцу... Но когда выдёргивают из тишины, в которой сама собою совершается работа горя твоего, ты думаешь: я ведь нужен приятелям-друзьям, которые требуют внимания, пускай они и не спрашивают "а что нужно тебе?", пускай и не понимают намёков, что ты в покое нуждаешься, что ты вообще-то в трауре. Ведь каждый смотрит из своего состояния, а о деликатности и чуткости можно лишь мечтать в наше время. И вот тебя выдёргивают, а ты думаешь: отвечу, раз я нужен. И так теряешь последние силы и не даёшь своей работе горя пройти быстрее.
Потому что, если не Психотерапевт, то Время.
А работе горя положено пройти.
А тех, кто ещё и весёлости от вас требует, просто пошлите подальше. Поймут они всё только когда сами окажутся в таком состоянии. Участие и помощь человеку в горе состоит только в одном: спросить "что тебе нужно" и дать ему это, разделить то есть с ним его горе, его чувства и переживания. Это и есть дружба и любовь.
И ещё очень помогает писание и творчество. Я давно поняла, что стихи - лучшая психотерапия. Но для этого (чтоб собралась энергия, сконцентрировалась, сформировалась в эти ритмические мысли)нужно быть с собой, побыть в себе и с тем, что даёт вдохновение. Каждый творческий человек всегда знает - куда идти за вдохновением.
Думаю, что это время я проживаю хорошо: не оставляю маму, постоянно даю ей внимание и энергию в оставшееся от работы время. Создала рассказ о Черни и вот удивительно - 10 февраля, в день смерти папы, я провожу этот проект. Я думаю, что пройдёт всё хорошо, потому что глубоко и с любовью всё изучила и подготовила. Дети поиграют и его произведения, и композиторов той эпохи - Клементи, Гуммеля, Бетховена, а моя ученица (ох, тоже непростая!) сыграет фрагмент "Патетической", с которой и началось ученичество Черни у Бетховена. Я написала интересные истории и подобрала иллюстрации и даже нашла балет "Этюды" на музыку Черни. Я сама его полюбила, узнав, и надеюсь, что все полюбят и поймут, и оценят, и по-другому к этюдам отнесутся, "скучным как бы и ненужным".
Я думаю, что всё это пройдёт легче, чем мой открытый урок по ассоциативному мышлению с чудесной девочкой 1 класса, очень творческой и живой, но тоже с непростым характером (весь прошлый год, её нулевой класс, я налаживала с ней контакт, и теперь мы друзья). Этот феерический урок основала я на книге Нейгауза и его творческом методе, добавила своего, тоже долго готовилась. И с трудом нашла в себе энергию, чтобы это легко и радостно подать. Всё получилось и коллеги были в восторге. Но, придя домой, я расстроилась, снова поняв, что моя жизнь не реализована и мои знания пропадают зря. А идея моя была такая: я взяла 5 пьес, скрыла их названия, проиграла их ребёнку и сказала, чтоб она сама придумала названия и образы. То есть программу произведениям, без программности дети такого возраста музыку не понимают. Потом мы стали эти образы развивать и воплощать. Потом девочка связала их в единый сюжет и придумала сказку. Сама - свою. И я сказала ей, что в реальном времени живого урока, при зрителях учителях (девочка, к счастью, незакомлексована и раскована) я расскажу ей "правду" - то есть скажу те названия пьес, что дали им композиторы при написании. И тогда мы придумаем новую сказку, и должны будем сыграть иначе, поменять звук, штрихи. Потому что теперь всё другое. Было интересно! В конце урока я прочла свой стих "Тростники" под музыку и рассказала немного - как у поэтов рождаются ассоциации и почему, показывая ребёнку стройность аккорда, нужно показать картинку Парфенона.
Возвращаясь к трауру...
Помогите своим друзьям, кто находится в такой же ситуации! Выслушайте целиком и полностью или дайте покой. Разделите...
Сделайте это сами. Потому что, если ваш друг - человек чуткий, интеллигентный, он постесняется "грузить вас своими проблемами и горем", он будет проживать это сам и никогда не скажет, что он нуждается в помощи.
Фестралы же... как только мама мне позвонила, что папа умер (это случилось в 10 вечера, и я уже дома была, и нам с с сыном предстояла вот эта ночь и далее день беганья за справками и организация похорон, и далее всё это время...)первой мыслью была: "теперь и я могу видеть фестралов". Такая вот странная мысль из подсознания, потому что в то время, как папа умирал в течение двух с половиной месяцев, я спасалась только сказками.
Февраль же и у Вивальди был месяцем конца года. А с марта начинается новая жизнь.
И "достать чернил и плакать" - тоже великое утешение, и до слёз этих нужно ещё дозреть и себе их позволить. Не те слёзы, которые расстроят ещё больше и выбьют совсем из равновесия, а те, что очистят.
____________________________
Да... и всё это я написала как раз в том феврале до войны. Но вот уже скоро два года, как идёт война. И в ней ещё больше видны стали люди. Что же служит психотерапией? Обычная жизнь, несмотря на войну, работа, иногда всплески чего-то нового в познании... Надежд на лучшую жизнь больше нет. Но беспредельны искусства светлые края.
Свидетельство о публикации №122013004444