Древние часть 558

Древние часть 558


Как Пётр I пьянство насаждал

С молодости Пётр I пристрастился к обильным возлияниям. А вместо заурядных пьянок придумал сложный церемониал, где вокруг жуткой похабщины был создан целый культ.
Версий о том, почему Пётр I учредил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший собор, предлагали много. Даже современники объясняли мотивы царя по-разному. Голштинский дворянин Фридрих Вильгельм Берхгольц, оставивший подробный дневник о пребывании в России, к примеру, считал, что государь, спаивая людей до смерти и выставляя сотни бочек с вином для народа, пытался высмеять пьянство. Кто-то видел в этом насмешку над католичеством, кто-то над православием, иные опасались, что император спаивает приближённых лишь для того, чтобы развязать им языки и узнать истинные помыслы. В целом представляется, что все эти предположения по-своему верны.
Уже в 1690-х годах Пётр в своих письмах зачастую отправляет поклоны «всешутейшему» — первому своему воспитателю Никите Зотову. Именно он носил сан князя-папы, или всепьянейшего патриарха. Даже в разгар Северной войны Пётр успевает устраивать заседания «собора», а когда вдруг забывает отвечать на письма, его отлучают от Ивашки (пьянства) и кабаков.
Необходимость принимать участие в следствиях и допросах редко отвлекали Петра I от запланированных заседаний Всепьянейшего собора. При особой надобности царь умел совместить важные государственные дела с весёлым досугом.
Изначально «собор» появился в качестве шутки над католическими обрядами. Но в деталях и выборах прозвищ мы уже видим православные традиции. Особенно ярко эта пародия становится заметна вслед за упразднением патриаршества. Вскоре после кончины последнего патриарха Адриана Пётр устроил свадьбу своего шута, на которой присутствовал «всешутейший патриарх». А сообщения об этом разослали по всей России. Царь сам тщательно разрабатывал правила, чины и подробно описывал наряды, в которых надлежало приходить на заседания. Матерные слова были обязательны.
Детали о маскарадных попойках Петра I со своими соратниками известны в том числе благодаря личным письмам царя, в которых он подробно перечисляет не только участников алкогольных сборищ, но также их матерные прозвища и «титулы». А публичный характер таких «увеселений» лишь укреплял слухи о подмене «истинного» царя на «сатанинского».
В легенды вошёл царский кубок большого орла, вмещавший более литра водки. По заведённым Петром I правилам эту ёмкость был обязан опустошить до дна всякий, кто опоздал на ассамблею.
Самый запоминающийся праздник состоялся в Петербурге в 1717 году. Это была свадьба князя-папы, 70-летнего Зотова. В процессиях участвовали медведи, придворные в костюмах индейцев, Бахуса, сатиров и Нептуна. Мужчин одевали в женские платья, и наоборот. Новобрачные пили из сосудов в форме гениталий, а брачная ночь проходила в деревянной пирамиде. За всем происходящим внутри могли наблюдать все желающие через специальные дыры.
На следующий же день пьяного князя-папу Зотова в окружении его «кардиналов» посадили в скреплённые деревянные бочки и стали в них переправлять через Неву. Причём сам князь-папа плавал в бочке с пивом, откуда торчала одна его голова, а окружающие били его вёслами и топили в пенном напитке. На краю бочки сидел «Бахус» и беспристрастно прихлёбывал. Вспоминают, что царя участники этого заплыва поносили страшно. Но, как ни удивительно, все остались живы и здоровы.
В 1710 году Пётр I устроил шумную свадьбу своей племянницы Анны Иоанновны с курляндским герцогом Фридрихом Вильгельмом. Однако усердие царя привело к печальным последствиям. Перепившийся герцог умер от алкогольного отравления. А Анна Иоанновна осталась вдовой.
Арсений Веснин
Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как европейцы подсели на табак

Всего за столетие европейцы пристрастились к дурной привычке, хотя табак уже тогда, в 16-м в., вызывал споры: одни считали его ядом, другие — лекарством.
12 октября 1492 г. Христофор Колумб подвёл свои каравеллы к острову индейцев гуанахани и назвал его Сан-Сальвадором. Аборигены встретили испанцев тепло — принесли в подарок фрукты, копья и… сушёные листья с сильным ароматом. Европейцы видели, как индейцы сворачивают эти листья, поджигают их и вдыхают дым, но сами это делать отказались. Пока что. Спустя три недели Колумб отправил двоих членов экипажа «Санта-Марии» исследовать Кубу. Когда Луис де Торрес и Родриго де Херес вернулись, то рассказали, что и сами попробовали «пить» дым (слова «курение» тогда ещё не было). И если Луис оказался более или менее равнодушен к этому дыму, то Родриго стал первым испанским курильщиком.
Де Херес быстро пристрастился к табаку и взял его с собой в Европу. Правда, когда экспедиция вернулась в Испанию, Родриго ждал неприятный сюрприз. Инквизиторы сочли, что выдыхать дым из ноздрей и рта — адское дело, и упекли моряка как одержимого дьяволом на семь лет в тюрьму (пока власти не решили, что в курении ничего криминального нет).
Что европейцы узнали о табаке от индейцев? Сперва они поняли, что его специально выращивают и используют в целебных и иных ритуалах. Затем они увидели, что аборигены получают от курения удовольствие. С самого начала мнения разделились: большинство вслед за коренными американцами посчитало, что табак полезен, но некоторые сомневались. Епископ Бартоломе де Лас Касас в 1514 г. писал, будучи в Новом Свете, что дым «истощает их [т.е. индейцев] плоть и тем самым отравляет их, и при этом они говорят, что не чувствуют утомления». Другой испанец, Гонсало Эрнандес де Овьедо, тоже писал о курении как о «вредном обычае»: «Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сожжения травы, похожей по свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот они называют табако».
Словом «табако» индейцы обозначали трубки и процесс курения. При первом знакомстве с ними испанцы неверно истолковали это слово и решили, что так называется само растение.
Новая привычка из Нового Света
Постепенно моряки и торговцы привезли курение в Старый Свет. Сначала в Португалию и Испанию, затем в Англию, Францию (в 1560 г.), Германию (в 1565 г.), а в конце 16-го в. — в Голландию и Италию. В то время табак ещё стоил довольно дорого и был в дефиците. Поначалу популяризация растения была связана именно с тем, что доминировали представления о нём как о лекарстве.
Почему так получилось? Во-первых, в медицинских целях курили индейцы. Французский путешественник Андре Теве, к примеру, в 1557 г. писал: «Они [аборигены] говорят, что он [табак] хорош для поднятия настроения и испаряет излишнюю влагу в голове. Кроме того, табак позволяет некоторое время выдерживать голод и жажду. Поэтому они используют его часто, вдыхают дым даже на советах и лишь потом говорят; как правило, они курят одну сигарету за другой на войне, где это очень полезно. Женщины совсем не используют табак. Правда и то, что если они слишком много вдыхают его дыма или аромата, то он ударяет им в голову и опьяняет, как запах сильного вина».
Во-вторых, европейские врачи опирались на гуморальную теорию древнеримского врача Галена. Последний считал, что здоровье зависит от баланса четырёх типов жизненных соков, наполняющих человеческое тело — горячих, сухих, холодных и влажных. Раз дым горячий и сухой, рассуждали лекари, значит, он помогает удалить лишние холодные и влажные соки и тем самым лечит. К тому же, и Гиппократ когда-то предлагал лечить людей окуриванием дымом, а античные врачи в то время пользовались огромным авторитетом.
Большое влияние на современников оказал севильский врач Николас Монардес. Он называл табак «святой травой», которая «во всех случаях нужна человеку, не только больному, но и здоровому», так как помогает от усталости и напряжения, предохраняет от сифилиса, лечит простуду, ревматизм и ещё три десятка болезней. В «Радостных новостях из Нового Света» (1571 г.) Монардес писал, что «любой недуг тела или его части он изгоняет, и это достойно величайшего восхищения».
Английский врач Томас Гарриот тоже восхвалял табак в 1586 г.: «Кто употребляет его [дым], не только сохраняет тело от засорений, но также, если они существуют не слишком долго, разрушает их. Тем самым тела сохраняются в исключительно здоровом состоянии, и мало есть тяжёлых недугов, частых в Англии, которых он не излечивал». Гарриот так верил в целительную силу табака (и, вероятно, получал от курения такое наслаждение), что курил взахлёб много лет и помер от рака носа (тогда любили выдыхать дым именно через нос). Но пример этого врача не стал ни для кого поучительным. Англичане по-прежнему верили в целебные свойства курения и даже считали, что оно положительно влияет на мужскую потенцию.
Во Францию табак привёз в 1560 г. Жан Нико, от имени которого происходит слово «никотин», — французский посол в Лиссабоне. Нико отправил нюхательный табак королеве Екатерине Медичи, страдавшей от головной боли. По словам Екатерины, лекарство помогло, и она до конца жизни не расставалась с табакеркой.
Европу окутывает дым
Очень скоро жители Европы, как и в своё время первый курильщик Родриго де Херес, познали наркотический эффект табака и начали курить просто ради удовольствия. К началу 17-го в. табак уже распространился по всей Европе, а затем попал и в Африку, и в Азию (где соорудили первый кальян). И выращивали его теперь повсеместно. Курить стало модно — при дворе, на флоте, а потом и вообще в народе, появились первые клубы курильщиков, в которых собирались подымить. К 1600 г. в Лондоне курил уже каждый второй, не чурались набитой табаком трубки и женщины; а в 1620-х г. в английской столице курево продавалось, по словам одного современника, в 7 тысячах мест.
«Табак подобен любви», — пели англичане. В 1618 г. О. Бусион писал из Лондона: «Этот обычай так развит, что они не только курят каждый час днём, но даже и ночью держат у подушки трубку и огниво, чтобы утолять желание покурить. У них даже есть обычай «переходящего тоста», когда один учтиво передаёт трубку другому […]. Кроме того, леди и другие благородные дамы приучились употреблять табак как лекарство, но тайно. Все остальные курят его для наслаждения».
К тому времени англичане уже со смехом вспоминали, как пару поколений назад они реагировали на незнакомое им курение. К примеру, Ричарда Тарлтона, одного из первых курильщиков, «потушили» двое мужчин: они «…никогда такого не видев, изумились; а заметив пар, идущий из носа Тарлтона, закричали: ''Пожар, пожар!'' и выплеснули стакан вина ему в лицо». Похожий случай произошёл с Уолтером Райли, который вернулся из Нового Света в Англию, спокойно закурил, а через пару минут слуга вдруг облил его голову пивом — подумал, что сэр Райли загорелся.
Когда дурная привычка охватила уже великое множество людей, чуть чаще стали задумываться — а нет ли от этого вреда? Не любил табак, к примеру, английский король Яков I, который установил на его продажу такую пошлину, что цена поднялась на 4000%, но не помогло. Яков посмеивался над врачами, которые считали табак панацеей, и считал его дым вонючим. Ф. Бэкон в 1610 г. заметил, как трудно прекратить курить, и он не единственный понял, что что-то с табаком не так.
Некоторые проповедники стали называть курение «сухим пьянством» и негодовали, что прихожане (а иногда и монахи) курят в храмах прямо во время богослужений. Потом пошли слухи, что сосуды курильщиков покрываются копотью. И табак кое-где начали запрещать — сначала турки, потом китайцы, а в 1634 г. по религиозным соображениям это сделал и русский царь (вдыхать адский дым, аки чертям, разрешалось только жителям Немецкой слободы в Москве — иностранцам).
Но до научного обоснования вреда курения было ещё очень далеко, и курильщики не одно столетие считали табак безобидной забавой.
Источники
• Smoke: всемирная история курения. М.: Новое литературное обозрение, 2012
• Рагозин Е. История табака и системы налога на него в Европе и Америке. СПб, 1871
• History of Tobacco, Boston University Medical Center // [academic.udayton.edu]
Константин Котельников
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии