Там, где кончаются слова, начинается музыка

Они поднялись по главной лестнице
"одного из лучших мест на земле"1.
Взглянули на многочисленные портреты великих
композиторов в Бетховенском фойе.
Здесь выступали известные музыканты ХIX века:
Ференц Лист, Гектор Берлиоз,
Рихард Вагнер, Густав Малер,
Антон Григорьевич Рубинштейн, и многие другие.
И здесь же впервые прозвучали многие
сочинения классиков русской музыки:
Александра Бородина, Модеста Мусоргского,
Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова,
Александра Глазунова..

Взявшись за руки, неспешно прошли
вдоль белых мраморных колонн под
величественными хрустальными люстрами.
Она ненавязчиво и деликатно провела ладонью
по красному бархату стульев,
ощущая особенную атмосферу Большого зала филармонии.

Они заняли центральные места в партере.
Нарядная, респектабельная и, очевидно,
богатая публика, демонстрирующая свою важность
остальным (дамы в роскошных нарядах, с ярким макияжем и
драгоценностями, со своими кавалерами в дорогих костюмах),
оживленно заполняла зал и располагалась
на своих местах.

Впрочем, случайных людей в партере не было.
Баловни судьбы и любимцы фортуны, которые
приобрели билеты на симфонию, были слишком
проникнуты уважением к прекрасному, то ли
в силу воспитания, то ли врожденного вкуса.

На соседних местах, рядом с ними,
расположилась почтительная и авантажная
немолодая пара.
Невысокий и подвижный толстячок,
в сером костюме и в маленьких круглых очках,
пребывал в отличном настроении, поэтому
задорно и увлеченно вел беседу со
своей элегантной спутницей бальзаковского возраста.
Привлекательная дама в ответ кокетливо улыбалась,
изредка заправляя непослушную каштановую прядь волос за ушко.
Ясные голубые глаза добродушного толстячка
светились веселым юмором, а
большой рот с полными губами искренне улыбался
и продолжал:
"А вы слышали историю, в которой выдающейся исторической личности,
настоящему гению 18го века, удалось блеснуть остроумием?..
Собеседница смущенно покачала головой
и с интересом продолжала его слушать..

"Поклонник: Герр Моцарт, я подумываю начать писать симфонии.
Не могли бы вы подсказать, как мне начать?
Моцарт: Симфония - это очень сложная музыкальная форма.
Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к
симфонии.
Поклонник: Но герр Моцарт, вы начали писать симфонии с 8 лет.
Моцарт: Всё верно. Потому что никогда ни у кого не спрашивал."
- закончил толстячок, явно довольный собой.

По всей видимости, они очень хорошо понимали друг друга,
от этого общались
свободно и непринужденно, и с большим удовольствием.
" Амадею Моцарту сочинительство давалось довольно легко.
Его музыка - это рождение гениальной творческой мысли.
Описать этот процесс просто невозможно,
он не поддается вербальному описанию,
каждый проходит свой путь.
И как сказал великий американский композитор:
"Говорить о музыке - все равно,
что танцевать об архитектуре."2 - с философским спокойствием
размышляла спутница.

В это время зазвенел третий звонок.
Зал погружался в темноту.
Медленно поднимался занавес, позволяя проникнуть
внутрь любопытным взглядам зрителей.
Освещенная сцена предстала во всем великолепии
симфонического оркестра полной величины,
состоящего из 97 музыкантов.
К оркестру выходит дирижёр,
один взмах его руки и как по волшебству начинает
звучать пленительная музыка.
Она словно оживала.

Затаив дыхание, зал завороженно слушал,
как разливает вокруг себя дивный,
изящный, проникновенный и напористый звук
примадонны симфонического оркестра, королева - скрипка.
Своей естественной и безупречной виртуозностью,
она ошеломляет и ведет за собой.
В эти мгновения казалось,
что твоя душа подобно цветку раскрывается вслед за
движением смычка и уносится в безбрежные
и неведомые дали, ощущая невесомый полет вместе с ней.
Нежно вступают альты. За ними медленно
виолончели, добавляя глубины мелодии.
 Звуки становятся все громче.
 Музыка звучит все ближе..

Загудели струны контрабаса, то понижая,
то повышая голос, своими низкими и
томными нотами, будто будоражили чувства зрителей.
 
Вступили духовые. Колоритный тембр фагота
с хрипотцой и вкрадчиво разливался пространным звучанием,
душу которого понимают лишь истинные романтики.
Бесподобно зазвучали флейты, увлекая своим волшебным звуком
и исполняя фантастические мелодии из другого мира.
Торжественно грянули литавры и раскатилась барабанная дробь.
Через некоторое мгновение ясно и чисто зазвучал весенней капелью мелодичный
ксилофон, взвыл один из тромбонов,
за ним вступила валторна, а потом два крикливых и похожих
на курительную трубку, кларнета.
Добавились звуки поющей густым голосом виолончели,
торжественно гремели тарелки, гулкие литавры и барабаны.

Симфония никого в зале не оставила равнодушным.
Выступление симфонического оркестра оказало
необыкновенно сильное эмоциональное воздействие
на слушателей, а сама мысль и душа композитора
через время и пространство воплотилась в звуки оркестра
и жесты дирижера.
 
Живая музыка - это настоящее.
Это целая Вселенная.
Возможно ли измерить то влияние,
которое она на нас оказывает и ту великую
роль, которую она играет в жизни каждого человека?
Она вдохновляет.
Окрыляет. Успокаивает.
Одухотворяет.
Это очень сильный инструмент воздействия на человека,
его чувства, эмоции и на его сознание.
Под ее влиянием мы меняемся, иногда и не осознавая этого.
Она заряжает энергией для достижения высоких целей.
 
Ибо.. "Цель музыки - трогать сердца"3.
 
1- литературовед и писатель Ираклий Андроников.
2- америк. композитор Фрэнк Заппа.
3- нем. композитор Иоганн Себастьян Бах.
 


Рецензии