Сивая кобыла и Сивый мерин
Краткодневен и преисполнен печалей.
Как цветок он выходит и опадает.
Убегает как тень и не останавливается.»
Книга Иова
Очередное приложение к ежевековому журналу «Успехи этимологии № 102.»
Редакция журнала не заключила себя в башню из слоновой кости, а живёт полнокровной связью с актуальными событиями. И, понимая, что далеко не все наши читатели и авторы обладают требуемым долготерпением и не менее желательным долгожительством, а также следуя мудрости эпиграфа, редакция периодически выпускает приложения к нашему журналу.
Одно из них -- перед вами, уважаемые авторы и читатели.
Все, для кого русский язык является родным, конечно же, с младенчества слышали и понимали изречение:
«Бред сивой кобылы в лунную ночь.»
И
«Врёт как сивый мерин».
Всё вроде бы понятно, кроме эпитета СИВАЯ – СИВЫЙ.
Открываем одни за другим Толковые Словари великого и могучего...
Читаем: Сивуха – плохо очищенная водка . (Попросту – самогон. При производстве этилового спирта в процессе брожения сахаров образуются и побочный продукт – 2-метил-бутанол-1, левовращающий изомер которого является главной составной частью Сивушного Масла)
Читаем: Сивый – О масти животных, обычно лошадей: Серовато-сизый.
Седой, с проседью.
Читаем: Сизый – тёмно-серый с синеватым оттенком.
Читаем: Сизокрылый —имеющий сизые крылья (голубь).
Из всех этих цитат можно извлечь, что кобыла и мерин имеют некий серовато-тёмно-серый с синеватым оттенком окрас шерсти, подобно голубям. Но не слышал никто, наверно, чтобы масть кобылы или мерина называли голубиная и голубиный.
«Голубками» лошадей тоже зовут нечасто.
Но, допустим, что словари правы, (ВЕДЬ ЭТО ЖЕ ПОЧТИ ЭНЦИКЛОПЕДИИ!!! Издания академические, не какие-нибудь самиздатовские!!!)
При чём тогда цвет кобылы бредящей в лунную ночь или враньё мерина?
А гнедая кобыла не может бредить в такую же ночь? Вороная не может?
А белый в яблоках мерин не может врать? Пегий – не может?
Любому непредвзятому читателю ОЧЕВИДНО, что цвет (масть) бредящей кобылы или врущего мерина НИКАКОЙ РОЛИ в проявлениях их натуральной психологии НЕ ИГРАЕТ!
И ни бреда, ни вранья НЕ ВЫЗЫВАЕТ! Никакой связи масти лошади и её психического состояния (впадение в шизофренический бред или патологическую лживость) НЕТ!
Зоопсихологи-зоопсихиатры тоже это подтверждают!
А вот, ежели некто, как человек, перебравший сивухи, бредит или врёт, это уже выглядит логично и вполне адекватно реальности. Любой россиянин легко поймёт (и ЗНАЕТ!) такое состояние, и не только россиянин, ибо пьют многие народы, если не ВСЕ, включая мусульман, которым по Корану пить алкоголь запрещается. Ну, известно, запретный плод сладок!
Таким образом, эксперты журнала пришли к однозначному выводу:
СИВЫЙ или СИВАЯ – это просто ПЬЯНОЕ ВДРЫЗГ живое существо, человек или лошадь.
Тогда всё становится на свои места и обретает должное соответствие реальности.
Упившийся челоек может нести полную чепуху (бредить) или врать нелепо и неумело. Значит смысл выражения «Бред сивой кобылы в лунную ночь» – это просто бред упившейся до синих чёртиков кобылы. Аналогично и враньё сивого (упившегося) мерина.
Редакция приносит свои искренние извинения академическим изданиям за вынужденные поправки, но
«Amicus Academia sed magis amica est veritas».
Академия нам друг, но истина – дороже!
28 I 2022
Свидетельство о публикации №122012900070