Научилась проживать...

                НАУЧИЛАСЬ ПРОЖИВАТЬ...


                Откровения по стихам Виктора Пашкова
                "Ты честь и достоинство взял у меня"
                http://stihi.ru/2016/05/08/1669

                "Не провожай, не мучь, не надо"
                http://stihi.ru/2016/11/27/2404      
   
     Испытываю необъяснимое странное состояние, углубляясь в стихи, в который раз перечитывая произведения поэта. И так год за годом, день за днем.
    По моему мнению, в поэтическом багаже поэта нет ни одного стихотворения, которое можно просто просмотреть. Каждое из прочитанных останавливает меня. Одна за другой набегают мысли, обжигая и волнуя. Не дают покоя, пока не выскажусь.
     Велико желание продумать, пересмотреть, написать отклик, поговорить с поэтом. Что я и пытаюсь сделать в очередной раз.
     Беру в руки сборник стихов, удобно устраиваюсь и вот мне становится уютно, тепло. Уходит всё наносное, ненужное. Я у себя, в своём мире, который так нужен мне, без которого уже не мыслю свою жизнь. Правда, частенько, очень переживаю по прочитанному. Бывает настолько затягивают мои "беседы" со стихами, что встречаю утро, позабыв о сне. Сон не главное! Вся моя жизнь сосредоточена в этих строчках. Сегодня я попала, под обаяние стихов любовной лирики.
      Разве женщина может равнодушно проходить мимо этих работ? Конечно, нет.
Тем более таких стихов, которые написал Виктор.
Написал откровенно, но не грубо, не цинично, умело в образах передавая близкие отношения между любящими. Так во всех стихах любовной лирики. Красота отношений- красота строк.
        Сегодня меня остановили два стихотворения:
"Не провожай, не мучь, не надо:",
"Ты честь и достоинство взял у меня".
Особенные стихи, написаны поэтом от женского имени.
Несмотря на то, что уже откликалась на эти стихи, меня не перестал мучить вопрос: как поэту- мужчине удалось так достоверно передать состояние и чувства женщины в момент расставания? В тот момент, когда закончилась любовь?


       Воспринимаю искренность мужчины без вопросов, когда он описывает восторг, предвкушение от встречи с любимой. Об этом Виктор пишет в своей работе "Тишина, уходи,"http://stihi.ru/2014/01/18/29

"Тишина, уходи.
Сумрак, занавес вверх.
Я сегодня с любимой встречаюсь!
Виртуозный смычок,
девятнадцатый век,
заиграй мне на том, что осталось"


       Мне понятна ревность мужчины, собственника по сути, в своих отношениях с женщиной:

"...и, опьянев вконец под утро,
вообразил, что ты с другим, -
измену чувствовать
не трудно,
когда любовью одержим. "
(...а помнишь,)http://stihi.ru/2017/02/19/10742

      Понимаю его разочарование от напрасного ожидания женщины, которой верил и которую ждал:

"Жду её.
Нервы стянуты стужей.
Всё скажу,
что хотел и не мог.
Вот идёт.
Тот же снег.
Те же лужи.
Чувства нет.
Сохрани её Бог."
(Липнет снег. Тут же тает,-"http://stihi.ru/2016/01/22/15

      Объяснима невозможность отказаться от свиданий с той, которая желанна:

" Над тобой моя власть
На короткое время.
Доли встреч и разлук
Отмеряешь мне ты.
А расставшись, оковы
Желанного плена
Обезвоженной жаром
Ночной маяты. "
("Над тобой моя власть").http://stihi.ru/2013/06/29/3776


     Воспринимаю мужские откровения, когда поэт высказывает желание быть не просто любимым, а горячо любимым, как в ту первую весну, Время прошло. Не так много внимания со стороны женщины. Может быть небольшое разочарование с мужской стороны:

"Видно ты родилась в сентябре не случайно:
греешь редко
и ждёшь постоянно зимы, -
не дождавшись,
морозишь наивные ставни
чистых луж,
перекрытых мостками судьбы."
( Видно ты родилась в сентябре не случайно). http://stihi.ru/2016/09/16/1681

     Так одно за другим читаю стихи, по каждому из которых можно говорить бесконечно, потерять себя в чувствах, которые они вызывают.
      Вернусь к стихам, написанных от имени женщины.
Прежде всего обращаю внимание не на драматургию, а на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ аспект.
Удивительно проникновение автора в психологию женщины, идущей на свидание с мужчиной, понимающей, что "мы просто любить перестали".
Идёт как на плаху, сопротивляясь, понимая, что теряет уважение к себе самой.
"Измяты постелью и гордость, и взгляд-".
Слово "ненависть" в следующей строке. Может быть, надеялась на возрождение чувств? Вряд ли? Даже тело сопротивляется ночному свиданию.
Поэт выразительно сказал об этом:

" Ему всё равно:
всё, что делаешь ты -
тугая трескучая скука,
оно в паутине ночной тишины
безвольно, безумно, безруко."

ФИЗИЧЕСКОЕ неприятие интимных отношений.
И только "надоевшая ночь" прекращает мучения женщины на последнем свидании.

       Можно ли поставить рядом чувства мужчины? Одинаково ли Он и Она воспринимают разрыв?
Не думаю! Мужчина на первых ролях в данной ситуации. Как я понимаю, он более спокоен и, отыграв свою роль, расстаётся с уже нелюбимой.
Допускаю, будет переживать, вспоминать, может быть пожалеет о расставании, но он никогда не скажет подобных слов:"Ты честь и достоинство взял у меня,-" Почему так думаю? Не буду вдаваться в подробности, каждому читателю понятно , о чём я хочу сказать, не маленькие. Я выразилась корректно: "отыграл свою роль".
      Возвращаясь к своему вопросу, снова удивлена, как тонко чувствует поэт женскую душу. Виктор понимает жертвенность женщины, увы! ненужную, понимает почему "следы поцелуев огнем не горят:"

           Необыкновенно волнует другое стихотворение.
Направленность иная.
С одной стороны- эгоизм мужчины, с другой стороны - попытка женщины сохранить любовь.
Попытка неудачная:

" Наивно было после встречи
поверить искренности слов:
невинность
без любви калеча,
ты убивал во мне любовь.

Ночь позади,
в постели ветер,
наивность выплакала гнев, -
любовь,
возможно,
есть на свете -
пойму, от этой овдовев."
(Не провожай, не мучь, не надо:"


      Часто задумываюсь, читая стихи Виктора, почему так глубоко проникли они в моё сознание? И снова вопросы.
Откуда во мне бесконечное желание возвращаться и перечитывать его работы?
Высокая поэтическая планка? Конечно, это одно из условий.
Сегодня сказала о другом- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ составляющая и ЖИЗНЬ, сама жизнь, представленная во всём её разнообразии.
Так понять женщину может только тот, кто умеет проникать в запредельное, в её сознание. Поразительно умение поэта разбираться в тонкости отношений мужчины и женщины. Знание жизни, данный ему талант, позволяют писать стихи, которые невозможно забыть.
При этом деликатность при описании очень чувственных интимных отношений.
Мне показалось даже, что более откровенна чем автор, в своей попытке порассуждать о стихах, бесконечно волнующих меня. Надеюсь меня поймет тот, кто читает внимательно, кто способен понимать.
       Как много скрыто в строчках стихов!
Сказала "скрыто". Почему так сказала? В каждой строке очень много заложено. По каждому стихотворению можно писать не просто отклики, а статьи, эссе, что угодно, но только нельзя делать одного - молчать, читая их. При написании работ, понимаю, поэт не преследует никаких целей, кроме одной - представить вниманию читателей достойную работу. Пишет так, как ему дано свыше, я читаю так, как меня "научили " его стихи. Они, проникнув в моё сознание, сумели отогреть меня- "ледышку"- кусочек льда, отколовшийся от огромного айсберга.
Видимо, я не просто научилась читать его стихи. Этого мало. Я НАУЧИЛАСЬ ПРОЖИВАТЬ всё то, о чём-то пишет поэт. И это необыкновенно прекрасно!   

      Мне кажется, я только частично ответила на вопрос, заданный в самом начале этого отклика. А может быть даже совсем не ответила? Судить не мне.  Хотелось бы выслушать мнение читателей,  которые прочитают стихи Виктора и мою работу.

....
Рецензия на «Научилась проживать...» (Светлана Климашова Дерягина)

Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за очередную работу, отчасти связанную с моими стихами!
К сожалению другой возможности поговорить с Вами кроме как здесь нет: «личка» односторонне заблокирована, электронная почта под прицелом внутренних тормозов, а обычная практически не работает, да и уже как-то отвыкли.
Понимаете Вы, понимают другие, что автору, к творчеству которого у Вас сложилось неординарное внимание, это оказывает большое положительное влияние с главным выводом: продолжать писать.
Есть ощущение, что многим читающим аналитику, это порядком надоело: всё время одному и тому же – почему не другим. Думаю, «другим» есть смысл задать вопрос самим себе непременно требовательным тоном. Есть такое изречение: «порой мы видим многое, но не замечаем главного».
Свои работы не считаю достойными особого внимания, положительных откликов они не заслуживают, не случайно, возвращаясь, постоянно вношу изменения,- стараюсь не возвращаться, иначе без конца и края.
Многие озадачиваются, почему не пишу отклики, – да не потому, что липовая гордыня взыграла, а потому что писать и хвалить можно тогда, когда есть за что, когда написанное представляет хоть какую-то художественную ценность в целом, хотя удачные хорошие образы встречаются у многих. Что касается клубов по интересам – не моё: надо много времени – его нет, надо переступить принципы – сломать характер.
А разговариваю со всеми, кто этого хочет, но именно разговариваю, а не отписываюсь. Мыслители говорят: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова».
Пожалуй, общего достаточно, теперь немного о знании женщин.
Не думаю, что знаю: их большинство, у каждой свой мотив для действий и переживаний. Просто то, что укладывается в Ваше понятие Женщина, отражено в стихах, а вот, сколько таких, отвечает количество откликов – оказывается не так много, а Вы говорите «можно ли проходить мимо» - можно.
Что касается деликатности.
Светлана, верующий человек не имеет право быть иным. Однажды, читая послесловие к фильму «Лето было только день», наткнулся на такое заключение: «вот что поражает: в «безбожном» Советском Союзе создавались фильмы, насквозь пропитанные христианской моралью. Сейчас Бога разрешили, а в голову с экранов ТВ и кино льют бесовскую пропаганду».
Так неужели нам, пишущим для будущих поколений, надо быть помощниками бесу. К тому, что сказал, добавлю мысль мудрых «Человек должен быть изящным в поступках и словах, потому что изящество – это тоже, что хорошие вкус, воспитание, чувство меры и гармонии».
Светлана, всё, что написано в стихах, не придумано – пережито, понимаю, что художественная ценность далека от совершенства – остаётся работать и работать: слово не терпит неуважения, тем более Русское слово. Ещё Белинский о стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» писал «Странные люди! Им всё кажется , что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою». А ведь и тогда, и сейчас многие воспринимают описание действительности с неприязнью.
Простите за многословие! Уверен, до встречи. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   29.01.2022 10:37   •   


.....
Здравствуйте, Виктор.
Опять доверяю своей первой мысли, которая промелькнула при первом прочтении Вашего ответа на "нашу" работу: Удивительный человек!
Удивительный в своих стихах, удивительный в своих ответах.
О том, что наши взгляды на творчество Виктора Пашкова (!) расходятся, я даже не буду говорить.
Никогда не соглашусь с тем, что Ваши работы не заслуживают внимания.
Скажу нескромно о себе, умею отличить высокое от посредственности.
Как? Иногда не понимаю сама. Может быть на уровне чувств?
Читаю Ваши стихи, наверное, не сознанием , а сердцем.
Уж коль так получается, значит они способны пробудить в человеке самое лучшее, что в нём есть.
Не это ли главное в поэзии?
Речь идёт не только о стихах любовной лирики, о всех Ваших работах.
Буквально "сгораю" в огне Ваших стихов, если говорить образно. Соприкоснулись на уровне души.  Вот и получается, что пишу только одному поэту, читая бесконечно, каждый раз получая бурю эмоций, чувств. Виктор, не только от сюжета стихотворения, но и от высокой поэтичности Ваших работ. В этом начинаю разбираться позднее, когда уже приняла Ваше стихотворение.
Недаром, написала так много работ, а желание разговаривать с Вашими стихами и с Вами не проходит.
Сама удивляюсь себе!

Согласна, не все Вас понимают, не всем нравится, что Вы пишете о реальной жизни. Пусть забавляются придумками, которые забудутся завтра, а реальность Ваших стихов останется навсегда. Пусть простят меня читатели. Говорю не про всех. Достойных авторов очень много на сайте.

Что интересно, читая отредактированные Вами стихи в сборнике "Свет сомнений", я очень сожалею, что Вы их отредактировали. Всё-таки, для меня важна первая мысль. Но, дело автора!
Виктор, опять выскажу сожаление , что читатели, даже Ваши постоянные, мои читатели , не хотят приобрести Ваши сборники стихов.
Уже говорила, они будут редкостью. Это поэтическая роскошь, это праздник души талантливого поэта. Праздники бывают разные, с грустью тоже.
Не хочу, чтобы читатели воспринимали эти мои слова, как рекламу. Я действительно, очень сожалею.

Виктор, спасибо за разговор. Любое общение с Вами мне необходимо, как необходимы новый рассвет, начало нового дня.
Меня порадовали Ваши слова, что наше общение побуждает писать.
Ещё раз благодарю Вас за сегодняшнюю встречу, Вы высказались и по теме затронутой в работе, ответили на мой вопрос о знании психологии женщин.
До встречи, дорогой поэт!

P.S. Виктор, Ваш ответ подниму к работе.

Светлана Климашова Дерягина   29.01.2022 11:24
....
 Светлана, вот мы и поговорили,
несмотря на многие технические моменты.
Что касается последней книги "Свет сомнений",
она, как и многие в последнее время изданные,
состоявшаяся редкость: не делая презентации ей,
почти вся разошлась, небольшой тираж по понятным причинам.
До встречи.

Виктор Пашков   29.01.2022 11:48
      


Рецензии
В вашем разборе стихи играют по-особенному ярко, сильно. Уважаю вас как ценителя музы.

Юрий Алов 2   11.02.2022 15:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий,
Благодарю.

Светлана Климашова Дерягина   12.02.2022 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.