Древние часть 498

Древние часть 498

4. Психологическая оценка ситуации
( Этот параграф следует читать совместно со специальной разведывательной оценкой ситуации (SE-39, 12 марта 1953 г))
a. Давно предполагалось, что одна из наиболее обещающих возможностей достижения реального прогресса в направлении наших национальных целей по отношению к системе Советов, могла появиться после смерти Сталина. Неизбежная необходимость передачи власти в новые руки, независимо от того, насколько тщательно она была подготовлена, создает момент кризиса для Советского Союза и советской системы в целом. Нас не должна вводить в заблуждение кажущаяся гладкость передачи власти. Деспотической системой руководить может только деспот, и история усеяна примерами неудачных усилий по замене тирана на рабочий комитет. Реальный вопрос заключается в том, будет ли Маленков (или кто-либо еще) в состоянии сохранить или удержать все факторы власти под таким же жестким контролем, как это удавалось сделать Сталину.
b. Среди уже ставших известными фактов, для развития программы психологических операций, созданной для подкрепления национальный усилий в осуществлении прогресса в направлении наших целей, особую значимость имеют следующие факты:
(1) Переход власти к новому режиму осуществился в драматически быстрой и очевидно решительной манере. Это событие и объявленные изменения в структуре правительства указывают на тщательную подготовку и предварительное планирование.
(2) Ведущаяся реорганизация партийного и государственного аппаратов почти идентична той, которая применялась во время Второй мировой войны. Это однозначно указывает на усилия по концентрации власти в руках небольшой и управляемой группы людей, и создает как внутреннее, так и внешнее ощущение жесткости, единства и непрерывности высшего руководства.
(3) Специального упоминания заслуживают три характеристики этой реорганизации. Во-первых, [новый режим, явно стараясь изо всех сил ] в течение некоторого времени продолжает прилагать все усилия по укреплению контроля над военными, и по обеспечению их лояльности, [как это можно судить по увеличивающейся роли военных, и в частности, по новому назначению Жукова]. Во-вторых, недавно критикуемый аппарат внутренней безопасности был консолидирован и открыто передан в руки наиболее опытного и беспощадного из всех них — Берии. В-третьих, имело место интенсивное перегруппировка и консолидация промышленных, транспортных и экономических министерств, контроль над которыми был передан в руки небольшого количества заместителей.
(4) Начальные заявления нового режима подчеркивали руководящую роль, играемую великим русским народом. [Это позволяет предположить, что режим будет продолжать основывать свою физическую и политическую силу на великом русском народе, и т. п.] . Речь на похоронах Сталина подчеркивала многонациональный характер СССР. То есть, режим мог опасаться необходимости усиления репрессивных мер, для того, чтобы не русские республики, так же как и страны-сателлиты, надежность которых сомнительна, оставались в строю. Тот факт, что Сталин был грузином, а Маленков — русским, в этой связи может иметь символическую важность. Однако население Советского Союза в этой ситуации, определенно, не играет значительной роли.
(5) Помимо этого, в настоящее время нет ничего, что свидетельствовало бы об изменениях или о характере изменений, если таковые предполагаются, в проведении внешней и внутренней политики. За исключением резкого усиления внутреннего или внешнего напряжения, появление таких изменений в ближайшее время не представляется вероятным.
c. С другой стороны, сама быстрота, с которой была осуществлена передача власти, природа этого изменения, строгость применяемого контроля, скорость, с которой был похоронен Сталин, и предупреждения против «беспорядков и паники» (необычно откровенная цитата из газеты «Правда») — все это позволяет предположить, что в верхних эшелонах власти превалируют нервозность и беспокойство по поводу стабильности нового режима. Что касается, в частности, Маленкова, то его доминирующей заботой являются усилия по консолидации собственной власти, и контролю над режимом.
d. Вероятно, можно предположить, что режим надеется избежать серьезных внешних трудностей, до тех пор, пока идет консолидация власти, или пока борьба за власть не достигнет стадии, при которой тот или иной претендент не увидит возможности достичь своих интересов, преследуя агрессивный и рискованный курс действий. Однако в природе такого нового режима лежит необходимость демонстрировать свою жесткость или, формулируя негативно, необходимость избегать любых проявлений слабости. Принимая все это во внимание, можно сделать следующие выводы:
РЕКЛАМА
 (1) Режим, в течение какого-то времени, вряд ли предпримет какие-либо поспешные действия или выдвинет новые существенные инициативы.
(2) Новые правители, скорее всего, будут «большими католиками, чем папа римский», некоторое время жестко придерживаясь политики, которую проводил Сталин.
(3) Новые правители будут реагировать быстро, резко, и даже, возможно, чрезмерно, на любые внешние угрозы.
e. Доступные на сегодня свидетельства позволяют предположить, что новый режим может проявлять особенную обеспокоенность по поводу:
(1) лояльности и подчиненности режимов стран-сателлитов,
(2) отношений с коммунистическим Китаем,
(3) лояльности армии,
(4) внутренней безопасности,
(5) отношения национальных меньшинств в СССР,
(6) партийного контроля над правительством и полицией, и укрепления связей между партией и народом.
f. Независимо от своего неприкрытого отношения к внешнему миру, основное беспокойство нового режима и Маленкова, в частности, связано с укреплением своего положения внутри страны. [Кроме того, вероятно, что, за исключением серьезных внешних проблем, характер которых не учитывался установленной Сталиным политикой, серьезные трения внутри режима чаще будут возникать в связи с внутренними вопросами, чем с какими-либо другими.] Серьезные трения внутри режима по поводу внешних вопросов, скорее всего, могут возникнуть в тех случаях, когда такие вопросы слишком новы, чтобы адекватно решаться в рамках политики, установленной еще Сталиным.
5. Стратегическая концепция
a. План психологических операций должен быть составлен в контексте стратегической концепции. Хотя ее формулировка лежит вне рамок настоящего документа, необходимо наметить в общих чертах основные принципы стратегической концепции в качестве основы для психологического плана. При пересмотре этой концепции, план психологических операций должен быть соответственным образом пересмотрен.
b. Цели. Согласно нашим фундаментальным интересам, и в качестве наиболее обещающих путей достижения реального прогресса в направлении этих интересов, наши основные цели в сегодняшней ситуации заключаются в использовании возможностей и трудностей перехода власти в новые руки, появившихся в результате смерти Сталина:
[По отношению к коммунистической системе:
(1) способствовать расколу в верхних эшелонах режима;
(2) способствовать разногласиям между Советским Союзом и коммунистическим Китаем;
(3) способствовать разногласиям между Советским Союзом и странами-сателлитами Восточной Европы:
(4) способствовать конфликтам между основными лидерами или группами внутри Советского Союза;
По отношению к свободному миру:
(5) способствовать укреплению и единству;
(6) развивать и поддерживать уверенность в лидерстве США в свободном мире;
(7) разрушать силу коммунистов]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии