Тома Кузнецова. Дерзость или талант?..
Одним из таких молодых авторов в Самаре является Тамара Кузнецова — обаятельная девушка, любящая мир во всех его ракурсах и проявлениях. Ей всего 26 лет. Я не стану сейчас рассказывать её автобиографию, озвучивать те места, где приходилось выступать Томе, пусть она сама поведает вам все подробности и детализирует свою творческую жизнь. Скажу одно: каждое её появление в различных аудиториях вызывает неподдельный интерес не только у молодёжи, но и у титулованных поэтов. Она — не «кич» своего таланта, хотя и забитой скромнягой в молодёжной прослойке она не слывёт. Вполне адекватна и общительна, культура автора и человека отличимая: это и её поставленная речь, и строки стихов. О стихах!.. Собственно ради этого и весь мой монолог. Именно стихи являются одной из главных составляющих в жизни Томы. С этого места поподробнее.
Впервые я увидел это молодое дарование в библиотеке самарского Окружного Дома Офицеров на одном из творческих мероприятий. Первое, что пришло мне в голову: «Ну, наконец-то появились молодые лица среди зрелой поэтической аудитории! Послушаю, как пишет молодёжь, отдохну от пресных стереотипов и типажей «сто первого дерева» в пейзажной лирике, от слюнявых воздыханий одиноких особ с неразделённой любовью, типа: «Ты уйдёшь, и я умру!..»
Я внимательно слушал её стихи, и в тот момент моё сознание отключилось на какое-то время. Я почувствовал именно то, что и должен чувствовать читатель, воспринимая на слух стихи — коридор, полный творческого кислорода, некий вселенский «эксит» в мир чувств и эмоций. Причём коридор не мрачный, что редко бывает в молодёжной поэзии. Зачастую – это «непонятки» на уровне полушизы. А здесь ясный свет впереди, трезвый и немного испуганный взгляд в будущее. Это нормально. Небольшое отступление о ясном свете: когда я учился на литературных курсах в мастерской выдающегося российского поэта Евгения Семичева, на своих занятиях мастер слова говорил: «Финал стихотворения должен быть убойным! Позитив — главное, но если «на миноре» — то всё равно нельзя размазывать «кашу по тарелке». Последние строки — это черта, подведённая автором. И от того, как она подведена, зависит судьба всего стихотворения…». Он совершенно прав, именно это я и вкладываю сейчас в неопытных авторов, постигающих основы поэтического ремесла. В случае с поэзией Кузнецовой я не нашёл «размазанных по тарелке» финалов поэтических произведений, не ощутил неискренности. Присутствие юношеского максимализма оправдано возрастом, но далеко не детские, а достаточно зрелые размышления сидят в голове этого милого создания. «Канва любви» естественна для «женской» поэзии, вопрос — КАК подаётся эта любовь?.. У Кузнецовой влюблённым знать о сроках их любви не положено. А что?.. Вполне нормально!..
Сны мои ты лови — лови,
Заплетая в тугой венок.
Умирающим от любви
Не положено знать свой срок…
Прочитав эти строки, мне невольно захотелось сделать «откат во времени», когда и мои чувства преобладали над разумом. Я углубился в её раннее творчество и обнаружил в нём только одну разницу: техника написания работ чуть слабее. Заметьте, мысли и рассуждения были серьёзными и обдуманными ещё в двадцатилетнем возрасте. Она не разменивала себя на приманки молодёжных желаний, не растрачивала на пёстрые фантики обёрток, а предпочитала скромную оболочку с непередаваемыми оттенками вкуса начинки. Достаточно привести пример из её стихотворения «Не иметь — не терять», написанного в 2016 году. Ей тогда было всего 20 лет:
Не хочу ничего иметь, чтобы нечего было терять.
Мне в глаза не смотрела смерть, времена не летели вспять.
Просто хочется зачеркнуть всё, что было — и за черту
Отпускаю в последний путь юность, глупость и... красоту.
Отпустить красоту внешнюю и углубиться в суть, раскрыв красоту внутреннюю, помогают другие строки из стихотворения «Нервное»:
Не притворяюсь волшебницей, надо ли?
Напрочь забыла о сути физической.
Душу укрыть бы за тёплыми взглядами —
Мне не хватает их, катастрофически.
Подкупает «арбенинская» нотка, но и это нормально. Вести перекличку — один из важных приёмов в поэзии. Так что же делает литературный герой Кузнецовой? Каков его избранный путь? Автор пытается вещать от его имени, вплетая нечто личное, и это тоже правильно. Поэзия не базируется исключительно на выдумках, это не русские народные сказки. Её современный фундамент постоянно качается, как маятник метронома, не имея надёжную крепкую платформу. Но при этом возрастает сама динамика движения; столкновение с препятствиями и умение их преодолевать, вытягивая самого себя за волосы из «болота» общества, отвернувшегося от литгероя, чувствующего себя одиноким, но не потерянным; непонятым, но правым в своём крохотном пятачке земли под ногами, как в стихотворении «Перезарядка»:
Заряд исчерпан. Туман и холод.
Пойти по новой строке за жизнью,
Расстаться с прошлым, когда ты молод,
Порой непросто. Стираю мысли…
Но это только попытка стереть свои мысли. На самом деле всё иначе. Они есть, они работают на автора, движущегося вверх по крутой параболе. Опять же — без посягательств на славу и популярность, летящих оплечь.
В конца 2021 года во Всероссийском поэтическом обозрении «Красная строка» появилось новое имя — Тома Кузнецова. Она встала в одну поэтическую шеренгу со скандальной авангардной поэтессой из Рязани — Людмилой Журавлёвой, чьё творчество по шкале «Арт» можно считать «десятибалльным». У Томы, чьё девичье сердце раскрыто для любви, нет матёрой «журавлёвской» хватки, но сила и манера построения её поэтических пирамид не уступает ни на йоту. Она идёт с мастером вровень, впрочем не только с ней. Печататься в одном издании с известными самарскими поэтами, как Людмила Хаустова, Инесса Воробьева, Ольга Целебровская, Анна Прохорова и многими другими похвально (я назвал исключительно женщин).
Так что же это?.. Дерзость или всё-таки талант?.. Уверен, что желчные злопыхатели скажут: «Дерзость». Так говорили о многих, чей талант безупречен и очевиден. Поэтому умные промолчат. Хочется сказать и о том, что в свои двадцать шесть Кузнецова продолжает упорно двигаться вперёд. Шесть последних лет творчества укрепили автора. Но не сделали её альтруистично-эгоистичной. Тема любви в поэтических произведениях Тамары Кузнецовой раскрыта объёмнее, литгерой продолжает жить более зрелой жизнью, скопив немного жизненного опыта. Любовь в её стихах не абстинентна, в ней появились новые грани:
Ополоснуты кружки, и в чайнике стынет вода,
Утекает в трубу неуклюжесть движения рук.
Я простая — из домыслов, нежности, нервов, стыда.
В перспективе далёкой — потерянно-найденный друг.
Творческий поиск у поэта может длиться годами. Иногда ему кажется, что он нашёл себя, но через некоторое время понимает, что это не все находки, стрелки на стенах в глухом лабиринте указывает другое направление.
И всё начинается сначала. Порой даже ноги как опора — смешны, ибо только полёт не вызывает усталости ног. Но Тамара не летит, а идёт по этому пути честно и открыто, не озираясь, не скорбя по утраченному времени. Её творчество вращает стрелки часов своей энергетикой:
В жизни на суше смешная опора — ноги,
Если едва ли надеешься на себя.
Плотно усыпаны щебнем пути-дороги —
«Встань и иди, не жалея и не скорбя».
Подводя черту под всем вышесказанным, хочется добавить, что в моей душе присутствует радость за то, что в Самаре развивается и крепнет ветвь молодой авангардной поэзии, а у поэзии, как и у марочных вин, нет срока давности. Есть только сама поэзия. А талант всегда пробьёт себе дорогу, по которой можно идти с гордостью, а не с сожалением.
Владислав Терентьев, поэт, публицист,
член Российского союза писателей,
член Ассоциации поэтов и писателей «АРТ»
Магистр Международного Фонда «ВСМ»
Свидетельство о публикации №122012602663
Шестнадцать
Тома Кузнецова
Красной Шапочке, кажется, надо бы прогуляться.
Лучше, конечно, по полю, по тропам знакомым -
Маленьким девочкам всё же не стоит в чащу,
Маленьким девочкам лучше держаться дома.
Но Красная Шапочка очень и очень упряма.
Ей ведь шестнадцать – она ещё так глупа.
Маленьким девочкам лучше держаться дома,
Но Шапка стандартно всегда убегает. Судьба?
Маленькой Красной совсем уж не страшно в чаще -
Там живёт тот, кто теплом своих рук согреет.
Её маленький волк, милый угрюмый мальчик,
Заменяющий все на Земле батареи.
Красная шапочка снова сбежала в дебри.
В самую глушь, чтоб никто не нашёл, не видел.
И сидит под огромной густой и зловещей ивой,
Дожидаясь могущего своего зверя.
Он прибудет. Так скоро, как только возможно.
Он разыщет её по запаху, свежему, прелому.
Он придёт, а она, задыхаясь от нежности,
Прильнёт побыстрей к его телу белому.
Красной шапочке следовало б прогуляться.
Лучше, конечно, по полю, по тропам знакомым.
Маленьким девочкам всё же не стоит в чащу…
Но шестнадцать – ведь это достаточно много?
12/10/12
Спасибо ,Владислав Юрьевич!Спасибо!
Анатолий Милютин 2 26.01.2022 16:53 Заявить о нарушении
Природа -тоже женщина
Природа - тоже женщина, нам всем её терпеть.
По осени вновь нечего бывает ей надеть.
Застряв на этом поводе, она весь день ревёт,
Дрожит нагая в холоде, ресницы пряча в лёд.
Он тает, растекается ручьём, разбавив тушь -
Картина превращается в скопление из луж.
Природа снова старится и прячет седину,
Но ненадолго справится - краса пойдёт ко дну.
И побелеют волосы, как будто навсегда,
УзнАются по голосу метели, холода,
Оденут в шубу снежную, и с ней уснёт земля.
Сны будут безмятежными, начнётся год с нуля,
Прошедшее исправится, когда придёт весна,
Очнётся вновь красавицей природа ото сна,
Забьётся сердце бешено. А жизнь красивей слов.
Природа - тоже женщина, и в ней живёт любовь.
2021г
Анатолий Милютин 2 26.01.2022 17:15 Заявить о нарушении
Рад, что оценил статейку.
Обнимаю!!!
Владислав Терентьев Самара 26.01.2022 19:11 Заявить о нарушении