Доверие
Соби Агацума
Чем больше ты доверился человеку,
тем больший у него соблазн предать тебя
Ольга Громыко
В слове ДОВЕРИЕ явно проглядываются два смысла, подобно тому, как два русла, сливаясь в одно, образуют одну более полноводную реку. Вот эти русла: ДО ВЕРЫ и ВЕРА – что из них – река, а что – приток?
ДО ВЕРЫ – можно понять, как приток, стремящийся до реки ВЕРА.
А можно понять и как то, что было прежде, чем появилась эта самая ВЕРА.
Оттого, вполне логично рассудить, что ДОВЕРИЕ – и есть первое, что мы оказываем человеку, прежде чем быть вполне уверенным в нём. И это вполне практично и разумно, даже великодушно по отношению к малознакомому или даже вовсе незнакомому человеку. С этого, пожалуй, и стоит начинать этакое «испытание» человека на предмет – можно ли верить человеку. Гуманно ли это – испытывать человека, устраивать для него экзамен? Гуманно и более того – уместно. Жизнь устроена так, что рано или поздно приходится доверять:
- при обучении – доверить сделать что-либо уже самому
- при совместной работе – не всегда же вы будете рядом
- при поручении чего-либо
- и т. д.
Ведь, ВЕРА предполагает уже полное и безусловное ДОВЕРИЕ, подобно тому, как приток отдает все свои воды реке. В эпиграфе уже сказано, что доверие всегда искушает человека предательством – и потерявший его уже не только не вернет к себе доверия, не говоря уже о вере. А как же быть вот с этим:
«Не верь, не бойся, не проси!» - придут и сами дадут…
Так ведь, это же – глаголы: верь, придут, дадут…, какое они имеют отношение к существительному ВЕРА?! Можно ещё привести из этого разряда:
«Тому, что говорят – верь не более, чем наполовину» -
мало ли кто и что, и с какой целью говорит, и откуда приходит. Ежели так рассуждать, то можно проникнуться доверием и к случайному прохожему, и к бабушкам на скамейке, и к информации ребенка, наслушавшегося что-либо в школе или на улице – так эти мутные ручейки могут, слившись в приток, принести в реку ВЕРЫ столько мути, что некогда будет делом заниматься. Нет, уши и глаза, разумеется, закрывать вовсе не следует и отгораживаться от жизни тонированными стеклами – просто надо иметь, своего рода, перечень лиц и событий, на что вообще следует обращать внимание. Постоянен ли он: Разумеется – нет! И жизнь меняется, и вы меняетесь, и ваши интересы тоже меняются – «Имеющий уши – да услышит!», и ещё «Предупрежден – значит вооружен!». Не всем же подарен Небом внутренний голос или интуиция. Уже отсюда можно сделать вывод о том – насколько велико расстояние между ДОВЕРИЕМ и ВЕРОЙ. Доверие мы применяем наиболее часто – его можно применить почти к любому человеку, случаю, событию или информации, но, из этого вовсе не следует, что из всего этого многообразия не может родиться ВЕРА. Здесь тоже нужна интуиция, опыт, ситуация, направленность внимания – а вдруг, это именно то, что должно круто изменить вашу судьбу – к ЛУЧШЕМУ или к ХУДШЕМУ!?
Не доверяться – значит не пробовать, не пробовать – значит не жить. А ошибки? Так и про них много чего написано:
«Волков бояться – в лес не ходить!» - скажете:
- Можно поручить другому – принести малины, нарубить дров, собрать грибов… Некоторые так и живут – отыщут старика, который знаком с «Золотой рыбкой»… В былые времена была популярна песня о том, как молодой человек послал своего друга… - да вот же строки из этой песни «Поручение»:
………………………
И как я додумался братцы
И сам до сих пор не пойму
В любви перед нею признаться
Доверить дружку своему
Под вечер запели гармони
И стал небосвод голубым
Тогда и отправился к Тоне
Мой друг с порученьем моим
Но долго стоял я в обиде
Себя проклиная тайком
Когда я их вместе увидел
На танцах в саду заводском
И сердце забилось неровно
И с горечью вымолвил я
Прощай Антонина Петровна
Неспетая песня моя
……………………………
Я не читал произведения Соби Агацума, из которого взята вот эта цитата: «Полное доверие граничит с безумием» и в каком контексте она использовалась, но я предполагаю, что речь идет о высшей границе ДОВЕРИЯ. Мы должны понимать, что доверие – лишь ступень к ВЕРЕ – а сколько их и куда, к чему и к кому ведут эти ступени – известно лишь к тому, кто оказывает это самое полное доверие. Он может так доверять и себе – своей интуиции, таланту, провидению и даже гениальности: сколько таких непризнанных при жизни гениев были сожжены на кострах, сгноены в темницах и забвении… Известна и низшая ступень или грань доверия по отношению к другим и даже к себе – помните, у Высоцкого:
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, — кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе,
я не верю судьбе, а себе — ещё меньше.
Ну, как говорится в крылатом латинском выражении:
«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») - в этом и заключена разница между обыкновенными смертными и великими талантами. Как же должен вести себя этот самый «простой смертный» по отношению к доверию – выше я уже говорил, что устоявшихся правил не должно быть, ибо жизнь, как в каждом человеке, так и вокруг – текуча и подвижна. Человек, обжегшийся жизнью, часто становится осторожным и замкнутым. Такие уже не только не удостоят внимания, не говоря уже о мало-мальском доверии к незнакомому, постороннему – даже не взглянут в его сторону. И с доверием к другим, зачастую и с первого взгляда, у таких не все ладится – вспомните вторую цитату из эпиграфа – они её усвоили ещё с пеленок, впитали с молоком матери и наглядным примером отца и других, достойных доверия и наглядного примера. Юпитеры ли они, тоже, как прочие гении и таланты, зачастую не верящие даже в себя? Нет и нет, ибо в себя то, они точно, всегда, неуклонно и твердо верят – сиюминутно и сиюсекундно. Вера в себя – их приют, оплот и способ продвижения по жизни, их оружие и принципы. Всем остальным они лишь доверяют – проверяя, проверяя и проверяя своё, к ним, доверие.
Надобно ли вооружать принципами по отношению к доверию, уже, выработанными человечеством, да и своим опытом, тоже. Опять же, можно сказать, мол: «жизнь текуча – всё меняется, а с нею и с нами тоже происходят сдвиги». Я бы сказал так: «Если вас предали в доверии один раз сегодня – завтра вас обманут дважды, если вы совершите то же самое - ошибочное!» Почему? Да потому что, пока ещё, человечество, в больших и малых масштабах, ИДЕТ ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ»! Люди отдаляются друг от друга, все больше и больше – и оттого все менее становятся достойными доверия «с первого раза» да и проверять их становится все труднее и труднее, затратнее и затратнее – не один пуд соли потребуется съесть. Что же – мне нечего сказать поучительного, кроме обличительного? Есть! Не в пример ко многим, даже великим писателям, написавшим: «Мертвые души, «Преступление и наказание», «Ревизор» - перечислять можно долго.
Постараюсь привести хотя бы некоторые правила для доверия и «содоверия» (это когда доверие взаимно):
- довериться безусловно, можно и нужно - матери, особенно;
- довериться можно женщине, которая тебя, безусловно, любит,
но следует иметь в виду, что это доверие будет безусловным,
пока она вас любит или пока сама не стала матерью;
- довериться, и даже содовериться можно девочке, если вы -
мальчик – это и есть «первая любовь», которой лучше
«переболеть», чем сделать от неё «прививку» с взрослой тетей,
так вы хотя бы не станете циником.
- не следует слишком доверчиво относиться к человеку,
который ВЫБРАЛ ВАС – кто знает – «с какой целью?» и
«насколько дорого, а может прибыльно это обойдется вам» -
кроме того, с вами могут просто расстаться, придя к цели;
- доверяясь мужчине, всегда (всегда!) следуйте принципу:
«Доверяй, но проверяй!» - здесь главное не переусердствовать
в способах, необдуманных выводах и наказаниях: мужчины –
более понятливы, а женщины – более интуитивны;
- довериться можно тому, кто в опасности, в которой он может
искать спасение с вами. Но и он может исчезнуть, когда
опасность минует. Благодарность этого человека – его долг и
его характеристика;
- в особенности, будьте внимательны в доверие к тем, которые
захотят строить с вами здание на том фундаменте, который
заложили вы, и уж, тем более – когда строительство уже идет
к завершению;
Доверие, а тем более содоверие наиболее иллюзорно и подвержено изменениям и тем более, разрушениям из-за различий в:
- возможностях, целях и достатках;
- вере и национальностях;
- классовых принадлежностях;
- традициях и устоях;
- воспитании и взглядах на жизнь;
- принципах и привычках;
- в душевных устройствах;
- половых предпочтениях, их важности и отношениях к ним;
- и конечно же – в возрастах ……и т. д. Удач!!!
Свидетельство о публикации №122012508560