Живой!
Гений, поэт, актер театра и кино, всенародный кумир, чьи песни любили все – от секретарей обкомов до шоферов-дальнобойщиков, от сотрудников НИИ до уголовников-рецидивистов, чьи стихи признавали лауреат Нобелевской премии Бродский и генсек Брежнев, стихотворцы наций и домохозяек. Бард, хулиган, бунтарь, ненавидящий власть, но все же признаваемый, друг Шукшина и Шемякина, Параджанова и Тарковского.
Я не люблю, когда мне доказывают и рассказывают о нем во имя собственных амбиций; когда его классифицируют, тиражируют и когда меня шантажируют его жизнью; когда роются, почему пил, как ****овал, с кем гулял, кому хамил, кто б;льшая жена, желаннее - возлюбленная, лучше - друг. Не люблю провидцев насчет, кто в утиль списывал, а кто самоотверженно спасал. Еще - кто сильнее помнит и почитает, в каких случаях верит ему или не считает его Поэтом. Не люблю, когда о нем говорят на приемах и за обедом, когда выговаривают его имя с уверенной ехидцей, шипят что-то о провинциальной приверженности, делают «удачные» аранжировки, прикрываются его именем и зарабатывают на нем. Не люблю ежегодный двухразовый песенный шабаш, в знак его рождения и смерти. Хотите помянуть? Сядьте за стол, налейте, спойте под гитару, помяните нормально, по христиански, по людски.
У каждого из нас не два родителя, а три. Третий – время, в котором каждому довелось жить. Гены эпохи – тоже в нашей крови.
Мы опускали иголку на диск, ныряли в наушники и, закрыв глаза, уносились с этим хриплым ураганом в такую невероятную свободу, в такой сладкий хаос, что загустевшая в груди, застрявшая в глотке, и расцарапавшая все до звериного отчаяния, пробка вылетала ожесточенным сердцем, вырывалась тягучим воем сквозь соленую горечь крови на искусанных губах, высвистывала до последней пылинки нашу тягу бояться, просить, беречься, и открещиваться от своей судьбы при каждом ее повороте. Вылетала и отпускала душу на волю.
Какие юбилеи-даты? К чёрту!
Что с вами, недотепы-господа?
Он - бард, сказитель, - зол, но честен,
вы – подголоски-певуны сюда-туда.
Надлом души, как глыба, и как жутко, -
надрыв, хрип, стон и рык до слёз.
И жизнь его, разбита на минуты
на нервной сцене жизни и всерьёз.
Какое ж это было взорванное сердце,
- взахлёб, враздрызг, сполна, вконец?!
Враги вели его по жизни шуткой-скерцо,
его балладам лишь терновый ждал венец.
К вершинам мы едва могли стремиться,
а он – в снега - упорно в гору лез наверх.
Мы все мечтали: как бы не свалиться!
Он осторожность счел, как заурядный грех!
Шел безрассудно, жестко, безоглядно,
пел без расчета на концертное «ура»,
струной звеня, ведомый нитью Ариадны,
не побоявшийся гнилья, болота и костра.
В стакане затрапезном, в дребезге бокала
была его чужая немота и спрятанная боль,
безмолвие и безграничная усталость,
и невозможность быть самим собой.
Мне наплевать на праздники и юбилеи!
Без голоса, без сил, без кожи и без жил
Высоцкий спел бы, - сам сказать сумел бы,..
Ах, если б жил он! Если б жил!
Мы с тобой не сравнялись в возрасте, и все же – можно на «ты»? Знаю, думаю: можно – тебе чужд пафос. Ты даже извинялся за чопорность «Коней привередливых», - беспомощно как-то извинялся. Словно, Пушкин просил бы прощения за гламурность «гения чистой красоты».
Ты родился в свое время, и очень вовремя ушел. Для поэта лучшего и не пожелаешь: уйти в расцвете славы, признания и всенародной любви. А доживи до нашего времени – кем бы стал? Миллионером? А, может, и вовсе уехал из страны? Но ты сам говорил: «не надейтесь – я не уеду»?
При жизни тебя не жаловала интеллигенция: «склонен к конформизму; непримиримого Галича не пощадили, а этого сам Брежнев слушает, Андропов к нему благоволит, что само по себе – неприлично»…
Тебя не понимали даже ярые поклонники, ставшие «друзьями не-разлей-вода». Ты сам рассказывал: «Пою им «Охоту на волков», после концерта подходит какой-то мужик, признается: «Спасибо Вам, Володя, за ваши прекрасные песни. А за «Охоту» - отдельное спасибо от нашего общества охотников и рыболовов»! Я прямо обалдел!..»?
Ты искупил свои земные грехи «Банькой по-белому», «Балладой о детстве» - шедеврами, в которые вместилась история целых поколений. Ты уморительно и беспощадно смешил, и даже великий Райкин констатировал: «Я так не умею»… Ты подарил мне своего Гамлета и до неприличия обаятельного Жеглова (не получилось у тебя сыграть подлость – возможно, потому, что сам таким не был).
Твоя кончина стала последней трагедией советского народа.
Да, «век вывихнулся и расшатался»; настали совсем другие времена. Тебе бы они не понравились.
Тебя возлюбила попса. Твой «отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет». Оцифровав запись, убрав из нее «лишние» шумы, меня лишают звука биения твоего сердца, скрежета нервов, учащенного дыхания души. Но ты сопротивляешься, потому что я помню тебя другим. Твой голос пульсирует внутри меня, заставляя поверить, что «наградою за безмолвие обязательно будет звук» - «не пройдет и полгода»…
Сколько вас не успело до срока
погостить на заветный порог,
и увязло по прихоти рока
по трясинам житейских дорог.
Сколько нас не умеющих биться
по цветам расстреляло свинец,
а кто знал: как верёвке ни виться,
у петли находили конец.
Им песок в клапана подсыпали.
Им кидали гвоздей в колею.
В непризнаньи они, и в опале,
были первыми в каждом бою.
А петля та - змеиное жало
с каплей яда, под сердцем кинжал,
напоследок смертельно держала
и уставший мотор отстучал.
Но смогли эти смелые люди,
даже зная - к утру не поспеть,
сплюнув кровью, не слушая судей,
задохнуться, но всё же допеть, -
чтобы воры спокойно не спали;
чтобы вдовий не слышался плач;
чтобы старых грехов не списали;
чтобы не был оправдан палач...
А когда заиграли зарницы,
и походная спела труба,
мы целуем в пустые глазницы
рано павших солдат черепа.
Но не нужно сегодня печали -
нынче совесть чиста и смела.
помяните же тех, кто отчалил
до того как верёвка сгнила...
И когда декорации нашего безвременья рассыплются в прах, - настанет эра милосердия и справедливости, и каждый из уцелевших, в унисон с твоим хриплым голосом, с нескрываемой радостью скажет: «Значит, живой!»…
Свидетельство о публикации №122012502573