Париж и вокруг

                ПАРИЖ И ВОКРУГ

   Мы были в Париже дважды с разрывом в 12 лет. Этот срок оказался достаточно большим и для города, и для нас. Всё, чем известен Париж, было там же, но изменилось его "лицо", живое непрекращающееся движение прохожих на улицах и площадях. И мы изменились - насытились музеями Европы, стали старше, мудрее, научились ценить мелочи. Обо всём этом и многом другом мои короткие заметки, которые будут перемешены и по месту и по времени.

                REIMS
   Сложно, да и не нужно описывать такие грандиозные создания как Реймский собор.
   Надо быть там, внутри, чтобы ощутить высоту и лёгкость сводов, пустоту и одновременно странную наполненность "духом" неимоверного пространства здания, и снаружи, чтобы поразится мастерству, с которым неизвестные скульпторы создали многочисленные статуи, украшающие стены собора.
   Наиболее известен "Улыбающийся ангел", от взгляда на который, хочется улыбнуться и самому.

                ROUEN
   Моне обесмертил Руанский собор серией картин, созданных в разное время дня и года. Он пытался передать свои ощущения от всего фасада в целом, предоставив нам исследовать детали.
   На барельефе, справа, Архангел Михаил изгоняет Адама и Еву после грехопадения из рая, подталкивая левой рукой Еву в бок, чтобы у зрителей не было сомнения в происходящем событии. Грешники, по-видимому, ещё в раю, так как они и Михаил смотрят в одну сторону, на карающего Бога. Адам пытается выпросить прощение и остановить изгнание, в то время как Ева только прикрывает срам.
   Выражение лица архангела многозначно. С одной стороны, он выполняет Божественное указание, с другой, он не очень в этом уверен и ожидает возможного прощения, и наконец, он находится в явном сомнении - достаточно ли сильно он выталкивает Еву с Адамом за пределы рая.
   А фигура слева так и осталась для нас загадкой. Кто это - шут, жонглёр залезающий на шест, персонаж сказки или чистая фантазия скульптора.

                CHARTRES
   Мы попали в Шартрез очень удачно - была закончена реставрация алтарной части, поэтому мы смогли увидеть готический собор глазами верующих 13 века (после пожара новая постройка была освящена в 1260 году и осталась без изменений и разрушений до наших времён).
   Мы увидили внутри не привычные серые закопчённые стены и потолки, а солнечное, местами золотистое покрытие. А витражи перестали быть узкими полосками света в полумраке храма и превратились в громадные глаза, через которые Бог заглянул в собор и которыми собор стал смотреть на мир.
   Западный портал, представляющий наибольший интерес, уцелел во время пожара. Среди множества скульптур нас привлекли не статуи святых, библейских персонажей, отцов церкви, а их подножья, где, освобождённые от канонов, мастера воплотили свою естественную человеческую сущность - любовь к окружающему миру.
   Шартрез знаменит не только собором, но и своим зелёным ликёром и особой породой кошек. Мы же нашли недалеко от центра удивительное место для прогулок вдоль реки, почти полностью свободное от туристов.

                LOIRE VALLEY
   Проведя целый день в долине Луары, мы поняли, что только посетив это прекрасное место можно более или менее понять, представить себе Францию.
   Ещё дома я заказал тур в местном французском агентстве. Нас было восемь человек в микроавтобусе: мы, две американские пары - друзья, бывшие офицеры, решили отметить какой-то юбилей, молодая пара из Англии и водитель, постоянно болтавший на хорошем английском и развлекавший нас на переездах из одного шато в другое историческими анекдотами из жизни королей и дворянства. Маршрут, отработанный буквально по минутам, проходил через наиболее известные chateau. Армейские привычки американцев, наша пунктуальность и необходимость подчиниться большинству англичанами позволили чётко соблюдать график поездки.
   Я не буду обременять читателя названиями и описаниями всех виденных нами шато. Замечу только, что во многих, из более чем 300, до сих пор живут хозяева, оставляя часть зданий для посещения туристами. Позволю только представить  фотографию одной из деталей этих замков, которые вы врядли найдёте на интернете.

                КОЗА НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ
   По правде сказать, это ещё не Елисейские поля, а сады Тюильри (Jardin des Tuileries). Снимок сделаны почти рядом с Grand Bassin Pond (Большим круглым прудом). Солнечным весенним днём мы присели отдохнуть после посещения непомерного Лувра. И увидели эту самую козу привязанную к колышку. Её очень прельщали сочные листья тюльпанов и она тщетно тянулась к ним, натянув до предела верёвку. Кто привёл её в центр Парижа и где был её хозяин мы так и не узнали. Сами же Елесейские поля настолько завязли на зубах, что о них промолчу.

                SACRE COEUR И MONTMARTRE
   Тёплым августовским днём 2001 года мы неспеша поднимались по длинной и высокой лестнице к медленно выроставшей перед нашими глазами базилике Сакре-Кёр. Единичные группы туристов толпились на широкой площадке перед входом. За 60 франков мы купили 2 билета и поднялись на купол храма, откуда открылся великолепный вид Парижа и всё: Ейфелефа башня, Триумфальная арка, Лувр, Сена, собор Парижской Богоматери, сады - оказались внизу среди бесконечных крыш города. Свершилась давняя мечта -"Увидеть Париж и умереть", хотя конечно умирать мы не собирались, как и Илья Эренбург.
   Архитектура базилики характеризуется своеобразной интерпретацией романо-византийского стиля и резко отличается от готических храмов Парижа и Франции. Внутри было малолюдно и тихо. Чудесная мозаика, главная достопримечательность, покрывает все купола храма. Мы неспеша обходим по кругу базилику, выходим наружу и вновь наслаждаемся панорамой города. Радостно и хорошо.
   И вот мы опять через 12 лет на тех же ступенях. Только теперь на скамейках сидят арабы и негры, беспрерывно разговаривая по телефонам. Площадь перед базиликой запружена туристскими группами. Приходится проталкиваться чтобы войти внутрь, где также тесно и шумно. Электронное табло на разных языках, в том числе и на русском, безрезультатно призывает к тишине. Усталый и сердитый служащий бегает из конца в конец храма, прикладывая пальцы к губам и пытаясь прекратить съёмку фотоаппаратами и телефонами. Гул на минуту утихает, но вскоре нарастает опять. Толпа медленно двигается по кругу, всасывая вновь прибывших и выбрасывая отсмотревших наружу. Разочарование оседает горьким осадком. Мы покидаем Сакре-Кёр и под моросящим дождём бродим по Монмарту, по брусчатке мостовых и тротуаров, мимо домов, галерей, магазинов и кафе.
   Лёгкая печаль скорой разлуки с подурневшим городом охватывает нас. Мы вспоминаем прежний визит, наш непомерный восторг и радость. О, как молоды мы были 12 лет назад! И тогда, по свежим следам, я написал: "Думаю, чтобы по настоящему полюбить Париж надо пожить в нём долго обычной жизнью, забыв на время о всех музеях и знаменитых писателях, поэтах и художниках, живших здесь и создавших славу этого города, его привлекательность. И только потом, постепенно принимать маленькими дозами дома и улицы, Сену, дворцы, церкви, музеи, медленно выстраивая в своём сознании это сложное и прекрасное создание - Париж".

                VERSALLES
   Во время второй поездки мы решили посетить Версаль, чтобы собственными глазами увидеть и оценить весь этот громадный королевский заповедник.
   Могу сразу сказать - лучше смотреть фотографии, чем быть внутри разноязычной мятущейся, почти бегущей, за зонтиком или другим знаком экскурсовода, толпы туристов, судорожно снимающей не важно что, залезающий друг на друга, чтобы увидеть хоть что-нибудь, и одновременно боящейся потеряться, утонуть в море таких же полусумашедших. Я хорошо запомнил одного туриста, который вбежал в зал, держа в поднятой руке видиокамеру. Глядя только в сторону выхода, он так и пробежал, снимая неизвестно что и неизвестно для чего.
   Нам повезло, когда мы "невзначай" присоединились к группе молодых людей и, покинув переполненные залы, прошлись с ними и экскурсоводом по личным покоям Людовика ХIV, посетили дворцовый театр.
   Я не думаю, что Версаль сейчас лучше, красивее и богаче, чем другие дворцы Европы. Регулярные сады однообразно забраны высочайшими заборами-решётками для охраны от туристских стад, ищущих тени, отдыха и туалетов. Фонтаны, большие по площади, но мало интересные по содержанию, работают считанные часы только по определённым дням. И это при стоимости билетов почти в 20 евро.
   Но есть небольшая часть Версаля, которую надо посетить в любом случае -
   Le Domaine Marie-Antoinette, поместье Марии Антуанетты. Пасторальная атмосфера искусственно созданной французской деревеньки даёт возможность перевести дух после гонки по залам дворца.

                NOTRE-DAME de PARIS
   Я не собираюсь рассказывать о Соборе Парижской Богоматери, а расскажу забавную историю нашего предпоследнего и последнего дня в Париже в 2001 году.
   Итак, мы присели на скамью в каком-то парке передохнуть. Рядом с нами пожилая парижанка читала газету. Из чистого любопытства я взглянул на первую страницу и ... в ужасе замер и, повидимому, смертельно побледнел. Дата газеты соответствовала нашей дате отлёта домой! Неужели я перепутал дни, тут же промелькнуло в голове? Дрожащим голосом я поинтересовался говорит ли она по-английски.
   "Немного"- ответила она.
   "Какой сегодня день?" - спросил я.
   "25 августа" - к моей радости проговорила она.
   "Так почему дата на газете 26 августа"?
   И тут выяснилось, что данная газета по традиции выходит с датой следующего дня.
   Самолёт вылетал около двух часов дня. Утром, когда всё было готово и вещи собраны, Галя решительно сказала: "Бери фотоаппарат. Мы поднимимся на Собор Парижской Богоматери". Дело в том, что из-за очередей мы не смогли это сделать раньше. Будучи законопослушным мужем я покорно ответил: "Хорошо". Через 10 минут мы были на месте и чуть позже - наверху.
   И вот в компании нескольких туристов и, не обращающих на нас внимания, химер мы разглядываем Париж в лучах утреннего солнца. Город жил своей будничной, не зависимой ни от нас, ни от собора с его забавными химерами, суетой, в которую через сутки, но уже дома, вернёмся и мы.
   
 

               
 



 


Рецензии